Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Современная идеологическая ситуация




 

Статус «идеологических» в настоящее время приобретают течения, которые объединяют людей стремлением политическими средствами решить какие-либо отдельные соци­альные проблемы, по разным причинам объявляемые главными или ключевыми. Таковы феминизм, экологизм и т.д. Однако их влияние невелико.

Доминирующее положение в мире идеологий по-прежнему занимают четыре охарактеризованных выше «идеоло­гических кита»: консерватизм, либерализм, социализм и национализм. Но со­отношение сил между ними к концу XX столетия заметно изме­нилось. Практически весь XX век прошел под знаком острого идеологического противоборства консерватизма и либерализма, с одной стороны, и радикального варианта социализма (мар­ксизма-ленинизма) - с другой.

Исход этой битвы идеологиче­ских гигантов стал ясен к концу 80-х годов: социалистическая идеология проиграла, не справившись с самопровозглашенной ролью идеологического лидера эпохи. Однако почти полтора столетия отчаянной борьбы с социализмом не прошли бесслед­но и для победившей стороны.

Либеральная и консервативная идеологии были вынуждены: (1) признать частичную правоту социализма в отстаивании социальной защищенности трудя­щихся, (2) искать почву для сближения своих принципов перед лицом общего противника. Все это привело к тому, что либера­лизм и консерватизм значительно сблизились на основе ряда исходных принципов и концепций. Так, их «общим достояни­ем» стали концепции неотчуждаемых прав и свобод человека, правового государства, идея необходимости политического кон­сенсуса и пр. Так что сегодня уже никого не удивляют словосо­четания либерально-консервативный или консервативно-либераль­ный. Сегодняшние границы либеральной и консервативной идеологий уже плохо различимы для рядового гражданина. Этих различий ныне гораздо больше в конкретной политической практике, где сталкиваются личные и групповые амбиции поли­тических лидеров и возглавляемых ими партий, чем на теорети­ко-идеологическом уровне.

Главная же особенность нынешней идеологической ситуа­ции заключается в том, что на месте отступившей социалисти­ческой идеологии образовался некий духовный вакуум, свобод­ная ниша, которую, однако, не могут до конца заполнить либе­рально-консервативные идеи. Кроме того, особый предмет вол­нения для последних заключается в том факте, что с ослаблени­ем социализма исчез источник напряжения, движущая сила идеологического развития.

Либерально-консервативной мысли больше не на чем оттачивать свои аргументы, пропал явный стимул к обновлению, реально замаячила угроза идейного за­стоя. Пошли даже разговоры о «конце истории», об утрате «ду­ховной энергии», воодушевлявшей прошлые поколения. И в самом деле, складывается впечатление, что нынешнее идеологи­ческое миропонимание утратило свой прежний исторический оптимизм, уже нет безоглядной веры в несомненное и неизбеж­ное улучшение мира, под вопросом оказывается эффективность реформ, усиливается отчуждение масс от государства и пр.

Так что в настоящее время ведущие идеологии находятся в поиске новых ориентиров, общественно значимых целей, способных вдохновить большие массы людей. При этом их объединяют ве­сомые идейные завоевания уходящих в прошлое эпох (права человека, гуманизм, демократия), что позволяет достаточно эф­фективно сдерживать проявления идеологического радикализма (фашизм, анархизм, расизм и пр.).

В современной России идеологическая ситуация несколько иная. После долгих лет безраздельного господства марксизма-ленинизма идеологическое поле неожиданно опустело. Но нена­долго. Разгоревшаяся среди различных групп постсоветской по­литической элиты борьба за власть потребовала соответствующего идеологического оформления. Пытающиеся выразить новые уст­ремления масс десятки и даже сотни политических партий стали срочно примерять различные идеологические одежды. Наиболее «модными» среди них оказались либеральный, национально - патриотический и коммунистический ансамбли идей.

Преобладание на сегодняшнем российском идеологическом пространстве либеральных, национальных и коммунистических конструкций не случайно: каждая из них выражает не только интересы стоящих за ними элитарных политических групп, но и фундаментальные общественные потребности, озвучиваемые на языке политических целей и задач.

Либеральная идеология ориентирована у нас на задачу глу­бокого реформирования всех сфер общественной жизни, начи­ная, естественно, с экономики.

Национально-патриотический комплекс идей пытается спасти былое единство народа, раска­лываемое экономическими реформами, поднять уровень само­оценки нации.

Коммунистическая же система идей призвана ныне сгладить шоковые последствия либеральных реформ, со­хранить по мере возможности былую социальную защищен­ность и «уверенность в завтрашнем дне» каждого члена общест­ва.

В принципе все эти задачи вовсе не взаимоисключающи. Так что у лидирующих ныне в России идеологических течений есть точки соприкосновения, есть основа для национального согласия. Западный опыт последних столетий показал, что идеологические разногласия в конце концов поддаются цивили­зованному (не силовому) урегулированию. И уж коль скоро ос­новные идеологические принципы (марксизма или либерализ­ма) позаимствованы Россией на Западе, то хорошо бы, чтобы тамошние способы разрешения идеологических конфликтов не остались у нас без внимания.

Но это в перспективе. Пока же новые для России идеологи­ческие доктрины с национальной спецификой еще не оформи­лись окончательно и не нашли для себя четко очерченной соци­альной базы. В этой сфере все находится в брожении, в станов­лении. А в таких ситуациях надеяться на идеологический мир рановато.

9.8. Политическая психология: понятие, структура

 

Как бы ни были глубоко продуманы и обоснованы политиче­ские идеологии, ни одна из них не будет принята массами, если они противоречат политической психологии людей. На этом уровне политического сознания рациональные конструкции идеологий превращаются в конкретные стимулы, мотивы и ус­тановки политического поведения. Поэтому изучение политиче­ской психологии имеет существенное значение для мира поли­тики. Процесс этот, правда, заметно сдерживается фундамен­тальной неясностью - что именно надо изучать: то ли массовидные явления психики как надындивидуальный феномен соз­нания, то ли типологические черты психологии личности, опре­деляемые ее включением в различные социальные группы. Дис­куссии по этому поводу ныне продолжаются, но, скорее всего, формирующейся науке политической психологии придется объ­единять оба указанных подхода.

В целом же сфера политической психологии (правильнее было бы назвать сферой политической психики или социальной психики в сфере политики), ее структура, включает в себя такие явления:

• социально-политические основания психологической ак­тивности (потребности, мотивы, интересы, стремления);

• психологические механизмы взаимодействия с политиче­ской средой (установки, стереотипы, предрассудки);

• психологические состояния людей, обусловленные полити­ческими реалиями (настроения, ожидания, чувства, эмо­ции);

• устойчивые политико-психологические формы и продукты деятельности (традиции, обычаи, навыки, привычки);

• психологические процессы политической коммуникации (внушение, подражание, убеждение, слухи) и др.

Все эти психологические феномены имеют особенности проявления на личностном, групповом и общесоциальном уровне. Охарактеризуем некоторые элементы политической психологии личности и социальных групп.

Исходным пунктом политико-пси­хологической активности людей вы­ступают соответствующие потребности и мотивы. Потребность вообще - это рассогласованное отношение субъекта со средой обитания, которое переживается как состояние нуж­ды, недостатка в чем-либо.

Политические потребности людей появляются:

(1) как следствие проецирования базовых потреб­ностей человека на политическую плоскость (потребности в еде, жилище, безопасности и прочем порождают необходимость в регуляции макросоциальных процессов, создающих требуемые условия для удовлетворения этих исходных нужд);

(2) как ре­зультат функционирования самой политической сферы, ее орга­низаций и учреждений.

Осознанная, нашедшая свою цель потребность преобразует­ся в мотив и интерес, уже непосредственно стимулирующие политическую активность человека. Мотивационный пласт нашей психики существует в единстве и взаимодействии с другими - познава­тельным, эмоциональным и коммуникационным.

Познаватель­ный горизонт политической психологии у непрофессионалов в этой области достаточно узок - это житейский, обыденный тип знания, добываемого в рамках доступного рядовому гражданину политического опыта. Получаемая им политическая информа­ция как бы примеривается, приспосабливается к личным жиз­ненным целям и задачам индивида. Оттого ее интерпретация часто бывает упрощенной, «приземленной», а то и просто иска­женной.

Один из характерных приемов такого упрощения, на­пример - персонификация политических процессов. Суть ее в том, что содержание политических событий сводится к действи­ям или намерениям видных политических фигур. Это похоже на мифотворчество, при котором значимые для людей явления природы объясняются проявлением злой или доброй воли бо­жества. Так, например, весьма распространенными являются представления о мудром и демократичном политике В.И. Лени­не и об «ужасном тиране» И.В. Сталине, испортившем своим «злодейством» в принципе очень хорошее социалистическое на­чинание.

Современные российские политические коллизии также нетрудно «привязать» к личным качествам ведущих поли­тиков (их способностям, уму, желанию помочь народу или, на­оборот, их стяжательству, карьеризму, властолюбию и др.).

Кроме того, познавательный потенциал политической пси­хологии ограничен еще и тем, что ведущую роль в ней играют формы чувственной ступени познания (ощущения, восприятия, представления). Чувственно воспринимаемый облик политиков, их «имидж» для многих людей является чуть ли не единствен­ным источником суждений о необходимости проведения той или иной политики.

Еще одним компонентом психики людей, корректирующим содержание мотивов политического поведения, являются эмо­ции.

Эмоциональный окрас наших политических предпочтений (радость, гнев, возмущение, страх, апатия и пр.) свидетельствует о том, что последние переживаются нами, а следовательно, за­трагивают жизненно важные для нас потребности и интересы. Эмоциональный компонент психики обладает способностью как многократно усиливать, так и предельно ослаблять значение различных политических мотивов и представлений.

При объективном разбирательстве спорных дел обычно призывают «не поддаваться эмоциям».Перед политиками же, как правило, сто­ит прямо противоположная задача - «разбудить» эмоции своих сторонников, усилить эмоционально-волевым порывом значи­мость своих идей и заблокировать восприимчивость к чужим. Располагая современными средствами массовой коммуникации, сделать это в принципе нетрудно. Гораздо труднее стабильно удерживать определенный накал эмоций, крайне неустойчивых по своей природе.

9.9. Психологические механизмы взаимодействия с политической средой: установки, стереотипы, предрассудки

 

Есть, однако, в нашей психике и такие образования, в само опреде­ление которых входит понятие ус­тойчивости, постоянства. Это уста­новки, стереотипы, предрассудки. Их назначение — своеобразная экономия затрат психической энер­гии. Они используются как готовый шаблон, алгоритм воспри­ятия и реакции на внешние раздражители, который позволяет существенно уменьшить объем поисковой активности психики в неопределенных ситуациях.

Установка - это определенная предрасположенность чело­века осуществлять именно те действия, которые отвечают бла­гоприятной или неблагоприятной оценочной реакции на что-либо или кого-либо. Если, например, человек считает, что все представители политического истеблишмента - сплошь власто­любцы и мздоимцы, то этот критицизм обязательно проявится и в намерениях действовать негативным образом (не участвовать в выборах, не платить налоги и т.д.). При этом установки и ре­альное поведение как бы подпитывают друг друга: установка провоцирует поведение, а поведение усиливает исходную уста­новку.

Психологическая установка - явление сложное. Она вклю­чает как познавательный, так и аффективный (чувства) и пове­денческий (намерения) компоненты. Устойчивость установки объясняется тем, что хотя она и формируется в опыте, но явля­ется внесознательным психическим процессом. Поэтому, кстати, она может возникать и под воздействием случайных, но значи­мых для личности факторов (политическое суждение человека, авторитетного для нас в области, допустим, искусства, может послужить поводом для зарождения нашей собственной анало­гичной политической установки).

Люди вообще достаточно редко сознательно вырабатывают свое особое отношение к политической реальности. Как прави­ло, они пользуются уже готовыми шаблонами, извлекаемыми из социально-культурного опыта, которые сначала фиксируются в сознании на вербальном (словесном) уровне, а затем уже закре­пляются в аффективном и бессознательном пластах психики. Так что установка служит простейшим средством включения масс людей в политическую жизнь.

Установки тем больше направляют наше поведение, чем ча­ще мы о них вспоминаем. Поэтому главным способом целена­правленного усиления политико-психологических установок масс со стороны политических партий, государства, отдельных политиков является постоянное их подтверждение, повторение, упрочение связи между объектом установки и его нужной оцен­кой.

Однако самые прочные установки - конечно, те, что за­креплены личным опытом. (Не случайно, например, неустойчи­вость установок на демократические ценности в современном российском обществе обычно объясняют отсутствием хоть сколько-нибудь длительного, но собственного опыта существо­вания в демократическом обществе.)

Той же цели упрощения реальности для скорейшей к ней адаптации служат и такие психологические феномены, как предрассудки и стереотипы.

По сути дела, предрассудки - это те же установки по отношению к чему-либо, только неоправданно негативные.

Стереотипами же принято называть стандартизиро­ванное, обобщенное мнение о социальном или политическом объекте. В отличие от установки стереотип представляет лишь познавательный (когнитивный) аспект нашей психики. Стерео­типы отражают типичные ситуации, и в большинстве случаев они действительно облегчают людям восприятие политической реальности. Однако в условиях резкой и радикальной пере­стройки политической системы (как в 90-х годах в России) они нередко играют негативную роль, мешая адекватно оценивать изменившуюся ситуацию и затрудняя формирование новых ус­тановок.

Таковы характеристики некоторых феноменов политической психологии. В целом же этому уровню политического сознания присущи следующие особенности:

• спонтанный, малоконтролируемый процесс формирования;

• преобладание чувственно-эмоциональных компонентов сознания;

• взаимоналожение рациональных и иррациональных ду­ховных элементов;

• известная противоречивость и рассогласованность раз­личных элементов;

• выполнение в основном адаптивной и мотивирующей функций;

• подвижность, изменчивость, быстрая приспособляемость к складывающейся ситуации и т.д.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 1679; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.