Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема №2. Право: понятие, признаки, функции. Связь государства и права




Статья 1 Конституции РФ гласит, что Российская Федерация является демократическим государством. Это подтверждается тем, что в следующем разделе Конституции РФ закрепляются и гарантируются права и свободы граждан. В РФ гарантируется участие населения РФ в управлении делами государства (возможность выбирать и быть избранным, право на участие в митингах, выступлениях, право на объединение и т.д.). В РФ существует разделение властей, государственно характеризуется политическим многообразием.

Политический режим - функциональная характеристика власти; система приемов, методов, форм и способов осуществления политической власти в обществе. Обычно выделяют следующие виды политических режимов: авторитарные и демократические.

Федерация - форма государственного устройства; единое государство, являющееся объединением относительно самостоятельных регионов (государственных образований). В федерации действует единая конституция, единые органы власти, устанавливается единое гражданство, денежная единица и т.д., однако члены федерации имеют, как правило, собственные конституции, законодательные, исполнительные и судебные органы (США, Канада, Индия).

Унитарное государство - это единое цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые починяются центральным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают (Франция, Италия, Испания).

Форма государственного устройства - способ территориальной организации государства или государств, образующих союз. Различают две формы государственного устройства: федерация и унитарное государство.

Статья 1 Конституции РФ гласит, что Российская Федерация является государством с республиканской формой правления. В следующих разделах Конституции РФ разъясняется, что парламент РФ и Президент РФ избираются населением. Ряд специалистов считают, что РФ является разновидностью президентской республики, поскольку Президент РФ наделен крайне большими полномочиями. Другие авторы склоны выделять промежуточную форму правления – полупрезидентскую республику, в которой повышается самостоятельность правительства, увеличивается важность поста главы правительства по сравнению с президентской республикой. При такой классификации республик можно говорить, что РФ является полупрезидентской республикой, поскольку Президент РФ не осуществляет функции главы Правительства РФ.

Парламентские республики, где роль президента существенно ограничена, верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту (Франция, Польша, Болгария).

Республика - форма государственного правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо создаются общенациональными представительными учреждениями (парламентами). Обычно в республиках законодательная власть принадлежит парламенту, а исполнительная - правительству.

Монархия - форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу - монарху (королю, императору, султану, эмиру) и обычно передается по наследству (государства Персидского залива, Великобритания, Швеция, Дания, Бельгия).

Форма государственного правления - структура и правовое положение высших органов государственной власти, а также установленный порядок взаимоотношений между ними. Выделяют две основные формы государственного правления: монархия и республика.

Форма государства складывается из формы правления, формы государственного устройства и политического режима.

Различают:

· президентские республики, где президент наделен очень большими полномочиями и соединяет полномочия главы государства и главы правительства (США);

 

Статья 1 Конституции РФ гласит, что Российская Федерация является федеративным государством, и глава 3 Конституции РФ посвящена полностью вопросам федеративного устройства страны. В состав РФ входят субъекты РФ (по состоянию на 01.11.2008 года их количество составляло 83 субъекта, хотя в последнее время наметилась тенденция к укрупнению и объединению нескольких субъектов в один). Верховная законодательная, исполнительная и судебная власть РФ принадлежит федеральным государственным органам. Статус республики определяется Конституцией Российской Федерации и конституцией республики. Статус края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа определяется Конституцией Российской Федерации и уставом края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа. В РФ существует единое гражданство. При федеральном государственном устройстве в парламенте имеется палата, представляющая интересы членов федерации (Совет Федерации при Федеральном Собрании РФ).

 

Основные характеристики авторитарного политического режима выглядят следующим образом:

- отсутствие, ограничение или ликвидация прав и свобод граждан;

-отсутствие, ограничение деятельности или ликвидация представительных органов государства;

-отсутствие контроля со стороны населения за осуществлением власти, формирование ее институтов через закрытые каналы;

-сосредоточение всей полноты власти в руках одного человека (монарха, диктатора), нескольких лиц или одного органа;

-жесткие командно-административные, а иногда и террористические методы осуществления государственной власти, произвол, насилие;

-отсутствие, ограничение деятельности или ликвидация прогрессивных политических партий и общественных организаций;

-политический монизм – господство одной идеологии (религиозной или псевдонаучной), возведенной в ранг государственной;

-отсутствие или ограничение сферы гражданского общества, сферы свободного выражения интересов.

Демократические режимы складываются в правовых государствах. Они характеризуются такими методами осуществления государственной власти, которые реально обеспечивают свободное развитие личности, фактическую защищенность ее законных прав и интересов.

Основные характеристики демократического политического режима:

-наличие гарантированных прав и свобод граждан;

-нормальное функционирование представительных учреждений, народ – единственный источник государственной власти;

-контроль населения за принятием политических решений;

-разделение властей;

-политический плюрализм;

-ограничение государственного насилия;

-наличие гражданского общества.

Право - это совокупность общеобязательных правил поведения, установленных государством и охраняемых его силой.

Право отличается от других социальных норм (обычаев, морали норм общественных объединений) присущими только ему специфическими признаками. К их числу относятся:

  • общеобязательность — право является единственной системой социальных норм, которая обязательна для всего населения, проживающего на территории определенного государства;
  • формальная определенность — нормы права содержат точные и детальные требования, предъявляемые к поведению людей;
  • обеспеченность исполнения принудительной силой государства;
  • многократность применения — нормы права обладают определенной неисчерпаемостью, их применение рассчитано на неограниченное количество раз.

 

Чаще всего выделяют 2 функции права:

1. Регулятивная функция права заключается в упорядочивании общественных отношений. Право регулирует экономические, политические, социальные и иные отношения людей в обществе.

2. Охранительная функция права заключается в пресечении и предотвращении противоправного поведения и защите позитивных отношений путем установления запретов, юридических санкций.

 

В юридической науке понятие "право" используется в двух значениях:

1. Объективное право - это совокупность общеобязательных правил поведения, зафиксированных в нормативно-правовой базе.

2. Субъективное право - это право выбора вида и меры своего поведения в рамках закона. Это право, принадлежащее конкретному лицу. Оно юридически обеспечивает свободу лица, возможность проявлять самостоятельность и инициативу.

 

Связь государства и права.

Выделяют три подхода к соотношению государства и права:

Первый — исходит из приоритета государства над правом, о подчинении права государству.

Другой подход исходит из ограничения государства правом, т. е. право является средством контроля над государством и ограничения его произвола.

Третий подход предполагает, что государство и право не могут существовать друг без друга. Между ними имеется функциональная связь: государство определяет право, используя его потенциал для достижения целей государственной политики, а право упорядочивает внутриорганизационные связи государства, обеспечивая рациональное устройство его структуры.

 

Правовое государство. Идея правового государства сориентирована на утверждение такого государственного союза, в котором взаимоотношения личности и государства строились бы на строгих основах права и исключали бы взаимный произвол.

Принципами правового государства являются:

1) приоритет права. Он означает рассмотрение всех вопросов общественной жизни с позиций права. Закон должен быть правовым. Он должен отражать естественно-правовые начала, соответствовать международно-правовым нормам о правах человека и гражданина, быть принятым легитимным органом государственной власти;

2) верховенство закона. Все нормативные правовые акты должны соответствовать закону, а все законы должны соответствовать Конституции;

3) приоритет прав и свобод человека и гражданина;

4) взаимная ответственность личности и государства;

5) правовое разграничение деятельности различных ветвей государственной власти.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 335; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.