Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы налогового права

Конституционные основы налогообложения в Российской Федерации базируются на нормах статьи 57 Конституции РФ, определяющей, что «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют».

Конституционный Суд определил, что устанавливать налог или сбор может только Федеральный закон.

Кроме того, статьи 71, 72 и 73 разграничивают компетенцию Федерации и ее субъектов в сфере налоговых правоотношений:

Ст. 71 п. з): «В ведении Российской Федерации находятся:...федеральные налоги и сборы...».

Ст. 72 п. и): «В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:...установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации...».

Ст. 73. «Вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти».

Под принципом налогового права понимают исходное нормативно-руководящее начало, определяющее общую направленность правового регулирования общественных отношений по уплате налогов и связанных с ними отношений.

Базовые принципы налогового права основываются на Конституции РФ и развиваются исходя из содержания норм об основах конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, федеративного устройства Российской Федерации, полномочий и функций Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, судебной власти, местного самоуправления.

Непосредственное использование норм Конституции РФ, касающихся защиты прав и свобод человека и гражданина, позволяет реализовать на практике конституционную защиту частной собственности при осуществлении налоговых отношений, подтвердить приоритетность защиты прав налогоплательщика при толковании и коллизии правовых

Правовые принципы в науке подразделяются на: общеправовые, межотраслевые, отраслевые.

К общеправовым принципам относятся: законность, справедливость, юридическое равенство, гуманизм, неприкосновенность личности и сфер её жизнедеятельности, презумпция добросовестности, демократизм, гласность, ответственность за вину, защита прав и свобод личности.

Межотраслевые принципы налогового права: принцип предельного ограничения права собственности ФЗ; регулирования общественных отношений нормативными правовыми актами, принятыми по особой процедуре, запрет на нарушение единого экономического пространства РФ.

К отраслевым относят принципы: запрета на немедленное вступление в силу актов законодательства о налогах; запрета обратной силы закона, ухудшающего положение налогоплательщика; указания исчерпывающего перечня федеральных, региональных и местных налогов в ФЗ.

Рассмотрим подробнее межотраслевые и отраслевые принципы.

Принцип предельного ограничения права собственности ФЗ. В силу ч. 3 ст. 55 Конституции права и свободы человека могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц и безопасности государства. (Постановление Конституционного Суда от 17.12. 1996 № 20-П). Поскольку налог – ограничение прав собственности, предельный размер налогового бремени должен устанавливаться федеральным законом. Соответственно в п.2 ст. 1 ГК РФ предусмотрено, что гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона. В других отраслях права также (уголовное, административное).

Регулирования общественных отношений нормативными правовыми актами, принятыми по особой процедуре. В ФКЗ РФ «О референдуме РФ» установлен запрет на вынесение на федеральный референдум вопросов, касающихся уплаты налогов (ч. 5 ст. 6); а в ст.1 и ст. 12 НК РФ сказано, что региональные (местные) налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются законами субъектов РФ (нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований) в соответствии с НК РФ и ФЗ РФ. Т.е. регулирование только на основе нормативных правовых актов.

Но порядок принятия налогов содержит дополнительные условия по сравнению с другими нормативными актами. Так в ч.3 ст. 104 Конституции устанавливается, что законопроекты о введении или отмене налогов, освобождения от их уплаты, а также предусматривающие расходы, покрываемые за счёт федерального бюджета, могут быть вынесены при наличии заключения Правительства РФ. В силу ст. 106 Конституции принятые Государственной Думой РФ законопроекты по вопросам налогов и сборов подлежат рассмотрению в Совете Федерации.

В ч. 3 ст. 6 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительны) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» (1999 года) законопроекты о введении или отмене налогов, освобождения от их уплаты рассматриваются органами государственной власти субъектов по представлению высшего должностного лица субъекта либо при наличии его заключения. В соответствии с ч. 12 ст. 35 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (2003 года) нормативные акты, регулирующие налогообложение также рассматриваются только по инициативе главы администрации или при наличии его заключения.

Запрет на нарушение единого экономического пространства РФ. Часть 1 ст. 8 Конституции гарантирует единое экономическое пространство, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности. Соответственно в п. 4 ст.3 НК РФ установлено, что не допускается устанавливать налоги сборы, нарушающие единое экономическое пространство. Единство обеспечивается, например, наличием единых правил лицензирования.

Принцип запрета на немедленное вступление в силу актов законодательства о налогах. Он даёт возможность субъектов права оценить налоговые последствия своей деятельности и спланировать её. Законодатель определяет разумный срок для введения нового налога. Законодатель не может устанавливать период времени менее 1 месяца от официального опубликования акта законодательства о налогах до его вступления в силу (Определение КС РФ от 2003 года №159-О). В ст. 5 НК РФ для региональных и местных налогов ещё более жёсткие требования и длительные сроки для их вступления в силу.

Запрет обратной силы закона, ухудшающего положение налогоплательщика. Данный запрет позволяет обеспечить стабильность и устойчивость в отношениях по налогообложению, придать уверенность налогоплательщикам.

Указание исчерпывающего перечня федеральных, региональных и местных налогов в ФЗ. Статья 75 ч. 3 Конституции предусматривает, что система налогов устанавливается ФЗ РФ. Подпункт 1 п. 2 ст.1 НК РФ - все виды налогов и сборов предусмотрены в НК РФ. П 5 ст. 3 НК РФ «ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, иные платежи, не предусмотренные в НК РФ». Действующий перечень федеральных, региональных и местных налогов закреплён в ст. ст. 13, 14, 16 НК РФ. Особые виды федеральных налогов и специальные налоговые режимы в ст. 18 НК РФ.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Конституционные основы налогообложения, | Нормы налогового права. Нормы налогового права – установленные государством и муниципальным образованием правила поведения, порождающие налоговые правоотношения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 4444; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.