Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Публичные субъекты налогового права

Понятие, классификация субъектов налогового правоотношения

Тема 4. Субъекты налоговых правоотношений

 

 

Субъект налогового права – это индивидуально-определённый участник, конкретного правоотношения, которого налоговое законодательство наделяет налогово-правовым статусом, т.е. потенциальной способностью участвовать лично или через представителя в налоговых правоотношениях.

Субъект налогового права характеризуют два основных признака: социальный, предполагающий внешнюю обособленность, персонификацию лица (выступление в виде единого лица, персоны) и его способность свободно вырабатывать, выражать, осуществлять единую волю; юридический – признание за лицом способности выступать носителем тех или иных субъективных прав и обязанностей в сфере налогообложения, т.е. участвовать в налоговых правоотношениях. Юридический признак можно назвать налоговой правосубъектностью. Участник налогового правоотношения – правосубъектное лицо, у которого в рамках налоговых правоотношений возникают права и обязанности.

Налоговый кодекс РФ (ст. 9) в качестве участников налоговых правоотношений называет: организации и физические лица, признанные налогоплательщиками или плательщиками сборов; организации и физические лица, признаваемые налоговыми агентами; налоговые органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы) и таможенные органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области таможенного дела и подчинённые ему таможенные органы РФ).

Перечень, установленный в ст.9 НК РФ является закрытым, но в действительности существуют и иные, не указанные в перечне субъекты, на которых возлагаются права и обязанности. В том числе это банки (ст.60 НК РФ), обязанные исполнять поручения налогоплательщиков и инкассовые поручения налоговых органов на перечисление в бюджетную систему РФ на соответствующие счета Федерального казначейства налогов; организации (в том числе ГИБДД, органы юстиции) и иные лица (в том числе нотариусы), обязанные сообщать сведения об учёте налогоплательщиков, налогооблагаемом имуществе (ст.85 НК РФ); органы государственных внебюджетных фондов (подп.5 п.1 ст.6 НК РФ); судебные приставы-исполнители (п.1 ст.47, п.5 ст. 48), принудительно взыскивающие налоги (пени, штрафы) за счёт имущества налогоплательщиков и др.

Налоговая правоспособность физических и юридических лиц, по общему правилу, возникает в момент рождения физических лиц (регистрации юридических лиц) и прекращается в момент смерти (ликвидации).

Согласно п.2 ст. 107 НК РФ физическое лицо может быть привлечено к ответственности за налоговое правонарушение с шестнадцати лет. Т.е законодатель косвенно установил возраст налоговой дееспособности физических лиц – 16 лет. До указанного возраста физическое лицо может участвовать в налоговых правоотношениях через своих представителей.

Основными субъектами налогового права являются налогоплательщик, с одной стороны, и государство в лице налоговых органов – другой. Участие всех иных лиц носит в налоговых правоотношениях факультативный, подчас эпизодический характер.

В самом общем виде субъектов можно подразделить на 3 группы:

– физические лица, к которым НК РФ относит граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства. В отдельную подгруппу выделяются индивидуальные предприниматели;

– организации – юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории РФ;

– публично-территориальные образования – РФ, субъекты РФ, муниципальные образования, участвующие в налоговых правоотношениях, как правило, в лице уполномоченных органов государственной власти и местного самоуправления.

2. По функционально-целевой роли, организационному статусу и наличию властных полномочий выделяют:

– публичные субъекты (государственные и муниципальные органы и общественно-территориальные образования, способные выступать в качестве властной управомоченной стороны);

– частные субъекты (организации и физические лица, способные выступать в качестве функционально подчинённой стороны).

Причём переплетение публичных и частных интересов происходит довольно часто. Так, банки по своему статусу являются частными организациями, не включёнными в иерархическую систему государственного управления. Однако в налоговых правоотношениях они выполняют публичные функции по перечислению в бюджет налоговых платежей и сборов. Характерно, что эти операции они осуществляют бесплатно, т.е. субъективного интереса у них нет.

 

Сюда относят публично-правовые образования и органы публично-правовых образований. Основным правом публично-правовых образований в сфере налогообложения (РФ, её субъекты, муниципальные образования) является установление (введение) налогов и их последующее взимание. Основной обязанностью – обеспечение исполнения обязанностей частными субъектами и соблюдение их прав. Публично-правовые образования всегда действуют посредством органов власти и сами никогда не могут быть налогоплательщиками.

Законодательные органы принимают нормативные правовые акты налогового законодательства. Органы исполнительной власти – налоговые, таможенные и финансовые органы, органы МВД и другие контролируют исполнение норм налогового законодательства, принимают нормативные акты, осуществляют другие властные полномочия. Органы судебной власти, в том числе рассматривают дела о взыскании налогов (пени, санкций) и разрешают конфликты, возникающие в сфере налогообложения, – рассматривают жалобы частных субъектов на акты налоговых органов и действия (бездействия) их должностных лиц. Судебные приставы-исполнители в порядке, предусмотренном ФЗ РФ «Об исполнительном производстве» и НК РФ, исполняют решения налоговых органов и судов о взыскании налога за счёт имущества налогоплательщиков.

Органами исполнительной власти, обладающими наибольшим объёмом полномочий в сфере налогообложения, является Федеральная налоговая служба РФ.

В соответствии со ст. 30 НК РФ – налоговые органы представляют централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему РФ налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему РФ иных обязательных платежей.

Статья 1 Закона РФ «О налоговых органах» в конце данного определения добавляет ещё «а также контроля за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательством РФ в пределах компетенции налоговых органов».

Единая централизованная система состоит из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов Федеральной налоговой службы РФ, и его территориальных органов. В различные периоды времени новой российской истории изменялось название данного ведомства – Государственная налоговая служба, Министерство РФ по налогам и сборам (МНС РФ); а также изменялись структура, подчинённость и соответствующий объём полномочий.

Указом Президента РФ № 314 от 9 марта 2004 года МНС РФ преобразовано в Федеральную налоговую службу (ФНС РФ), его функции по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности по ведению разъяснительной работы по законодательству РФ о налогах и сборах переданы Министерству финансов РФ.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Международные договоры в системе налогового законодательства | Федеральная налоговая служба РФ
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 7530; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.