Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Налоговые проверки

 

Теории налогового права известно несколько форм налогового контроля: наблюдение, проверка, обследование, анализ, ревизия. В гл. 14 НК РФ (ст.ст. 87-100) регламентируется порядок проведения только одной формы контроля - налоговых проверок, в ходе которых возможны получение объяснений налогоплательщиков и иных обязанных лиц, проверка данных учета и отчетности, осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), и другие действия.

Налоговая проверка представляет собой осмотр и исследование первичной бухгалтерской и иной документации предприятия на предмет правильного и своевременного исчисления и уплаты им налоговых платежей в бюджет.

Следуя положениям науки о формах и методах финансового контроля, можно выделить следующие формы налогового контроля:

– предварительный контроль, осуществляемый до совершения финансово-хозяйственных операций. К такому контролю можно отнести (ст.34.2 НК РФ) дачу разъяснений по законодательству о налогах и сборах, информирование о счетах Федерального казначейства (пп.6 и 11 п.1 ст.32).

– текущий (оперативный) контроль, осуществляемый в процессе совершения финансово-хозяйственных операций.

– последующий контроль, в ходе которого проверяются совершённые за определённый период финансово-хозяйственные операции.

Объектами налоговой проверки являются денежные документы, бухгалтерские книга, отчеты, планы, сметы, декларации, договоры, контракты, приказы, деловая переписка, а также иные документы, связанные с исчислением и уплатой налогов и других обязательных платежей в бюджет.

 

3. 1 Камеральная налоговая проверка

Общие правила проведения камеральных налоговых проверок регламентируются в статье 88 НК РФ. Камеральные проверки проводятся налоговыми инспекциями на стадии приемки от налогоплательщиков отчетных документов, т.е. без выхода на предприятие. Предметом камеральной налоговой проверки является проверка правильности заполнения налоговой декларации, а задачей – выявление ошибок в представленных декларациях и противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах и документах, имеющихся у налоговых органах, выявление нарушений сроков представления деклараций.

При этом проверяется, в основном, правильность заполнения деклараций и отчетов, правомерность использования тех или иных льгот, а также осуществляется арифметическая сверка отчетных показателей. Камеральные проверки налоговых деклараций осуществляются по каждому конкретному виду налогов в соответствии с действующими инструкциями. При проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

Камеральная проверка проводится без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации.

Если проверкой выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, то об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок.

Камеральная налоговая проверка не требует какого-либо специального порядка назначения. Она осуществляется по месту нахождения налогового органа и проводится должностным лицом в соответствии со своими служебными обязанностями.

На суммы доплат по налогам, выявленные по результатам камеральной проверки, налоговый орган направляет требование об уплате соответствующей суммы налога и пени.

В пункте 2 статьи 88 НК РФ для налоговых органов установлено общее ограничение её проведения: она проводится в течение 3-х месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчётов) и документов, которые в соответствии с НК РФ должны прилагаться к декларации. В случае, если в результате камеральной проверки выявлены нарушения налогового законодательства, начинается производство по делу о налоговом правонарушении в соответствии со ст. 101 НК РФ.

Федеральная налоговая служба в связи с поступающими запросами территориальных налоговых органов о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, установленной статьей 119 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае, если до окончания камеральной налоговой проверки налоговой декларации, представленной с нарушением установленного законом срока, налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация, сообщает следующее.

В случае, если до окончания камеральной налоговой проверки налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация (расчет) в порядке, предусмотренном статьей 81 НК РФ, камеральная налоговая проверка ранее поданной декларации (расчета) прекращается и начинается новая камеральная налоговая проверка на основе уточненной налоговой декларации (расчета). Прекращение камеральной налоговой проверки означает прекращение всех действий налогового органа в отношении ранее поданной налоговой декларации (расчета). При этом документы (сведения), полученные налоговым органом в рамках прекращенной камеральной налоговой проверки, могут быть использованы при проведении мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщика.

В соответствии с пунктом 9.1 статьи 88 Налогового кодекса РФ в случае, если до окончания камеральной налоговой проверки налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация (расчет) камеральная налоговая проверка ранее поданной декларации (расчета) прекращается и начинается новая проверка на основе уточненной налоговой декларации (расчета). Прекращение камеральной налоговой проверки означает прекращение всех действий налогового органа в отношении ранее поданной налоговой декларации (расчета). При этом документы (сведения), полученные налоговым органом в рамках прекращенной камеральной налоговой проверки, могут быть использованы при проведении мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщика.

За непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации установлена ответственность в виде штрафа, сумма которого определяется исходя из суммы налога, подлежащего уплате, и количества дней непредставления налоговой декларации.

Согласно пункту 1 статьи 81 Кодекса при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию.

При обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию. При этом уточненная декларация, представленная после истечения срока подачи, не считается представленной с нарушением срока.

Таким образом, сам факт подачи уточненной налоговой декларации после установленного срока для подачи декларации не является налоговым правонарушением. Вместе с тем, в случае нарушения срока представления налоговой декларации изначально и последующего представления уточненной налоговой декларации до окончания камеральной налоговой проверки, налогоплательщик привлекается к налоговой ответственности в соответствии со статьей 119 Кодекса.

Следовательно, количество дней непредставления налоговой декларации в данном случае рассчитывается со дня, следующего за днем окончания срока ее представления, до момента представления изначально поданной налоговой декларации, так как именно ее несвоевременное представление является налоговым правонарушением.

При этом сумма штрафа рассчитывается исходя из суммы налога, подлежащей фактической уплате в бюджет, то есть на основании данных, указанных в уточненной налоговой декларации, либо на основании данных по результатам камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации.

3.2 Выездная налоговая декларация

Выездная налоговая проверка представляет собой одну из форм налогового контроля. Осуществляется данный вид проверки в отношении налогоплательщиков-организаций и индивидуальных предпринимателей. В этих рамках может быть проведена проверка любого налогоплательщика. Она проводится, по общему правилу на территории налогоплательщика. Предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов и сборов. Задачами проверки является выявление нарушений порядка и сроков уплаты налогов и сборов, правил ведения учёта доходов и расходов, объектов налогообложения.

Выездные проверки осуществляются в соответствии с годовыми планами работы инспекции и квартальными графиками проверок, составляемыми по каждому участку работы. В них включаются, в первую очередь, предприятия, имеющие прибыль в значительных размерах или допускающие грубые нарушения в ведении бухгалтерского учета и налогового законодательства, а также все убыточные предприятия и предприятия-недоимщики; предприятия, подавшие заявления о прекращении деятельности; предприятия, пользующиеся налоговыми льготами; предприятия, которые просят возмещения крупных сумм налогов; предприятия, у которых есть филиалы, представительства, дочерние предприятия, на счета которых зачисляется выручка от реализации, не отраженная в бухгалтерском учете головной фирмы.

В соответствии со ст. 11 Закона РФ «О налоговых органах в РФ» инспекции ФНС производят выездные проверки предприятий и организаций не реже одного раза в два года. Однако на основании письменного решения начальника или заместителя начальника государственной налоговой инспекции, в которой налогоплательщик состоит на учете, документальная проверка может не проводиться в вышеуказанные сроки, в случаях:

– если налогоплательщик своевременно представляет документы, необходимые для исчисления и (или) уплаты налогов и других обязательных платежей;

– если последняя проверка не выявила нарушений налогового законодательства;

– если увеличение размера имущества или иного объекта налогообложения предприятий, учреждений и организаций документально подтверждено;

– если отсутствуют документы и информация, ставящие под сомнение происхождение средств налогоплательщика или свидетельствующие о наличии нарушений налогового законодательства.

Сроки проведения документальных проверок и состав ревизионных групп определяются с учетом объема и особенностей деятельности проверяемых предприятий. Предельный срок проверки – не более двух месяцев, но в исключительных случаях вышестоящий налоговый орган может увеличить продолжительность выездной налоговой проверки до трех месяцев. При проверке организаций, имеющих филиалы и представительства, срок проведения проверки увеличивается на один месяц на проведение проверки каждого филиала и представительства. Срок проведения проверки включает в себя время фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента. Результаты выездной налоговой проверки оформляются актом налоговой проверки, который обязаны подписать все принимавшие в них участие должностные лица.

При наличии у осуществляющих проверку должностных лиц достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, скрыты, изменены или заменены, проводится выемка этих документов по акту, составленному этими должностными лицами (ст. 94 НК РФ).

Для осуществления своих функций, связанных с проведением выездных налоговых проверок, налоговые органы наделены следующими правами:

– осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, а также проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества;

– изымать по акту при проведении налоговых проверок у налогоплательщика или иного обязанного лица документы, свидетельствующие о совершении налоговых правонарушений, в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;

– привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;

– для осуществления всех необходимых действий в рамках выездной налоговой проверки должностные лица налоговых органов наделены правом доступа на территорию или в помещения налогоплательщика.

Все осуществляемые действия должны производиться с соблюдением установленных правил и должны быть документально зафиксированы (запротоколированы). То есть имеет место определенный процессуальный порядок проведения налоговых проверок.

Кроме того, НК РФ регламентирует порядок участия в налоговом процессе свидетелей (ст. 90). В качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. Показания свидетеля заносятся в протокол.

Перед получением показаний должностное лицо налогового органа предупреждает свидетеля об ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний либо за дачу заведомо ложных показаний, о чем делается отметка в протоколе, которая удостоверяется подписью свидетеля.

В необходимых случаях для участия в действиях по осуществлению налогового контроля на договорной основе может быть привлечен переводчик в порядке установленном статьёй 97 НК РФ. Переводчиком является не заинтересованное в исходе дела лицо, владеющее языком, знание которого необходимо для перевода. Переводчик предупреждается об ответственности за отказ или уклонение от выполнения своих обязанностей либо заведомо ложный перевод, о чем делается отметка в протоколе, которая удостоверяется подписью переводчика.

При проведении действий по осуществлению налогового контроля в случаях, предусмотренных статьёй 98 НК РФ, вызываются понятые. Понятые вызываются в количестве не менее двух человек. В качестве понятых могут быть вызваны любые не заинтересованные в исходе дела физические лица. Не допускается участие в качестве понятых должностных лиц налоговых органов. В случае необходимости понятые могут быть опрошены по указанным обстоятельствам.

В случаях, предусмотренных статьёй 98 НК РФ, при проведении проверки на договорной основе привлекаются специалисты. Участие лица в качестве специалиста не исключает возможности его опроса по этим же обстоятельствам как свидетеля.

При проверке в случае, если для разъяснения возникающих вопросов требуются специальные познания в науке, искусстве, технике или ремесле назначается экспертиза (ст. 95 НК РФ). Экспертиза назначается постановлением должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку. В постановлении указываются основания для назначения экспертизы, фамилия эксперта и наименование организации, в которой должна быть произведена экспертиза, вопросы, поставленные перед экспертом, и материалы, предоставляемые в распоряжение эксперта. Вопросы, поставленные перед экспертом, и его заключение не могут выходить за пределы специальных познаний эксперта. Привлечение лица в качестве эксперта осуществляется на договорной основе.

Заключение эксперта или его сообщение о невозможности дать заключение предъявляются проверяемому лицу, которое имеет право дать свои объяснения и заявить возражения, а также просить о постановке дополнительных вопросов эксперту и о назначении дополнительной или повторной экспертизы.

Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы посредством вручения этому лицу (его представителю) требования о представлении документов (ст. 92). Истребуемые документы представляются в виде заверенных проверяемым лицом копий. Копии документов организации заверяются подписью ее руководителя (заместителя руководителя) и (или) иного уполномоченного лица и печатью этой организации, если иное не предусмотрено законодательством РФ. Не допускается требование нотариального удостоверения копий документов, представляемых в налоговый орган (должностному лицу. В случае необходимости налоговый орган вправе ознакомиться с подлинниками документов.

Документы, которые были истребованы в ходе налоговой проверки, представляются в течение 10 дней со дня вручения соответствующего требования. Порядок взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Выемка документов и предметов производится в присутствии понятых и лиц, у которых производится выемка документов и предметов, на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку (ст. 94). Постановление подлежит утверждению руководителем (его заместителем) соответствующего налогового органа. Не допускается производство выемки документов и предметов в ночное время. В необходимых случаях для участия в производстве выемки приглашается специалист.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Понятие и основные виды налогового контроля | Оформление результатов проверок и решения налоговых проверок
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 338; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.