Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ощущения, восприятие и память




Другие современные направления психологии.

 

Когнитивная психология (от слова когниция — познание).

После второй мировой войны интерес к психологии резко возрос. Стало очевидно, что предложенные ранее теоретические подходы были ограниченными. Благодаря развитию компьютерной техники в руках психологов появился новый инструмент, благодаря которому были выдвинуты новые концепции. Так, например, Герберт Саймон описал, каким образом можно имитировать многие психологические процессы при помощи компьютера. Многие психологические положения были переформулированы в терминах систем обработки информации. Постепенно представления о человеке, как о субъекте, перерабатывающем информацию, стало выдавливать бихевиористскую модель, основанную на стимул-реакции. Стало удобно, например, рассматривать функционирование памяти по аналогии с процессами хранения и извлечения информации компьютером. Таким же образом можно было объяснить и рациональное мышление человека. В 60х гг 20 в появляется знаменитая когнитивная психология, которая помимо сравнения психических процессов с работой компьютера предложила оригинальную точку зрения на объяснения сути невроза. Так некий психологический комплекс, вызывающий невроз в человеке, предложили понимать по аналогии с компьютерным вирусом. При этом данный комплекс скрыт от сознания человека и представляет собою даже не инстинкт, как у Ф, а некоторое ложное убеждение, сложенное в форме импликативного утверждения, например «Если я потерял лицо в присутствии других, то произойдет катастрофа». Подобное утверждение, будучи скрытым от невротика, вызывает в сознании потоки тревожных мыслей и катастрофических ожиданий. Сторонники когнитивной психологии предложили искать и находить подобные вирусы, осознавать их, а затем последовательно стирать их из ума. Задача когнитивного психолога: выявить это утверждение, показать его невротику, предложить проверить истинность.

 

 

Ощущения — это наиболее элементарный психический процесс, который заключается в отражении качеств и свойств предмета. Обычно ощущения приходят через органы чувств. Ощущения нельзя сводить к восприятию, потому что восприятие создает целостный образ предмемта, а ощущение отражает только абстрактные качества этого предмета (форма, цвет, гладкость). Ощущения могут быть контактными и дистантными. Контактные — вкусовые и тактильные, возникают при непосредственном соприкосновении с объектами внешнего мира. Дистантные — зрение, слух и обоняние, позволяют … на расстоянии. Основным для классификации ощущений является расположение воспринимающих рецепторов. Так, например, экспероцептивные рецепторы расположены в основании зрительного, слухового, обонятельного, осязательного, которые передают информацию о внешнем мире. Интероцептивные передают информацию о состоянии внутренних органов. Проприоцептивные (проприоспективные) — передают информацию от мышц и сухожилий и позволяют отпределить положение тела в пространстве.

Старая и новая чувствительность. Протопатическая — это старая чувствительность, возникает на самых начальных этапах психического развития. Этот вид чувствительности есть уже у простейших организмов. Связан с наиболее значимыми для жизни сигналами, например, болевыми сигналами, сигналами о движении, об освещении, а также о громкости звука. Новая — эпикритическая — чувствительность возникает на более высоких стадиях развития психики, прежде всего у животных. Этот вид ощущений более точно и полно передает информацию о внешнем мире. Например, он может говорить о цвете и форме предметов, о звуко-высотных отношениях, о характере поверхности и т д. Почти в кажном анализаторе есть оба вида чувствительности. Так на сетчатке глаза есть «палочки», это орган протопатической чувствительности, они передают сигнал о движении. Находятся на переферии сетчатки, чтобы любой объект,который появляется в поле зрения, был оценен с точки зрения его возможности его приближения к субъекту. Колбочки — орган эпикритической чувствительности. Они расположены в центральной части сетчатки. Передают более точную информацию о форме, цвете объекта. Первый сигнал при появлении объекта идет от палочек, а затем в действие вступают колбочки. Важным моментом является также связь ощущений с эмоциями. Так, например, ощущение боли, отражающее нарушение нормальной работы организма, всегда очень аффективно, но не всегда достаточно информативно. Кроме того есть пороги ощущений. Абсолютный порог ощущений — это та минимальная иненсивность, при которой сигнал начинает осознаваться субъектом. Для разных видов ощущений существуют свои пороги, которые сильно отличаются друг от друга. Так, например, слуховые пороги более грубые, а зрительные — более тонкие. В случае измерения порога выясняют, насколько, например, надо прибавить звук, чтобы человек уловил это изменение. Также и с освещением. Важными свойствами ощущений являются: адаптация сенсибилизация и синестезия. Адаптация — способность органов чувств приспособиться или привыкнуть к новому или изменившему интенсивность сигналу. Существует, например, темновая и световая адаптация, адаптация к температуре, к качеству поверхности, причем многие из них человек испытывает часто в повседневной жизни.

Есть только два вида чувствительности, к которой не может привыкнуть любое живое существо — это боль и слух. Это связано с биологической целесообразностью, так как привыкая к боли или переставая обращать внимание на звуки, живое существо может погибнуть.

 

Сенсибилизация связана с повышенем чувсвитеьности и снижением порогов. Это свойство возникает в связи с усиленной мотивацией или опрделенными условиями жизни или требованиями персональной деятельности. Так, например, при высокой заинтересованности человек может услышать звуки, которые обычно не слышит (он подслушивает). Музыканты способны различать различные обертоны в звуках, которые кажутся обычным людям сплошными, а профессиональные охотники способны различать запахи, которые обычный человек не различает. Художники могут видеть оттенки, которые обычные люди не различают.

Синестезия. Основана на совместной работе сразу нескольких анализаторов. Например, человек может связать звук с цветом — цветомузыка. Цвет с температурными ощущениями. Синестезия помогает компенсировать недостатки деятельности анализатора, например, люди, которые плохо слышат, очень хорошо чувствуют вибрацию.

 

У человека и высших животных ощущения связаны с восприятием. Восприятие (перцепция) отражает целостных образ предмета в совокупности свойств и качеств. В зависимости от ведущего рецептора восприятия делятся на зрительное слуховое тактильное и т д. Музыка не равна отдельным звукам.

Большинство свойств и законов восприятия было изучено в лоне гештальт-психологии. В исследовании гештальт-психологов было впервые доказано, что целостный образ в развитии восприятия предшествует образу, в котором выделяются отдельные черты и детали. Низшие животные формируют целостный образ очень долго, поскольку идут от восприятия деталей предмета. У высших животных и человека целостность воспринимаемого образа задана изначально. Так, например, оказалось, что образ предмета, который видит ребенок — это целостная структура, в которой плохо выделены отдельные ее части (цвет, форма, размер). Именно поэтому маленький ребенок может не узнать один и тот же предмет, если его удалить от него или повернуть вокруг своей оси. Существует также правильностть и константность восприятия. Пригнантность. Человек способен увидеть, например, в бесформенном облаке профиль другого человека или узнать в наборе теней квадрат. Этому помогает правильность восприятия, в результате чего человек формирует готовый образ. Константность — постоянство восприятия формы, размера и цвета предметов. Благодаря константности человек узнает предметы при изменении освещения, при удалении и даже при изменении положения на сетчатке глаза, то есть если человек наклонит голову, он все равно узнает предмет. Если человек увидит белый лист бумаги, освещенный красной лампой, то он назовет его белым.

Еще один механизм восприятия пространства — это расхождение между информацией, которую посылает правый и левый глаз. Образ внешнего мира на центральной части сетчатки двух глаз совпадает, поэтому изображение не двоится, но тот же образ на периферии оказывается разным. Именно благодаря синтезу разных восприятий у человека возникает … объемности предметов. На основе этого механизма основано действие стереоскопов или 3Д-очков. Как правило восприятие зрения и восприятие руки во многом напоминают друг друга. То есть без ощупывающих движений руки мы бы не смогли узнать тактильно ни один предмет. Человек должен провести рукой, чтобы ощупать, что это. Точно также действует человеческий глаз, совершая ощупывающие движения. При восприятии нового незнакомого предмета движения глаз обычно хаотические, бессистемные, поэтому человек обычно долго не может отнести предмет к какому-либо классу. Если воспринимается знакомый предмет, то глаз знает, куда смотреть, и быстро проходится по самым информативным точкам.

 

Память. Психический процесс, который сохраняет весь наш опыт. Основными процессами памяти: сохранение, узнавание, забывание, воспроизведение информации. \Узнавание — самый простой процесс. Он происходит при наличии объекта, который нужно узнать. Воспроизведение — более сложный процесс, требующий воспроизвести объект в его отсутствие. Проблема при изучении памяти: вся ли информация, полученная в процессе жизни, сохраняется, а если не вся, то какая сохраняется, а какая забывается?

Объем памяти. Существует объем информации, которую непосредственно может запечатлеть любой субъект. Это моментальный объем памяти, когда в ней может храниться около 7 объектов ± 2. Долговременная память по объему фактически не ограничена. Таким образом, если в кратковременной памяти воспоминания могут быстро исчезать, то в долговременной ни могут храниться долго, хотя не все эти сведения человек может вспомнить. Те сведения, которые считаются наиболее важными, вспоминаются наиболее легко. Также легко вспоминается то, что для субъекта приятно. Часть информации вытесняется в бессознательную области и как бы «забывается»: сильно неприятные травмирующие воспоминания, воспоминания о каких-то своих ошибках, провалах.

Виды памяти: Кратковременная, долговременная, оперативная, логическая.

 

  1. Кратковременная: хранение до 20 секунд. Иногда ее содержание может перейти в бессознательное состояние, а затем вспомниться.
  2. Долговременная. Время хранения бесконечно при жизни человека
  3. Оперативная отличается тем, что врем хранения информации определяется задачей использования этой информации. После решения задачи информация из оперативной памяти исчезает (экзамен).

 

Также важно разделять произвольную и непроизвольную память. Намеренно (проявляя волю) или спонтанно, лишь потому, что это его как-то заинтересовало. Произвольная память более упорядоченная и использовать ее легче, а главный недостаток непроизвольного запоминания — это невозможность его регуляции, поскольку мы часто не может вспомнить или забыть то, что хотим.

Существуют некоторые малоизученные феномены памяти, например, запоминание того, чего вообще не было. Дежа Вю.

Существует мнение, что память хранится вечно. Ассоциативно человек может вспомнить то, что он напрочь забыл.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 1304; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.