Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мораль, нравственность, ценности и направленность личности

 

Направленность личности связана с понятием смысла и цели жизни. Это задается исключительно социально

 

Социализация личности.

 

В социализации личности выделяют «легитимацию». Л — это система теоретических и практических объяснений, которые даются ребенку со стороны родителей и других взрослых людей. Именно благодаря легитиамации человек не просто знает названия того или иного предмета или явления, но также знает, для чего он нужен, как с ним обращаться или как к нему относиться.

 

Легитимация проходит 4 ступени, вес они определяются уровнем теоретического объяснения:

  1. Дотеоретический. Индивид сталкивается с ним в раннем детстве на этапе освоения речи. Дотеоретическим данный уровень называется потому, что на все «почему» ребенка мать отвечает «так надо, все так делают». Ребенок все эти утверждения принимает исключительно на веру. Утверждения, воспринятые тогда, во взрослом возрасте человек объяснить не может.
  2. Уровень житейской мудрости. Здесь существуют теоретические объяснения, но в самой зачаточной форме, то есть в виде простых прагматических схем, которые связаны с действиями или ценностями, чаще всего это образно-поучительные формы, изложенные в виде сказок, легенд, пословиц, моральных установок и так дальше. «Будешь воровать — на руках появятся бородавки», «Будешь недоедать — станешь худой». Такая легитимация работает, поэтому русские боятся промочить ноги, а японцы кутают живот.
    В это время дети неплохо освоили язык и начинают проявлять интерес к устному творчеству. Рассказывают «страшные истории». В этот же период дети начинают обучаться нецензурной лексики. Единственное, чему родители не могут и не имеют права учить детей.
    Именно в этот период дети передают русские народные частушки.
  3. Уровень специализированных знаний. Проходит во время обучения в средней школе. Здесь уже имеются довольно сложные теоретические объяснения, которые позволяют индивиду понять многие явления природы и общества, а также освоить разнообразные правила поведения в рамках нормы. В школе человек получает во много раз больше пояснений, чем за всю жизнь.
  4. Символический универсум. Такое название связано с тем, что на этом этапе индивид завершает формирование своего мировоззрения, которое подобно образу символического космоса. В это время также завершается формирование личности. Человек знает, каков он, и больше не изменяется. В этот период человек перестает расти (физически).
    Условие прохождения 4 уровня — вступление в брак. В современном мире вступление в брак выступает аналогом посвящения индивида во взрослые члены общества. Предварительным шагом является получение паспорта, которое дает право на брак. С момента вступления в брак человек считается вполне взрослым и не нуждающимся в опеке со стороны старших.
    Завершенность 4 уровня также связана с осознанием своей смертности. Если человек этого не осознает и не смиряется с этим, то до конца он не может завершить легитимацию.
    Смысл жизни не связан ни с какой деятельностью, но лишь как надо жить, если я знаю, что я умру. Человек перестает беспокоиться и начинает жить.

С этих пор человек живет полноценной жизнью, он уже все понял.

 

Социализация

 

Первичная.

Проходится индивидом в детстве, имеет свои характерные особенности.

  1. Безальтернативный характер. - означат, что каждый индивид не выбирает времени и места своего рождения, как и своих родителей.
  2. Наличие сильной психологической связи со значимыми другими — значимый другой = агент социализации — это человек, который находится рядом с ребенком и способен влиять на формирование его личности (мать). Отношения со значимыми другими носят неформальный характер личных взаимодействий и потому они всегда непосредственны по форме, близки по дистанции и эмоционально окрашены. Такая сильная эмоциональная связь предполагает особую теплоту отношений и особую остроту даже небольших конфликтов — с другой. Именно во время первичной социализации имеется возможность оказывать сильное формирующее влияние на личность ребенка. В это время ребенок обладает легковерностью. При этом родители не всегда понимают, что не меньшее влияние на их детей могут оказать представители референтных групп (друзья по улице). Это те друзья и подруги, на которых ребенок стремится быть похожим.
  3. Феномен конструирования модели домашнего мира. Представляет собой деятельность ребенка, коорый моделирует окружающий его мир, ориентируясь на воспринимаемый им мир родного дома, то есть каков его дом, каковы взаимоотношения значимых других в этом доме, таков и весь внешний мир. Построеннная в сознании ребенка … является подобием призмы, через которую индивид став взрослым будет наблюдать окружающий его реальный мир. Если модель была удачной (счастливое детство), то человек будет доверять миру и видеть его с позитивной стороны. Если модель была неудачной, то индивид не доверяет миру никогда, не доверяет людям и смотрит на все с пессимизмом и цинизмом.

Во время первичной социализации образуется личность индивида. Она строится из отдельных элементов, называемых идентичности. Идентичность с одной стороны это понятие личности, а с другой это название тех элементов, из которых идентичность складывается.

Во втором значении идентичности бывают двух видов:

  • оценочные — связаны с тем, что родители всегда оценивают детей согласно парам утверждений (умный-глупый, красивый-некрасивый), как правило вырастает человек, который уже убежден, что он такой-то в соответствии с классификациями. Ребенку нужно показывать относительность.
  • Поведенческие. Формы поведения, которые ребенок обычно берет у взрослых через подражание и поэтому как правило он имеет большое количество поведенческих форм, а потом учится их применять.

Идентичность человека — сложносоставная, там нет ничего «нашего».

 

Фазы первичной социализации.

 

  1. Фаза идентификации — это период, когда ребенок отождествляется со значимыми другими и полностью перенимает социальный и психологический опыт других людей. Очень важно, чтобы семья состояла из отца и матери, тогда дети будут разных полов. Неполная семья — нехоршо.
    Не обладает личной волей. Поэтому эта фаза благоприятная для воспитания.
  2. Фаза самоидентификации. У ребенка начинает формироваться понятие обобщеный другой, то есть ребенок научается обобщать и выводить правила, он начинает понимать, что правильно и что неправильно, и с этого момента его зависимость от агента социализации ослабляется. С этого момента ребенок приобретает способность объективно оценивать собственные поступки поступки других. Он начинает всё больше интересоваться окружающим миром и всё меньше верить в сказки.

Индивид сталкивается с реальностью появления собственной воли или собственного Я. Появление воли знаменует начало «трудного возраста».

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Ощущения, восприятие и память | Педагогика
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 314; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.051 сек.