Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эмоционально-волевая сфера личности




Тема 5.

Рекомендуемая литература

1. Годфруа П. Я. Что такое психология? – М., 1999. – Т.1.

2. Немов Р.С. Общие основы психологии. - М., 2001.Т. 1.

3. Петухов В.В. Психология мышления. -М., 1987.

4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. -М., 1989.

5. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. -М., 1991.

6. Хрестоматия по общей психологии /Под. ред П.В. Петровского. - М.: Изд-во. МГУ, 1975, 1979.

7. Психология памяти / Ю.Б. Гиппенрейтер – М.: 2000.

8. Хозиев В. Б. Практикум по общей психологии. М. – академия, 2005

9. Общая психология В7т Т3 Память Т4 Внимание/ Б.С. Братусь. – М.: Академия, 2006.

1. Эмоции и чувства.

2. Эмоциональное состояние личности.

3. Воля как проявление активности личности.

Взаимодействуя с окружающим миром, человек опре­деленным образом относится к нему, испытывает какие-либо эмоции и чувства к тому, что он наблюдает, вспо­минает, воображает и т.п.

Чувства и эмоции представляют собой взаимосвязан­ные, но различающиеся явления эмоциональной сферы личности. Взаимосвязь между этими психическими со­стояниями в том, что и эмоции, и чувства отражают от­ношения человека к миру, к другим людям, самому себе и к результатам собственной деятельности.

Различия же между эмоциями и чувствами заключа­ются в следующем:

- эмоциями считают более простое, непосредственное переживание в данный момент, связанное с удовлетворе­нием или неудовлетворением потребностей. Эмоции яв­ляются ситуативными образованиями и связаны с перво­начальными впечатлениями. Иначе говоря, первое впе­чатление от чего-либо носит чисто эмоциональный ха­рактер, являясь непосредственной реакцией (страх, гнев, радость, печаль и др.) на какие-то особенности окружаю­щей среды. Эмоции свойственны не только человеку, но и животным и проявляются как в субъективных пережи­ваниях, так и в физиологических реакциях.

- чувство - это более сложное, чем эмоции, постоян­ное, устойчивое отношение личности к тому, что она

познает и делает, к объекту своих потребностей. Чув­ства характеризуются длительностью и осознаностью, поскольку человек знает причину своих преживаний. К.К.Платонов рассматривал чувства как особую фор­му психического отражения, свойственную только че­ловеку [14].

Источниками эмоций и чувств являются, с одной сто­роны, отражаемая в сознании человека окружающая дей­ствительность, с другой - потребности личности. Те предметы и явления, которые не имеют отношения к по­требностям и интересам, не вызывают чувств и эмоций.

Физиологической основой эмоций и чувств являются, прежде всего процессы, происходящие в коре головно­го мозга. Кора головного мозга регулирует силу и ус­тойчивость чувств. Переживание вызывают процессы возбуждения, которые, распространяясь по коре боль­ших полушарий, захватывают подкорковые центры. В отделах мозга, лежащих ниже коры больших полуша­рий, находятся различные центры физиологической де­ятельности организма: дыхательной, сердечно-сосуди­стой, пищеварительной, секреторной. Поэтому возбуж­дение подкорковых центров вызывает усиленную дея­тельность ряда внутренних органов. В связи с этим пе­реживание чувств сопровождается изменением ритма дыхания и сердечной деятельности, нарушением функ­ционирования секреторных желез (слезы от горя, пот от волнения). Таким образом, при переживании чувств, эмоций наблюдается либо повышение, либо понижение интенсивности разных сторон жизнедеятельности че­ловека. При одних эмоциональных состояниях человек испытывает прилив энергии, чувствует себя бодрым, работоспособным, при других - наблюдается упадок сил, мускульная скованность, вялость.

Выделяют три пары наиболее простых эмоциональ­ных переживаний:

1) удовольствие - неудовольствие;

2) напряжение - разрешение:

3) возбуждение - успокоение.

Различают также стенические (от греч. "стенос" - сила) и астенические ("астенос" - слабость, бессилие) эмоции. Стенические эмоции повышают активность, энергию и вызывают подъем, возбуждение, бодрость (радость, бо­евое возбуждение, гнев, ненависть).

Астенические эмоции уменьшают активность, энергию человека, уменьшают жизнедеятельность (печаль, тос­ка, уныние, подавленность). Астенические эмоции харак­теризуются пассивностью, созерцательностью, расслаб­ляют человека.

Чувства обычно классифицируются по содержанию. Принято выделять следующие виды чувств: моральные, интеллектуальные, эстетические.

Моральные, или нравственные чувства, - это чувства, в которых проявляется отношение человека к поведению людей и своему собственному (чувства симпатии и ан­типатии, уважения и презрения, а также чувства товари­щества, долга и совести, патриотизма и др.). Мораль­ные чувства переживаются людьми в связи с выполне­нием или нарушением принятых в данном обществе принципов морали, которые определяют, что нужно счи­тать во взаимоотношениях людей хорошим и дурным, справедливым и несправедливым.

Интеллектуальные чувства возникают в процессе ум­ственной деятельности и связаны с познавательными процессами. Они отражают и выражают отношения че­ловека к своим мыслям, к процессу познания, его успеш­ности и неуспешности, к результатам интеллектуальной деятельности. К интеллектуальным чувствам относят: лю­бопытство, любознательность, удивление, уверенность, неуверенность, сомнение, недоумение, чувство нового.

Эстетические чувства переживаются в связи с воспри­ятием предметов, явлений и отношений окружающего мира и отражают отношения субъекта к различным фак­там жизни и их отображению в искусстве. В эстетичес­ких чувствах человека переживается красота, гармония (либо, наоборот, дисгармония) с природой в произведе­ниях искусства, отношениях между людьми.

В зависимости от сочетания скорости, силы и устой­чивости чувств различают виды эмоциональных состоя­ний, основными из которых являются: настроение, страсть, аффекты, стресс, фрустрация.

Настроением называется более или менее устойчивое эмоциональное состояние человека, окрашивающее в те­чение некоторого времени все его переживания. Настрое­ния выражают бессознательную, эмоциональную "оценку" личностью того, как на данный момент складываются для нее обстоятельства.

Страсть тоже является длительным и устойчивым эмоциональным состоянием. Но в отличие от настрое­ния страсть характеризуется сильным эмоциональным накалом. Страсть возникает при сильном стремлении к определенным действиям, достижению какой-либо цели и помогает этому достижению. Положительные страсти служат стимулом к большой созидательной деятельность человека. Страсть - это длительное, устойчивое и глу­бокое чувство.

Аффектами называются чрезвычайно сильные, быст­ро возникающие и бурно протекающие кратковремен­ные эмоциональные состояния (аффекты отчаяния, яро­сти, ужаса). Действия человека при аффекте происхо­дят в виде "взрыва". Сильное эмоциональное возбуж­дение проявляется в бурных движениях, беспорядочной речи. Иногда аффект проявляется в напряженной ско­ванности движений, позы, речи. Таковыми могут быть ужас, отчаяние или растерянность при приятном, но неожиданном известии. Аффекты отрицательно сказы­ваются на деятельности человека, резко снижая уровень ее эффективности. В состоянии аффекта у человека мо­жет наблюдаться временная потеря волевого контроля за своим поведением, он может совершать необдуман­ные поступки. Любое чувство может переживаться в аф­фективной форме. Аффект - это уже не радость, а вос­торг, не горе, а отчаяние, не страх, а ужас, не гнев, а ярость. Аффекты возникают при ослаблении воли и являются показателем несдержанности, неспособности человека к саморегуляции.

Стресс (от английского слова "stress" -напряжение) представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система полу­чает эмоциональную перегрузку. Впервые слово "стресс" употребил канадский ученый-биолог Ганс Се-лье (1907 - 1982). Он также ввел понятие о фазах стрес­са, выделив стадии тревоги (мобилизации защитных сил), резистентности (приспособления к трудным ситу­ациям) и истощения (последствия длительного воздей­ствия стресса). Стресс вызывается экстремальными для

данной личности условиями и переживается с большой внутренней напряженностью. Стресс могут вызвать ус­ловия опасности для жизни и здоровья, большие физи­ческие и умственные перегрузки, необходимость при­нимать быстрые и ответственные решения. При силь­ном стрессе учащается сердцебиение и дыхание, повы­шается кровяное давление, возникает общая реакция возбуждения, выражающаяся в той или иной степени дезорганизации поведения (беспорядочные, нескоорди-нированные движения и жесты, сбивчивая, несвязная речь), наблюдаются растерянность, трудности в пере­ключении внимания, возможны ошибки восприятия, памяти, мышления. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения. Частые и длительные стрессы оказывают отрицатель­ное влияние на физическое и психическое здоровье че­ловека. Однако при слабом стрессе возникают общая физическая собранность, активизация деятельности, ясность и четкость мыслей, сообразительность.

Фрустрация - это психологическое состояние дезор­ганизации сознания и деятельности личности, вызван­ное объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми и переживаемыми) препятствиями на пути к очень желаемой цели. Это внутренний конфликт меж­ду направленностью личности и объективными возмож­ностями, с которыми личность не согласна. Фрустрация появляется тогда, когда степень неудовлетворения выше того, что человек может вынести, т.е. выше порога фру­страции. В состоянии фрустрации человек испытывает особо сильное нервно-психическое потрясение. Оно мо­жет проявляться как крайняя досада, озлобленность, по-

давленность, полное безразличие к окружению, неогра­ниченное самобичевание.

Эмоции и чувства выполняют следующие функции:

- сигнальная (коммуникативная); выражается в мими­ке, пантомимике, изменениях голоса, вегетативных из­менениях (потоотделение, покраснение, бледность и т.п.). Эти проявления позволяют человеку информировать других людей о своем отношении к окружающему миру;

- регулятивная; выражается в том, что устойчивые, сильные переживания направляют, изменяют поведение человека;

- отражательная (оценочная); выражается в обобщен­ной оценке явлений и событий;

- побудительная (стимулирующая); эмоциональные пе­реживания определенного вида побуждают человека к действию.

- подкрепляющая; выражается в том, что значимые со­бытия, вызывающие сильную эмоциональную реакцию, быстро и надолго запоминаются;

- переключательная; обнаруживается при конкурен­ции мотивов поведения, в результате которой опреде­ляется доминирующая потребность (борьба между стра­хом и чувством долга);

- приспособительная; благодаря возникшему чувству или эмоции, человек имеет возможность эффективно приспособиться к окружающим условиям.

Итак, в психической жизни человека эмоции и чувства занимают особое место. Чувства обуславливают яркость и полноту наших восприятий, они влияют на скорость и прочность запоминания. Чувства непроизвольно активи­зируют или, наоборот, затормаживают процессы мыш-

ления, стимулируют деятельность, обогащают содержа­ние человеческой жизни.

Сила и настойчивость волевых действий также в зна­чительной степени обуславливается чувствами.

Воля присутствует во многих актах человеческого по­ведения, помогая преодолевать сопротивление на пути к намеченной цели. Иначе говоря, воля проявляется во всех ситуациях, связанных с выбором и принятием ре­шения. Многие исследователи определяют волю как со­знательное преодоление человеком трудностей на пути осуществления действия.

Основные функции воли: побудительная и регулирующая. Побудительная функция способствует активности поведе­ния человека. Волевая регуляция обеспечивает сознатель­ное управление мыслями, чувствами, желаниями и поведе­нием человека. В результате волевой регуляции возникает волевой акт. Он включает в себя следующие стадии:

а) возникновение побуждения, предварительная поста­
новка целей;

б) стадия обсуждения и борьбы мотивов;

в) стадия принятия решения;

г) стадия исполнения решений.

Первую стадию волевого действия можно представить так: побуждение - стремление - влечение - желание. На­личие у человека воли связанно с наличием значимых для него целей и задач, т.е. потребностей и интересов. Однако целей, желаний может быть несколько, вслед­ствие чего возникает борьба мотивов (вторая стадия). В традиционной психологии борьба мотивов рассматри­вается как ядро волевого акта. Преодоление мотивиро­ванного конфликта идет через осознание человеком ре­альной значимости мотивов, их важности и последствий.

Следующий этап волевого действия включает в себя при­нятие решения, от которого зависит ход дальнейших со­бытий. Это заключительный момент борьбы мотивов. Про­цесс принятия решения достаточно сложен, и его скорость во многом зависит от решительности самого человека. Таким образом, волевое решение определяется четкостью целеполагания и продолжительностью волевого акта. Од­нако принять решение - еще не значит выполнить его.

Завершающей фазой волевого действия является испол­нение. Исполнение решений требует от человека преодо­ления препятствий, что невозможно без волевого усилия. Волевое усилие - это форма эмоционального стресса, мо­билизующего внутренние ресурсы человека и создающе­го дополнительные мотивы к действию по достижению цели. Волевое усилие зависит от следующих факторов:

- мировоззрения человека;

- моральной устойчивости;

- наличия общественно значимых целей;

- установки по отношению к действию;

- уровня самоорганизации личности.

Итак, воля представляет собой механизм, с помощью которого осуществляется регуляция поведения человека.

Волевые качества подразделяются на три категории: первичные волевые качества (настойчивость, выдержка); вторичные, или производные, волевые качества (реши­тельность, смелость, самообладание, уверенность); тре­тичные волевые качества (ответственность, дисциплини­рованность, обязательность, принципиальность, делови­тость, инициативность).

Волевые качества - категория динамическая, т.е. спо­собная к изменению, развитию в течение жизни. Воле-

вые качества нередко используются человеком не столько на овладение обстоятельствами и их преодоление, сколь­ко на преодоление самого себя. Особенно это касается людей импульсивного типа, неуравновешенных и эмо­ционально возбудимых, когда им приходится действо­вать вопреки своим природным или характерологичес­ким данным.

Воля - одно их человеческих качеств, которое потенци­ально заложено до рождения и которое вместе с тем мож­но развивать в течение жизни. Человек, желающий владеть собой и обстоятельствами, может путем тренировки уси­лить свою волю и увеличить спектр своих возможностей.

Работая над развитием воли, можно опираться на ре­комендации, которые дают Л.Н.Рувинский и С.И.Хох-лов в работе "Как воспитать волю и характер" [16]:

• Лучше не принимать решений, чем принимать и не вы­полнять их. Принятое решение должно быть выполнено.

• Цель должна быть полезной, общественно значимой, привлекательной.

• Поставленная цель должна быть тщательно обдума­на. Нельзя ставить цели, принимать решения в состоя­нии сильного эмоционального возбуждения (например, гнева), а также в ситуации, когда не могут быть учтены наиболее существенные обстоятельства, связанные с до­стижением поставленной цели.

• Поставленная цель должна соответствовать вашим возможностям. Она будет достигнута при наличии:

- волевого усилия, необходимого для выполнения ре­шения;

- определенных знаний и умений, необходимых для выполнения решения;

- развитого того или иного волевого качества (выдер­жки, настойчивости, прилежания, смелости, целеустрем­ленности);

- времени и средств, необходимых для выполнения ре­шения.

• Поставленная цель должна быть абсолютно конк­
ретной:

-указание точного срока начала выполнения решения; -точное определение минимального объема ежеднев­ной запланированной работы;

- указание сроков общей продолжительности работы над чем-либо;

- точное указание предполагаемого результата;

- указание средств реализации принятого решения.

• Главная цель должна быть разбита на ряд проме­жуточных.

• Необходимым условием эффективности постановки цели является умение сделать ее достижимой, привлека­тельной и включить в качестве составной части в значи­мые для нас и реально действующие мотивы.

Таким образом, от осознания значимости цели, пра­вильного выбора ее, видения ближних, средних и даль­них перспектив зависит ее побудительная сила.

Для успешного претворения в жизнь наших планов нужна внутренняя активность. Она должна быть целе­направленной и осуществляться со знанием дела, с по­ниманием сущности происходящих в нас психических процессов. Обучаясь управлять своими чувствами, пси­хическими состояниями, мы получаем двойную пользу: развиваем и укрепляем нужные черты характера (само­обладание, выдержку), а также вызываем необходимые

психические состояния, которые помогают нам дости­гать поставленной цели.

Достаточный уровень развития воли - необходимая основа и условие для осуществления программы само­воспитания. Поэтому самовоспитание воли является не только целью развития воли как одного из качеств лич­ности, оно необходимо для ее формирования в целом.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 1301; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.057 сек.