Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Уровень цен- средневзвешенная величина цен, уплачиваемых за готовые товары и услуги, произведенные в стране




Эластичность спроса по доходу (ER) = процентное изменение объема спроса / процентное изменение дохода.

Если эластичность спроса по цене больше 1 (Ep > 1), то спрос эластичный, если эластичность спроса по цене меньше 1 (Ep < 1), то спрос неэластичный, если эластичность спроса по цене равна 1 (Ep = 1), то это единичная эластичность.

Е (коэф. элас.) = процентное изменение Х / процентное изменение Y.

В прошлом году В нашей стране была засуха, что привело к неурожаю. Взлетели сразу цены. В 2009 году картофель стоил 10 рублей на рынке, то в настоящее время 50 рублей, гречка вообще ушла в пляску стоила 20-25 рублей за килограмм, то сегодня 100 и более рублей. Люди окажутся более бедными. Они не смогут покупать столько же, сколько раньше за те же деньги. Это называется эффектом дохода. Что вы делаете? Уменьшаете потребление картошки, скоту не кормите, а гречку может вообще исключаете из рациона. Люди могут переключиться на альтернативные товары, которыми можно заменить дорогой товар. Это называется эффектом замещения.

Концепции различных экономических школ исходят из того, что основными экономическими законами рынка являются закон спроса и закон предложения.

 

Закон спроса означает: когда цена на товар повышается, то спрос падает, то есть при прочих равных условиях (сеteris paibus – латинское выражение) удается продать больше товара по низкой цене и меньше - при более высокой цене. Таким образом, существует отрицательная, или обратная, связь между ценой и объемом спроса, которую называют законом спроса. Этот закон можно сформулировать так: величина спроса находится (при прочих равных условиях) в обратной зависимости от изменений цены единицы товара. Закон спроса имеет силу в отношении практически всех товаров, кроме крайних случаев, когда возникают ситуации совершенно эластичного и совершенно неэластичного спроса.

Итак, кривая спроса идет вниз, так как потребитель обычно предпочитает приобрести больше, если цена меньше (ниже). Более низкая цена позволяет покупателям, во-первых, приобретать еще большее количество товара и, во-вторых, дает возможность потребителям, которые раньше не могли себе позволить покупку, начать приобретать этот товар. Эта зависимость в экономической теории был математически сформулирован А. Курно (1838). Отложив по вертикальной оси цену товара, а по горизонтальной - величину спроса, мы получим кривую спроса D. (см. рис.3.1)

 

Кривая спроса - это кривая, точки которой показывают, по каким ценам в течение определенного времени покупатели могли бы приобрести различные количества товара. Количественная зависимость между величиной спроса и определяющими его факторами называется функцией спроса. Сказанное можно записать в виде формулы, отражающей функцию спроса:

 

Qd = f(P)

 

Факторы, влияющие на спрос принято делить условно на ценовые и на неценовые. Ценовой фактор мы фактически уже рассмотрели. Это – цена на данный товар. Действие ценового фактора приводит к изменению величины спроса, передвигая его вдоль постоянной кривой спроса (рис.3.1) в точки 1,2,3,4,5,6,7.

Изменение спроса происходит под воздействием неценовых факторов. Среди неценовых факторов наибольшее воздействие на поведение покупателей оказывают следующие обстоятельства:

 

· Цены взаимосвязанных товаров. Их называют еще сопряженные товары, т.е. товары, взаимозаменящие или дополняющие друг друга в процессе потребления.

· Доходы потребителей. (ВТОРОЙ ЗАКОН ПАРКИНСОНА).

· Вкусы потребителей.

· Ожидания покупателей.

· Число покупателей.

· Реклама.

Действие неценовых факторов приводит к изменению спроса и выражается смещением кривой спроса вправо, если спрос растет и влево, если он падает.

Они могут влиять на спрос по-разному. Вначале рассмотрим влияние цен товаров-заменителей, а затем – взаимодополняющих товаров.

Товары являются взаимозаменяемыми (субститутами), если увеличение цены одного из них влечет за собой рост объема спроса на другой товар при каждом значении цены. Взаимозаменяемыми они называются потому, что могут быть использованы для одних и тех же целей. Такие товары удовлетворяют одну потребность: сок и фруктовый напиток, чай и кофе, мясо и рыба и т.д. Например, если выросла цена на говядину, то спрос на нее снижается, но одновременно растет спрос на куриные окорочка.

Товары являются взаимодополняемыми (комплементарными), если увеличение цены одного из них снижает объем спроса и на другой. Это товары сопутствуют друг другу в процессе потребления. И здесь изменение в величине спроса на один товар вызывает такую же реакцию спроса и на другой. Например, если увеличивается спрос на спортивную одежду, то растет спрос и на кроссовки, а рост цен на спортивную одежду снижает объем спроса на кроссовки.

Итак, повышение цены на один товар-субститут сдвигает кривую спроса на товар-заменитель вправо, увеличивая объем спроса на него (D1 D1), а повышение цены на комплементарный товар сдвигает кривую спроса на товар, дополняющий первый, влево, уменьшая объем спроса на него (D2D2). (см. рис. 3.2).

 

 

Как правило, когда доход потребителя растет, увеличивается спрос на многие товары, особенно на дорогие, высококачественные.

Товары, спрос на которые напрямую зависит от изменения дохода, называются нормальными товарами, или товарами высшей категории.

Вместе с тем существуют и такие товары, потребление которых с ростом доходов уменьшается. Они называются благами низшей категории.

Вкусы или предпочтения потребителей – важнейший фактор, определяющий объем спроса на любой товар. Предпочтения потребителей формируются под влиянием общества, обычаев, образования, рекламы и т.д.

Однако какой бы ни была причина, по которой меняются вкусы и предпочтения потребителей, кривая спроса на тот или иной товар сдвинется соответствующим образом – вправо, если спрос вырос, и влево, если он упал.

В зависимости от того, какие факторы побуждают человека к покупке, выделяют две разновидности рыночного спроса:

- функциональный спрос, обусловленный присущими данному товару потребительскими качествами;

- нефункциональный спрос, обусловленный воздействием экзогенных факторов, таких как эффект сноба, эффект Веблена (Т.Веблен – американский экономист), спекулятивный спрос, нерациональный спрос под воздействием каприза, прихоти и т.д.

Анализ рынка может быть односторонним без рассмотрения предложения, то есть экономической ситуации со стороны продавца. Представьте, что вы фермер и у вас есть земля. Часть земли хорошая, а часть земли неровная, с бедными почвами. Где ровно вы сажаете овощи, где неровно – пасете скот. Если цена на овощи будет расти вы будете расширять свои площади, если цены и дальше будут расти то вы можете посадить овощи на все ваши земли.

Предложение можно определить как совокупность товаров и услуг, находящихся на рынке, которое продавцы желают продать за некоторый период (день, месяц, год…) по определенным ценам. Предложение возникает только тогда, когда экономический субъект будет готов произвести сделку по продаже доставленного на рынок товара.

Величину предложения можно определить как количество товаров и услуг, которое продавцы готовы продать в данное время, в данном месте при данных ценах. Она не всегда совпадает с объемом производства и объемом продаж, имеющим место на рынке. Цена предложения показывает минимальную цену за данное количество товара, на которую продавец готов согласиться. Зависимость объема предложения от цен фиксируется законом предложения и описывается кривой с положительным наклоном. Проиллюстрируем это с помощью графика. По вертикальной оси расположим цену за единицу товара, по горизонтальной – количество продукции. Из графика видно, что чем выше цена – тем больше (при прочих равных условиях) объем предложения, а чем ниже цена – тем меньше объем предложения.

 

 

Изменение цен приводит к изменению величины предложения и иллюстрируются движением его вдоль построенной кривой предложения от одной точки к другой (от 1 до 7 – вверх, если цена растет, и от 7 до 1 – вниз, если цена падает ). Прямая зависимость между ценой и величиной предложения называют законом предложения. Он показывает, что производители хотят изготовить и предложить к продаже большее количество своего товара по высокой цене, чем по низкой. Если цена на определенный товар возрастает и при этом другие параметры остаются неизменными, то величина предложения данного товара увеличивается. Для продавца цена – побудительный мотив и стимул к тому, чтоб производить и продавать свой товар на рынке. Для потребителя цена, наоборот, - сдерживающий барьер, т.к. высокая цена вынуждает покупать небольшое количество товара.

Функцию предложенияможно записать в виде формулы: Qs = f(P).

Если изменение величины предложения наблюдается при изменении цены, то изменение предложения происходит под воздействием неценовых факторов при неизменной цене на рассматриваемый товар.

 

К основным неценовым факторам, влияющим на предложение относятся:

· цены на ресурсы;

· технология производства;

· налоги и дотации;

· цены на другие товары;

· ожидание предложения;

· конкуренция (количество продавцов на рынке).

 

Все эти факторы приводят к изменению предложения, что выражается в смещении кривой предложения: вправо, если произойдет увеличение предложения, и влево, если предложение сокращается (рис.3.4.).

 

 

 

Изменение цены любого из производственных ресурсов, включая цены сырья, материалов, топлива или заработную плату, сдвинет кривую предложения. Если цена на такие ресурсы падает, то фирмы будут стремиться предложить большой объем выпуска при всех значениях цены. Это значит, что производитель при тех же материальных затратах приобретет больше сырья, материалов и т.п., а значит, может увеличить масштабы своего производства. Кривая предложения сместиться вправо, т.е. предложение товара выросло (S1-S1), при высоких ценах на ресурсы кривая предложения сдвинется влево (S2-S2).

Любое усовершенствование технологии, создающее возможности для удешевления производства и сбыта продукции, приводит к увеличению объема ее предложения при любой цене. Словом, улучшения в технологии сдвигают кривую предложения вправо (S1-S1). Если происходит ухудшение технологии, кривая предложения смещается влево (S2-S2). Повышение налогов увеличивает издержки производителей, а, следовательно, сокращает производство (кривая S2-S2 смещается влево). При уменьшении налогов картина противоположная (движение кривой предложения S1-S1 вправо).

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что кривая предложения определяется главным образом издержками производства, которые в свою очередь определяются технологией и стоимостью производственных ресурсов. В экономической теории существует интересная особенность, относящаяся к производителям товаров. В частности, индивидуальный доход любого фермера будет тем выше, чем лучше его урожай при прочих равных условиях. Но совокупный доход всех фермеров, как правило, ниже, когда урожаи во всех фермерских хозяйствах хорошие, чем когда они плохие. Здесь важно осознать то, что верно в отношении отдельного индивида, не обязательно является верным для всех вместе взятых. Другую алогичную ситуацию описали С.Фишер, Р.Дорнбуш, Р.Шмалензи. «Что лучше для фермеров: хорошая или плохая погода? Естественно думать, что фермерам будет лучше, если стоит хорошая погода и урожаи высоки. Как это ни парадоксально, но для фермеров может быть лучше, когда погода плохая, а урожай низкий. Если урожай низкий, то цена на продукцию фермера будет высокой, если урожай будет высокой, то цена на продукцию фермера будет низкой. Когда же фермеры зарабатывают больше? Коль скоро спрос неэластичен, то совокупные расходы на еду падают с падением цены на продукты питания. Так как при плохой погоде цена выше, то фермеры получают больший доход. Таким образом, плохая погода хороша для фермеров» (Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика.- пер. с англ. со 2-го изд.- М.- «Дело ЛТД».- 1993г.-с.81).

Взаимодействие спроса и предложения, их координация осуществляется на основе ценового механизма и конкуренции, что приводит к формированию равновесной цены, при которой величина спроса и предложения сбалансированы. Иначе говоря, рыночное равновесие это такое состояние, при котором ни у кого из экономических субъектов не возникает побуждений к его изменению.

Вернемся к кривой спроса и к кривой предложения, изобразим их на одной плоскости.

 

 

Как видим, две кривые пересекаются в точке равновесия спроса и предложения. Равновесие, означает такое состояние рынка, которое характеризуется равенством спроса и предложения. Когда спрос равен предложению, говорят, что происходит клиринг рынка, то есть точка покоя. На рынке нетни дефицита, ни избыточного товара. Крест Маршалла.

Между изменениями спроса и предложения, с одной стороны, и изменениями равновесной цены и равновесного количества товаров, с другой, можно установить следующие взаимосвязи, представленные в таблице, где знаки ­ ¯ означают увеличение и уменьшение соответствующих показателей:

 

В то же время при проведении экономических расчетов для производителей и потребителей приобретает актуальность и практическую значимость выяснение не только общей взаимосвязи спроса и предложения, но и возникает необходимость изучения степени колебаний спроса и предложения от воздействия других факторов. Мера реакции одной величины на изменение другой называется эластичностью. С одной стороны, коэффициент эластичности является инструментом статистических измерений, с другой концепция эластичности является важным инструментом экономического анализа. Эластичность показывает, на сколько процентов изменится одна переменная экономическая величина при изменении другой на один процент, то есть

В зависимости от знака при коэффициенте эластичности между рассматриваемыми факторами могут иметь место: прямая зависимость, когда рост одного фактора вызывает увеличение другого (коэффициент положительный), обратная зависимость, когда рост одного фактора предполагает убывание другого (коэффициент отрицательный). Например, эластичность спроса по доходу, когда с ростом доходов растет спрос на «нормальные» товары, или когда с ростом доходов обратная реакция на товары с низкими качествами. В теоретических моделях могут рассматриваться две крайние ситуации – это ситуация абсолютной неэластичности (Е = 0) и абсолютной эластичности (Е = ∞).

Эластичность спроса по цене показывает степень количественного изменения спроса на товар, вызванного изменением его цены на 1%.

 

Процентное изменение

Эластичность спроса = объема спроса (Δ Q)

по цене (Ер) Процентное изменение

цены (Δ P)

 

 

 

 

 

Эластичность спроса по цене будет различной на разных участках кривой спроса. В верхней части кривой спроса эластичность спроса будет больше 1. Это значит, что при уменьшении (увеличении) цены на 1%, объем спроса увеличится (уменьшится) больше чем на 1%. Таким образом, спрос будет эластичным. В нижней части кривой спроса эластичность спроса будет меньше 1, это значит при уменьшении (увеличении) цены больше чем на 1%, объем спроса увеличится (уменьшится) меньше 1%. Таким образом, спрос будет неэластичный. В середине графика эластичность спроса будет равна 1, т.е. при увеличении цены на 1%, объем спроса сократится на 1%.

 

Графически различная ценовая эластичность спроса на товар может быть выражена через различный наклон кривой спроса.

1) спрос эластичен (рис. 3.7);

2) спрос неэла­стичен (рис. 3.8);

3) спрос с единичной эластичностью (рис. 3.9);

4) совершенно неэластичный спрос (рис. 3.10);

5) совершенно эластичный спрос (рис. 3.11).

 

 

 

Анализ позволяет сделать вывод о том, что продавец может увеличи­вать свой доход, манипулируя ценой лишь до определенного предела:

1. Пока эластичность спроса по цене больше единицы, сни­жение цены увеличивает общий доход продавца;

2. При единичной эластичности его доход не меняется;

3. Если эластичность спроса по цене ниже единицы, то до­ход продавца начинает резко падать.

Для многих категорий товаров объем продаж меняется в зависимости от динамики денежных доходов потребителей. Чувствительность величины спроса к изменению дохода определяется через коэффициент эластичности спроса по доходу. Коэффициент эластичности спроса по доходу – это степень количественного изменения величины спроса при изменении потребительских доходов на 1%.

Эластичность спроса по доходу рассчитывается по аналогии с коэффициентом ценовой эластичности по формуле точечной и дуговой эластичности следующим образом:

Численное значение эластичности по доходам тесно связано с понятием нормальных товаров и товаров низшего качества. Для нормальных товаров повышение дохода вызывает рост спроса. Поскольку в этом случае доход и спрос изменяются в одном на­правлении, эластичность спроса по доходу на нормальные товары положительна. Для товаров низшего качества увеличение дохода вызывает уменьшение спроса. Здесь доход и спрос изменяются в противоположных направлениях, а значит, эластичность спроса по доходам на товары низшего качества отрицательна.

Понятие эластичности спроса по доходу используется и для выявления различия между предметами первой необходимости и предметами роскоши.

При этом товары первой необходимости не чувствительны к доходам, их потребление, как правило, не меняется в зависимости от роста или падения дохода или меняется относительно медленно. Они име­ют эластичность по доходу меньше единицы, т.е. спрос в краткосрочном периоде неэластичный.

Напротив, предметы роскоши, товары длительного пользования в краткосрочном периоде имеют эластичность спроса по доходу больше единицы, т.е. спрос на них эластичный.

Эластичность предложения по цене имеет такое же важное значение, как и эластичность спроса. Повышение рыночной цены стимулирует производителей к увеличению предложения товара в целях извлечения большей прибыли, а снижение цены ведет к сокращению доходов продавцов, что вызывает обратную реакцию. Эластичность предложения по цене показывает связь между изменениями в ценах на товар и объемах его предложения. Она представляет собой процентное изменение объема предложения товара, обусловленное однопроцентным изменением его цены.

 

Эластичность предложения рассчитывается по следующей формуле:

 

Эластичность (Es) = предложения Процентное изменение объема предложения Процентное изменение Цены

 

Эластичность предложения можно показать графически:

 

 

 

Эластичность предложения равна нулю, ко­гда кривая предложения вертикальна (рис. 3.12). Здесь объем предложения не зависит от того, насколько возрастает цена.

Когда кривая предложения горизонтальна (рис. 3.13), это оз­начает, что эластичность предложения бесконечна. При таком уровне цены поставщики готовы продавать любое требуемое количество товара или услуги.

Основными факторами, определяющими эластичность предложения являются:

- фактор времени;

- наличие незагруженных производственных мощностей;

- конъюнктура рынка;

- номенклатура предлагаемых к реализации товаров и услуг.

В экономической теории различают три типа равновесия в зависимости от временных возможностей у производителей:

· Мгновенное равновесие - предложение неизменно, у фирмы нет времени, чтобы изменить предложение.

· Краткосрочное равновесие - предложение растет, но количество предприятий неизменно.

· Длительное равновесие - изменяется число предприятий, объем используемых ресурсов.

Примером того как взаимодействуют спрос и предложение, может быть аукцион по Интернету. При аукционе по Интернету предложение цен происходит виртуально.

 

 

В рыночной экономике цена выполняет следующие функции:

· Ориентирующую;

· Стимулирующую;

· Распределительную.

Ориентирующая функция обеспечивает покупателям и продавцам необходимую информацию для их действия.

Стимулирующая функция способствует наиболее экономичным способам производства и рациональности спроса.

Распределительная функция обеспечивает распределение доходов между участниками рыночной экономики.

Система цен в современной экономике очень сложна, но, если избегать детализации, то ее можно свести к трем основным видам цен:

· государственные;

· договорные;

· мировые.

Государственные цены в рыночной экономике могут устанавливаться на:

· продукцию предприятий-монополистов;

· базовые (для экономики данной страны) ресурсы;

· социально-значимые товары.

Система государственных цен состоит из двух элементов:

· фиксируемые цены, жестко устанавливаемые правительством;

· регулируемые цены, учитывающие изменение рыночной конъюнктуры (установление предельного уровня цены или предела её отклонения от фиксированного уровня)

Договорные цены - это цены, устанавливаемые соглашением покупателя и продавца, т.е. учитывающие только спрос и предложение на данный товар. Удельный вес договорных цен определяет степень “рыночности” экономики данной страны.

Мировые цены применяются в международной торговле, отражая специфику региона, условий и времени коммерческих сделок. Поэтому расчет мировой цены проводится на базе наиболее крупных экспортно-импортных сделок.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 756; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.