Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Индивидуально- психологические особенности личности




Рекомендуемая литература

1. Годфруа Ж.Что такое психология: В 2 т. -М., 1992.

2. Дарвин Ч. Выражение эмоций у человека и животных. М., 1991.

3. Немов Р.С. Психология. -М., 1995. -Т.1.

4. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. -М., 1981.

5. Якобсон П.М. Психология чувств. -М., 1961.

6. Якобсон П.М. Психология эмоций. -М., 1961.

Тема 6

1. Понятие о темпераменте и его типах.

2. Общее понятие о характере и его природе.

3. Способности.

Люди в значительной степени отличаются друг от дру­га тем, что по-разному реагируют на все происходящие события в окружающем мире. Еще в глубокой древнос­ти ученые, наблюдая внешние особенности поведения людей, обратили внимание на большие индивидуальные различия в этом отношении. Одни очень подвижны, эмо­циональны, возбудимы, энергичны. Другие медлитель­ны, спокойны, невозмутимы. Одни общительны, легко вступают в контакты с окружающими, жизнерадостны, другие замкнуты, скрытны. Эти различия во многом объясняются темпераментом человека. Темперамент придает сугубо индивидуальную окраску всей деятель­ности и поведению человека. Что же такое темперамент и каковы его свойства?

Темперамент - это индивидуальные особенности лич­ности, проявляющиеся в динамике протекания психичес­ких процессов, общей подвижности и эмоциональной возбудимости (врожденный). Темперамент в переводе с латинского означает соотношение, смесь.

Выделяют три сферы проявления темперамента: 1. Общая активность определяется интенсивностью и объемом взаимодействия человека с окружающей сре­дой - физической и социальной. По этому параметру

человек может быть инертным, пассивным, спокойным, активным.

2. Особенности моторной сферы. Можно рассматривать как частные выражения общей активности. К ним отно­сятся темп, быстрота, ритм и общее количество движений.

3. Эмоциональность выражается в различной степени эмоциональной возбудимости, в быстроте возникнове­ния и силе эмоций человека, в эмоциональной впечат­лительности.

На протяжении длительной истории изучения темпе­рамент всегда связывался с органическими, или физио­логическими основами организма.

Корни этой физиологической ветви гуморального уче­ния о темпераменте уходят в античный период. Гиппок­рат (V в. до н.э.) описал четыре типа темперамента. Он полагал, что в организме человека имеются четыре ос­новные жидкости или сока: кровь, слизь, желтая желчь и черная желчь. Смешиваясь в каждом человеке в опреде­ленных пропорциях, эти жидкости и составляют темпе­рамент. Конкретное наименование каждый темперамент получил по названию той жидкости, которая якобы пре­обладает в организме. Соответственно были выделены следующие типы темперамента:

а) сангвинический (в переводе с лат. - кровь);

б) холерический (в пер. с лат. - желчь);

в) флегматический (в пер. с греч. - слизь);

г) меланхолический (в пер. с греч. - черная желчь).

У Гиппократа был чисто физиологический подход к темпераменту. Он не связывал его с психической жиз­нью человека и предполагал даже наличие темперамен­та у отдельных органов, например, у сердца или печени.

Но со временем появились умозаключения о том, ка­кие психические свойства должны быть у человека, в организме которого преобладает та или иная жидкость. В результате появились психологические описания - пор­треты различных темпераментов. Первая такая попыт­ка принадлежит тоже античному врачу Галену (Х1в. до н.э.). Он выделил тринадцать темпераментов, четыре из которых используются до настоящего времени.

Позже уже в XX столетии возникла конституциональ­ная теория объяснения сущности темперамента. Пред­ставители этой теории Ч.Ломброзо, Э.Кречмер, У.Шел-дон считали, что темперамент связан с телосложением, конституцией человека. Главная идея этой теории: струк­тура тела определяет темперамент, который является его функцией.

Э.Кречмер выделил четыре конституциональных типа людей: лептосоматик, пикник, атлетик и диспластик [7].

Лептосоматик характеризуется хрупким телосложени­ем, высоким ростом, плоской грудной клеткой. Плечи узкие, нижние конечности длинные и худые.

Атлетик - человек с развитой мускулатурой, крепким телосложением, характерен высокий или средний рост, широкие плечи, узкие бедра.

Пикник - человек с выраженной жировой тканью, чрезмерно тучный, характеризуется малым или средним ростом, расплывшимся туловищем с большим животом и круглой головой на короткой шее.

Диспластики - люди с бесформенным, неправильным строением тела. Индивиды этого типа характеризуются различными деформациями телосложения (например, чрезмерный рост, непропорциональное телосложение).

С первыми тремя типами строения тела Э.Кречмер со­отнес три выделенных и названных им типа темперамен­та: шизотимик, иксотимик и циклотимик.

Шизотимик, имеющий астеническое телосложение, замкнут, склонен к колебаниям эмоций, упрям, малопо­датлив к изменению установок и взглядов, с трудом при­спосабливается к новой обстановке. В отличие от него иксотимик, обладающий атлетическим телосложением, проявляет себя как спокойный, маловпечатлительный че­ловек со сдержанными жестами и мимикой, с невысокой гибкостью мышления, часто мелочный. Пикническое телосложение имеет циклотимик, его эмоции колеблют­ся между радостью и печалью, он легко контактирует с людьми и реалистичен во взглядах.

Едва возникнув, конституциональные концепции стали объектом острой научной критики. Основной недостаток этого подхода состоит в том, что в нем недооценивается, а иногда просто игнорируется роль среды и социальных ус­ловий в формировании психических свойств индивида.

Следующий подход к объяснению сущности темпера­мента связывает типы темперамента с деятельностью центральной нервной системы. В учении И.П.Павлова о влиянии центральной нервной системы на динамичес­кие особенности поведения выделяются три основных свойства нервной системы: сила, уравновешенность, под­вижность процессов возбуждения и торможения. Силу возбуждения и силу торможения он считал двумя неза­висимыми свойствами нервной системы.

• Сила нервных процессов характеризует работоспо­собность, выносливость нервной системы и означает ее способность переносить как продолжительное, так и

кратковременное возбуждение или торможение. Проти­воположное свойство - слабость нервных процессов -характеризуется неспособностью нервных клеток выдер­живать длительное и концентрированное возбуждение и торможение. При действии весьма сильных раздражи­телей нервные клетки быстро переходят в состояние ох­ранительного торможения. В слабой нервной системе нервные клетки отличаются низкой работоспособнос­тью, их энергия быстро истощается. Но при этом слабая нервная система обладает большой чувствительностью: даже на раздражители небольшой величины она дает со­ответствующую реакцию.

• Уравновешенность нервных процессов - это соотно­шение возбуждения и торможения. У некоторых людей эти два процесса взаимно уравновешиваются, а у дру­гих равновесия не наблюдается: преобладает процесс воз­буждения или торможения.

• Подвижность нервных процессов - это их способ­ность быстро сменять друг друга, скорость движения нервных процессов, быстрота появления нервного про­цесса в ответ на раздражение, быстрота образования новых условных связей.

Комбинации указанных свойств нервных процессов были положены в основу определения типа высшей не­рвной деятельности.

Тип высшей нервной деятельности - совокупность свойств нервной системы, составляющих физиологичес­кую основу индивидуального своеобразия деятельнос­ти человека.

В зависимости от сочетания силы, подвижности и уравновешенности процесса возбуждения и торможения различают четыре основных типа ВНД:

1) сильный, уравновешенный, подвижный - сангвиник.

2) сильный уравновешенный, инертный - флегматик.

3) сильный, неуравновешенный - холерик.

4) слабый - меланхолик.

Данные типы нервной системы не только по количе­ству, но и по основным характеристикам соответствуют четырем классическим типам темперамента.

В 50-е гг. в нашей стране проводились лаборатор­ные исследования темперамента под руководством Б.М.Теплова, а затем В.Д.Небылицина, в результате которых типология И.П.Павлова была дополнена но­выми элементами. Были разработаны многочисленные приемы исследования свойств нервной системы чело­века, экспериментально выделены и описаны еще два свойства нервных процессов: лабильность и ди­на мичность.

Лабильность нервной системы проявляется в скорос­ти возникновения и прекращения нервных процессов. Сущность динамичности нервных процессов составля­ют легкость и быстрота образования положительных (ди­намичность раздражения - возбуждения) и тормозных (динамичность торможения) условных рефлексов.

В настоящее время наука располагает значительным количеством фактов, позволяющих дать достаточно пол­ную психологическую характеристику типов темпера­мента. Для составления психологических характеристик традиционно четырех психотипов обычно выделяются следующие основные свойства темперамента:

- сензитиеность - определяется тем, какова наимень­шая сила внешних воздействий, необходимая для воз­никновения этой реакции;

- активность - свидетельствует о том, насколько ин­тенсивно (энергично) человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствия в достижении целей (на­стойчивость, целенаправленность, сосредоточенность внимания);

- соотношение реактивности и активности - опреде­ляет, от чего в большей степени зависит деятельность человека - от случайных внешних или внутренних об­стоятельств (настроения, случайного события) или от его целей, намерений, убеждений;

- пластичность и ригидность - свидетельствуют, на­сколько легко и гибко приспосабливается человек к вне­шним воздействиям (пластичность) или насколько инер­тно и косно его поведение (ригидность);

- темп реакции - характеризует скорость протекания различных психических реакций, процессов (темп речи, динамику жестов, быстроту ума человека);

- экстраверсия - интроверсия - определяет, от чего пре­имущественно зависят реакции и деятельность человека -от внешних впечатлений, возникающих в данный момент (экстраверт- "направленный вовне") или от образов, пред­ставлений и мыслей, связанных с внутренними пережива­ниями, (интроверт - "направленный внутрь, на себя");

- эмоциональная возбудимость -характеризуется ми­нимальным воздействием, необходимым для возник­новения у человека эмоциональной реакции, и скоро­стью ее возникновения.

Каждому отдельному типу темперамента свойствен­ны свои характерные особенности:

Холерик - это человек, нервная система которого оп­ределяется преобладанием возбуждения над торможением. Поэтому на внешние воздействия он реагирует очень быстро, часто необдуманно. Такой человек нетерпелив, ожидание способно вывести его из себя. Он проявляет порывистость, резкость движений, необузданность.

Сила нервной системы позволяет холерику в крити­ческие моменты работать долго и неудержимо. В это время его способность к конкретизации сил очень высо­ка. Однако неуравновешенность его нервных процессов предопределяет быструю и резкую смену его активнос­ти и бодрости истощением сил организма и вялостью. Чередование положительного и отрицательного настро­ения обуславливает нервность поведения, его повышен­ную подверженность невротическим срывам и конфлик­там. Непостоянство - его характерная черта: то он че­ресчур разговорчив - не остановить, то слова из него не вытянешь. Предсказать, как поведет себя холерик в но­вой обстановке, очень трудно.

Сангвиник- человек с сильной, уравновешенной, под­вижной нервной системой. Обладает быстрой скоростью реакции, его поступки обдуманны. Он жизнерадостен, благодаря чему ему свойственна высокая сопротивляе­мость трудностям жизни. Любит шутку, часто становится заводилой, душой компании. Подвижность нервной си­стемы обуславливает изменчивость его чувств, привязан­ностей, интересов, взглядов, высокую приспособляе­мость к новым условиям. Это общительный человек, легко вступающий в контакт с новыми людьми, поэто­му у него широкий круг знакомств, хотя и не отличается постоянством в общении и привязанностях. Сангвиник ~ продуктивный деятель в том случае, когда у него мно­го интересных дел, т.е. при постоянном возбуждении. В

противном случае он становится скучным, вялым, отвле­кается. Легко переключается с одного дела на другое. В стрессовой ситуации действует активно, сохраняет са­мообладание.

Флегматик - человек с сильной, уравновешенной, но инертной нервной системой. Вследствие этого на внеш­нее воздействие реагирует медленно, неразговорчив. Эмоционально уравновешен, его трудно рассердить, развеселить. Настроение стабильное, ровное. Даже при серьезных неприятностях флегматик остается внешне спокойным.

Флегматик обладает высокой работоспособностью, хо­рошо сопротивляется сильным и продолжительным раз­дражителям, но не способен быстро реагировать в нео­жиданных трудных ситуациях. Предпочитает завершить дело и только потом браться за другое. Он стратег и по­стоянно сверяет свои действия с перспективой. Прочно запоминает все усвоенное. С трудом отказывается от вы­работанных навыков и стереотипов, не любит менять при­вычки, распорядок жизни, работу, друзей. Трудно и мед­ленно приспосабливается к новым условиям. Нередко долго колеблется при принятии решения, но в отличие от меланхолика обходится без посторонней помощи.

Меланхолик - человек со слабой нервной системой, обладающий повышенной чувствительностью даже к слабым раздражителям, а сильный раздражитель может вызвать нервный срыв, растерянность. Поэтому в стрес­совых ситуациях (экзамен, соревнование, опасность) ре­зультаты деятельности меланхолика могут ухудшаться по сравнению со спокойной привычной обстановкой. Повышенная чувствительность приводит к быстрому утомлению и падению работоспособности (требуется довольно длительный отдых). Даже незначительный повод может вызвать обиду, слезы. Его настроение очень изменчиво, но обычно меланхолик старается не прояв­лять внешне свои чувства, не рассказывает о своих пере­живаниях, хотя и склонен отдаваться им. Часто он грус­тен, подавлен, не уверен в себе, тревожен. У него могут возникнуть невротические расстройства. Обладая высо­кой чувствительностью нервной системы, меланхолики нередко имеют выраженные художественные и интеллек­туальные способности.

Темперамент выступает в качестве общей основы'мно-гих личностных характеристик человека и, прежде все­го, характера. Но темперамент нельзя путать с характе­ром, который представляет собой сочетание наиболее устойчивых, существенных особенностей личности. Ха­рактер проявляется в поведении человека, в его отноше­нии к миру и себе. Люди одного темперамента могут быть добрыми и жестокими, ленивыми й трудолюбивы­ми, аккуратными и неряшливыми. Темперамент задает лишь динамику психического реагирования.

От темперамента зависят такие свойства личности, как впечатлительность, импульсивность и тревожность.

Индивидуальный стиль деятельности человека обус­ловлен определенным сочетанием свойств темперамен­та, проявляющимся в познавательных процессах, дей­ствиях, общении. Он представляет собой систему зави­сящих от темперамента динамических особенностей де­ятельности, которая содержит приемы работы, типич­ные для данного человека.

Индивидуальный стиль деятельности не сводится толь­ко к темпераменту, он определяется и другими причинами и включает в себя умения, и навыки, сформировавши­еся под влиянием жизненного опыта. Индивидуальный стиль деятельности можно рассматривать как результат приспособления врожденных свойств нервной системы и особенностей организма человека к условиям выполняе­мой деятельности. Это приспособление призвано обеспе­чить достижение наилучших результатов деятельности с наименьшими затратами для человека.

То, что мы, наблюдая за человеком, воспринимаем как признаки его темперамента (разнообразные движения, реакции, формы поведения), часто является отражением не столько темперамента, сколько индивидуального сти­ля деятельности, особенности которого могут совпадать и расходиться с темпераментом.

Ядро индивидуального стиля деятельности определя­ет комплекс имеющихся у человека свойств нервной си­стемы. Среди особенностей, которые относятся к инди­видуальному стилю деятельности, можно выделить те, что приобретаются в опыте и носят компенсаторный ха­рактер по отношению к недостаткам индивидуальных свойств нервной системы человека, они способствуют максимальному использованию имеющихся у человека задатков и способностей.

Необходимо отметить, что в "чистом" виде темпе­рамент встречается сравнительно редко. Обычно у человека преобладают черты какого-либо темперамен­та, но при этом наблюдаются и отдельные черты, свой­ственные другому темпераменту.

Надо учесть также, что темпераменты нельзя оценивать как плохие или хорошие. Каждый темперамент имеет свои положительные стороны, и на основе каждого темперамента при неправильном воспитании могут сформиро­ваться отрицательные проявления личности.

Какова же должна быть стратегия воспитателя в от­ношении учащихся различных типов темперамента?

У учащихся-холериков надо стараться путем трени­ровки развивать отстающий тормозной процесс, выра­батывать умение тормозить себя, свои нежелательные реакции. От этих учащихся надо постоянно, мягко, но настойчиво требовать спокойных, обдуманных ответов, спокойных нерезких движений. Необходимо системати­чески воспитывать у таких детей сдержанность в пове­дении и отношениях со сверстниками и взрослыми. Тог­да как увлеченность в процессе работы, энергию и ак­тивность, разумную инициативность холерика следует поощрять. Поскольку холерик нередко пребывает в аф­фективном состоянии, говорить с ним резким и повы­шенным тоном не рекомендуется, так как это только уси­лит его возбуждение. На холерика лучше действует под­черкнуто спокойный, тихий голос.

Учащихся-меланхоликов надо постепенно отучать от излишней робости и застенчивости, давать им возмож­ность больше действовать и проявлять активность. Но при этом следует соблюдать постепенность в трениров­ке работоспособности, помня о том, что эти дети быст­ро утомляются. На уроке таких учащихся надо чаще спра­шивать, создавая во время их ответа спокойную обста­новку (большую роль при этом играет похвала, одобре­ние). У детей меланхолического типа необходимо раз­вивать общительность.

У учащихся-флегматиков нужно формировать такие недостающие им качества, как большую подвижность, активность. Не допускать, чтобы они проявляли безраз­личие к деятельности, вялость, инертность. Учитель дол­жен стараться формировать установку у таких учащихся работать на уроке в определенном темпе, а также стиму­лировать у них положительное эмоциональное отноше­ние к учебной деятельности.

У учащихся-сангвиников надо воспитывать усидчи­вость, устойчивые интересы, более серьезное отношение к начатому делу, умение довести его до конца.

Также важно учитывать тот факт, что большую роль в овладении темпераментом играет самовоспитание лич­ности - сознательная установка человека на искорене­ние у себя отрицательных проявлений темперамента и закрепление его положительных сторон.

Люди по-разному относятся к окружающему миру. Это отношение выражается в поведении, поступках че­ловека. Если определенное отношение к действительно­сти и соответствующие ему формы поведения не случай­ны для конкретного человека, а более или менее устой­чивы и постоянны, то, значит, они представляют собой свойства его личности.

Свойства личности, выражающие отношение к дей­ствительности, образуют некоторое своеобразное соче­тание, представляющее не сумму отдельных особеннос­тей данного человека, а единое целое, которое называ­ют характером человека.

Слово "характер" греческого происхождения и в пе­реводе означает "черта", "примета", "признак", "осо­бенность".

Характер - это индивидуальное сочетание существен­ных свойств личности, показывающих отношение человека к окружающему миру и выражающихся в его пове­дении. Иначе говоря, характер - это отношение, закреп­ленное в привычных формах поведения.

Согласно учению И.П.Павлова, привычное поведение человека - это система прочно закрепившихся его от­ветных реакций на многократно повторяющиеся воздей­ствия окружающей социальной среды. Эти биологичес­кие и даже генотипические свойства индивида, по И.П.­Павлову, определяют темперамент, составляющий осно­ву характера.

В истории психологии существуют три точки зрения на природу характера: по мнению одних, он наследствен­но обусловлен; другие считают, что он целиком опреде­ляется условиями жизни; третьи утверждают, что харак­тер имеет как наследственно обусловленные, так и при­обретенные свойства.

Первой точке зрения свойственна биологизация ха­рактера, второй - социологизация, сводящая роль био­логического фактора до минимума. Обе точки зрения, по мнению современных психологов, ошибочны, по­скольку не соответствуют действительности. Более ре­ально отражает природу характера принятая в отече­ственной психологии точка зрения, согласно которой характер не является врожденным, но в его проявлени­ях сказываются и особенности организации нервной си­стемы, генотипа. По мнению Ю.Б.Гиппенрейтер, необ­ходимо рассматривать определенные свойства организ­ма как биологические или генотипические предпосыл­ки характера [5].

Таким образом, на основании анализа проблемы "био­логических основ характера" можно заключить, что формирование характера определяется как особенностями генотипа, так и воздействием социальной среды.

Характер личности весьма многогранен. В нем можно выделить отдельные стороны или черты, которые не су­ществуют изолированно, отдельно друг от друга, а явля­ются взаимно связанными, образуя цельную структуру ха­рактера.

Определить структуру или строение характера лично­сти - значит выделить в характере основные компонен­ты или свойства. В структуре характера исследователи выделяют различные свойства.

Б.Г.Ананьев считает характер выражением и услови­ем цельности личности. К основным его свойствам от­носит направленность, привычки, коммуникативные свойства, эмоционально-динамические проявления, сформированные на основе темперамента [1].

А.Г.Ковалев, В.Н.Мясищев включают в структуру ха­рактера такие пары свойств, как: уравновешенность -неуравновешенность; сензитивность - агрессивность; широта - узость; глубина - поверхностность; богатство, содержательность - бедность; сила - слабость [13].

Н.Д.Левитов выделяет определенность характера, его цельность, сложность, динамичность, оригинальность, силу, твердость [8].

Большинство исследователей выделяют в структуре сложившегося характера, прежде всего, две стороны: со­держание и форму. Они не отделимы друг от друга и составляют органическое единство. Содержание харак­тера составляет направленность личности, т.е. ее мате­риальные и духовные потребности, интересы, идеалы и социальные установки. Содержание характера проявляется в виде определенных индивидуально-своеобраз­ных отношений, которые говорят об избирательной ак­тивности человека. В разных же формах характера вы­ражаются различные способы проявления отношений, темперамента, закрепившиеся эмоционально-волевые особенности поведения.

Кроме отмеченных выше двух сторон, в отечествен­ной психологии в структуре характера представлены такие индивидуальные особенности личности, как интел­лектуальные, эмоциональные и волевые. В связи с этим ис­следователи выделяют в структуре характера темпера­мент, волю, убеждение, потребности и интересы, чувства, интеллект.

Характер представляет собой неразрывное целое. Но изучить и понять такое сложное целое, как характер, нельзя, не выделив в нем отдельных сторон или типич­ных проявлений, так называемых ,черт характера. Под чертами характера понимают индивидуальные привыч­ные формы поведения человека, в которых реализуется его отношение к действительности.

Черты характера необходимо рассматривать и оцени­вать во взаимосвязи друг с другом. Каждая черта харак­тера приобретает свое значение, часто совершенно раз­личное, в зависимости от ее соотношения с другими чер­тами. Например, осторожность без сочетания с реши­тельностью может сделать человека бездеятельным.

В структуре характера выделяют две группы черт/

К первой группе относятся черты, выражающие на­правленность личности: устойчивые потребности, инте­ресы, склонности, цели и идеалы, а также мировозрение человека по отношению к окружающей действитель-ности. Эти черты представляют собой индивуидуально своеобразные способы проявления отношений личнос­ти к действительности.

Ко второй группе относятся интеллектуальные, во­левые и эмоциональные черты характера.

В самом общем виде все черты характера можно раз­делить на основные, ведущие, задающие общую направ­ленность развитию всего комплекса его проявлений, и второстепенные, определяемые основными. Если веду­щей чертой является нерешительность, то человек, преж­де всего, опасается, "как бы чего не вышло", и все его попытки, например, помочь ближнему обычно закан­чиваются внутренними переживаниями и самооправда­ниями. Если же ведущей чертой является альтруизм, то человек, не колеблясь, идет на помощь ближнему. Зна­ние ведущих черт позволяет понять суть характера, его основные проявления.

Из всей совокупности отношений личности и окру­жающей реальности следует выделить характерообразующие формы отношений. Важнейшей отличительной чертой таких отношений является решающее, первосте­пенное или общее жизненное значение тех или иных объектов для человека. Эти отношения одновременно выступают основанием для классификации важнейших черт характера. Характер человека проявляется в систе­ме отношений:

- к другим людям (при этом можно выделить такие черты характера, как общительность - замкнутость, правдивость - лживость, тактичность - грубость);

- к делу (ответственность - недобросовестность, тру­долюбие - леность);

- к себе (скромность - самовлюбленность, самокри­тичность - самоуверенность, гордость - смирение);

- к вещам, собственности (щедрость - жадность, бе­режливость - расточительность, аккуратность - неряш­ливость).

Необходимо отметить определенную условность дан­ной классификации и тесную взаимосвязь, взаимопро­никновение указанных аспектов отношений. Несмотря на то, что указанные отношения выступают важнейши­ми с точки зрения формирования характера, они не сра­зу становятся чертами характера. Существует известная последовательность в переходе этих отношений в свой­ства характера.

Исследователи характера отмечают, что он может быть выражен в большей или меньшей степени. Чрезмерная вы­раженность отдельных черт характерна и их сочетаний определяется исследователями как акцентуация характе­ра. По мнению известного психиатра К.Леонгарда, у 20-50% людей некоторые черты характера настолько заост­рены (т.е. акцентуированы), что это приводит к конфлик­там и нервно-психическим нарушениям.

Ю.Б.Гиппенрейтер отмечает три значимых отличия акцентуированного характера от патологии характера. Во-первых, акцентуированный характер может прояв­ляться в течение всей жизни человека, обостряется толь­ко в подростковом возрасте, а затем сглаживается. Во-вторых, черты акцентуированных характеров проявля­ются не в любой обстановке, а при определенных обсто­ятельствах. В-третьих, социальная дезадаптация лично­сти при акцентуациях либо не наступает вообще, либо Непродолжительна по времени.

Наиболее известны классификации акцентуированных типов характера по А.Е.Личко и К.Леонгарду. Немецкий ученый К.Леонгард выделяет 12 типов акцентуаций ха­рактера. Его классификация основана на оценке стиля общения человека с окружающими людьми. Типы акцен­туаций характера разбиваются К. Леонгардом на две груп­пы по принципу акцентуации свойств либо характера, либо темперамента. К акцентуациям свойств характера он относит демонстративный, педантичный, застреваю­щий, возбудимый типы. Остальные варианты акцентуа­ций (гипертимный, дистимный, циклоидный, тревожный, эмотивный, экзальтированный, интровертированный) он относит к акцентуациям темперамента.

Классификация К.Леонгарда представляет следующие типы хар актер ов [9]:

Гипертимный тип. Отличается чрезвычайной контакт­ностью, преобладанием приподнятого настроения, повы­шенной словоохотливостью, выраженностью жестов, ми­мики, пантомимики. В общении прослеживается спонтан­ное отклонение от первоначальной темы разговора. Люди этого типа энергичны, инициативны, с оптимизмом и жаждой деятельности. Отталкивающие черты, свойствен­ные этому типу: легкомыслие, недостаточно серьезное отношение к своим служебным и семейным обязаннос­тям, проявляющаяся временами раздражительность.

Дистимный тип. Характеризуется низкой контакт­ностью, немногословием, пессимистическим настроени­ем. Люди этого типа ведут замкнутый образ жизни, до­моседы, склонны подчиняться, а не демонстрировать. Привлекательными чертами характера для партнеров по общению являются серьезность, добросовестность и обо-

стренное чувство справедливости. Отталкивающие чер­ты этого психотипа в общении: медлительность, пассив­ность, индивидуализм.

Циклоидный тип. Людям этого типа свойственны до­вольно частые периодические смены настроения. В пери­од повышенного настроения они бывают общительны, а в период подавленного - замкнутыми. Во время душев­ного подъема ведут себя как люди с гипертимной акцен­туацией характера, а в период спада - с дистимной.

Возбудимый тип. Характеризуется низкой контактно­стью, угрюмостью, занудлив остью. У людей этого типа замедленные вербальные и невербальные реакции. В спо­койном состоянии они добросовестны, аккуратны. В состоянии эмоционального возбуждения склонны к ру­гательствам, конфликтам, плохо контролируют свое поведение.

Застревающий тип. Люди умеренной общительности, склонны к нравоучениям, обидчивы, подозрительны, конфликтны, обладают повышенной чувствительностью к справедливости. Для них характерно стремление до­биваться высоких результатов в любой деятельности, предъявлять повышенные требования к себе и окружа­ющим, дисциплинированность.

Педантичный тип. Люди этого типа отличаются чрез­мерным формализмом, педантичностью в любой ситуа­ции. Положительные черты такого человека - добросо­вестность, аккуратность, надежность в делах.

Тревожный тип. Ему свойственны низкая общитель­ность, неуверенность в себе, мнительность, робость, по­ниженный фон настроения. Люди этого типа редко кон­фликтуют с окружающими, стремятся в ситуациях противостояния опереться на сильную личность. Их поло­жительные черты - исполнительность, доброжелатель­ность, самокритичность.

Эмотивный тип. Характеризуется стремлением к об­щению в узком кругу друзей и близких, где их хорошо понимают. Такие люди чрезмерно чувствительны, обидчивы, слезливы. Вместе с тем они отличаются доб­ротой, сострадательностью, эмпатией, исполнитель­ностью.

Демонстративный тип. Люди этого типа очень общи­тельны, стремятся к лидерству, доминированию, любят быть в центре внимания. Они самоуверенны, самолюби­вы, легко приспосабливаются к новой социальной ситу­ации, склонны к интригам, хвастовству, лицемерны и эгоистичны. Положительные черты: артистизм, обходи­тельность, нестандартность мышления, умение побуж­дать других людей к какому-либо делу.

Экзальтированный тип. Люди этого типа обладают высокой контактностью, словоохотливостью, влюбчи­востью, могут быть конфликтными. Это альтруисты, внимательны к друзьям и близким. Они обладают ярки­ми искренними чувствами, зачастую художественным вкусом. Отрицательные черты людей этого типа: пани­керство, подверженность отчаянию, сиюминутным на­строениям.

Экстравертированный тип. Отличается от других ти­пов открытостью для любой информации, готовностью выслушать и помочь любому просящему, конформность. Люди этого типа обладают высокой степенью общитель­ности, болтливы, уступчивы, исполнительны. Им труд­но дается организованность в быту и на работе. Оттал-

кивающие черты: легкомыслие, необдуманность поступ­ков, склонность к распространению слухов, сплетен.

Иптровертированный тип. Люди этого типа характе­ризуются низкой контактностью, замкнутостью, ото­рванностью от реальности, склонностью к философство­ванию. Ориентированы на свой внутренний мир, на свою оценку предмета или события, а не на объект как тако­вой. Они склонны к одиночеству, при попытках бесце­ремонно вмешаться в их личную жизнь вступают в кон­фликты. Сдержанны, принципиальны, склонны к само­анализу, имеют твердые убеждения. Их поступки опре­деляются в первую очередь собственной внутренней ус­тановкой. При этом они чрезмерно упрямы в отстаива­нии своих нереальных взглядов.

Описанные типы акцентуаций характера проявляют­ся, как было отмечено выше, непостоянно. При воспи­тании и самовоспитании акцентуации характера сгла­живаются, гармонизируются, так как структура харак­тера подвижна, динамична и меняется на протяжении жизни человека.

Способности как индивидуальные особенности лич­ности изучают различные науки: философия, социоло­гия, медицина и другие, но ни одна из них не изучает так глубоко и разносторонне проблему способностей, как психология. Для психологии более, чем для другой на­уки, важным является изучение способностей каждой личности. Именно через способности личность стано­вится субъектом деятельности в обществе, через разви­тие способностей человек достигает своей вершины в профессиональном и личностном росте (акте - греч. "вершина", отсюда произошло название новой научнойсциплины - акмеологии, изучающей закономерности такого восхождения и его характеристики).

Серьезный вклад в изучение проблемы способностей внесли отечественные ученые С.Л.Рубинштейн, Б.М.Теп-лов, Н.С.Лейтес, В.Н.Дружинин, В.Д.Шадриков.

В отечественной психологии в трактовке проблемы спо­собностей можно выделить два направления. Первое- пси­хофизиологическое - исследует связи основных свойств не­рвной системы (задатков) и общих психических способно­стей человека (работы Э.А.Голубевой, В.М.Русалова); вто­рое - исследование способностей в индивидуальной, игро­вой, учебной, трудовой деятельности (от деятельного под­хода А.Н.Леонтьева). Затем в рамках школы С.Л.Рубинш­тейна способности стали рассматривать как развитие спо­собов деятельности на основе задатков.

Задатки - это врожденные анатомо-физиологические особенности мозга, нервной системы, конституции че­ловека и т.д., составляющие природную основу разви­тия его способностей. От природы люди наделены раз­личными задатками, они лежат в основе формирования способностей. Иначе говоря, основы способностей за­ложены генетически и зависят от задатков.

В психологии различают еще один вид задатков - при­обретенные. О них говорят в тех случаях, когда для раз­вития какой-либо способности нужно чему-то уже обу­читься или приобрести опыт.

Способности - это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, от которых зависит успешность деятельности.

Отечественный психолог А.В.Петровский сравнивал способности с зерном, которому еще предстоит развивать-

ся. Брошенное в землю зерно имеет возможность лишь при определенных условиях (структура, влажность почвы, климат и т.д.) превратиться в колос. Так же и способнос­ти человека являются только возможностью для приоб­ретения знаний и умений при благоприятной социальной ситуации. Вместе с тем эта же возможность может стать реальностью в результате обучения, воспитания и соб­ственной активности человека.

В психологии существуют различные классифика­ции способностей. В первую очередь исследователи выделяют природные (биологически обусловленные) и специфические человеческие способности. Многие из природных способностей являются общими у чело­века и животных, такие как восприятие, память. Боль­шинство человеческих способностей основывается на природных.

Другой подход к структуре способностей выявляет два их вида: общие и специальные. Общие способности - это такие, которые определяют успехи человека в раз­личных видах деятельности. К ним относятся умствен­ные способности, речь, работоспособность, развитие опорно-двигательной системы и т.п. Специальные спо­собности определяют успехи в определенных видах де­ятельности. К ним относятся математические, музы­кальные, литературные и т.д.

Теоретические и практические способности отличают­ся тем, что первые отражают склонность человека к аб­страктно-теоретическим размышлениям, а вторые - к конкретным практическим действиям.

С точки зрения развития психологи выделяют потен­циальные и актуальные способности.

Потенциальные - это возможности развития индиви­да, проявляющие себя каждый раз, когда перед ними возникают новые задачи, требующие решения. Однако развитие индивида зависит не только от его психоло­гических свойств, но и от тех социальных условий, в которых могут быть реализованы или не реализованы эти потенции. В этом случае говорят об актуальности способностей. В связи с отсутствием объективных ус­ловий, возможностей далеко не каждый может реали-зовывать свои потенциальные способности в соответ­ствии со своей психологической природой. Таким об­разом, актуальные способности составляют только часть потенциальных.

Учебные и творческие способности отражают харак­тер познания. Учебные определяют успешность освое­ния какой-либо информации, а творческие связаны с со­зданием новых идей, открытий, изобретений и т.д. Во многих случаях основой для развития творческих спо­собностей является способность к обучению.

Особое место среди социально обусловленных способ­ностей отводится способности к общению. Она включает • в себя межличностное восприятие к оцениванию людей, умение входить в контакт с различными людьми, взаи­модействовать с ними, оказывать на них влияние и т.д.

Сочетание различных высокоразвитых способностей называют одаренностью, что дает возможность челове­ку успешно проявлять себя в деятельности. Талант - это такое сочетание способностей, которое позволяет чело­веку не только успешно, но и оригинально, самостоя­тельно выполнять сложную деятельность. Высшим уров­нем развития способностей, когда человек добивается

выдающихся успехов в обществе, в области культуры, является гениальность.

Природа человеческих способностей вызывает достаточ­но бурные дискуссии среди ученых. Способности являют­ся врожденными или они формируются пожизненно?

Сторонники идеи врожденности способностей утвер­ждают, что они биологически обусловлены и их прояв­ление целиком зависит от унаследованного фонда. По их мнению, обучение и воспитание могут лишь ускорить процесс проявления способностей, но и без педагогичес­кого воздействия они проявятся обязательно. В доказа­тельство этой позиции исследователи приводят такие примеры, как повторение способностей у детей талант­ливых музыкантов, ученых, художников (династии Ба­хов, Дарвинов, Толстых).

Результаты генетических исследований в подтвержде­ние наследования способностей были получены в экспе­риментах на животных с применением методов искусст­венной селекции. Крыс обучали находить путь в лаби­ринте. Отбирались "умные" крысы, которые успешнее справлялись с задачей, и "глупые". Затем происходило скрещивание внутри каждой из групп. В шестом поко­лении потомки "умных" крыс значительно быстрее про­ходили по лабиринту, чем их "родители", а показатели "глупых" крыс были еще хуже.

Результаты подобных исследований показывают воз­можность накопления генетической предрасположенно­сти к успешному обучению. Но насколько успех в разви­тии способностей зависит только от наследственных за­датков, сказать трудно.

Представители другой точки зрения считают, что особенности психики определяются качеством воспитания и обучения и что у каждого человека можно сфор­мировать любые способности.Сторонники данного на­правления ссылаются на случаи, когда дети самых при­митивных племен, получив соответствующее обучение, ничем не отличались от образованных европейцев. Здесь же говорят о так называемых "детях-маугли", которые убедительно свидетельствуют о непоправимом уроне, даже невозможности человеческого развития вне социума.

По мнению американского ученого Ушби, способно­сти определяются прежде всего той программой интел­лектуальной деятельности, которая была сформулиро­вана в детстве. В соответствии со своей программой одни люди решают творческие задачи, а другие - только реп­родуктивные. В настоящее время приверженцы этой идеи в США создают специальные центры "выращивания" одаренных детей. Известен ряд случаев, когда в различ­ных областях деятельности (науки, искусства) вокруг одного учителя возникала большая группа талантли­вых учеников, по своей численности и уровню способ­ностей не объяснимая с точки зрения простых законов статистики. Ю.Б.Гиппенрейтер в работе "Введение в общую психологию" [5] приводит пример из опыта ра­боты московского учителя музыки М.П.Кравца, кото­рый любил выбирать себе особенно неспособных в му­зыкальном отношении учеников и иногда доводил их до уровня учащихся Центральной музыкальной консерва­тории (уровня, как известно, самого высокого). Он счи­тал, что неспособных детей не бывает.

На основании вышесказанного можно сделать вывод о том, что условия среды и наследственность являются

факторами развития способностей. Иначе говоря, спо­собности человека формируются и развиваются как по­средством хороших задатков (наследственности), так и при помощи обучения и воспитания (социальной среды).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 3958; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.642 сек.