Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Интеллект и эффективность управленческой деятельности

В начале 60-х годов была установлена основная и исходная закономерность, связывающая эффективность управленческой деятельности и интеллект. Американский психолог Е. Гизелли обнаружил, что между ними существует не прямая зависи­мость (как считалось долгое время и что блокировало исследо­вания в данной области), а криволинейная. Наиболее успешной деятельностью характеризуются руководители, имеющие не очень высокий интеллект, а некоторую оптимальную степень его выраженности. Неожиданность этих результатов стимули­ровала новые исследованияв этой области. Они подтвердили ус­тановленную зависимость, которая в настоящее время стала хре­стоматийной.

И все же эти результаты, несмотря на их многочисленность и убедительность, плохо согласуются с обыденным представ­лением о том, что «хороший руководитель — это очень умный руководитель». Выявление причин противоречия научных и


эмпирических данных позволяет раскрыть суть связи интел­лекта с эффективностью управленческой деятельности, слож­ность их взаимодействия. В концепции «промежуточных фак­торов» Ф. Фидлера и А. Лейстера описаны некоторые из этих причин. Она базируется на том, что связь интеллекта с успеш­ностью управленческой деятельности является множественно опосредованной, а не прямой. На эффективность деятельности влияют многие причины, а не только интеллект, который ока­зывает на нее воздействие через множество промежуточных переменных: уровень мотивации руководителя, его опыт, отно­шения с начальством и управляемой группой.

Практически все тесты, при помощи которых диагностиру­ются интеллектуальные способности, адресованы теоретическо­му, абстрактному интеллекту, а не его практическому компонен­ту. Требования к интеллектуальным функциям менеджера часто несопоставимы с требованиями, на которых построены сущест­вующие тесты. Поэтому результаты противоречивы.

Криволинейная зависимость эффективности управленческой деятельности от уровня интеллекта объясняется и другими при­чинами, установленными в последнее время, в частности:

1) наличие обратной связи между уровнем интеллекта и ста­
жем управленческой деятельности;

2) наличие высокого интеллекта у людей с относительно
меньшим стажем управленческой деятельности.

Снижение интеллектуальных показателей при увеличении стажа имеет две основные причины: естественная возрастная инволюция психофизиологических функций, в том числе и ин­теллекта, и «забывание» академических знаний и навыков, на которых основано большинство интеллектуальных тестов. Ин­теллект руководителя становится в большей степени практиче­ским, чем теоретическим. На общую эффективность управлен­ческой деятельности большее влияние оказывают стаж и про­изводный от него профессиональный и жизненный опыт, а не интеллект как таковой.


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Понятие интеллекта в психологии | Специфика интеллектуальных качеств руководителя
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 684; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.