Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные закономерности психического развития




Психика человека может быть рассмотрена как целостная система. Соотнося взгляды многих авторов на развитие психики и анализируя их с позиций системного подхода, к основным принципам психического развития, по мнению Аверина (2003), могут быть отнесены:

1) принцип устойчивого динамического неравновесия как источник развития системы. В рамках данного принципа речь идет о неустойчивости, о спектре противоречий и действий как исходном моменте любого индивидуального развития. «Неустойчивость означает развитие, развитие поисходит через неустойчивость, через бифуркации, через случайность» (Князева Е.Н., Курдюмов С.Н., 1992). Принцип устойчивого неравновесия живых систем был впервые сформулирован биологом Э. Бауэром в 1935 г., в рамках этой концепции утверждалось, что именно неравновесное состояние живой системы означает ее высокую работоспособность.

2) принцип взаимодействия тенденций к сохранению и изменению (наследственности-изменчивости) как условие развития системы (Асмолов А.Г., 1998). Тенденции к сохранению и изменению обеспечиваются влиянием наследственной программы и воздействиями среды, внешних условий развития, соответственно. Генетическая программа человека (генотип) практически не изменилась за последние 40 тысяч лет, при этом психическая сфера сделала огромный рывок в перед в своем развитии. Наследственность обеспечивает сохранность генотипа, выживание человеческого вида, изменчивость же дает возможность активного приспособления индивида к условиям окружающей среды и активного воздействия на нее за счет вновь вырабатываемых у него свойств.

3) принцип дифференциации-интеграции (как критерий развития структуры). Всеобщий принцип любой системы, согласно которому, по мнению Н.И. Чуприковой (1997) развитие идет по пути все большей дифференцированности и иерархической интеграции внутри генетического целого. Об уровне развития системы можно судить по количеству входящих в нее разнородных элементов (по степени разнообразия), по количеству разных уровней (по степени иерархичности), по количеству и разнообразию связей между элементами и между уровнями.

4) принцип цельности как критерий развития функции. Принцип цельности является важнейшей характеристикой функционального развития системы. Цельность можно рассматривать как единство целей и средств их достижения, обеспеченное повторяемостью, соподчиненностью, соразмерностью и уравновешенностью структурных элементов целого (Аверин В.А., 1997), где: повторяемость – это единство целого по его ведущему признаку (например, единство личности по признаку направленности); соподчиненность – единство, достигаемое объединением всех элементов целого вокруг его главного элемента (например, иерархия личностных образований в структуре личности); соразмерность – единство, обеспечиваемое общей закономерностью; уравновешенность – единство согласованных противоположностей.

В качестве дополнительных принципов психического развития В.А. Аверин (2003) приводит принципы, выделенные А.Г. Асмоловым (1998): «принцип возможности превращения избыточной (преадаптивной) активности элементов системы в адаптивную» и «принцип возрастания влияния избыточных элементов системы на выбор дальнейшей траектории ее развития в неопределенных критических ситуациях». При этом Аверин отмечает, что эти два принципа можно скорее отнести к следствиям четвертого принципа.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 529; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.