Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Подход Э. Эриксона к изучению развития психики

Лекция 4. Эпигенетическая концепция развития личности Э. Эриксона

Эрик Хомбургер Эриксон (1902 – 1994)

По мнению некоторых авторов, Э. Эриксон внес, пожалуй, самый весомый вклад в дело продвижения вперед психоаналитической теории развития. Он дал новую, расширенную картину задач, которые приходится решать ребенку на каждой из стадий З. Фрейда. Теории З. Фрейда, который подразделял психологическое развитие на пять этапов, Эриксон противопоставил свою схему, состоявшую из восьми этапов. Эриксон переименовал так называемую «генитальную стадию» в «юность» и добавил ещё три стадии взрослого состояния.

В 1950 г. вышла книга Э. Эриксона «Детство и общество», в которой сформулированы практически все основные идеи Эриксона, в том числе, концепция личности, жизненного цикла, анализ влияния разных культурных условий на процесс и результат развития, понятие психобиографии. Книга «Детство и общество» переведена на десятки языков и используется в качестве учебника для студентов и аспирантов.

Эриксону также принадлежит концепция «эго-психологии», подчёркивающая роль Эго как чего-то большего, чем «служанки Ида». По Эриксону, именно Эго отвечает за организацию жизни, за обеспечение гармонии с физическим и социальным окружением, за здоровый личностный рост; оно является источником уверенности в себе и собственной идентичности.

Э. Эриксон принял идеи 3. Фрейда о трехчленной структуре личности, идентифицируя Id с желаниями и мечтаниями, a Super-Ego – с переживаниями долженствования, между которыми человек постоянно колеблется в мыслях и чувствах. Между ними находится «мертвая точка» – Ego, в которой, по Э. Эриксону, мы более всего и являемся самими собой, хотя и менее всего себя осознаем.

Как отмечает И.В. Шаповаленко (2004), в отличие от фрейдистского подхода, основное внимание в эго-психологии отводится нормальному, здоровому личностному развитию, которое связано с осознанным решением жизненных проблем.

Теория Эриксона названа психосоциальной, поскольку акцентирует внимание на росте компетентности человека во взаимодействии с социальным окружением, подчеркивается значимость исторического и культурного контекста развития личности, влияние культуры, системы ценностей и нормативных предписаний общества. Эта теория относится к эпигенетическому подходу в понимании психического развития, поскольку рассматривает путь развития личности как преодоление человеком ряда противоречий на разных стадиях с разным успехом и разной скоростью.

Эриксон в своих исследованиях применял нестандартные для традиционной клинической практики психоаналитического направления методы: лонгитюдное изучение здоровых детей, кросскультурный (этнографический) метод (сопоставление особенностей воспитания детей в племенах американских индейцев и в условиях современного технологического американского общества), психоисторический метод.

Психоисторический метод подразумевает соотнесение основных тем жизни человека с историческими событиями и обстоятельствами. Применяя этот метод исследования психики, Э. Эриксон проанализировал личности и жизнь выдающихся людей (например, Мартин Лютер, Махатма Ганди).

Эриксон подчеркивал единство человеческой жизни, человеческого существования, необходимость синтетического подхода к человеку, отмечал, что вычленение соматического, социального и личностного аспектов приемлемо лишь для удобства изучения, но человек всегда есть организм, член общества и Эго (личность, Я) одновременно.

Важным направлением в работах Э. Эриксона является изучение феномена идентичности. Эриксон выделял три типа идентичности: личностная идентичность, эго-идентичности и групповая идентичность. По его мнению, эти типы идентичности формируются на разных стадиях развития личности человека.

1. Личностная идентичность - ядро личности, набор черт или индивидуальных характеристик, который делает человека подобным самому себе и отличным от других людей

2. Эго-идентичность - субъективное чувство целостности собственной личности, непрерывности и устойчивости собственного Я

3. Групповая идентичность - чувство принадлежности к данной социальной группе

Одним из механизмов формирования идентичности является ритуализация. Это повторяющиеся формы поведения, осуществляющие взаимосвязь людей, обмен сообщениями; ритуализация имеет врожденную основу, постепенно обогащается и усложняется на протяжении жизни.

По мнению Эриксона, развитие продолжается всю жизнь, причём каждая из стадий развития отмечается специфичным для неё конфликтом, благоприятное разрешение которого приводит к переходу на новый этап. Этот конфликт, или кризис, связан с тем, что на каждом новом этапе общество предъявляет человеку новое требование.

Кризис – это поворотный момент развития, из которого человек может выйти либо более адаптированным и сильным, либо ослабленным, не справившись с решением конфликта. При благоприятном развитии событий, эффективном разрешении кризиса приводит к включению в Эго нового позитивного качества (например, инициативности или надежды). Негативное разрешение конфликта приводит к включению в структуру личности отрицательного качества (например, чувство вины, безынициативность и т.п.).

ž Первый этап — от рождения до 1 года, орально-сенсорная стадия, конфликт между доверием и недоверием;

ž Второй этап — от 1 года до 3 лет, мышечно-анальная стадия, конфликт между автономией и сомнением;

ž Третий этап — от 3 до 6 лет, локомоторно-генитальная стадия, конфликт между предприимчивостью и неадекватностью;

ž Четвёртый этап — 6-12 лет, соответствует фрейдовскому «латентному периоду», конфликт между творчеством и комплексом неполноценности;

ž Пятый этап — 12-19 лет, юность (в некоторых источниках – подростковая стадия), идентификация личности и путаница ролей;

ž Шестой этап — 20-25 лет, ранняя зрелость (молодость), конфликт между близостью и одиночеством;

ž Седьмой этап — 26-64 года, средняя зрелость (поздний взрослый период, взрослость), конфликт производительности и застоя;

ž Восьмой этап — от 65 лет до смерти, поздняя зрелость (старость), конфликт цельности и безнадежности.

Благоприятные разрешения конфликтов называются «Добродетелями» («virtues»). Названия добродетелей в порядке их поэтапного приобретения:

1. надежда,

2. воля,

3. цель,

4. уверенность,

5. верность,

6. любовь,

7. забота

8. мудрость.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Латентная стадия (5-12 лет) | Орально-сенсорная (оральная) стадия (0-1 г.)
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 1830; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.