Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Подход Ж. Пиаже к изучению интеллектуального развития детей

Старость (поздняя зрелость) (65 лет и старше)

Э. Эриксон сосредоточил внимание на внутреннем конфликте этого периода в жизни человека – целостность Эго против отчаяния. Эта борьба, по мнению Эриксона, мучительна, но содержит возможности будущего роста и мудрости. Ощущение цельности и осмысленности жизни возникает у того, кто, оглядываясь на прожитое, ощущает удовлетворение.

Переходя в этот возрастной период, человек, по мнению Эриксона, приступает к ретроспективному анализу прожитой жизни, пытаясь определить, была ли жизнь прожита достойно. В процессе этого анализа люди могут переживать острое сожаление, отчаяние по поводу того, что жизнь прожита не так, как нужно, но ничего нельзя исправить. Иногда отчаяние «прячется» за отвращением. Нетерпимость некоторых стариков к ошибкам других часто указывает на их презрение к самим себе.

Осмысливая свою жизнь, анализируя ее, оценивая, пожилой человек может сформировать такое качество Эго, как мудрость (по Эриксону) – осознание безусловного значения самой жизни перед лицом самой смерти; «мудрость старости отдает себе отчет в относительности всех знаний, приобретенных человеком на протяжении жизни в одном историческом периоде». (цит. по Шаповаленко И.В., 2004, с. 81)

 

Лекция 5. Учение Ж. Пиаже об интеллектуальном развитии ребёнка

Жан Пиаже (1896 – 1980)

Жан Пиаже – швейцарский ученый. Его вклад в психологическую науку трудно переоценить. У. Крэйн (2007) считает его автором наиболее всеобъемлющей и убедительной теории интеллектуального развития. Помимо проблем психологии развития, Ж. Пиаже интересовали так же вопросы эпистемологии (область философии, изучающей происхождение знания).

Интерес Пиаже к интеллектуальному развитию детей появился в 1920 г., когда, работая в лаборатории А. Бине и Т. Симона в Париже, он разрабатывал тест интеллекта для детей. Его привлек анализ неверных ответов младших детей, в которых он заметил определенные закономерности. Из этого Пиаже сделал вывод, что мышление детей младшего возраста (до 7 лет) не просто отличается от мышления взрослых, но имеет собственные неповторимые особенности. С 1921 г. в Институте Руссо в Женеве Пиаже интервьюировал детей от 4 до 12 лет, обнаружив, что их рассуждения о снах, нравственных нормах и др. действительно обладают качественным своеобразием. Исследование познавательной деятельности младенцев (с 1925 г.) Ж. Пиаже начал, изучая совместно со своей женой Валентиной Шатене поведение собственных детей – Жаклин, Люсьены и Лорана.

В своих исследованиях Ж. Пиаже применял особый метод, разработанный им, – клинический метод (метод клинической беседы). Метод клинической беседы – это свободная беседа с ребенком без ограничения фиксированными стандартными вопросами; такая беседа позволяет качественный анализ мышления ребенка. Вопросы, обсуждаемые в таких беседах, касались природных явлений, нравственных норм, снов и др. и способов объяснения этих феноменов ребенком. Клинический метод рассчитывает выяснить, что определяет позицию ребенка и какова структура его познавательной деятельности. (Шаповаленко И.В., 2004, с. 110)

Работы Пиаже критиковались за то, что он отходил от общепризнанных норм тестирования и интервью, отказывался от статистического анализа данных, не указывал объем выборки в своих исследованиях. Пиаже стремился понять особенности мышления конкретного ребенка и для этого мог менять вопросы в ходе интервью. Со временем его вклад в психологию развития был оценен по достоинству – психологи начали осознавать, что, несмотря на сложность терминологии и ограниченность эмпирической базы, теория интеллектуального развития Ж. Пиаже имеет огромное значение. Л.С. Выготский высоко оценил работы Ж. Пиаже: «Исследования Ж. Пиаже составили целую эпоху в развитии учения о речи и мышлении ребенка, о его логике и мировоззрении. Они отмечены историческим значением». (цит. по Шаповаленко И.В., 2004, с. 108)

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Орально-сенсорная (оральная) стадия (0-1 г.) | Феномены детского мышления, открытые Ж. Пиаже
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 916; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.