Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

А.Н. Леонтьев о филогенезе и онтогенезе психики человека




А.Н. Леонтьев изучал психическое развитие человека как с позиций фило -, так и онтогенеза. Филогенетическая теория А.Н. Леонтьева выстроена на основе принципа отражения и раскрывает последовательность возникновения в филогенезе разных форм представления окружающей действительности. В филогенезе психики Леонтьев выделяет 6 этапов:

1. Возникновение жизни (допсихические формы жизни, к которым не относятся животные и человек; характеризуется биологическими процессами ассимиляции и диссимиляции)

2. Возникновение чувствительности (и психики); к нему относятся как животные, так и люди

3. Возникновением перцептивности (наличие психики)

4. Возникновение интеллекта

5. Возникновение сознания (к нему относятся только люди)

6. Возникновение мышления и речи

 

В основе онтогенетической теории психического развития А.Н. Леонтьева лежит общепсихологическая теория деятельности. Структуру деятельности Леонтьев рассматривает в двух взаимодействующих плоскостях: внешней и внутренней. Внешняя плоскость предполагает иерархию: деятельность, действие, операция, движение. Внутренняя плоскость задается иерархией: мотив, цель, средство, условие. Соответственно, деятельность определяется мотивом, действие – целью, операция – средством, движение – условиями. Внешняя и внутренняя плоскости неразрывно связаны и функционируют как одно целое.

Леонтьев рассматривает психику как интериоризованную деятельность (деятельность, бывшую ранее внешней, но перенесенную во внутренний план действия), которая экстериоризуется, как только возникают какие-то препятствия ее внутреннего протекания (интериоризация – перенос действия извне вовнутрь, экстериоризация – перенос действия изнутри вовне). Любые формы психического отражения являются, по А.Н. Леонтьеву, видами (или подвидами) деятельности (например, восприятие – это перцептивная деятельность). (Сапогова Е.Е., 2005)

Леонтьев применил принцип деятельности к структуре возраста, предложенной Выготским (возрастное новообразование, социальная ситуация развития, центральная и побочная линии развития, ведущая функция), он заменил понятие ведущей функции понятием ведущей деятельности, а разные виды деятельности рассматриваются им как линии развития. В качестве движущей силы развития А.Н. Леонтьев видел противоречие между потребностями ребенка и его возможностями. Центральной линией развития для определенного возраста выступает ведущий вид деятельности, а побочными – остальные виды деятельности, которые в других возрастах становятся ведущими.

А.Н. Леонтьев изучал вопрос об источниках и движущих силах психического развития ребенка. Решающую роль в психическом развитии, по мнению А.Н. Леонтьева, играет присвоение отдельным индивидом исторического опыта людей, важнейшую часть которого составляют их общественно выработанные психические способности, опредмеченные в материальной и духовной культуре. Присвоение – это процесс воспроизведения ребенком исторически сформировавшихся человеческих свойств, способностей и способов поведения. Воспроизводящая деятельность определяет психическое развитие ребенка на каждом возрастном этапе. При этом формирование воспроизводящей деятельности и соответствующих способностей происходит у ребенка только при постоянном его общении со взрослыми и другими детьми. На основе совместных со взрослым предметных действий ребенок овладевает языком, речевым общением.

А.Н. Леонтьев полагал, что в основе развития психики ребенка лежит процесс преобразования его внешней совместной деятельности в индивидуальную, регулируемую внутренними образованиями (интериоризация).

Присвоение ребенком достижений исторического развития людей, которые первоначально выступают перед ним в форме внешних предметов и столь же внешних словесных знаний, происходит в результате узнавания ребенком их специфического общественного значения путем осуществления по отношению к ним деятельности, адекватной той, что в них воплощена и опредмечена. Эту деятельность ребенок не может первоначально выполнить самостоятельно, она должна строиться окружающими людьми во внешней совместной деятельности, в которой развернуто представлены действия. Таким образом, внешняя совместная деятельность переходит от развернутых вовне действий к действиям в вербальном плане, а затем – к постепенной интериоризации последних, в результате чего они приобретают характер свернутых умственных операций.

По мнению А.Н. Леонтьева, каждому возрастному этапу соответствует определенный (ведущий) тип деятельности. Ведущая деятельность характеризуется тем, что в ней возникают и дифференцируются другие виды деятельности, перестраиваются основные психические процессы и происходят изменения психологических особенностей личности на данной стадии ее развития. Леонтьев считал, что содержание и форма ведущей деятельности зависит от конкретно-исторических условий, в которых протекает развитие ребенка. В качестве ведущих видов деятельности детей в современном обществе Леонтьев выделял: эмоционально-непосредственное общение младенца со взрослыми; орудийно-предметная деятельность ребенка раннего возраста; сюжетно-ролевая игра дошкольника; учебная деятельность в младшем школьном возрасте; интимно-личностное общение подростков; профессионально-учебная деятельность в ранней юности.

Идеи Леонтьева о смене ведущих типов деятельности, связаной с возникновением новых мотивов, которые формируются внутри ведущей деятельности, предшествующей данной стадии развития, и которые побуждают ребенка к изменению положения, занимаемого им в системе отношений с другими людьми, принимались и развивались Д.Б. Элькониным.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 7240; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.