Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные этапы развития человека как субъекта труда

РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА КАК СУБЪЕКА ТРУДА

Литература

1. Климов Е.А. Введение в психологию труда: Учебник для вузов. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998.

2. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. – М., 1995.

3. Климов Е.А. Психология профессионала: Избр. Психологические труды. – Москва – Воронеж, 1996.


Профессиональное развитие – это изменение психики в процессе освоения и выполнения профессионально-образовательной, трудовой и профессиональной деятельности (Э.Ф. Зеер). Объектом развития выступает субъект деятельности. Факторами, детерминирующими его развитие, выступают социально-экономическая ситуация и ведущая деятельность, вначале учебно-профессиональная, затем профессионально-образовательная и наконец профессиональная. Профессиональное развитие человека происходит при его взаимодействии с миром профессий.

Кроме того, Э.Ф. Зеер выделяет психофизиологические, психологические, социально-профессиональные и социально-экономические факторы профессионального развития.

· к психофизиологическим факторам относятся физические характеристики человека, гендерные и возрастные особенности человека;

· к психологическим факторам – особенности познавательной и интеллектуальной сферы, социально - и профессионально значимые качества и потенциал личности;

· социально-профессиональными факторами являются содержание профессии, способы выполнения деятельности, а также случайные критические события, влияющие на профессиональное развитие;

· к социально-экономическим факторам относятся рыночные условия хозяйствования, материальное вознаграждение за результаты труда, этнические особенности, место проживания.

Наиболее известной в России является периодизация развития человека как субъекта труда, предложенная Е.А. Климовым.

Е.А. Климов, рассматривая профессиональное развитие человека, выделяет три хронологических возраста.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Сознательный выбор, применение, совершенствование или создание орудий, средств деятельности | II. Период выбора профессии
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 286; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.