Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предмет, объект, задачи




Функции управленческой деятельности

1. Предмет, объект, задачи психологии управления.

2. Категории персонала управления.

3. Понятия о методах исследования.

4. Психология управления в системе научных дисциплин.

5. Функции управления.

В настоящее время, как в целом социальном, так и в частности, в научном пространстве управление понимается как профессия, которой посвящают себя специалисты - профессионалы, обладающие высокой общетеоретической, а также специальной подготовкой и постоянно накапливающие в ходе собственной управленческой деятельности эмпирический материал для дальнейшего теоретического анализа и самоанализа. Большое значение имеют здесь личностные качества, психологическая подготовка управленца, а также знание им общей психологии и психологии управления. Современный руководитель любого уровня прежде всего должен решить для себя следующие задачи:

– овладеть теоретическими основами рационального управления - наукой управления;

– уметь использовать ее на практике, творчески воплощать положения этой науки в конкретной управленческой ситуации и деятельности в целом.

Так работает механизм взаимодействия теоретических знаний и практического опыта в личности профессионала на протяжении всей его управленческой карьеры.

Как и любая другая наука управление имеет свой объект и предмет.

Объектом психологии управления является та часть социальной реальности, которая подвержена управленческому влиянию со стороны субъекта управления, и в процессе воздействия на которую и во взаимодействии с которой вырабатываются и осуществляются психологические механизмы управленческой деятельности.

Предметом науки управления являются управленческие отношения, а это отношения:

● между субъектом и объектом управления;

● между членами организациями, находящимися на одном и том же иерархическом уровне;

● между различными организационными подразделениями в пределах единой структуры.

Предмет психологии управления – психологические аспекты процесса руководства различными видами совместной деятельности людей и межличностного взаимодействия в организации. Его можно определить как психологические аспекты управленческих отношений, которые конкретизируются в различных уровнях проблематики психологии управления (см. схемы 1, 2, 3).

Схема 1 Психологические аспекты деятельности субъекта управления

Требования к личностным качествам руководителя
Индивидуальный стиль и проблемы его коррекции
Психология принятия управленческого решения
Психологический анализ личности руководителя
Психологические аспекты деятельности субъекта управления

 

Схема 2 Психологические аспекты деятельности организации как субъекта и объекта управления

Мотивация труда членов организации
Формальная и неформальная структура организации
Возможности использования психологических факторов для решения задач управления
Закономерное формирование благоприятного социально-психологического климата в организации
Ценностные ориентации в организации, кодекс взаимоотношений в процессе трудовой деятельности, руководство процессом их формирования
Психологические аспекты деятельности организации как субъекта и объекта управления

 

 

Схема 3 Психологические аспекты взаимодействия руководителя и подчинённых

 

Оптимизация взаимодействия в цепи «руководитель - подчиненные»
Создание и развитие системы коммуникации
Проблемы управленческого общения
Психологические аспекты взаимодействия руководителя и подчиненных

 

 

 
 
Проблема функционирования информационной функции организации (фактор повышения эффективного управления)

 

 


Управленческая профессия обладает следующими психологическими особенностями, которые отличают ее от других видов социально-значимой деятельности:

v очень большое разнообразие видов деятельности на разных уровнях управленческой иерархии;

v связанный с этим характер ответственности, обладающий многоплановой, многовекторной направленностью (за принятие решения, за верный и продуктивный контроль над исполнителями, перед исполнителями, за результат, мотивационную сферу, распределение поощрений и т.д.);

v неалгоритмический, творческий характер деятельности, особенно, когда она осуществляется в информационном вакууме, в условиях переменчивой, часто конфликтной обстановки;

v прогностическая, футурологическая природа решаемых управленческих задач;

v значительная роль коммуникативной функции;

v выработка ценностно-нормативной системы, кодекса взаимоотношений между членами организации в ходе совместной деятельности и общения;

v обдумывания механизмов проективной разрядки, снимающих конфликтность и напряженность внутри коллектива;

v знание конкретных деталей и способность увидеть их значимость для функционирования общего целого;

v высокая психологическая напряженность, связанная с постоянными поисками источников информации, большой ответственностью за принимаемые решения.

Как мы видим, управленческая деятельность - это сложным образом организованный вид трудовой деятельности по осуществлению функций управления в организации с целью сохранения ее структуры, ее совершенствования, развития, рациональных преобразований, приводящих в движение прогрессивные компоненты целого.

Цель управленческой деятельности состоит в обеспечении целенаправленной и скоординированной деятельности организации по решению стоящих перед ней задач. Цель же психологии управления как научной дисциплины - сформировать теоретический багаж управленца-руководителя обогатить его знаниями, касающимися психологической стороны управленческой деятельности, интегрировать эти знания в личность самого руководителя, т.е. «нарисовать» его «психопортрет». Цель эта конкретизируется в следующих задачах нашего предмета:

– разъяснить руководителю категориальный и инструментальный аппарат психологии управления;

– ознакомить управленца с важнейшими психологическими механизмами, которые неминуемо будут задействованы в процессе его практической деятельности;

– ознакомить с основными теоретическими положениями современной психологии управления, а также с направлениями их практического применения в управленческом процессе;

– обучить умению влиять на деятельность и поведение сотрудников;

– способствовать овладению навыками делового общения.

Управленческая деятельность производится персоналом управления.

Существует три его основные категории:

Ø руководители или линейные менеджеры (10% работников аппарата управления);

Ø специалисты или функциональные менеджеры (60-70% работников аппарата управления);

Ø служащие аппарата управления (20-30% работников аппарата управления).

Понятие о методах исследования

Метод (от греч. µelodos - путь исследования, основы познания) - термин, достаточно распространенный литературе, но не имеющий строго определенного, общепринятого значения. Обычно под научным методом имеют ввиду сумму некоторых общих научных подходов и приемов, позволяющих исследователю добиться результата.

Методы психологии управления, как уже было сказано, сходны с методами других наук (социологии, психологии, социальной психологии). В разной научной литературе представлены разные методы. Нам хотелось бы выделить методы опроса, а также метод изучения документов.

Метод опроса представляет собой наиболее разработанный метод исследования. Существуют следующие виды опросов:

По содержанию деятельности исследования

– анкетный опрос;

– интервью;

– экспертный опрос (опрос лиц, компетентных в интересующих исследователя вопросах);

– социометрический опрос (метод количественных измерений и анализа структуры взаимоотношений в малых социальных группах. Хорош для выставления диагноза межличностных отношений. Например, перед вами группа работников из 30 человек. Вопрос в том, с кем бы вы хотели продолжить работу, если Вы сами формируете группу для важного экспериментального исследования. Участники напротив пишут баллы от 29 до 0).

 

 

По форме контакта

– индивидуальный (интервью, экспертный);

– групповой (анкетирование и социометрический);

– устный / письменный;

– сплошной или выборочный (в масштабе общества);

– свободный или формализованный.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 368; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.