Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды воображения. Разница между мыслительным процессом и воображением

Разница между мыслительным процессом и воображением

Способы создания образа в воображении

· Аглюцинация – в образе соединяются любые качества, свойства и части, получается причудливый образ (змей горыныч, избушка на курьих ножках...)

· Акцентирование – выделяем часть, деталь и делает ее доминирующей в изображении (карикатура, шарж..)

· Типизация – в образе представлены различные типичные черты определенного круга людей или сделан акцент на принадлежность к определенному классу (картины художников на тему – полевые работы, крестьянин - во едино увязан персонаж, деятельность, обстановка)

Эти части пользуются писатели при создании литературного героя, художники.

 

Мыслит процесс – объединение в единое целое многих деталей информации

Воображение- процесс, который необходим когда отсутствует большое количество детальной информации, и ее нужно достроить в воображении. ПРИМЕР. Следователь применяет индукцию и дедукцию, чтобы домыслить как мог вести себя преступник, где его искать.

 

Воображение отражает внешний мир в виде фантазий, позволяет программировать будущее и представлять возможные условия, в которых поведение человека будет осуществляться.

 

Кажется, то что у тебя идет как способы создания образа и воображения и есть уровни воображения, но я не уверена

 

Можно выделить несколько видов воображения, среди которых основные – пассивное и активное. Пассивное в свою очередь делится на произвольное (мечтательность, грезы) и непроизвольное (гипнотическое состояние, сновидовая фантазия). Активное воображение включает в себя артистическое, творческое, критическое, воссоздающее и антиципирующее... Близко к этим видам воображения находится эмпатия – способность понимать другого человека, проникаться его мыслями и чувствами, сострадать, сорадоваться, сопереживать...

В условиях депривации усиливаются разные виды воображения, поэтому, видимо, необходимо привести их характеристики.

Активное воображение всегда направлено на решение творческой или личностной задачи. Человек оперирует фрагментами, единицами конкретной информации в определенной области, их перемещением в различных комбинациях относительно друг друга. Стимуляция этого процесса создает объективные возможности для возникновения оригинальных новых связей между зафиксированными в памяти человека и общества условиями. В активном воображении мало мечтательности и "беспочвенной" фантазии. Активное воображение направлено в будущее и оперирует временем как вполне определенной категорией (т.е. человек не теряет чувства реальности, не ставит себя вне временных связей и обстоятельств). Активное воображение направлено больше вовне, человек занят в основном средой, обществом, деятельностью и меньше внутренними субъективными проблемами. Активное воображение, наконец, и пробуждается задачей и ею направляется, оно определяется волевыми усилиями и поддается волевому контролю.

Воссоздающее воображение – один из видов активного воображения, при котором происходит конструирование новых образов, представлений у людей в соответствии с воспринятой извне стимуляцией в виде словесных сообщений, схем, условных изображений, знаков и т.д.

Несмотря на то, что продуктами воссоздающего воображения являются совершенно новые, ранее не воспринимаемые человеком образы, этот вид воображения основан на прежнем опыте. К. Д. Ушинский рассматривал воображение как новую комбинацию былых впечатлений и прошлого опыта, считая, что воссоздающее воображение является продуктом воздействия на мозг человека материального мира. Главным образом воссоздающее/воображение – это процесс, в ходе которого происходит рекомбинация, реконструкция прежних восприятий в новой их комбинации.

Антиципирующее воображение лежит в основе очень важной и необходимой способности человека – предвосхищать будущие события, предвидеть результаты своих действий и т.д. Этимологически слово "предвидеть" тесно связано и происходит из одного корня со словом "видеть", что показывает важное значение осознания ситуации и перенесения определенных элементов ее в будущее на основе знания или предугадывания логики развития событий.

Таким образом, благодаря этой способности, человек может "мысленным взором" увидеть, что произойдет с ним, с другими людьми или окружающими вещами в будущем. Ф. Лерш назвал это прометеевской (глядящей вперед) функцией воображения, которая зависит от величины жизненной перспективы: чем моложе человек, тем больше и ярче представлена ориентация его воображения вперед. У пожилых и старых людей воображение больше ориентировано на события прошлого.

Творческое воображение – это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно, создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества в целом и которые воплощаются ("кристаллизуются") в конкретные оригинальные продукты деятельности. Творческое воображение является необходимым компонентом и основой всех видов творческой деятельности человека..

Образы творческого воображения создаются посредством различных приемов интеллектуальных операций. В структуре творческого воображения различают два типа таких интеллектуальных операций. Первый – операции, посредством которых формируются идеальные образы, и второй – операции, на основе которых перерабатывается готовая продукция.

Один из первых психологов, изучавших эти процессы, Т. Рибо выделил две основные операции: диссоциацию и ассоциацию. Диссоциация – отрицательная и подготовительная операция, в ходе которой раздробляется чувственно данный опыт. В результате такой предварительной обработки опыта элементы его способны входить в новое сочетание.

Без предварительной диссоциации творческое воображение немыслимо. Диссоциация – первый этап творческого воображения, этап подготовкиматериала. Невозможность диссоциации – существенное препятствие для творческого воображения.

Ассоциация – создание целостного образа из элементов вычлененных единиц образов. Ассоциация дает начало новым сочетаниям, новым образам. Кроме того, существуют и другие интеллектуальные операции, например, способность мыслить по аналогии с частным и чисто случайным сходством.

Пассивное воображение подчинено внутренним, субъективным факторам, оно тенденциозно.

Пассивное воображение подчинено желаниям, которые мыслятся в процессе фантазирования осуществленными. В образах пассивного воображения "удовлетворяются" неудовлетворенные, большей частью неосознанные потребности личности. Образы и представления пассивного воображения направлены на усиление и сохранение положительно окрашенных эмоций и на вытеснение, редукцию отрицательных эмоций и аффектов.

В ходе процессов пассивного воображения происходив нереальное, мнимое удовлетворение какой-либо потребности или желания. Этим пассивное воображение отличается от реалистического мышления, которое направлено на действительное, а не мнимое удовлетворение потребностей.

Материалами пассивного воображения, так же как и активного, являются образы, представления, элементы понятий и другая информация, почерпнутая с помощью опыта.

 

БИЛЕТ № 12. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА. Виды психологической защиты личности

Психологическая защита – специальная система стабилизации личности, направленная на ограждение сознания от неприятных травмирующих переживаний, сопряжена с внутренними и внешними конфликтами, состояниями тревоги и дискомфорта.

Концепцию психологической создал Зигмунд Фрейд (1856-1939гг) - австрийский невролог, основатель психоаналитической школы, терапевтического направления в психологии, постулирующего теорию, согласно которой невротические расстройства человека вызваны многокомплексным взаимоотношением бессознательных и сознательных процессов.

 

Термин психологическая защита впервые был применение 1894 году. Применялось для описания борьбы «Я» против болезненных или невыносимых мыслей и аффектов. Позже термин был заменен термином – вытяснение.

Бессознательное – ИД и ОНО -

Над бессознательным – ЭГО или Я

Над надбессознательным СУПЕРЭГО или СВЕРХ Я

Защита дает возможность контролировать эти три структуры.

ДОПОЛНИТЕЛЬНО В ранних работах Фрейда (до 1920 г.) в качестве источника неврозов рассматривается конфликт бессознательного (которое руководствуется «принципом удовольствия») и сознания, которое стремится к самосохранению («принцип реальности»). Впоследствие основное внимание сосредотачивается на конфликте внутри психической инстанции, руководствующейся принципом реальности. В работе «Я и Оно» Фрейд выделяет в структуре психики три компонента — Оно (Ид), Я (Эго) и Сверх-Я (Суперэго). Оно представляет бессознательные влечения, Я — принцип реальности. Сверх-Я формируется в процессе усвоения человеком социальных норм, господство которых над психикой также становится бессознательным, приводит к возникновению совести и неосознанного чувства вины.

 

Анна Фрейд – дочь Зигмунда Фрейда, продолжила дело отца.

ДОПОЛНИТЕЛЬНО. Анна Фрейд сделала значительный вклад в психоанализ. Во-первых, она систематизировала и уточнила теорию функционирования Эго, особенно его защитных механизмов, а также инстинктивных побуждений, значительно прояснив роль агрессии. Во-вторых, Анна Фрейд нашла способы психоаналитического лечения детей, раскрывающие их внутреннюю эмоциональную и интеллектуальную жизнь. В-третьих, разработала методы применения психоаналитической теории для помощи детям и родителям. В 1947 Анна Фрейд основала в Лондоне Хэмпстедскую клинику – крупнейший в мире детский психоаналитический лечебный и учебный центр.

 

Психологические защиты

· Подавление - защита, проявляющаяся в забывании, блокировании неприятной, нежелательной информации либо при ее переводе из восприятия в память, либо при выводе из памяти в сознание. Поскольку в этом случае информация уже является содержанием психики, так как была воспринята и пережита, она как бы снабжается специальными метками, которые позволяют затем удерживать ее. Особенность подавления состоит в том, что содержание переживаемой информации забывается, а ее эмоциональные, двигательные, вегетативные и психосоматические проявления могут сохраняться. Подавленная информация может всплывать в памяти, проявляясь в навязчивых движениях и состояниях, ошибках, описках, оговорках.

· Вытяснение - желания в конфликтной ситуации в область подсознательного, речь идет об активном забывание подобного психологического материала, которое однако, сохраняет свой динамический потенциал в виде подавленного влечения, в процессе гипноза может произойти его вспоминание. Вытяснение - это универсальное средство избежать внутреннего конфликта путем устранения из сознания социально нежелательных стремлений и влечений. ПРИМЕР. Человек вернулся с работы и дал пинка собаке, т.к. весь день безропотно выполнял распоряжения начальника и не мог разрядиться. В Японии чучела начальников стоят на производстве.

· Сублимация – разновидность вытяснения. Человек наметил себе цели более высокие, чем были поставлены первоначально и оказались недостижимыми. Агрессивная энергия может разрядиться в других видах деятельности - хирург на операциях реализует агрессию, спортсмен бьет грушу). Происходит замена недостижимой цели другой целью, вполне достижимой.

· Реактивное обучение – реактивное образование (поведение, противопоставляемое желанию) ПРИМЕР. Мальчик проявляет чувства к девочке, не получает ответа и происходит обратное – агрессия. Агрессия лежит в основе многих свойств характера. Часто агрессия свойственна слишком мягким и сострадательным людям, которые бояться показать свои истинные чувства и человек проявляет чувства и поступки противоположные тем, которые были вытяснены им в подсознание с целью еще более сильно их подавления.

· Рационализация. Поиск удобных причин для оправдания невозможности совершить тот или иной поступок. ПРИМЕР. Крылов лиса и виноград. Нельзя достать виноград, поэтому он кислый, не нужно. Девушка не ответила взаимностью, она дура.

 

Механизмы психологической защиты служат средством борьбы с тревогой пока человек не найдет более рационального способа для решения.

Если человек часто прибегает к психологической защите и искажает действительность, то это приводит к неадекватному поведению. Например, частое мытье рук, страх перед чем-то безобидным (животным, предметом). Это признаки невроза.

Если продолжается процесс психилогической защиты, то возникает отрыв от действительности и выход из-под контроля подструктуры личности ОНО - это деградация и развитие психоза.

Фрейд работал в патологии, поэтому нельзя всю его теорию переносить на норму.

1. подавление желаний – удаление желаний из сознания, так как его "нельзя" удовлетворить; подавление не бывает окончательным, оно часто является источником телесных заболеваний психогенной природы (головные боли, артриты, язва, астма, сердечные болезни, гипертония и т. п.). Психическая энергия подавленных желаний присутствует в теле человека независимо от его сознания, находит свое болезненное телесное выражение. Результатом подавления является демонстративное безразличие к данной сфере, реальности;

2. отрицание – уход в фантазию, отрицание какого-либо события как "неправды". "Этого не может быть" – человек проявляет яркое безразличие к логике, не замечает противоречий в своих суждениях;

3. рационализация – построение приемлемых моральных, логичных обоснований, аргументов для объяснения и оправдания неприемлемых форм поведения, мыслей, поступков, желаний;

4. инверсия – подмена действия, мысли, чувств, отвечающих подлинному желанию, диаметрально противоположными поведением, мыслями, чувствами (например, ребенок первоначально хочет получить любовь к себе матери, но, не получая этой любви, начинает испытывать прямо противоположное желание досадить, разозлить мать, вызвать ссору и ненависть матери к себе);

5. проекция – приписывание другому человеку своих собственных качеств, мыслей, чувств, т.е. "отдаление угрозы от себя". Когда что-то осуждается в других, именно это не принимает человек в себе, но не может признать это, не хочет понять, что эти же качества присущи и ему. Например, человек утверждает, что "некоторые евреи – обманщики", хотя фактически это может значить: "Я порой обманываю";

6. изоляция – отделение угрожающей части ситуации от остальной психической сферы, что может приводить к разделенности, раздвоенности личности, к неполному "Я";

7. регрессия – возвращение к более раннему, примитивному способу реагирования; устойчивые регрессии проявляются в том, что человек оправдывает свои поступки с позиции мышления ребенка, не признает логики, отстаивает свою точку зрения, несмотря на правоту аргументов собеседника, человек не развивается психически, и порой возвращаются детские привычки (грызть ногти и т.п.).

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Виды воображения. Операции мыслительной деятельности | Фрейд выделял несколько защитных механизмов, главными из которых являются вытеснение, регрессия, рационализация, проекция и сублимация.
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 608; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.