Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 8. Психофизиология речевых процессов




Темы курсовых работ и рефератов

Список литературы

Вопросы для самопроверки

Словарь терминов

  1. привыкание
  2. гиппокамп
  3. ансамбль нейронов
  4. вектор памяти
  5. холинэргические нейроны
  6. альфа-ритм
  7. рефрактерный период

  1. Чем отличается привыкание от сенситизации?
  2. Каковы основные этапы формирования энграмм памяти?
  3. Какие центры входят в систему регуляции памяти?
  4. В чем заключается гипотеза Г.Линча и М.Бодри?
  5. Как связан объем кратковременной памяти и параметры электроэнцефалограммы?

  1. Адам Г. Восприятие, сознание, память. М.: Мир, 1983.
  2. Батуев А.С. Высшая нервная деятельность. М.: Высшая школа, 1991.
  3. Грановская Р.М. Восприятие и модели памяти. Л.: Наука, 1974.
  4. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. М.: МГУ, 1989.
  5. Кругликов Р.И. Нейрохимические механизмы памяти и научения. М.: Наука, 1981.
  6. Лебедев А.Н. Психофизиологические закономерности восприятия и памяти. М.: Наука, 1985.
  7. Механизмы памяти (Руководство по физиологии). Л.: Наука, 1987.
  8. Прибрам К. Языки мозга. М.: Прогресс, 1975.
  9. Соколов Е.Н. Нейронные механизмы памяти и обучения. М.: Наука, 1981.
  10. Хорн Г. Память, импринтинг, мозг. М.: Мир, 1988.
  11. Хофман И. Активная память. М.: Прогресс, 1986.

  1. Роль И.П. Павлова в естественнонаучных исследованиях памяти.
  2. Эволюционные формы внимания.
  3. Информационные модели памяти.
  4. Синаптическая теория памяти и ее историческое развитие.
  5. Методологические основы и методики биохимических исследований памяти.

 

 

  • 8.1. Неречевые формы коммуникации
  • 8.2. Речь как система сигналов
  • 8.3. Периферические системы обеспечения речи
  • 8.4. Мозговые центры речи
  • 8.5. Речь и межполушарная асимметрия
  • 8.6. Развитие речи и специализация полушарий в онтогенезе
  • 8.7. Электрофизиологические корреляты речевых процессов

Нет более совершенного психофизиологического инструмента, чем речь, которую люди используют для обмена мыслями, сообщениями, приказами, переживаниями и т.п.
По определению, речь — это исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. У каждого участника речевого общения механизм речи обязательно включает три основных звена: восприятие речи, ее продуцирование и центральное звено, именуемое "внутренней речью". Таким образом, речь является разноэлементным и многозвенным психофизиологическим процессом. Этот процесс основан на работе различных анализаторов (слухового, зрительного, тактильного и двигательного), с помощью которых происходит опознание и порождение речевых сигналов.
Способность человека к анализу и синтезу звуков речи тесно связана с развитием фонематического слуха, т.е. слуха, обеспечивающего восприятие и понимание фонем данного языка. В свою очередь речевое общение опирается на законы конкретного языка, которые диктуют систему фонетических, лексических, грамматических и стилистических правил. Важно подчеркнуть, что речевая деятельность это не только восприятие речевых сигналов и произнесение слов. Полноценное речевое общение предполагает также и понимание речи для установления смысла сообщения.
Среди когнитивных процессов речь занимает особое место, поскольку, включаясь в разнообразные познавательные акты (мышление, восприятие, ощущение), она способствует "оречевлению" информации, получаемой человеком.
Однако до сих пор не ясны механизмы того, как один человек материализует свою мысль в поток звуков, а другой, восприняв этот звуковой поток, понимает обращенную к нему мысль. Тем не менее естественно-научный подход к изучению речи имеет свою историю. Видное место здесь принадлежит представлениям, сложившимся в русле физиологии ВНД.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 371; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.