Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психофизиологические аспекты адаптации к школе

Учебного процесса

Психофизиология организации

В процессе обучения ребенка в школе можно выделить два физиоло­гически наиболее уязвимых (крити­ческих) периода - начало обучения (1 класс) и период полового созрева­ния (11-15 лет - 5-7 класс). Именно эти периоды связаны со значитель­ным функциональным напряжением, выраженной перестройкой в деятель­ности основных физиологических си­стем, низкой и неустойчивой работос­пособностью, когда учебная работа, умственная активность достигается большой «физиологической ценой». Снижение «физиологической цены» и повышение эффективности учебно­го процесса возможно при реализа­ции трех основных принципов его по­строения:

  • рациональной организации учеб­ного процесса;
  • адекватности школьных требо­ваний психофизиологическим воз­можностям учащихся;
  • соответствия методик и тех­нологий обучения возрастным и функциональным возможностям уча­щихся.

Физиологически рациональная организация учебного процесса по­зволяет снять напряжение, создать условия для сохранения работоспо­собности и повысить эффективность обучения.

Адекватность требований предпо­лагает учет индивидуальных и воз­растных особенностей учащихся, что дает возможность соотнести требова­ния педагога и особенности развития ребенка, его текущее функциональ­ное состояние, адаптивные возмож­ности и создать условия для диф­ференциации и индивидуализации процесса обучения.

Соответствие методик и техноло­гий предполагает создание условий учебной деятельности, раскрываю­щих резервы организма, способству­ющих росту, развитию и сохранению здоровья.

Начало обучения в школе - один из наиболее сложных периодов в жизни ребенка не только в социаль­ном, психологическом, но и в физи­ологическом плане. Изменяется вся жизнь ребенка - новые контакты, но­вые условия жизни, принципиально новый вид деятельности, новые требо­вания и т.д. Напряженность этого периода определяется прежде всего тем, что школа с первых дней ставит перед учеником целый ряд задач, не связанных непосредственно с пред­шествующим опытом, требует мак­симальной мобилизации интеллекту­альных, эмоциональных, физичес­ких резервов.

Высокое функциональное напря­жение, которое испытывает орга­низм первоклассника, определяется тем, что интеллектуальные и эмоци­ональные нагрузки сопровождаются длительным статическим напряже­нием, связанным с сохранением оп­ределенной позы при работе в клас­се. Причем статическая нагрузка для детей 6-7 лет наиболее утомительна, т.к. при удержании определенной позы, например при письме, необхо­димо длительное напряжение спин­ных мышц, недостаточно развитых у детей этого возраста. Сам процесс письма (особенно безотрывного) со­провождается длительным статичес­ким напряжением мышц руки (сги­бателей и разгибателей пальцев).

Специальные исследования пока­зали, что самые обычные виды дея­тельности школьника вызывают серьезное напряжение ряда физио­логических систем. Например, при чтении вслух обмен веществ возрас­тает на 48 %, а ответ у доски, конт­рольные работы приводят к уча­щению пульса на 15-30 ударов, к увеличению систолического давления на 15-30 мм рт.ст., к изменению био­химических показателей крови и т.п.

Адаптация к школе - довольно длительный процесс, имеющий и фи­зиологические, и психологические аспекты.

Выделяются три основных этапа (фазы) физиологической адаптации.

Первый этап - ориентировочный, когда в ответ на весь комплекс новых воздействий, связанных с началом

систематического обучения, отвеча­ют бурной реакцией и значительным напряжением практически все сис­темы организма. Эта «физиологичес­кая буря» длится достаточно долго (2-3 недели).

Второй этап - неустойчивое при­способление, когда организм ищет какие-то оптимальные (или близкие к оптимальным) варианты реакций на эти воздействия. На первом этапе ни о какой экономии ресурсов орга­низма говорить не приходится: орга­низм тратит все, что есть, а иногда и «в долг берет»; поэтому учителю так важно помнить, какую высокую «цену» платит организм каждого ре­бенка в этот период. На втором этапе эта «цена» снижается, «буря» начи­нает затихать.

Третий этап - период относитель­но устойчивого приспособления, ког­да организм находит наиболее подхо­дящие (оптимальные) варианты реа­гирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех сис­тем. Какую бы работу ни выполнял школьник, будь то умственная рабо­та по усвоению новых знаний, ста­тическая нагрузка, которую испыты­вает организм при вынужденной «си­дячей» позе, или психологическая нагрузка общения в большом и раз­нородном коллективе, организм, вер­нее, каждая из его систем, должен отреагировать своим напряжением, своей работой. Поэтому, чем большее напряжение потребуется от каждой системы, тем больше ресурсов израс­ходует организм. Возможности дет­ского организма далеко не безгра­ничны, а длительное функциональ­ное напряжение и связанные с ним утомление и переутомление могут привести к нарушению здоровья.

Мы рассматриваем физиологичес­кие аспекты адаптации-(пусть не раз­бираясь в ее глубинных физиологи­ческих механизмах) для того, чтобы учитель знал и понимал, почему на этом этапе обучения нельзя чрезмер­но интенсифицировать учебную ра­боту, почему дети так быстро уста­ют и трудно удержать их внимание. В соответствии с этим нужно строить весь педагогический процесс так, чтобы не наносить ущерба здоровью каждого ребенка. Нельзя забывать, что готовность детей к систематичес­кому обучению различна, различно состояние их здоровья, а значит, процесс адаптации к школе каждо­го ребенка будет различным.

Продолжительность всех трех фаз адаптации приблизительно 5-6 не­дель, т.е. этот период продолжается до 10-15 октября, а наиболее слож­ными являются 1-4 недели.

Чем же характеризуются первые недели обучения? Прежде всего дос­таточно низким уровнем и неустой­чивостью работоспособности, очень высоким уровнем напряжения сер­дечно-сосудистой системы, симпа-то-адреналовой системы, а также низким показателем координации (взаимодействия) различных систем организма между собой. По интен­сивности и напряженности измене­ний, происходящих в организме ре­бенка в процессе учебных занятий в первые недели обучения, учебную нагрузку можно сравнить с воздей­ствием на взрослый, хорошо трени­рованный организм экстремальных нагрузок. Например, изучение реак­ции организма первоклассников на уроках по показателям сердечно-сосу­дистой системы показало, что напря­жение деятельности сердца ребенка

можно сравнить с напряжением кос­монавта в состоянии невесомости. Этот пример убедительно показывает, насколько труден для ребенка процесс физиологической адаптации к школе. Между тем ни учителя, ни родители часто не осознают всей сложности это­го процесса, а это незнание и форси­рование нагрузки еще больше ус­ложняют и без того столь непростой период. Несоответствие требований и возможностей ребенка ведет к не­благоприятным изменениям функ­ционального состояния центральной нервной системы, к резкому падению учебной активности, к снижению работоспособности. У значительной части школьников в конце учебных занятий отмечается резко выражен­ное утомление.

Только на 5-6 неделях обучения постепенно нарастают и становятся более устойчивыми показатели рабо­тоспособности, снижается напряже­ние основных жизнеобеспечивающих систем организма (центральной не­рвной, сердечно-сосудистой, симпато-адреналовой), т.е. наступает относи­тельно устойчивое приспособление ко всему комплексу нагрузок, связанных с обучением. Однако по некоторым по­казателям эта фаза (относительно ус­тойчивого приспособления) затягива­ется до девяти недель, т. е. длится более двух месяцев. И хотя считается, что период острой физиологической адаптации организма к учебной на­грузке заканчивается на 5-6 неделях обучения, весь первый год (если срав­нить показатели на следующих пери­одах обучения) можно считать перио­дом неустойчивой и напряженной регуляции всех систем организма.

Успешность процесса адаптации во многом определяется состоянием функциональные особенности состо­яния организма школьника и его из­менения на протяжении каждого урока, учебного дня, недели и учеб­ного года, строя учебный процесс так, чтобы можно было варьировать величину и интенсивность нагрузки, чтобы можно было дать наиболее сложный материал в период оптиму­ма, а требующий меньших усилий -тогда, когда меньше сил.

Что же должен учитывать педа­гог, чтобы правильно, рационально, в соответствии с функциональными возможностями ребенка построить учебный процесс?

Прежде всего - закономерности динамики работоспособности и утом­ления.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Темы курсовых работ и рефератов. Словарь терминов ретикулярная формация лимбическая система элетроэнцефалограмма мозолистое тело гиперсинхронизация модулирующая система мозга | Понятие о работоспособности. Динамика работоспособности в течение учебного дня, учебной недели, учебного года
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 967; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.