Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Хозяйственная специализация района. Специализация хозяйства Дальнего Востока - это:




Специализация хозяйства Дальнего Востока - это:

-производство цветных металлов;

-добыча золота и алмазов;

-лесная и целлюлозно-бумажная промышленность;

-пушной промысел;

-рыбная промышленность;

-судостроение и судоремонт.

Годы реформ очень тяжело отразились на экономике Дальневосточного района. Потери от экономического спада превысили средние по стране показатели. В прежние годы регион существовал за счет государственного бюджета. Удаленность от основных рынков сбыта продукции и отсутствие заинтересованности в развитии экономики региона фактически блокировали связи с западными регионами России.

Сырьевая ориентация экономики обусловила изменения в структуре основной отрасли - промышленности. Доля отраслей ТЭК выросла в 3 раза (до 38%), цветной металлургии -в 1,5 раза, при этом удельный вес машиностроения сократился почти вдвое, лесной промышленности - в 1,5 раза, а легкой в 6 раз.

Масштабы и структура промышленности района характеризуются большими различиями и свидетельствуют о неравномерности размещения промышленности. Большие изменения в территориальную структуру района внесли строительство Байкало-Амурской магистрали и создание новых территориально-производственных комплексов. Несмотря на открытие еще в 1984г сквозное движение по БАМу, за четверть века так и не была развернута масштабная работа по вовлечению неосвоенных месторождений региона в хозяйственный оборот. Единственным исключением является угольное месторождение Нерюнгри.

С экономическим освоением зоны Байкало-Амурской магистрали связано формирование Южно-Якутского и Комсомольского ТПК. Южно-Якутский ТПК формируется на юге Республики Саха на базе разнообразных полезных ископаемых.

В настоящее время вопрос хозяйственного освоения зоны БАМ не утратил свою актуальность. Железная дорога открывает путь к крупным минеральным, лесным и др. природным ресурсам, позволяет преобразовывать обширный регион к востоку от Байкала и к северу от Транссибирской магистрали, улучшать экономические связи со странами Тихоокеанского бассейна.

Однако развитие здесь экономического потенциала связано с повышенными затратами и необходимостью усиления роли государственного регулирования, так как из-за низкой рентабельности абсолютного большинства проектов, вовлечение природных ресурсов в хозяйственный оборот на условиях действующих сегодня рыночных регуляторов экономического развития невозможно. Основным регулятором при реализации широкомасштабного проекта, подобного освоению зоны БАМ, должна являться не прибыль, а суммарный социально-экономический эффект, дополненный преимуществами геополитического и стратегического характера.

К настоящему времени в зоне БАМа выявлено и разведано значительное число месторождений различных твердых полезных ископаемых, нефтяные и газовые месторождения. Запасы большинства месторождений утверждены в Государственной комиссии по запасам и поставлены на Государственный баланс.

Металлургический комплекс (цветная и черная металлургия) представлен горнорудной промышленностью - добычей олова, ртути, полиметаллических руд, вольфрама, золота и их переработкой. Освоены месторождения олова в Якутии и в Чукотском автономном округе. Работают оловянный комбинат (Хрустальный, Приморский край) и горно-обогатительный комбинат по добыче олова в Хабаровском крае, комбинаты вблизи Комсомольска-на-Амуре, Биробиджана, Дальнегорска. Осваиваются новые месторождения свинцово-цинковых руд.

В Якутии работают предприятия по добыче и обработке алмазов (Мирный - город алмазодобытчиков).

К старейшим отраслям хозяйства относится золотодобыча: в бассейнах рек:Лены; Колымы; Зеи; в горах Алданского нагорья.

Из топливных ресурсов на Дальнем Востоке наибольшее значение имеет каменный и бурый уголь, а также нефть Сахалина Каменный уголь Южно-Якутского месторождения, наряду с алмазами, важнейшая часть экспорта Якутии. Развивается добыча нефти и природного газа на Сахалине (используются для нужд самого Дальнего Востока).

Лесная промышленность сосредоточена в основном в южнойчасти Дальнего Востока (вырубают ценные широколиственные породы деревьев). Основные лесозаготовительные базы сосредоточены: на территории, примыкающей к Нижнему и Среднему Амуру и рекам Уссури, Зея, Бурея; на Сахалине; в верховьях бассейна Лены.

Больше всего древесины заготавливают Хабаровский и Приморский край. Древесина идет в переработку и на экспорт. Центры лесопиления: Благовещенск; Лесозаводск; Хабаровск; Комсомольск-на-Амуре и др.

Переработка древесины осуществляется на спичечной фабрике в Благовещенске, производство фанеры сконцентрировано во Владивостоке, целлюлозно-бумажный комбинат (производство картона) работает в Амурске (Хабаровский край). Целлюлозно-бумажная промышленность развита на юге Сахалина (по выпуску бумаги - лидер во всей восточной зоне России).

Машиностроение района было знаменито тем, что производили суда, дизели, мостовые краны, станки, приборы и др. Были развиты электротехника, производство энергетического оборудования, станкостроение. В настоящее время в регионе сохраняется непростая экономическая ситуация, многие предприятия находятся в процессе реструктуризации. Сельскохозяйственное машиностроение представлено заводом в Биробиджане.

Крупные промышленные центры: Хабаровск; Владивосток; Николаевск-на-Амуре; Благовещенск; Комсомольск-на-Амуре.

Рыбнаяпромышленность - является одной из важных отраслей. По производству продукции этой отрасли район занимает 1-е место среди районов России. Только здесь осуществляется добыча ценных лососевых рыб, сайры, крабов. Главные центры рыбной промышленности находятся:в Приморье; на Сахалине; Камчатке.

Производится добыча других даров моря - морских водорослей, гребешков. В небольших масштабах ведется промысел морского зверя (морские котики).

Климатические условия большей части района сильно ограничивают возможность земледелиявследствие недостатка летнего тепла. Сельское хозяйство развито преимущественно на юге района (муссонный климат), где выращивают сою, рис, овощи, картофель. Животноводство не обеспечивает потребностей района. На юге района разводят крупный рогатый скот, а на севере, в тундре, развито оленеводство.

Топливно-энергетический комплекс. Основные электроэнергетические мощности Дальнего Востока сосредоточены в южной части района, где они соединены в единую энергосистему. Энергоузлы северных территорий действуют изолированно, обеспечивая местные потребности. Преобладают ГРЭС и ТЭЦ. Наиболее крупная - Зейская ГЭС (более 1 млн. кВт). Большое значение имеют: Билибинская АЭС (на северо-востоке); ГЭС на притоках Амура, на Вилюе и Колыме; Нерюнгринская ГРЭС (на углях Якутии); тепловые станции у Якутска, работающие на местном природном газе.

На Камчатке действует Паужетская геотермальная электростанция использующая внутреннюю энергию Земли.

Транспорт. Для Дальнего Востока большое значение имеют все виды транспорта. Железнодорожный транспорт важен для южной части региона и на о. Сахалин, который также связан с континентом морским паромом.

Автомобильный транспорт обеспечивает перевозки на северо-востоке между портами Охотского и Берингова морей и промышленными центрами в глубине материка (в Якутии, Магаданской обл.). Но дорог очень мало, как правило, они не функционируют зимой.

Авиационный транспортосуществляет пассажирские перевозки и доставку грузов, в том числе в труднодоступные районы и наострова.

Внешнеэкономические связи России осуществляются через тихоокеанские морские порты: Владивосток; Находка; Ванино; Петропавловск-Камчатский.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 1009; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.