Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Интенсивность умственной деятельности учащихся в ходе урока

Таблица 1

Часть урока время нагрузка Деятельность
1-йэтап вырабатывание 5 минут Относительно невелика Репродуктивная, переходящая в продуктивную. Повторение.
2-й этап максимальная работоспособность 20-25 минут Максимальное снижение на 15-й минуте Продуктивная, творческая, знакомство с новым материалом
3-й этап конечный порыв 10-15 минут Небольшое повышение работоспособности Репродуктивная, отработка узловых моментов пройденного

Эффективность усвоения знаний учащихся в течении урока такова:

- 5-25-я минута – 80%;

- 25-35-я минута – 60-40%;

- 35-40-я минута – 10%.

Практически все исследователи сходятся во мнении, что урок, организованный на основе принципов здоровьесбережения, не должен приводить к тому, чтобы учащиеся заканчивали обучение с сильными и выраженными формами утомления. О развитии утомления у школьников свидетельствуют:

- снижение продуктивности труда: увеличивается количество ошибок и время выполнения задания;

- ослабление внутреннего торможения: двигательное беспокойство, частые отвлечения, рассеянность внимания;

- появление признаков усталости;

- шум в классе.

Внимательный учитель может заметить:

- нетерпеливое ожидание звонка;

- изменение почерка;

- динамизм (кривляние) телодвижений;

- вегетативные реакции: потливость рук, покраснение лица, изменение частоты пульса;

- жалобы на головную боль, неприятные ощущения в животе;

- учащиеся младших классов пытаются себе помочь сосредоточиться, организовать себя «внешней» речью (проговаривание текста).

Общие и характерные симптомы утомления (симптомы физиологического дискомфорта):

- появление болей и неприятных ощущений в различных частях тела;

- отрицательные эмоции – раздражимость, нервозность, чувство бессилия, иногда – агрессия;

- ухудшение внимания;

- меняется отношение к работе – появляется желание отдохнуть.

Внешним проявлением утомления является снижение скорости и ритмичности в выполнении заданий с увеличением числа допускаемых ошибок.

Главные причины, вызывающие утомление учащихся:

- профессиональные ошибки и низкий уровень компетенции учителей,

- негативные особенности традиционной системы школьного обучения;

-перегруженность школьных учебных программ и интенсификация учебного процесса;

- переполненность классов учащихся, затрудняющая индивидуализацию УВП;

- несоблюдение санитарно-гигиенических условий в классах и школе;

- нарушение организационно-педагогических требований к проведению образовательного процесса.

Обязательным элементом здоровьесберегающей организации урока, предотвращающим утомление учащихся, являются физкультминутки.

Физкультминутки положительно влияют на аналитико-синтетическую деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы. Время начала физкультминутки определяется самим учителем. Физиологически обоснованным временем для её проведения являются 15-20-я минуты урока.

Длительность физкультурных минуток обычно составляет 2-5 минут. Каждая физкультминутка включает комплекс из трех-четырех правильно подобранных упражнений, повторяемых 4-6 раз. За такое короткое время удается снять общее или локально утомление, значительно улучшить самочувствие детей.

Для каждого класса необходимо выбрать 2-3 условных вербально-поведенческих знака)»якоря» в терминологии нейролингвистического программирования), позволяющих быстрее и эффективнее переключать школьников на другой режим деятельности.

 

Самостоятельно написать: рекомендации по выбору физкультминутки в зависимости от преобладающей деятельности учащихся на уроке:

- преобладающий вид деятельности письмо,

- преобладающий виде деятельности на уроке чтение,

- преобладающий вид деятельности на уроке – слушание и говорение.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Правило 4. Распределение интенсивности умственной деятельности | Комплексное использование личностно-ориентированных технологий
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 1660; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.