Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовое государство




Функции и формы государства.

Природа и сущность государства.

Лекция:ГОСУДАРСТВО КАК БАЗОВЫЙ ИНСТИТУТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

Выводы

1. Понятие «политический ре­жим», охватывает не только механизмы управления и институты государства, но также структуры и процессы, посредством которых государство взаимодействует с обществом. Классификация политических систем служит двум целям:

а) облегчает понимание через сопоставление явлений, через выявление в них моментов подобия и различия;

б) помогает нам дать оценку тем или иным качествам и достоинствам политических систем.

2. Исторически существовали разные критерии для классификации режимов.. Традиционные системы классификации устарели, тем более что классификации вообще носят временный характер. Тем не ме­нее, сегодня политические системы можно классифицировать по тому, как в них взаи­модействуют факторы политического, экономического и культурного порядка.

3. Теоретики «конца истории» провозгласили, что история кончилась либо скоро закончится с наступлением полной победы принципов западной либеральной демокра­тии. Сегодня мы и впрямь видим, что большинство политических режимов современного мира являют собой ту или иную разновидность демократии.

4. Политические ре­жимы мира становятся более сложными и разнообразными, как это и видно из сравнения западных полиархий, но­вых демократий, восточноазиатских режимов, исламских режимов и военных диктатур.

 

Термин «государство» используется в отношении различных вещей: это и совокупность институтов, и географическое понятие, и философская идея, и инструмент принуждения или угнетения. Эта разноголосица частично проистекает из того факта, что исторически сложилось три подхода к пониманию госу­дарства — идеалистический, функциональный и организационный.

Идеалистичес­кий подход наиболее полно отражен в трудах Г. В. Ф. Гегеля. Гегель выделял три «момента» социального бытия — семью, гражданское общество и государство. В рамках семьи действует «партикулярный альтруизм», побужда­ющий людей забывать о своих собственных интересах во имя блага своих детей или старших в семье. В противоположность этому гражданское общество выступает областью «всеобщего эгоизма», где индивид ставит свои интересы выше интересов других людей. Государство в этой схеме для Гегеля было этическим сообществом, пронизанным всеобщей симпатией — «всеобщим альтруизмом». Идеализм, таким образом (и в этом проявляется серьезнейший его недостаток), порождает некрити­ческое отношение, пиетет перед государством; кроме того, определяя государство в этических категориях, он оказывается неспособным провести четкую грань между теми институтами, что относятся к государству, и теми, что находятся за его преде­лами.

Функциональный подход к государству сфокусирован на том, каковы роль и цели государственных институтов. Главной функцией государства здесь объявляет­ся поддержание общественного порядка, собственно же государство определяется как комплекс институтов, поддерживающих порядок и стабильность в обществе. Такой подход, например, характерен для современных марксистов рассматривающих государство как механизм, посредством которого, так или иначе, достигается смягчение классового антагонизма и выживание капиталистической системы. Сла­бость функциональной точки зрения на государство состоит в том, что с государством здесь, в сущности, ассоциируется вообще любой институт, поддержи­вающий порядок (семья, средства массовой информации, профсоюзы и церковь).

С позиций организационного подхода государство предстает аппаратом управления в самом широком значении этого понятия, то есть как комплекс институтов, имеющих явно выраженную «публичную» природу в том смысле, что они отвечают за коллективную организацию общественной жизни и финансируются за счет об­щества. Такой подход проводит чет­кое разграничение между государством и гражданским обществом. Государство охватывает различные институты управления — чиновничество, армию, полицию, суды, системы социального обеспечения и так далее. Поэтому происхождение современного государства можно вести от Европы XV—XVI столетий, когда здесь возникли системы централизованного управления, постепенно подчинившие себе все иные институты и структуры, духовные и светские, а в Вестфальском мирном договоре 1648 г. впервые было сформулировано понятие государственного сувере­нитета. Организационный подход позволяет нам уяснить и то, что обычно стоит за фразами «расширить сферу государства» или, наоборот, «отодвинуть государство к его прежним границам» — все то, о чем мы говорим, когда имеем в виду необходи­мость расширить или сократить сферу ответственности государства, увеличить или уменьшить государственный аппарат.

В свете всего вышесказанного можно выделить пять основных черт государства:

1. Государство суверенно. Оно обладает абсолютной и неограниченной властью, в том смысле, что находится над всеми иными общественными структурами. То­мас Гоббс выразил эту идею, представив его в виде «левиафана» — огромного морского чудовища.

2. Государственные институты «публичны» в противовес «частным» институтам гражданского общества. Публичные органы отвечают за принятие и проведе­ние в жизнь коллективных решений, тогда как частные структуры, такие, например, как семья, частные предприятия и профсоюзы, служат удовлетво­рению частных интересов.

3. Государство — это инструмент легитимации. Решения государства обычно (хотя и не всегда) членами общества принимаются как обязательные к исполнению, поскольку считается, что они приняты в интересах общества и для об­щего блага.

4. Государство — это инструмент господ­ства. Государственная власть и государственный авторитет поддерживаются принуждением; государство должно об­ладать всеми возможностями обеспечить исполнение законов вплоть до наказания тех, кто их не исполняет. Государственная монополия на «за­конно осуществляемое насилие» (Макс Вебер) и является практическим выра­жением его суверенитета.

5. Государство — это территориальное объединение. Юрисдикция государства

имеет свои географические пределы и охватывает всех тех, кто живет в его границах, будь то граждане или неграждане данной страны. На международ­ной арене государство рассматривается со стороны своей независимости. Государство не только существует отдельно от гражданского общества, заключая в себе разные ветви, оно и внутренне неоднородно.

Аппарат государства вклю­чает в себя политическую исполнительную власть, или правительство в привычном смысле слова; законодательное собрание, или парламент; судебную власть; бюрократический аппарат, вооруженные силы, полицию, местные и региональные институты и тому подобное.

Наиболее важное различие пролегает между «государством» и «правительством» — два по­нятия, которые часто смешиваются.

Государство шире, чем правительство. Государство — это одна громадная организация, заключающая в свои границы все институты публичной сферы и охватывающая всех членов общества (в качестве своих граждан). Правитель­ство же является частью государства.

Государство — это исторически протяжен­ная, даже постоянная, категория, прави­тельства же временны, они приходят и ухо­дят, их реформируют и перестраивают.

Правительство — это средство, с помощьюкоторого государство осуществляет свою власть. Вырабатывая и проводя в жизнь государственную политику, правительство есть своего рода «мозг» государства, поддерживающий его существование.

Власть государства носит внеличностный характер. Даже персонал государственных учреждений, как правило, проходит чисто бюрократическую школу в духе политической нейтральности, что позволяет органам государства не поддаваться каким-либо идеологическим пристрастиям и настроениям действующего правительства.

Государство, по крайней мере, в теории выражает постоянные интересы общества — то, что называется общим благом, или общей волей. В отличие от государств, правительство выражает партийные пристрастия тех, кто в данный момент находится у власти.

Теперь рас­смотрим более широкую проблему - какова природа государственной власти, какие именно интересы выражает государство. Есть множество теорий государства, и каждая из них дает свою картину его зарождения, эволюции и воздействия на общество:

Теократическая теория рассматривает государство как Божий промысел, основываясь на тезисе, что «вся власть от Бога».

Патриархальная концепция трактует государство как большую семью, возникающую в результате соединения родов в племена, племен в общности, государства.

Договорная теория - государство как общественный договор, согласно которому люди в целях надежного обеспечения своих естественных прав, свободы, защиты личности и собственности соглашаются создать государство.

Марксистская теория - государство возникает вследствие раскола общества на антагонистические классы в результате разделения труда и появления частной собственности. Экономически господствующий класс создает государство для подчинения себе неимущих.

Теория насилия - государство является результатом прямого политического действия - внутреннего или внешнего насилия, завоевания.

Вообще вопрос о природе государственной власти всегда был централь­ной проблемой политологии — камнем преткновения в спорах представителей различных идеологических и теоретических традиций. Главные вопросы здесь таковы: является ли государство чем-то не зависимым от общества или это по своей сути продукт общества — отражение более широких отношений по поводу распределе­ния власти и ресурсов; служит ли государство общему благу или интересам привилегированных групп, господствующего класса; привносит ли оно в общество пози­тивные, конструктивные процессы и потому его надо расширять, или негативные, деструктивные процессы и потому его следует сокращать или, может быть, ликви­дировать совсем. В этом контексте выделим следующие четыре теории государства:

1) плюралистическое государство

2) капиталистическое

3) государство-левиафан

4) патриархальное государство




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 472; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.