Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Элементы либерализма

Либерализм

Любой перечень политических идеологий должен начинаться с либерализма. Потому, что либерализм в сущности является идеологией промышленного Запада; подчас его понимают даже как метаидеологию, способную охватить
самый широкий круг взаимопротиворечивых ценностей и взглядов. Хотя как впол­не сложившаяся политическая доктрина либерализм утвердился не ранее начала XIX в., отдельные его элементы формировались в течение предшествующих трех столетий. По сути либерализм был продуктом распада феодализма и становления рыночного, или капиталистического, общества. Ранний либерализм, естественно, выражал устремления поднимающегося промышленного среднего класса; с тех пор либерализм и капитализм тесно, если не сказать неразрывно, связаны друг с дру­гом. Первоначально это была чисто политическая доктрина, критиковавшая абсо­лютизм и феодальные привилегии и противопоставлявшая им конституционное, апозже представительное правление.

К началу XIXв. получил развитие экономичес­кий либерализм, пропагандировавший свободный капитализм и осуж­давший все и всякие формы государственного вмешательства в экономику. Это и стало краеугольным камнем классического либерализма — либерализма XIXв.

В конце XIX в., однако, возникла форма социального либерализма, осознававшего необходимость социальных реформ в интересах низших классов и государственного вмешатель­ства в экономическую жизнь. Этот подход стал характерной темой современного либерализма — либерализма XX века.

Индивидуализм — это святая святых либеральной идеологии. За ним стоит то убеж­дение, что человек как таковой неизмеримо важнее социальной группы или вообще любого коллектива. Люди здесь рассматриваются главным обра­зом как индивиды; они уникальны и обладают равным моральным достоинством. Либерализм поэтому стремится создать такое общество, в котором индивиду будет обеспечено развитие и благополучие, а каждый человек получит шанс сполна реа­лизовать свои способности, стремясь к «благу» в том смысле, в каком он (или она) это благо понимает. Иногда в этой связи говорят, что либерализм этически нейтра­лен: он лишь предписывает правила, по которым индивиду предоставляется при­нимать свои собственные решения морального характера.

Свобода личности — это также одна их основополагающих ценностей либерализ­ма, имеющая для него более важное значение, чем равенство, справедливость или власть. Приверженность принципу индивидуальной свободы есте­ственным образом вытекает из принципа индивидуализма и стремления обеспе­чить каждому индивиду возможность действовать по собственному усмотрению. Однако в действительности либералы предпочитают говорить о «свободе в рам­ках закона», ясно осознавая, что свобода одного человека может обернуться угро­зой для свободы других людей и вообще выродиться во вседозволенность. Поэто­му идеальным разрешением проблемы здесь представляется предоставление ин­дивиду того максимума свободы, который не угрожает свободе других людей.

Разум. Либералы верят в то, что мир имеет умопостигаемую природу. Поэтому они склонны верить в способность индивида самостоятельно принимать вполне здравые решения и вообще быть лучшим судьей по части собственных дел. Отсю­да же вытекает вера либералов в прогресси способность людей разре­шать противоречия, если таковые возникают, мирным образом — через дискус­сии и переговоры, а не через насилие и войну.

Равенство. Индивидуализм предполагает убеждение в изначальном равенстве лю­дей, то есть в том, что люди «рождаются равными». Отсюда вытекает привержен­ность либерализма принципу равенства в сфере права («равенство перед зако­ном») и политики («один человек — один избирательный голос: все поданные голоса равноценны»). Поскольку, однако, способности и желание трудиться у людей неодинаковы, либерализм не принимает идеи социального равенства — «равенства результатов», предпочитая вместо этого говорить о «равенстве воз­можностей», которое позволяет людям реализовать каждому свой потенциал, из­начально неравный. Отсюда вытекает и приверженность либерализма принципу меритократии, понимаемому, если говорить кратко, как формулу «талант, помноженный на упорный труд».

Толерантность. Либералы убеждены в том, что толерантность (то есть терпимость, признание за другим человеком права думать, говорить и поступать так, как он считает нужным) есть од­новременно и гарантия личной свободы и сред­ство культурного, да и всякого иного, обогаще­ния общества. Безошибочным показателем об­щественного здоровья для данной традиции яв­ляется плюрализм, выражается ли он в культур­ном или политическом разнообразии, ибо плю­рализм благоприятствует обмену взглядов в обществе и содействует его развитию, так как только в этих условиях различные точки зрения по-настоящему проверяются на истинность в рамках свободного рынка идей.

Общественное согласие, консенсус. Согласно философии либерализма власть и, шире, публичные отношения должны основываться на общественном согласии и соглашениях сугубо добровольного характера; всякое управление должно зиж­диться на «согласии со стороны тех, кем управляют». Именно поэтому либера­лизм привержен доктрине демократии и политического представительства. Те же воззрение распространяется и на общество в целом: организации и объединения здесь возникают в порядке тех договорных отношений, в которые люди, пресле­дуя свои собственные цели, вступают сугубо добровольно. Власть в этой картине всегда «исходит снизу» и потому обладает заведомой легитимностью.

Конституционализм. Хотя государство для либеральной идеологии всегда было жизненно важной гарантией порядка и стабильности в обществе, здесь постоян­но присутствует и ощущение той опасности, что власть может выродиться в тира­нию (по лорду Актону, «всякая власть развращает»). Следовательно, ее необхо­димо ограничивать. Эта задача решается разделением государственной власти че­рез систему сдержек и противовесов в отношениях между ее институтами и при­нятием кодифицированной, или писаной, конституции с биллем о правах, кото­рым определяются отношения между государством и индивидом.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Социал-демократия и другие идеологические традиции. | Консерватизм
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 1051; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.