Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Право собственности




Тема № 5. Классификация вещей. Вещные права. Право собственности: понятие и виды. Защита права собственности.

 

Самое наименование res показывает, какое значение вкладывали римляне в это понятие, поскольку для них nomen est omen - «название есть предзнаменование»: как словенское rêč «веешь», болгарское реч «вещь», польское rzecz «вещь» (ср.: Rzecz pospolita – Речь Посполитая – название польского государства, которое было переведено с латинского res publica), так и латинское res восходят к древнему индоевропейскому глагольному корню re-, имевшему значение «двигаться, течь». Таким образом, вещью называли все, что «проистекало», т. е. находилось в определенных пространственно – временных координатах. В римском праве все, с чем можно было производить юридические действия в рамках, допущенных законом, являлось вещью, или объектом правовых действий.

 

В работах римских юристов вещи делались различные классификации вещей, в зависимости от признаков, с помощью которых производилось подразделение вещей на классы (по назначению, по значению для хозяйственной деятельности, по составу и т. п.).Чаще всего вещи делились на:

· материальные и духовные (к последним римляне относили идеальные представления, например, честь, достоинство, которые защищаются юридическими средствами, или образование, с которым производится юридическая сделка купли-продажи, инфамия - «обеславливание», т. е признание гражданина бесчестным по решению суда, упущенная выгода, которую необходимо было возмещать, а также юридические конструкции, под которыми понимали и права и обязанности, например, право на триумф, право наследования, право на пользование чужой вещью – сервитут и обязанность быть опекуном, обязанность соблюдать договоры, и т.п. При этом не имело значения, что в наследстве, например, содержались материальные вещи, осязаемые предметы, ведь, как утверждал юрист Гай «само право наследования, само право узуфрукта... бестелесны»). Причем, материальные вещи могут быть видимыми (стол, дом, дерево, осел) и невидимым и (воздух, сила ветра), телесными и бестелесными (вода, которая принимает «тело» - сосуда, в который ее наливают. Здесь нужно отметить, что все духовные вещи бестелесны, так как только представления в сознании людей), простыми (камень, бревно), составными (нитка бус) и сложными (корабль), делимыми (стадо) и неделимыми (такая вещь, разделение которой приводило к утрате имущественной ценности, например, квадрига – четверка лошадей)); потребляемыми (зерно, обувь) и непотребляемыми (статуя, драгоценный камень), целые плодоприносящие (любой предмет, способный создавать новые экономические ценности) и их части - плоды (натуральные – урожай, приплод скота и цивильные, т. е. существующие только в праве, но, тем не менее, материально выраженные – рента, проценты с капитала, плата за аренду помещения); главные (замок, лошадь) и относящиеся к их принадлежностям (ключ, хомут), движимые (те, которые могли двигаться сами или могли быть приведены в движение, т. е. созданы для передвижения)и недвижим. (не могли изменять свое положение в пространстве без повреждения своей сущности), заменимые и незаменимые. Последнее деление очень важно, поскольку оно показывает, какое качество вещи необходимо для исполнения обязательства в отношении ее, если оно повреждена или утрачена: вещи общего рода (мера пшеницы, бочка вина, куча гравия) заменима вещами такого же рода, вещи же общего рода, но с признаками индивидуальной определенности (отрез ткани конкретного цвета и фактуры, вино конкретного сорта и года выдержки) могут быть замещены по соглашению сторон такими же или за них будет дано возмещение их стоимости, специфические индивидуально определенные вещи (драгоценная ваза, специально обученная скаковая лошадь) могут быть замещены только деньгами. От этого деления зависел не только характер ответственности за утраченную вещь, а также притязания наследников. В Дигестах говорится, что если наследодатель определил в качестве наследуемых вещей двум своим наследникам именно раба Стиха и именно раба Памфила, т.е. рабов в их индивидуальной определённости, то этих последних следует полагать вещами незаменимыми. Значит, каждый из наследников может притязать и на того и на другого раба в равных долях («…нужно, чтобы каждому из них следовала половина Стиха и половина Памфила;»). Если же в наследстве вещь определена без указания индивидуальных свойств, т. е. указан лишь род этой вещи (два раба, две коровы и т.п.), то она считается заменимой. Значит, рабы будут определены как заменимые вещи, и каждый из наследников возьмет себе по одному рабу – либо Стиха, либо Памфила.

Необходимо было прояснить в римском праве правовую природу денег. Римские юристы подразделяли деньги на две вещи – материальную - в виде монеты, которая была простой, неделимой, непотребляемой, плодоносящей вещью, и духовную - в виде воображаемой, определенной людьми ценности – номинальной стоимости, которая была составной, делимой на части, потребляемой, заменимой вещью.

Однако для права гораздо более важным было деление вещей на публичные и частные. Публичные, в свою очередь делились на вещи божественного права: святые, например, храмы и алтари, освященные, например, крепостные стены и ворота) и религиозного почитания умерших (кладбища и ларарии). К вещам божественного права относились такие вещи, которые в соответствии с сакральными представлениями римлян не могли быть предметом человеческого права. По выражению юриста Марциана «предметы, посвящённые богам и предкам, не могут являться чьим-то имуществом». Вещи божественного права не подлежали оценке и ненадлежащему обращения с ними, например, римлянин не мог для того, чтобы выйти из города, перелезть через стену, даже если городские ворота были далеко – такое действие считалось святотатством и было уголовно наказуемым; а также вещи человеческого права: ничьи (бесхозяйные – рыба в реке, птица в небе, грибы в лесу), вещи общего владения, за которыми не нужен был уход и которыми могли пользоваться все - морской пляж, реки, рощи, веши государственного владения, за содержание которых отвечала казна-фиск, частично перекладывая содержания на граждан в виде платы за пользование банями – термами, городскими театрами, цирками, пристанями, и вещи корпоративного владения (имущество юридического лица – корпорации).

Самым важным подразделением для частных вещей было деление на:

вещи в обороте (которыми можно было распоряжаться по усмотрению собственника) и вне оборота (к таким относились, например, вещи, которыми, по закону, нельзя было распорядиться, так как было подозрение, что они краденные);

манципируемые – res mancipi и неманципируемые – res nec mancipi (данное деление имело значение в древнем и классическом римском праве; манципируемые вещи можно было приобрести в собственность путём совершения особой процедуры - манципации, участниками которой могли быть только квириты). По Законам XII таблиц к манципируемым вещам относились самые необходимые и значимые для ведения сельского хозяйства веши: земля, строения, посевы и посадки, рабы, четыре вида скота (волы, лошади, мулы, ослы), четыре земельных сервитута (право прохода, проезда, прогона скота и провода воды через чужой участок). Только в Кодексе Юстиниана понятие манципируемые и неманципируемые вещи было заменено на движимые и недвижимые вещи, которым было придано иное, чем в древнем праве, значение: недвижимые – это земля, посадки и строения на ней, а все остальные вещи - движимые.

Классификация, построенная римскими юристами необходима была для четного различения юридических действий с вещами, воспринимаемых как правомочия лиц в отношении вещей:

· право владения. Заключается в полномочии декларировать свои права на данную вещь (заявлять об этой вещи как о своей), удерживать вещь у себя, противодействовать попыткам иных лиц овладеть данной вещью или ограничить возможности собственника вещи по её использованию;

· право пользования. Заключается в полномочии потреблять полезные свойства вещи, извлекать из нее доход;

· право распоряжения. Подразумевает право собственника определить физическую либо юридическую судьбу вещи. Собственник может: а) внести изменения в вещь, переделать вещь, т. е. изменить её качественную определенность и даже уничтожить вещь; б) передать вещь другому лицу, изъять из гражданского оборота (передав, например, в дар государству); сюда могут относиться:

· право отчуждения. Выражается в возможности собственника вещи продать ее, либо подарить, либо обменять на что-то;

· право передачи вещи иным лицам. Представляет собой полномочие передать, оставаясь собственником вещи, право владения, пользования и распоряжения ею. Так, арендодатель, сохраняя право собственности на вещь, может передать её другому лицу – арендатору, которое приобретает правомочия по владению, пользованию и распоряжению данной вещью. Сюда же относятся и право передачи вещи в залог,а такжеправо передачи вещи в управление другому лицу. Такая передача не влекла перехода права собственности к управляющему (прокуратору), который обязан осуществлять управление имуществом в интересах собственника.

Право собственности является исключительным абсолютным правом, защищаемым от посягательств посредством вещного иска. Имущественные права делятся на две категории: вещные и обязательственные. Вещное право представляет собой связь лица с вещью, а обязательственное - связь лица с лицом. При помощи норм вещного права можно истребовать вещь у любого лица, у которого она находится незаконно. Нормы обязательственного права позволяют требовать от данного лица исполнение чего-либо в свою пользу. Вещное право можно разделить на полное и ограниченное право на данную вещь. Неограниченное и полное право называется правом собственности — dominium. Некоторые ученые - юристы полагают, что понятие собственности, и в целом частной собственности на недвижимость, сформировалось постепенно. Причем вначале сформировалось понятие частной собственности на движимые предметы — копье, щит, одежду и т. п. Такое обладание было связано с моментом физического обладания. Человек, чья вещь была похищена, мог преследовать вора и впоследствии наказать его. С развитием земледелия начинается формирование понятия «собственность на жилье, посадки и саму землю».

Право собственности можно определить как право пользования, приобретения плодов, право потребления и право распоряжения. Римляне видели в праве собственности отношение человека к вещи и определяли ее как полное господство над вещью. Этот признак отграничивал право собственности от других вещных прав (владение, пользование, держание).

Признаки собственности:

- пользование (извлечение практической выгоды – плодов, получение денег за отданное в аренду имущество и т.п.);

- распоряжение - т.е. право подарить, потребить, уничтожить вещь.

Следует запомнить особо, что владение в число элементов права собственности не входило. В древнем цивильном праве этому понятию соответствовало понятие usus – использование вещи, ограниченное только объемом. Термин «владение» появляется позже, ко II в.до н.э. Поэт Лукреций писал, что «жизнь дается нам не в собственность, а в пользование» (usus).

Право собственности в Риме никогда не было абсолютным – оно ограничивалось так называемым соседским правом, сервитутами. Многие виды имущества не могли быть в частной собственности (вещи, исключенные из оборота, принадлежащие всему римскому народу, например, общественные земли, дороги, святыни и многое другое).

Ограничения права собственности:

- ограничения по религиозным соображениям (запрещалось хоронить трупы в городе, обеспечивать проход к могиле через чужой земельный участок и т.п.);

- ограничения, обусловленные строительными нормами;

- общественные дороги (собственники должны были ремонтировать общественные дороги);

- ограничения на пользование недрами (полезные ископаемые можно было добывать только на общественных землях; право добычи ископаемых на чужих участках влекло за собой обязательство выплачивать 10% дохода в казну (фиску) и столько же – собственнику участка);

- право магистрата в ряде конкретных случаев распоряжаться имуществом частных лиц: сносить вследствие необходимости частные дома и др.

В постклассическую и юстиниановскую эпоху проходило дальнейшее законное ограничение права частной собственности. Так, например, помимо конфискации имущества в пользу государства были утверждены объекты так называемых законных сервитутов (необходимость соблюдать определенное расстояние между зданиями и т.п.).

Таким образом, можно сказать, что средневековая глосса характеризуя римское право собственности как распространяющееся «до звезд, до небес и до преисподней» преувеличивала возможности римских собственников.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 314; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.