Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Возникновение Рима




Само наименование предмета изучения – «Римское право» - предполагает, что это правовая система, созданная римлянами, но это не вполне так: творцом данного юридико-культурного феномена явился весь античный мир, но римляне создали такую государственность, длительность существования которой, самобытность и неизменная прочность оказались той предохранительной средой, в условиях которой стало возможным придание ему законченной формы. Поэтому, представляется, прежде всего, необходимо понять главную идею этой государственности, неизменно проявлявшуюся в основных ее элементах на разных этапах своей эволюции.

 

а) Этнические корни Рима

Римское право развивалось в условиях интенсивного хозяйственного, военного, культурного и политического взаимодействия народов, живших вокруг Средиземного моря. Этнически эти народы принадлежали к племенам коптов (египтян), финикийцев, арамеев (сирийцев) и вообще семитов, эллинов и италиков. Эти главные участники исторического процесса эпохи античности соприкасались с многочисленными соседями: эфиопами и берберами в Африке, персами, индийцами и арабами в Азии, кельтами и германцами в Европе. В продолжительном соперничестве политическое и культурное лидерство к началу христианской эпохи досталось Риму – первоначально только одной из многочисленных общин, принадлежавших италийскому племени.

Корни италийского племени обнаруживают в древнейших обитателях Аппенинского полуострова, которых языкознание разделяет на три группы: япиги, этруски и италики. Япиги проживали на крайнем юго-востоке полуострова. Предполагают, что этнически они были близки к эллинам; кроме того, их полагают историческими автохтонами, то есть коренными жителями. Этруски распространились в северной части полуострова и заметно отличались по своим обычаям, религиозным представлениям и диалектом как от италиков, так и от греков; они оставили после себя следы высокой культуры, развитого хозяйства, в том числе, заморской торговли.

Италийский народ (италики), расселившийся в центре и на востоке, делился на два племени - латинов и умбров. Последним были близки южные племена марсов, вольсков и самнитов. Все они принадлежали к одному звену цепи индоевропейских языков, наряду с эллинами, кельтами, германцами, славянами.

Обращает на себя внимание то обстоятельство, что историческая судьба италиков и, в какой-то мере их правовое развитие, тесно связана с судьбой греков. Это проявляется, во-первых, в том, что, как предполагают историки, было время, когда эти народы проживали и действовали сообща (говорят о «греко-италийской эпохе») и поэтому существовала единая основа их хозяйственной и общественной организации. Во-вторых, сложившееся в результате длительной греческой колонизации государство - Великая Греция - осуществляло громадную культурную работу на обширной территории юга и востока Аппенинского полуострова и на Сицилии задолго до того, как Рим покорил эти земли и данное обстоятельство не могло не повлиять на государственно-правовой опыт Рима. Наконец, как уже было сказано, завершение работы по формированию римского права было произведено в эллинизированной Византии: угасающий Рим как бы передал свое правовое наследие грекам.

Фундаментальное сходство между эллинами и италиками проявлялось, прежде всего, в том, что в историческое время они являются народами не кочевыми, а земледельческими. Именно земледелие сделалось для греко-италийской народности зародышем и сердцевиной общественной и частной жизни; их мифы и религия, общинные установления и обычаи всецело связаны с земледелием. Сходство проявлялось в устроении дома и ведении домашнего хозяйства, в одежде, в оружии и приемах ведения боя. Главные материальные основы человеческого существования восходят в языке и в нравах греков и италиков к одним и тем же элементам; одинаковые задачи, которые земля задает человеку, были сообща разрешены обоими народами в то время, как они еще составляли одну нацию.

Сходные материальные основания жизни народов вызывают одинаковые представления о должном укладе всей жизни человека: устройстве семьи, дома, рода, об управлении общественными делами. Но именно в этих сферах, во многом подпадающих под влияние религиозных и нравственных представлений, первоначальное единство со временем подвергается существенным изменениям и клонится к разнообразию.

Все, что выступает в общественном устройстве патриархальным элементом, было основано и в Греции и в Италии на одном и том же фундаменте. Сюда следует отнести нравственный и благопристойный характер общежития, который ставит в обязанность мужчине одноженство, а женщину строго наказывает за прелюбодеяние и который утверждает святость брака, отводя матери высокое положение в домашнем кругу.

Однако только в Риме существовала абсолютная власть мужа, и в особенности отца, не признающая никаких прав личности; такого не было в греческом быту. Только в Риме нравственная подчиненность превратилась в установленное законом рабство, и полное бесправие раба поддерживалось с безжалостной жестокостью, между тем как у греков рано проявились фактические и правовые смягчения рабского состояния.

На доме зиждется род и родовой быт переходит и у греков, и у италиков в государственное устройство. Но в греческих полисах родовой союз долго сохранял наряду с государством свою корпоративную силу, между тем как италийское государство скоро до такой степени окрепло, что родовое устройство потеряло всякое значение перед его могуществом; в этом механизме проявилось свойственное духу римлян нивелирование человеческой личности, тогда как греки в своих независимых полисах стремились к наиболее полному и свободному ее развитию.[2]

Совместная жизнь в семейных общинах под властью начальника племени уже должна была заключать в себе зачатки юридического развития и тех, и других. При этом видно, что основы римского государственного устройства - царская власть, сенат и народное собрание имеют большое сходство с древнейшими образцами государственного устройства крито-микенского периода. Точно так же у обеих наций обнаруживаются зачатки больших племенных союзов (симмахия, синойкизм).

Тем не менее, окончательные продукты духовного труда, каковыми являются семья и государство, религия и искусство, совершенно различны у греков и италиков; и это различие предопределяет различие исторической судьбы данных народов. «Сущность эллинского духа заключается в том, что целое приносилось в жертву отдельной личности, нация - общине, община - гражданину; его идеалом была прекрасная и нравственная жизнь и слишком уже часто приятная праздность; его политическое развитие заключалось в углублении первоначальной обособленности отдельных областей. Сущность же римского духа выражалась в том, что он держал сына в страхе перед отцом, гражданина в страхе перед его повелителем, а всех их в страхе перед богами; он ничего не требовал и ничего не уважал кроме полезной деятельности и заставлял каждого гражданина наполнять каждое мгновение короткой жизни неусыпным трудом; для него государство было все, а расширение государства было единственным незапретным высоким стремлением».[3]

Единые основы хозяйственного и общественного быта древних италиков и греков не помешали тому, что историческое развитие этих народов пошло различными путями именно в области государства и права, в значительной степени, возможно, ввиду несходства духовного развития, которое ярко проявилось в отличие религиозного акта греков и римлян, а также в искусстве.

«Оба народа развились односторонне, и поэтому оба развились так совершенно. Идеальный мир прекрасного был для эллинов всем и даже до некоторой степени восполнял для них то, что им в действительности недоставало; если в Элладе иногда и проявлялось стремление к национальному объединению, то оно исходило не от непосредственных политических факторов, а от игр и искусств: только состязания на Олимпийских играх, только песни Гомера, только трагедии Еврипида соединяли Элладу в одно целое. Напротив того, италик решительно отказывался от произвола и научался повиноваться отцу, для того чтобы уметь повиноваться государству. При такой покорности могли пострадать отдельные личности и могли заглохнуть в людях их лучшие природные задатки, зато эти люди приобретали такое отечество и проникались такою к нему любовью, каких никогда не знали греки, зато между всеми культурными народами древности они достигли - при основанном на самоуправлении государственном устройстве такого национального единства, которое в конце концов подчинило им разрозненное эллинское племя и весь мир».[4]

 

в) Организация поселений латинов

Срединная часть Италии уже в глубокой древности была заселена различными племенами латинской национальности. То племя, которое известно в истории под именем латинов, названное впоследствии «древние латины» (prisci Latini) для отличия от других латинских общин, занимало Лациум - небольшую часть среднеиталийской равнины. Территория эта делилась на родовые участки, на которых проживало несколько родов. Эти роды не были самостоятельны, а включались в политическую общину (civitas, populus) - совокупность родовых поселков, связанных единством происхождения, языка, обычаев. Члены общины обязаны были мирно разрешать споры, помогать друг другу при обороне или в нападении.

Подобная община имела центр, который служил местом совместных собраний и празднеств, проведения суда, размещения общественных святынь. Такой центр, имеющий какое-то укрепление, использовался также как укрытие для членов родов и их имущества, при вражеских нападениях. Подобные центры назывались «вершинами» (capitolium); историки полагают, что они явились основой будущих городов (urbs); округа же, общины, состоящие из нескольких родовых поселков, представляли прообраз первоначальных государственных образований латинов, как и других италийских племен.

Первоначально насчитывалось тридцать самостоятельных латинских общин, первенство среди которых принадлежало Альбанскому округу, древнейшему месту расселения латинов и проведения их союзных собраний и празднеств, в частности «латинского праздника» (feria Latinae), на котором, по обычаю, проводились совместные жертвоприношения на Альбанской горе.

Предания говорят о существовании Латинского союза, в котором помимо религиозного праздника предполагалось проведение собраний представителей общин и единства правового регулирования важнейших отношений. Так, союз поддерживал единообразие применения обычаев, регулирующих брачные и имущественные отношения так, чтобы любой латин мог проживать в каждой из общин, создавать семью, возделывать землю, заниматься обменом. При возникновении споров между общинами союз устанавливал третейский суд для их разрешения. В целом, содержание прав этого союза было неопределенным и изменчивым, однако он был не случайным соединением различных более или менее чуждых друг другу общин, а необходимым и в значительной степени правовым выражением единства латинского племени.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 278; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.