Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ЛЕКЦИЯ №2. Мышлению принадлежит огромная роль в познании человеком окружающего мира

 

Мышлению принадлежит огромная роль в познании человеком окружающего мира. Мышление расширяет границы познания, дает возможность выйти за пределы непосредственного опыта и ощущений, и восприятия. Благодаря мышлению мы можем знать и судить о том, что человек непосредственно не наблюдает, не воспринимает. Оно позволяет предвидеть такие явления, которые в данный момент не существуют.

Мышление воспринимает и перерабатывает информацию, которая заключена в речи, и на свет появляются результаты мыслительной деятельности человека. Мышление нормального человека неразрывно связано с речью.

Мысль не может ни возникнуть, ни протекать, ни существовать вне языка, вне речи.

Мы мыслим словами, которые произносим вслух или проговариваем про себя.

Мышление всегда происходит в речевой форме.

В речи мысль не только формулируется, но и формируется, развивается.

Мыслительная деятельность всегда сопровождается речью.

В основе процесса мышления лежит сложная аналитико-синтетическая деятельность коры больших полушарий головного мозга. В этих полушариях образуются второсигнальные временные нервные связи, опирающиеся не первосигнальные связи.

Первосигнальная система – это физиологический ответ на какой-то словесный раздражитель, полученный из внешней или внутренней среды.

Второсигнальная система – это тоже физиологическая реакция человека на раздражитель среды, но в роли этого раздражителя выступает уже слово. Учение об этих двух системах разработал выдающийся русский ученый Павлов.

Слово, которое мы воспринимаем ухом или глазом, действует на нас как сильный раздражитель внешней среды.

Любое высказанное или написанное слово означает для человека некое обобщенное понятие, которое обнажает суть предмета, объекта. Представление о них заложено в нашем положительном или отрицательном опыте. Поэтому, воспринимая то или иное слово, мы начинаем реагировать на него, а это значит, что в нашем организме начинают происходить сложнейшие биохимические и электрические процессы, которые приводят в действие нервную систему. Эта нервная система запускает в работу мозг. В результате мы имеем мыслительный процесс, результаты которого обнаруживают себя в речи.

Речь человека – это ответ организма не внешний или внутренний раздражитель вербальный или не вербальный.

В коре левого полушария головного мозга имеются три центра речи: слуховой, двигательный и зрительный.

Слуховой центр называется центр Вернике. Он обеспечивает понимание воспринимаемых слов.

Двигательный центр речи называется центр Брока. Он обеспечивает произнесение слов.

Зрительный центр отвечает за понимание письменной речи.

Выделенные психологией центры речи не меняют общую картинку, так как в основе речевой деятельности лежит деятельность коры головного мозга в целом, и эта деятельность объединяет работу всех трех названных центров.

 

Контрольные вопросы:

 

1. Что мы понимаем под речью?

2. В рамках какой науки изучается речь?

3. Как связаны речь и мышление?

4. Как называются центры речи человека?

5. Каков механизм образования речи?

6. Что мы вкладываем в понятие «язык»?

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
ЛЕКЦИЯ №1. Язык является средством взаимодействия людей, механизмом общения между ними | ЛЕКЦИЯ №4. Тема 1.2. Нормативный аспект культуры речи
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 364; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.