Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ЛЕКЦИЯ №6. Тема 2.1. Русский национальный язык и его высшая форма – литературный язык

Тема 2.1. Русский национальный язык и его высшая форма – литературный язык

Раздел 2. Русский язык, формы его существования, основные единицы.

Изучив материалы темы, Вы сможете:

-узнать о формах существования языка;

-выяснить характеристики литературного языка;

-уяснить виды и типы диалектов;

-получить представление о низших формах языка.

 

 

Устная речь – это динамический процесс, который течет, не возвращаясь и не повторяясь.

Устная речь имеет свои законы построения, обусловленные спецификой психологии и физиологии человека, как существа, способного к производству и восприятию устной речи.

Различия между письменной и устной речью носят лексический и синтаксический характер.

Знания человека о различиях между устной и письменной речью и умение ими пользоваться свидетельствуют о его речевой культуре, о бережном отношении к своему национальному языку.

При использовании письменной речи для устного воспроизведения необходима аранжировка, обработка, если угодно, редактирование текста.

По связи с мышлением речь делится на внешнюю и внутреннюю. Внешняя и внутренняя виды речи имеют свои формы существования. Это можно представить в виде следующей схемы:

 

 

мышление

 

речь

       
   


внешняя внутренняя

           
     
 
 


устная письменная монолог

       
 
   
 


диалог монолог текст

 

Диалог является одной из форм существования внешней устной речи. Он всегда осуществляется в форме беседы. Любая беседа, как вид диалога, всегда имеет трехчастную форму: введение, содержание и заключение.

Независимо от типа и вида беседы она всегда имеет ведущего или лидера. Свои функции ведущий беседу реализует в большей степени в первой и третьей части диалога. Во вступлении ведущий называет тему диалога, его цель, определяет регламент, называет вопросы, подлежащие обсуждению.

В третьей части ведущий подводит итог обсуждению, констатирует степень достижения цели диалога, отмечает наиболее конструктивные, интересные, проблемные выступления и т.д.

В процессе обсуждения очередного вопроса задача ведущего сводится к тому, чтобы направлять ход обсуждения и поддерживать доброжелательную, корректную, оптимистическую атмосферу диалога.

Диалог является такой формой общения, при которой допускаются определенные вольности в обращении с литературным языком:

- лексически неполные фразы;

- речевые нарушения синтаксического плана;

- употребление частей речи, несущих эмоционально-чувственную окраску;

- использование междометий и т.п.

Беседы, как вид диалога, делятся на бытовые и деловые.

Под деловой беседой понимается межличностное речевое общение, предполагающее обмен взглядами, точками зрения, мнениями, информацией и т.д.

Характер деловой беседы, особенности ее протекания, тематика обсуждаемых вопросов определяются профессиональными и деловыми интересами ее участников, а также типом отношений между собеседниками.

По характеру обстановки, в которой обсуждаются те или иные вопросы, деловые беседы бывают официальные и неофициальные.

По характеру обсуждаемых вопросов наиболее распространенными считаются следующие виды деловых бесед:

а) кадровые – подбор сотрудников, расстановка кадров и пр.;

б) организационные – технология выполнения производственных заданий, организация рабочих мест и пр.;

в) творческие – выработка общей концепции совместной работы, определение перспектив в работе, аналитический подход к результатам работы и пр.;

г) рабочие – каждодневная работа с клиентами, посетителями, просителями, определение мотивов и целей общения, варианты принятия решения по каждому обращению и т.д.

Каждый момент диалога требует определенных речевых моделей в общении, избирательности художественных и эмоционально-выразительных средств. Речевая адекватность ситуации и виду беседы говорит о речевой культуре работника, конкретного исполнителя.

В последнем типе диалога особенно важна этическая детерминированнность речевого общения.

Участвуя в любом виде беседы, всегда надо помнить о том, что диалог – это улица с двусторонним движением, где успешность и безопасность движения зависит от каждого участника процесса.

Диалог – это всегда двусторонний обмен мнениями, суждениями, позициями, взглядами.

Диалог – это всегда обоюдный речевой процесс, общение всех присутствующих, речевое взаимодействие равных.

Независимо от типа и вида диалога каждый его участник должен придерживаться определенных и соответствующих правил и требований. Они определяют речевую культуру в диалоге и заставляют его участников приобретать навык участия в деловых беседах.

 

Контрольные вопросы:

 

1. В каких формах существует язык?

2. Какова в русском языке группа социальных диалектов?

3. Что такое территориальный диалект?

4. Что относится к низшим языковым формам?

5. Что такое литературный язык?

6. Каковы характеристики литературного языка?

7. Какие существуют синонимы слову «литературный язык»?

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
ЛЕКЦИЯ №5. Тема 1.3. Коммуникативный и этический аспект культуры речи | ЛЕКЦИЯ №7. Изучив материалы темы, Вы сможете:
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 351; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.