Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие культуры в философии




УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Понятие культуры в философии.

2. Социальная обусловленность куль­туры.

3. Единство и многообразие совре­менной мировой культуры, ее особенности.

 

Культура как явление общественной жизни являет­ся объектом изучения для многих наук. Ее исследуют история и эстетика, психология и социология, археология, этнография. Например, этнографию интересует культура этноса, т.е. конкретной народности, нации или всего народа. Эстетика изучает художественную куль­туру, которая создается в рамках различных видов искусства. Каждая наука реализует свой специфичес­кий интерес при изучении этого сложного феномена.

Философия также изучает культуру, но не ее еди­ничные проявления. Она рассматривает культуру как целостное и многомерное явление общественной жизни. Философия стремится ответить на вопросы о том, что такое культура, какое место она занимает в исто­рическом процессе и какую роль играет в социализа­ции человека. Философию интересуют самые общие проблемы, касающиеся сущности культуры и ее роли в общественной жизни.

Термин «культура» весьма многозначен. В специ­альной и художественной литературе можно встретить многие десятки его толкований. Так, в обыденной жизни под культурой обычно понимается уровень образованности и воспитанности человека, в отличие от неве­жества и невоспитанности. Для эстетики культура — это многочисленные произведения профессионального искусства и народного творчества. В общественной жизни широко применяются такие понятия, как «куль­тура мышления», «культура речи», «политическая куль­тура», «культура производства» и др. Что же такое культура с точки зрения философии?

Впервые этот термин был применен римским оратором и философом Цицероном. Под культурой он понимал по­зитивное воздействие философии на ум человека. По его мнению, философия есть «культура ума», тонкий инстру­мент для познания мира и человека в нем.

В средние века культура ассоциировалась прежде всего с личным совершенством человека. Культура — это богоподобие человека, самопознание, его служение Богу и самоукрощение.

В эпоху Возрождения под культурой стало пони­маться соответствие человека высокому гуманистичес­кому идеалу. Культурным считался универсально раз­витый человек, разумный и деятельный.

Просветители XVIII в. (Ф.Вольтер, Д.Дидро и др.) смотрели на культуру как на воплощение разумного. Соответственно, культурность нации противопоставлялась ими варварскому состоянию народов, их дикости. Культура измерялась достижениями наук и ремесел, а ее целью считалось сделать всех людей счастливыми.

В то же историческое время появилась и пессимис­тическая трактовка культуры, критика ее негативных сторон и противопоставление культуры природе. Та­кую позицию исповедовал Ж.Ж.Руссо, считавший, что культура является источником несправедливости и зла в обществе. По его мнению, она разрушает нравствен­ность людей и не делает их более богатыми и счастливыми. Руссо считал, что все пороки в человеке идут не от природы, а от достижений культуры. Он делал ка­тегоричный вывод о том, что человеческие души раз­вращались по мере того, как совершенствовались науки и искусства, и поэтому образованные нации (на­пример, Египет, Греция) легче всего становились до­бычей иноземных завоевателей. Руссо призывал жить в согласии с природой, вдалеке от городов, а воспита­ние человека осуществлять на лоне природы и в соот­ветствии с ее требованиями.

В немецкой классической философии культура вос­принималась как сфера духовной свободы человека. Эта философия решительно разделила весь окружающий мир на мир природы и мир культуры. Подчерки­валось, что культура — это мир идей и вещей, создан­ный в ходе человеческой деятельности. Рост культуры рассматривался как один из законов истории общест­ва. Такой подход наиболее отчетливо проявился в твор­честве И.Гердера. Он обосновывал идею о том, что культура - это прогресс в развитии способностей че­ловеческого ума.

Важнейшим проявлением культуры является, по мнению философа, язык. Каждый народ создает свою собственную самобытную культуру, которая выполняет цивилизующую функцию.

В классической марксистской философии XIX в. по­нятие культуры стало употребляться для характерис­тики творческих сил человека и совокупных результа­тов его деятельности. В марксизме подчеркивалась идея обусловленности культуры конкретным способом ма­териального производства, характером общественно-эко­номической формации и исторической эпохи. Счита­лось, что культура всегда носит конкретно-историчес­кий характер (первобытная, буржуазная и т.д.), а ее высшим проявлением станет культура коммунистичес­кого общества. В марксизме исследовались различные проявления культуры — культура труда, политичес­кая культура и др.

Разнообразные трактовки понятия культуры появи­лись в философии на рубеже XIX и начала XX вв.

Ф.Ницше доводил традицию критики культуры до предела и рассматривал ее лишь как средство для по­давления и порабощения человека с помощью право­вых и иных норм, предписаний и запретов. По мнению философа, это необходимо, поскольку человек есть существо природное и властолюбивое, антикультурное.

Только сверхчеловек (сильная личность) сможет разо­рвать сковывающие его путы культуры и силой своей энергии и влечений стать свободным и независимым.

О.Шпенглер в своей теории «локальных культур» отрицал прогресс в истории культуры и наличие в ней органического единства разных культур. По его мне­нию, вся культура распадается на ряд независимых и неповторимых организмов. Они не связаны друг с дру­гом и закономерно проходят в своем развитии стадии возникновения, расцвета и умирания. Шиенглер был убежден в том, что единой общечеловеческой культу­ры не существует. Он выделял и характеризовал во­семь локальных культур — египетскую, индийскую, китайскую, греко-римскую, византийско-арабскую, за­падноевропейскую, культуру народов майя и русско-сибирскую. Все они рассматривались им как сущест­вующие независимо друг от друга и самостоятельно. Подобные идеи развивал также английский социолог и историк А.Тойнби в теории «цикличности» культуры.

Основатель психоанализа З.Фрейд исходил из идеи вечного и неустранимого противоречия между челове­ком и культурой. По его мнению, человек — это суще­ство исключительно природное, наделенное совокупностью потребностей и инстинктов. Культура же враж­дебна человеку, поскольку она ограничивает свободу его действий. Уже первобытный коллектив был инстру­ментом подавления человека с помощью норм и запре­тов. С той поры «техника» подавления человека стала куда более совершенной и разнообразной. Фрейд был убежден, что современный человек является в большей степени пленником культуры в сравнении с его перво­бытными предками, и эта тенденция в итоге погубит все человечество.

В XX в. имелись и иные представления о культуре. Так, в некоторых учениях (Д.Белл, Р.Арон и др.) куль­тура сводилась, прежде всего, к достижениям науки и техники, которые якобы способны обеспечить стремительный прорыв человечества в блестящее будущее. На­против, в докладах Римского клуба было сделано уда­рение на необходимости совершенствования, прежде всего самого человека, если он желает выжить в усло­виях обострения глобальных проблем. А. Швейцер по­лагал, что современная культура призвана быть преж­де всего «живой этикой», в основе которой должно лежать благоговение ко всему живому. Быть культур­ным в наше время означает активно способствовать сохранению жизни на нашей планете.

В русской философии понятие культуры традици­онно имело, прежде всего, высокое нравственное напол­нение. В этом проявился дух православия с его идеямидобра, милосердия и справедливости, солидарности между всеми людьми и народами.

Зло есть то, что раз­рушает жизнь и мировую гармонию. Напротив, Доб­ро – это творение жизни и гармонии в ней. В этом и состоит основное предназначение человеческой куль­туры как сгустка морали и мудрости. В русской фило­софии подчеркивалась самобытность отечественной культуры во всех ее проявлениях — образ жизни и традиции, формы экономической жизни. Культура Рос­сии своеобразна, как и сама «русская душа», мировоззрение и мироощущение россиянина. В ней очень боль­шую роль играет духовное начало, культ добра и спра­ведливости, а не вещей и торгашества. Россия нахо­дится на пересечении двух потоков мировой истории и культуры — Востока и Запада. Именно поэтому она «обречена» на диалог с другими культурами и имеет богатейшие возможности для духовного обогащения бла­годаря такому диалогу.

Как видим, в истории философии выделялись и изу­чались различные стороны культуры. Суммируя все сказанное выше, ответим на вопрос о сущности куль­туры с позиций философии.

Термин «культура» переводится с латинского языка как «возделывание», «уход», «обработка», «почитание» и т.п. В основе культуры лежит деятельность человека как основной способ его существования в мире. Эта деятельность весьма разнообразна но форме и сферам своего проявления и, следовательно, культура тоже многолика. Однако культура — это не только живая деятельность человека, но и ее предметные воплоще­ния, а также отношения между людьми как ее творца­ми. Культура — это сложнейший социальный организм, который рождается, живет и умирает, уступая дорогу новым культурным явлениям.

Культура есть философское понятие для характе­ристики развития сил и способностей человека как де­ятеля. В своей действительности она включает в себя сущностные силы человека; процесс их применения (труд, деятельность); предметные воплощения этой деятельности (идеи, вещи); отношения между людьми как членами общества (традиции, нравы и пр.). Куль­тура — это все, созданное рукой и мыслью человека, сотворенный человеком мир. Это «вторая природа», существующая наряду с обычной природой. Культура представляет собой сверхсложную реальность, которая создается в соответствии с замыслом человека как ее творца. Ее краткая формула может быть изложена сле­дующим образом: культура = живая деятельность че­ловека + овеществленная деятельность человека.

В своей реальности она представляет собой комплекс дости­жений человечества.

Раскрывая сущность культуры, следует сделать одно важное примечание. «Как в плоскости культуры отли­чить церковь от кабака?» — спрашивал русский фило­соф П.А. Флоренский. Принято считать, что культура есть лишь то, что отвечает высоким гуманным крите­риям и служит интересам общественного прогресса и благу общества. Культурно только то, что нравствен­но. Вряд ли умение убивать людей можно отнести к культуре. В противном случае Гитлера и Сталина мы бы причислили к числу самых культурных людей в истории человечества. Подобные явления указывают на наличие в обществе так называемой антикультуры. К сожалению, она тоже весьма разнообразна и свидетель­ствует о весьма противоречивом бытии человека в мире, о трагичности его существования.

С точки зрения своего внутреннего строения куль­тура имеет два слоя.

Во-первых, это материальная культура человечества — орудия труда и техника, жилье, коммуникации и приборы, продукты питания, сами навыки труда людей.

Во-вторых, это духовная культура, которая включает совокупные знания и ме­тоды познания, формы мышления. Сюда относятся так­же и общественное сознание, система образования и воспитания человека, язык, право и др. Есть и такие формы культуры, которые находятся как бы на стыке этих двух пластов (слоев) и представляют собой их органический синтез. К ним можно отнести политичес­кую культуру как единство политического сознания и политической деятельности. Это и художественная куль­тура как мир произведений искусства, каждый из ко­торых несет в себе один или же много художественных образов, нашедших свое предметное воплощение в кни­гах, картинах, скульптурах.

Духовный слой в культуре играет особо важную роль. По определению С.Л.Франка, культура — это «осадок духовной жизни человечества». Русский ху­дожник и философ Н.К. Рерих воспринимал культуру как самоорганизующуюся систему духа, которая дей­ствует в соответствии с уровнем и качеством «энерге­тики» этого духа. Называя культуру «Садом Прекрас­ным», Рерих ставил в ней на первое место Красоту как внутренний закон духа. Этот закон придает культуре порядок и гармонию, утонченность и органическую связь с Космосом.

В каждой национальной культуре всегда есть ее ду­ховное ядро, некая сердцевина, вокруг которой и фор­мируется вся система культуры. На протяжении всего уходящего тысячелетия для России таким ядром было православие как мировоззрение и мораль, как образ жизни. Оно наложило огромный отпечаток на искусст­во (например, иконы как жанр в изобразительном ис­кусстве), на быт людей и их традиции, на политичес­кую жизнь и государственность, на формы хозяйствен­ной деятельности и трудовую мораль, на другие сторо­ны культуры.

Многомерность культуры как социального явления проявляется также и в ее функциях. Прежде всего, она выполняет познавательную функцию, которая позво­ляет получать знание о мире и человеке в нем. Такую роль выполняет в первую очередь наука и иные формы познания — мифы, искусство, религия.

Практическая функция говорит о том, что культура служит целям преобразования природы с помощью зна­ний и орудий труда. Эта функция символизирует выделенность человека из остального животного мира и возвышение над ним как существа активного и творящего.

Аксиологическая функция означает, что культура есть «вместилище» ценностей, т.е. позитивных продук­тов духовной деятельности человека — идей, идеалов, образов и т.д. Веками общество накапливало общечеловеческие ценности, выраженные в нравственных идеях добра, справедливости, совести и других.

Наконец, социализирующая функция указывает на роль культуры в формировании человеческого в чело­веке — высоких потребностей и благородных поступ­ков. Без приобщения к культуре (к науке и искусству, к традициям общества) нет и не может быть воспитан­ного человека. Культурный человек, с точки зрения философии, — это человек, освоивший все богатство человеческой культуры.

Очень часто в философии наряду с культурой упот­ребляется и понятие цивилизации.

Нередко эти поня­тия применяются в одинаковом смысле. На наш взгляд, это неверно, хотя эти понятия в чем-то и близки. Мы исходили из того, что цивилизация — это определен­ная крупная эпоха в истории человечества (собиратель­ская, аграрная и др.), ступень в развитии человека как деятеля и творца. Культура же есть содержание (со­держимое») конкретной исторической эпохи, выраженное в совокупности духовных и материальных ценнос­тей. Каждой цивилизации свойственна своя специфическая культура.

Например, в рамках аграрной циви­лизации возникли и сформировались греческая, еги­петская и иные культуры со своеобразными характе­ристиками. Каждый шаг в развитии цивилизации оз­начает одновременно и шаг по пути развития культу­ры (как и ее антиподов тоже). Но и наоборот, разви­тие культуры постепенно создает предпосылки для перехода общества на более высокую ступень в своем раз­витии, как это случилось, например, в XX в. в связи с бурным развитием научно-технической революции. Од­нако не следует думать, что развитие цивилизации авто­матически влечет за собой и прогресс в развитии куль­туры. На несоответствие между цивилизацией и куль­турой указал, как мы уже отмечали выше, еще Ж.Ж.Руссо. XX в. показывает, что при определенных условиях культура может распадаться, деградировать и даже погибать, теряя свои лучшие достижения.

Это происходит в войнах, которые разрушают материаль­ные ценности, вносят вражду и ненависть между стра­нами и народами. Этому отчасти способствует и поли­тическая борьба, раскалывающая иногда нацию на «бе­лых» и «красных».

Гибель культуры проявляется так­же в угасании человеческой духовности, падении нра­вов и в иных формах.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 5563; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.