Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальная обусловленность культуры




 

Культура как многогранное явление общественной жизни имеет собственную логику развития. Как и ин­дивид, она также погружена в исторический процесс и испытывает на себе его активное и всестороннее воз­действие. В этом смысл культура имеет социальную детерминацию, т.е. ее функционирование и развитие обусловлено множеством причин и факторов общест­венного характера.

Назовем и раскроем наиболее су­щественные из них.

На состояние культуры всегда влияет экономика, производительные силы общества. Как правило, взлет и расцвет экономики означают и подъем культуры в целом. Известно, например, что эпоха первоначально­го накопления капитала в Европе XIV —XV вв. вызва­ла к жизни всплеск науки и искусства, ремесел, море­плавания и торговли. Отмена крепостного права в Рос­сии и переход страны на новые экономические рельсы стимулировали развитие ряда новых течений в общест­венной мысли — народничества, марксизма, либераль­ных учений. Однако между экономикой и культурой нет однозначной зависимости. Из истории хорошо из­вестно и то, что развитие упомянутого нами капита­лизма сопровождалось колониальными захватами и ограблением народов, многочисленными жестокими войнами за передел мира и «место под солнцем». Раз­витие производительных сил нередко влечет за собой разрушение традиционного уклада жизни и морали народов, привносит в жизнь людей психологию праг­матизма и наживы, дух торгашества. Нечто подобное имеет место и в современном российском обществе, ко­торое осваивает рыночные отношения.

Особо следует выделить влияние на культуру науч­но-технического прогресса. Конечно же, он насыщает культуру тем, что в свое время было лишь предметом смелой фантазии — невиданными орудиями труда и технологиями, «умными» машинами и т.д. Но надо иметь в виду и все те опасности, с которыми этот про­гресс сопряжен — сложная и громоздкая технологи­ческая инфраструктура на планете, исчерпание при­родных ресурсов, обезличивание человека и многое другое.

Политический и общественный строй тоже влияют на развитие культуры. Назревающие в общественном уст­ройстве крупные перемены как правило вызывают к жизни новые веяния и настроения в духовной культуре. Госу­дарство может не только стимулировать развитие мате­риальной культуры, но и сдерживать этот процесс, что особенно заметно на примере экономики. Увы, но власть и высокая культура далеко не всегда уживаются друг с другом. Так, в 60-е и 70-е гг. в бывшем советском обще­стве по политическим мотивам изгонялись за рубеж писатели - диссиденты (А.И.Солженицын, А.А.Зиновьев и др.), преследовались крупные ученые (А.Д.Сахаров), из­вестные поэты (В.С.Высоцкий, И.Бродский), другие де­ятели культуры. Появились так называемые «полочные» фильмы («Гараж» и др.), а зрителю и читателю предла­гались произведения, воспевающие власть и первых лиц общества («Малая земля» Л.И.Брежнева и т.п.). Отсут­ствие в обществе демократии всегда ограничивает свобо­ду мировоззрений и слова, развитие науки и искусств. Более того, передовые достижения науки и техники мо­гут применяться даже против самих людей как орудие подавления их свободы.

Национальные особенности народа придают куль­туре неповторимый колорит и своеобразие. Принято говорить, например, о немецкой педантичности, о дол­готерпении и щедрости русского народа, о прагматич­ности американцев, остроумии французов и т.д. Наци­ональное своеобразие имеет место и в материальной, и в духовной культуре. «Дух народа» наиболее очеви­ден в его языке и литературе, в танцах и песнях, в одеждах и нравах. Каждый народ имеет свои устояв­шиеся традиции. Например, у славян в день Радуницы (поминовение родственников) «с утра пашут, днем пла­чут, а вечером — пляшут»; перед выдачей девушки замуж устраивают ей «смотрины» и т.д. Духовная куль­тура народа означает также присущий для него при­оритет одних ценностей другим. Так, русскому челове­ку издавна было свойственно отстаивать общечелове­ческие ценности и отвергать индивидуализм. Разумеет­ся, в русском народе частная собственность не отрица­лась как ненужная. Но россияне как никто другой чув­ствительны к случаям социальной несправедливости, обмана и нечестного обогащения. Эта моральная тра­диция, глубоко социальная по своей сути, всегда по­буждала русских людей воспринимать и само государ­ство не как нечто нейтральное и безразличное к лю­дям, а как заступника и гаранта социальной защиты и справедливости. «Дух народа» проявился у россиян и в их тяге к общинному способу хозяйствования, в не­развитости института частной собственности на земле.

Общинная психология русского народа, конечно же, способствовала длительному существованию крепост­ного права с его принципом «круговой поруки», уко­ренению практики принудительного труда.

Влияние выдающейся личности на развитие куль­туры очевидно и в особых комментариях вряд ли нуж­дается. Можно бесконечно долго говорить о вкладе в культуру со стороны гениальных и талантливых изо­бретателей и конструкторов, ученых и пророков, ху­дожников и композиторов, политиков и государствен­ных деятелей. Все они — творцы культуры в самых разных ее проявлениях. Они — «биофилы» (созидате­ли и любители жизни), в отличие от «некрофилов» (разрушителей передовой человеческой культуры и самой жизни). Последние — это варвары по отноше­нию к культуре, и слава их - «геростратова».

Преемственность в культуре означает активное вли­яние прошлого в ее содержании на настоящее. Без та­кой связи времен невозможно накопление общечелове­ческого опыта и дальнейший прогресс в культуре. Иначе говоря, преемственность есть «времен связующая нить» в культурном процессе. В случае обрыва этой нити наступает так называемая социальная амнезия, т.е. утрата социальной памяти. Тогда из культуры выпада­ют иногда целые пласты, накопленные предшественни­ками. Новые же поколения людей начинают жить лишь на почве собственного материала, в отрыве от своих корней. Возникает социальная забывчивость, т.е. вы­падение из культуры опыта предшествующих поколе­ний и его забвение. Нечто подобное происходило в фа­шистской Германии в 30-е гг., когда фашисты сжигали книги своих знаменитых соотечественников — Маркса, Энгельса, Гете и др. Такое было и в нашей стране, ког­да в 20-е годы большевики вынудили эмигрировать за границу цвет отечественной духовной культуры — пи­сателей, философов, музыкантов. Социальная амнезия — это всегда катастрофа культуры, а ее последствия ска­зываются долго и вряд ли могут быть восполнены.

Диалог культур представляет собой их активное вза­имодействие и взаимообогащение. Известно, например, что на культуру Руси огромное духовное влияние ока­зала Византия, а на развитие ее философской мысли активно повлияло французское Просвещение XVIII в. и классический марксизм. Деятельность реформаторов оправдывается тем, что они как бы прорубают «окно» для свежего ветра других культур. Именно такую роль в истории русской культуры сыграл

Петр Великий, открывший «дверь» в Западную Европу с ее богатой материальной и духовной культурой. Россия как ника­кая иная страна нуждается в диалоге с другими нацио­нальными культурами. Она находится на стыке двух континентов, Европы и Азии, и исторически призвана соединять различные культурные потоки. Разумеется, следует иметь в виду, что всякий поток несет с собой и «пену». В культуре — это ее суррогаты, т.е. низкоп­робные образцы. Удачным примером соединения «чу­жих» культур со своей собственной являются такие страны, как Япония, США. Диалог культур ведет к их синтезу, т.е. сложному соединению и взаимодействию культурных потоков и ценностей.

В силу социальной дифференциации общества в со­держании культуры всегда имеется социально-классо­вые (идеал, интересы и др.), национальное (психологи­ческий уклад, язык и др.) и общечеловеческое (про­стые нормынравственности, единые формы мышления и др.) начала. Культура включает в себя традиционное, т.е. сложившееся и устойчивое. Это то, что накоплено, освоенои проверено на практике, например, технология производства вещей, способыземледелия у различных народов и т.д. В России, как отмечалось нами выше,тра­диционным был общинный образ жизни, имело место «ве­чевое» (соборное)начало в демократии. Но культура несет в себе и новаторское (новое),без чего невозможно ее дальнейшее прогрессивное развитие. Между традицион­ным иноваторским возможны не только гармония, как например в Японии, но ипротиворечия и даже конфлик­ты. В политической жизни это проявляется обычно вборь­бе между консерваторами и реформаторами, в педагоги­ке - в полемике междусторонниками старой и новой методик обучения и т.д.

Природа также имеет отношение к развитию куль­туры. Она придает ейнекоторую направленность и оп­ределяет отдельные формы культуры. Это заметно потипу орудий труда и способам хозяйствования, по жи­лищу, одежде людей.

Очевидно, что культура как социальный организм развивается под воздействием различных факторов. С учетом многообразия этих факторов можно выделить два основных исторических типа культуры.

Первый тип — это культура так называемого «тради­ционного» общества. Для нее характерно господство ус­тойчивых консервативных традиций и медленное накоп­ление новаций (нововведений). Здесь имеет место невы­сокая степень практического вмешательства человека в природу как объект деятельности и, соответственно, мо­раль ненасилия и гармонии с природой. Экономика ос­новывается на экстенсивном производстве с низкой эф­фективностью. Свобода индивида фактически отсутству­ет, наблюдается зависимость индивида от общего в виде общины, коллектива или же государства. Данный тип культуры был присущ древним обществам (Египет, Ки­тай, Индия), он преобладает до сих пор во многих стра­нах «третьего мира». Важнейшие элементы этого типа культуры (община, несвобода индивида и др.) были пред­ставлены и в истории российского общества.

Второй тип — это культура так называемого «тех­ногенного» общества. Ей присущи динамичное разви­тие науки и техники, активная предметная деятельность человека и его массированное вторжение в природу. Сама деятельность рассматривается как высшее пред­назначение человека и ценится гораздо выше простого созерцания, что свойственно культуре «традиционно­го» общества. В рамках этого типа культуры природа воспринимается, прежде всего как мастерская и кладо­вая, а человек как работник. Человек — это кузнец собственного счастья и судьбы, творец «второй приро­ды», а знание — это его основная сила.

«Техногенная» культура создала все предпосылки для впечатляющего прогресса человеческого общества. Вместе с тем она вплотную подвела человечество к собственной гибели, породив острейший экологический кризис и опасные техногенные катастрофы, разрушение человеческой духовности. Нынешнее российское общество быстро переходит в новую формацию и осваивает элементы «техногенной» культуры, но надо ясно представлять себе все те соблазны и опасности, которые подстерега­ют нас на этом пути.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 2364; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.