Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Финансы некоммерческих организаций иных организационно-правовых форм




Формирование и использование финансовых ресурсов бюджетных учреждений

Содержание финансов некоммерческих организаций

Финансы некоммерческих организаций

Особенности организации финансов отдельных участников финансового рынка.

Доходы профессиональных участников РЦБ формируются за счет предоставления услуг юридическим и физическим лицам на РЦБ. Кроме того, организации, осуществляющие дилерскую, брокерскую деятельность, деятельность по управлению ЦБ имеют право осуществлять операции на фин.рынке за счет собственных фин.ресурсов и получать доход от такой деятельности. Доходы от операций на фин.рынке являются для проф.участников РЦБ основным источником формирования прибыли. В процессе своей деятельности они должны соблюдать устанавливаемы Федеральной службой по фин.рынкам нормативы достаточности собственных средств для профессиональных участников РЦБ. Собственные средства при этом рассчитываются исходя из размера уставного, добавочного, резервного капиталов, фонда соц.сферы, нераспределенной прибыли прошлых лет и отчетного периода, т.е. на объем собственных средств основное влияние оказывают объем и структура финансовых ресурсов проф.участников РЦБ. Соблюдений значений норматива достаточности собств.средств позволяет обеспечить фин.устойчивость самих участников, гарантировать сохранность средств инвесторов и защиту их прав.


В построении социально-ориентированной рыночной экономики большую роль играют некоммерческие организации, оказывающие различные виды социальных услуг. В Гражданском кодексе РФ некоммерческая организация – это организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели. Некоммерческие организации создаются для достижения социальных, благотворительных, научных и управленческих целей, и др.

Финансы некоммерческих организаций — это отношения, связанные с формированием и использованием финансовых ресурсов организаций для достижения целей деятельности, предусмотренных в уставе организации. Некоммерческая организация может выполнять виды деятельности, не запрещенные законодательством РФ и соответствующие целям деятельности организации.

Некоммерческие организации создаются в различных организационно-правовых формах: потребительские кооперативы, общественные или религиозные организации, финансируемые собственником учреждений, и др.

В РФ большинство некоммерческих организаций созданы в форме бюджетных учреждений, правовой статус которых определен Бюджетным кодексом РФ. Бюджетный кодекс РФ определяет бюджетное учреждение как организацию, созданную органами государственной власти РФ, субъектов Федерации, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов. К бюджетным учреждениям относятся учреждения общего и профессионального образования, здравоохранения и социального обеспечения, научно-исследовательские учреждения, органы государственной власти и органы местного самоуправления, суды и прокуратура, учреждения обороны, правопорядка и безопасности государства.

Содержание отношений некоммерческих организаций с бюджетами разных уровней зависит от правового статуса организации. Для бюджетных учреждений ввиду необходимости их финансирования собственником характерны двусторонние отношения в части получения финансирования из бюджета соответствующего уровня в зависимости от подчиненности учреждения и уплаты налогов в бюджетную систему. Двусторонние отношения возникают независимо от того, осуществляет бюджетное учреждение предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность или нет. В случае отсутствия внебюджетных источников доходов учреждение, получая бюджетное финансирование, тем не менее уплачивает налоги, связанные с бюджетной деятельностью (налог на доходы физических лиц, единый социальный налог), ассигнования на уплату которых предусмотрены в соответствующих статьях сметы доходов и расходов. Если учреждение помимо бюджетной осуществляет еще и предпринимательскую деятельность, оно уплачивает налоги, связанные с этой деятельностью (налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, земельный налог и др.), при этом источником уплаты налогов является выручка или прибыль от реализации продукции, работ или услуг. Односторонние отношения с соответствующим бюджетом возникают только у учреждений, не финансируемых собственником за счет бюджетных средств (например, у органов вневедомственной охраны), в части уплаты налогов, связанных с оказанием платных услуг организациям и гражданам.

Отношения некоммерческих организаций иных организационно-правовых форм (кроме бюджетных учреждений) с бюджетами также могут быть двусторонними или односторонними. Для некоторых организаций (общественных, религиозных организаций, фондов) предусмотрена как возможность получения бюджетных средств на определенные цели, предусмотренные законодательством о некоммерческих организациях, так и необходимость уплаты налогов. Отношения остальных некоммерческих организаций с бюджетами ограничиваются только уплатой налогов в соответствии с действующим законодательством.

Разная организационно-правовая форма некоммерческих организаций определяет и различные формы предоставления бюджетных средств. Для некоммерческих организаций, созданных в форме бюджетного учреждения - это ассигнования на содержание бюджетных учреждений. Некоммерческим организациям иных организационно-правовых форм (общественные, религиозные организации, фонды), бюджетные средства предоставляются не на их содержание, а в рамках выполнения ими федеральных целевых программ в форме субсидии.

Разные формы финансирования, применяемые в отношении некоммерческих организаций определенных организационно-правовых форм, обусловливают и различный механизм предоставления средств из бюджета.

Для бюджетных учреждений применяется два разных способа доведения до них бюджетных ассигнований:

· либо через орган управления, которому подчинено бюджетное учреждение (для бюджетных учреждений, функционирующих в рамках таких отраслей, как образование, здравоохранение, культура и др.),

· либо непосредственно самому учреждению (в отношении отдельных, особо значимых бюджетных учреждений (например, государственного академического Большого театра России, Государственного Эрмитажа и др.)).

Все некоммерческие организации являются плательщиками единого социального налога, а также страховых взносов на обязательное пенсионное и социальное страхование. Однако различный правовой статус некоммерческих организаций определяет разные источники уплаты налогов и страховых взносов: бюджетные ассигнования, предусмотренные на эти цели в смете доходов и расходов, - в бюджетных учреждениях, выручка от реализации продукции, работ и услуг - в организациях иных организационно-правовых форм. Начисленные в соответствии с налоговым законодательством суммы единого социального налога и страховых взносов в полном объеме перечисляются в бюджеты Пенсионного фонда РФ и фондов обязательного медицинского страхования. Единый социальный налог, зачисляемый в Фонд социального страхования РФ, перечисляется в виде разницы между суммой начисленного единого социального налога и произведенных организацией расходов по выплате различных пособий (по временной нетрудоспособности, беременности и родам и др.), предусмотренных законодательством.

Финансовые отношения между некоммерческой организацией и трудовым коллективом опосредуют распределение выручки от реализации продукции (работ, услуг), формирование и использование фондов оплаты труда, фондов целевого назначения (материального стимулирования, производственного и социального развития) в бюджетных учреждениях, осуществляющих предпринимательскую деятельность, и в некоммерческих организациях иных организационно-правовых форм.

Материальными носителями финансовых отношений в некоммерческих организациях выступают финансовые ресурсы.Финансовые ресурсы некоммерческих организаций представляют собой совокупность денежных доходов, поступлений и накоплений, используемых на текущее содержание и расширение деятельности этих организаций.Источники финансовых ресурсов, принципы их формирования и использования зависят от вида услуг, оказываемых некоммерческими организациями, и характера их предоставления.

Принципы формирования и использования финансовых ресурсов некоммерческих организаций зависят от методов их хозяйствования. Для бюджетных учреждений основным методом ведения хозяйства является сметное финансирование. Этот метод применяется в таких отраслях социально-культурной сферы, как образование, здравоохранение, социальное обеспечение, а также при финансировании органов государственной власти и органов местного самоуправления, организаций обороны, правопорядка и безопасности государства.

Основными принципами формирования и использования финансовых ресурсов при сметном финансировании являются:

• определение объема бюджетных ассигнований на основе нормирования отдельных видов расходов, т.е. определения потребности в средствах, необходимых для возмещения текущих и капитальных затрат в целях обеспечения содержания и нормального функционирования учреждения;

• целевое назначение бюджетных ассигнований в соответствии с кодами бюджетной классификации;

• строгая регламентация бюджетных средств по назначению (в соответствии с установленными законодательством нормами расходов) и времени (в рамках финансового года и отдельных кварталов);

• выделение бюджетных ассигнований в меру выполнения оперативно-сетевых показателей деятельности учреждения и с учетом использования ранее отпущенных средств;

• контроль за обоснованным планированием ассигнований и рациональным и экономным использованием средств.

Однако в условиях ограниченности бюджетных средств формирование финансовых ресурсов бюджетных учреждений производится путем сочетания принципов сметного финансирования и самоокупаемости. Частичная или полная самоокупаемость предполагает возмещение всех затрат на простое или расширенное воспроизводство за счет выручки от реализации продукции (работ, услуг). На принципах самоокупаемости функционируют часть учреждений социально-культурной сферы (поликлиники и диагностические центры, культурно-просветительные учреждения, театрально-зрелищные организации и др.) и некоммерческие организации иных организационно-правовых форм (фонды, общественные и религиозные организации и др.). Формирование и использование финансовых ресурсов этих организаций отражается в их финансовых планах, формируемых в виде смет доходов и расходов.

Принципами формирования и использования финансовых ресурсов организаций, работающих на самоокупаемости, являются:

• формирование финансовых ресурсов, главным образом, за счет внебюджетных источников доходов (взносов учредителей, членских взносов, доходов от предпринимательской деятельности и др.), состав которых определяется целями и задачами деятельности организации, сформулированными в ее учредительных документах;

• использование бюджетных средств, главным образом в виде субсидий, предоставляемых организации на расширение ее деятельности либо получателям услуг, а также в виде бюджетных ассигнований в рамках социально значимых программ;

• формирование выручки на основе количества предоставленных услуг и цен на них (в театрально-зрелищных организациях - цены билета и количества зрителей, в вузах — количества студентов, обучающихся на платной основе, и стоимости обучения в год, и т.д.);

• большая самостоятельность в распределении доходов (за исключением бюджетных средств) по видам расходов в пределах общей суммы доходов и их использовании;

• покрытие за счет выручки от реализации продукции (работ, услуг) и целевых поступлений всех затрат и формирование целевых фондов после уплаты налогов в соответствии с действующим законодательством.

Создаются и функционируют в основном бюджетные учреждения социально-культурной сферы, органы гос. власти и органы местного самоуправления, суды, прокуратура, органы правопорядка. Несмотря на это разнообразие форм бюджетных учреждений, источники формирования и направления использования их финансовых ресурсов в основном однотипны, но, конечно, не лишены своей специфики, обусловленной отраслевыми особенностями деятельности учреждений и методами хозяйствования.

До перехода к рынку основным источником финансирования бюджетных учреждений были бюджетные средства. Но, как известно, проведение реформ сопровождается возникновением социальных проблем, снижением уровня и качества жизни, нарастанием потребления различных благ. В результате растёт дефицит региональных и местных бюджетов, что ведёт к минимизации финансирования бюджетных учреждений. Поэтому становится необходимым поиск внебюджетных источников финансирования, в основном за счёт осуществления предпринимательской деятельности.

Возможность осуществления бюджетными учреждениями такой деятельности предусмотрена не только Гражданским кодексом РФ, но и рядом законодательных актов, регулирующих деятельность учреждений определенных отраслей социально-культурной сферы. К ним относятся: Закон РФ «Об образовании», Закон РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», Федеральный закон «О высшем и послевузовском образовании», Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике». Например, к предпринимательской деятельности образовательных учреждений относятся: производство и реализация продукции, работ и услуг, предусмотренных уставом учреждения, реализация и сдача в аренду основных фондов и имущества, ведение приносящих доход внереализационных операций и др.

Основными источниками финансовых ресурсов бюджетных учреждений являются:

• бюджетные ассигнования, предоставляемые из бюджетов разных уровней (федерального, субъектов РФ и местных), в разрезе отдельных видов расходов, определенных бюджетной классификацией;

• поступления от оказания платных услуг населению. Оказание платных услуг должно быть направлено на улучшение обслуживания населения путем предоставления социально значимых услуг по профилю деятельности учреждений и не должно осуществляться взамен деятельности, финансируемой из бюджета. В противном случае все средства, полученные от оказания этих видов платных услуг, изымаются в бюджет;

• выручка от реализации продукции собственного производства (например, учебно-производственных мастерских в школах), покупных товаров и оборудования, творческой продукции учреждений культуры, сборы от продажи билетов на театрально-зрелищные мероприятия;

• выручка от реализации основных средств и сдачи имущества в аренду и субаренду;

• выручка от оказания посреднических услуг;

• доходы от долевого участия в деятельности других учреждений и организаций;

• доходы от приобретения акций, облигаций, иных ценных бумаг и получения доходов (дивидендов, процентов) по ним;

• доходы от иных внереализационных операций (курсовых разниц при операциях с иностранной валютой, от операций, связанных с размещением денежных средств на текущих счетах в кредитных организациях и др.);

• добровольные взносы предприятий, учреждений, благотворительных фондов и отдельных граждан.

Направления использования финансовых ресурсов, независимо от источника их образования (бюджетных либо внебюджетных средств), определяются в строгом соответствии с подразделениями экономической классификации расходов Бюджетной классификации РФ. Все расходы делятся на две основные группы: текущие и капитальные расходы. В первую группу входят расходы на оплату труда, начисления на фонд оплаты труда (единый социальный налог, уплачиваемый в государственные внебюджетные фонды), приобретение продуктов питания, медикаментов, мягкого инвентаря, расходы на командировки и служебные разъезды, оплата различных видов услуг (коммунальных, транспортных, услуг связи и др.), выплата стипендий и т.д. Во вторую группу включаются затраты на капитальное строительство, капитальный ремонт, приобретение оборудования и инвентаря и т.д.

Состав расходов и их соотношение различно в учреждениях разных отраслей социально-культурной сферы. Общим для всех учреждений является преобладающий уровень расходов на оплату труда с начислениями на нее. Однако ряд расходов характерен только для определенных учреждений. Например, расходы на выплату стипендий предусмотрены только в сметах доходов и расходов учреждений профессионального образования, расходы на медикаменты - учреждений просвещения и здравоохранения (в основном стационарных медицинских учреждений). Однако в настоящее время государством за счет бюджетных средств реально финансируется ограниченный состав расходов - в основном оплата труда, начисления на фонд оплаты труда (единый социальный налог), стипендии, питание, медикаменты. Финансирование остальных видов расходов (большая часть коммунальных услуг, приобретение оборудования, капитальное строительство, капитальный ремонт и др.) учреждения вынуждены производить за счет внебюджетных средств.

Важной составной частью финансов некоммерческих организаций являются отношения, связанные с уплатой налогов. При осуществлении бюджетной и предпринимательской деятельности бюджетные учреждения уплачивают практически все налоги, предусмотренные действующим законодательством (налог на доходы физических лиц, единый социальный налог, налог на добавленную стоимость, налог на имущество организаций, транспортный налог и другие региональные и местные налоги). При этом порядок исчисления и уплаты данных налогов един для коммерческих и некоммерческих организаций. Однако, учитывая социальную значимость услуг, оказываемых бюджетными учреждениями социально-культурной сферы, налоговое законодательство предусматривает налоговые льготы либо полное освобождение от уплаты налогов целому ряду учреждений — образовательным, учреждениям здравоохранения, культуры, органам государственной власти и др. Так, бюджетные учреждения освобождены от уплаты земельного налога при осуществлении бюджетной деятельности. При исчислении налога на добавленную стоимость многие бюджетные учреждение, которые функционируют в таких сферах как медицина, образование и др. также не подлежат налогообложению.

Налогообложения прибыли бюджетных учреждений с введением в действие новой главы Налогового кодекса РФ стал аналогичен порядку, применяемому в отношении коммерческих организаций. Вместе с тем правовой статус бюджетных учреждений предполагает некоторые особенности исчисления налоговой базы в части определения доходов и расходов, не учитываемых при налогообложении, начисления амортизации, порядка исчисления налога и авансовых платежей, составления налоговой декларации. Налоговое законодательство предусматривает уплату бюджетными учреждениями только квартальных авансовых платежей по итогам отчетного периода, для них также предусмотрена возможность представления в налоговые органы упрощенной налоговой декларации.

Объектом налогообложения по налогу на прибыль бюджетных учреждений является прибыль, определяемая как полученный доход, уменьшенный на величину произведенных расходов. При этом из полученных доходов исключаются доходы, не учитываемые при определении налоговой базы, включающие средства целевого финансирования и целевые поступления. К средствам целевого финансирования относятся средства бюджетов всех уровней, полученные гранты, а к целевым поступлениям на содержание бюджетных учреждений и ведение ими уставной деятельности - пожертвования, имущество, средства, полученные в рамках благотворительной деятельности и др. Для исключения этих сумм из налогооблагаемой базы необходим раздельный учет доходов и расходов по целевым средствам. Расходы, уменьшающие полученные доходы, определяются в соответствии с экономической классификацией расходов Бюджетной классификации РФ.

Финансы некоммерческих организаций иных (кроме бюд­жетных учреждений) организационно-правовых форм имеют ряд особенностей, связанных с правовым статусом организации, имущественными правами, с целью ее деятельности, порядком распределения доходов.

Некоммерческие организации создаются с пра­вами юридического лица. Исключение составляют лишь общест­венные и религиозные организации, которые могут осуществлять свою деятельность без государственной регистрации и приобре­тения прав юридического лица. Приобретение прав юридическо­го лица позволяет организациям защищать свои имущественные права и интересы, а также пользоваться налоговыми и прочими льготами.

В зависимости от состава участников некоммерческие орга­низации подразделяются на организации, имеющие и не имею­щие членство. К первой группе относятся потребительские ко­оперативы, общественные и религиозные объединения, неком­мерческие партнерства, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы). Во вторую группу входят фонды и авто­номные некоммерческие организации.

Некоммерческие организации делятся на те, учредители, участники или члены которых могут иметь имущественные права в отношении организации либо не иметь их. К первым относятся потребительские кооперативы, ассоциации и союзы, некоммер­ческие партнерства, ко вторым - общественные и религиозные организации (объединения), фонды, автономные некоммерчес­кие организации. Эта особенность влияет на порядок формиро­вания и использования имущества организаций разных органи­зационно-правовых форм.

Большинство некоммерческих организаций создается для достижения социальных, благотворительных, культурных, обра­зовательных и иных целей. В отличие от них основной целью де­ятельности потребительских кооперативов является удовлетворе­ние материальных и иных потребностей его участников. Это обусловливает возможность распределения доходов от предпри­нимательской деятельности между членами кооператива и осу­ществления кооперативных выплат. Некоммерческие организа­ции иных организационно-правовых форм не имеют права расп­ределять прибыль между участниками.

Источники формирования финансовых ресурсов некоммерческих организаций различных организационно-правовых форм, опреде­ленные законодательством, единые:

• регулярные и единовременные поступления от учредителей
(участников, членов);

• добровольные имущественные взносы и пожертвования;

• выручка от реализации товаров, работ, услуг;

• дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, об­лигациям, другим ценным бумагам и вкладам;

• доходы, получаемые от собственности некоммерческой ор­ганизации;

• бюджетные субсидии в рамках утвержденных целевых прог­рамм;

• другие, не запрещенные законом поступления.

Однако состав источников и их соотношение неодинаково для организаций различных организационно-правовых форм.

Источниками формирования финансовых ресурсов, отражающим специфику разных организационно-правовых форм некоммер­ческих организаций, являются:

1. Взносы учредителей. Учредителями некоммерческой орга­низации различных форм могут выступать либо юридические и физические лица, либо только физические лица (в общественных организациях). Размеры и порядок внесения взносов определя­ются учредительными документами.

2. Вступительные, членские и паевые взносы. Эти средства фор­мируются только в организациях, имеющих членство, к которым относятся потребительские кооперативы, общественные и рели­гиозные объединения, некоммерческие партнерства, объедине­ния юридических лиц (ассоциации и союзы). Вступительные взносы предназначены для первоначального накопления ос­новных и оборотных средств. Членские взносы служат для покрытия расходов, связанных с деятельностью организации. Вступитель­ные и членские взносы не подлежат возврату при выходе участ­ника из некоммерческой организации.

Паевые взносы одни из основных источников формирования имущества потребительских кооперати­вов. Осуществляются деньгами, ценными бумага­ми, земельным участком, другим имуществом, имущественными правами, имеющими денежную оценку. Паевые взносы возвра­щаются участнику в случае его выбытия из кооператива.

3. Добровольные взносы и пожертвования. Поступают от юри­дических лиц и от физи­ческих лиц для осуществления уставной деятельности. Данный источник дохо­дов характерен для общественных объединений, благотворитель­ных фондов, религиозных организаций. Для благотворительных организаций законом определены следующие условия привлече­ния благотворительных пожертвований: не менее 80% их в де­нежной форме должно быть использовано на благотворительные цели в течение года с момента получения организацией благотво­рительного пожертвования.

4. Целевые поступления от юридических и физических лиц, в том числе иностранных, включая гранты. Под грантом понима­ются целевые средства, предоставленные безвозмездно бла­готворительными организациями в денежной или натураль­ной форме на проведение научных исследований, опытно-конструкторских работ, обучение, лечение и другие цели с после­дующим отчетом об их использовании. Средства, поступающие по договору гранта, являются собственностью некоммерческой организации и могут использоваться только на цели, предусмот­ренные договором. Средства, используемые не по назначению, подлежат взысканию в доход бюджета.

5. Бюджетные ассигнования. Выделяются для финансирова­ния отдельных программ, проектов, мероприятий. Выделение этих средств из бюджетов всех уровней осуществляется в соответ­ствии с федеральными законами, законами о федеральном, ре­гиональном и местном бюджетах на соответствующий финансовый год. Бюджетные средства могут предоставляться либо в виде ассигнований непосредственно некоммерческой организации, либо в виде субсидирования платных услуг, оказываемых конк­ретным категориям потребителей. Бюджетные ассигнования мо­гут являться источниками доходов благотворительных организа­ций, фондов, религиозных организаций, молодежных и детских общественных объединений. Ассигнования выделяются на фи­нансирование проектов и программ, в выполнении которых при­нимают участие некоммерческие организации.

6. Доходы от предпринимательской деятельности. Некоммер­ческие организации всех организационно-правовых форм могут вести предпринимательскую деятельность самостоятельно или через учреждаемые ими предприятия. Состав видов деятельности различен в органи­зациях разных организационно-правовых форм. Так, общественные организации (объединения) могут осуществлять внешнеэкономическую деятельность, создавать банки, страховые и акционерные общества, совместные предп­риятия, заниматься издательской деятельностью. Религиозные организации могут производить, приобретать, экспортировать, импортировать, распространять предметы культа и религиозного назначения, религиозную литературу и т.д.

Законодательством ограничены права на осуще­ствление некоторыми некоммерческими организациями пред­принимательской деятельности непосредственно ими самими. Так, профессиональные союзы вправе осуществлять предприни­мательскую деятельность только через учрежденные ими органи­зации. Ассоциация (союз), на которую по решению участников возлагается ведение предпринимательской деятельности, должна преобразоваться в хозяйственное общество или товарищество либо она может создать для осуществления предпринимательс­кой деятельности хозяйственное общество или участвовать в та­ком обществе. Доходы от предпринимательской деятельности общественных и религиозных организаций не могут перераспре­деляться между членами этих организаций и используются толь­ко на реализацию уставных целей и задач организации.

Некоммерческие организации могут использовать временно свободные денежные средства для получения дополнительного дохода, в частности, осуществлять операции с покупкой валю­ты, с ценными бумагами (акциями, облигациями, векселями), размещать средства на депозитных счетах в банке, в паевых фондах и т.д.

Дополнительно некоторые некоммерческие организации могут иметь специфические источ­ники формирования финансовых ресурсов, обусловленные уставными целями их деятельности.

Основные направления использования средств связаны с финансовым обеспечением достижения некоммерческой организацией уставных целей.

Выделяются следующие группы расходов:

1. Административно-хозяйственные расходы, связанные с со­держанием некоммерческой организации. К данной группе отно­сятся расходы по оплате труда административно-хозяйственного персонала, уплате единого социального налога в государствен­ные внебюджетные фонды, расходы по аренде и хозяйственному содержанию помещений, почтово-телеграфные расходы, коман­дировочные и представительские расходы, амортизационные от­числения, расходы на ремонт помещений и оборудования, плате­жи за коммунальные услуги и т.п. Эти затраты относительно постоянны, так как их величина не зависит от изменений в объе­ме деятельности организации.

2. Расходы по выполнению программ и мероприятий, осущест­вляемых за счет целевых поступлений и бюджетных ассигнова­ний. В эту группу включаются расходы, непосредственно связан­ные с реализацией финансируемых программ и мероприятий. Расходы можно разделить на две группы: прямые и косвенные. К прямым относятся расходы, непосредственно связанные с ис­пользованием средств по основным направлениям деятельности, которые определены в программе либо уставе некоммерческой
организации. Например, средства по целевым поступлениям, по­лученным по договорам фанта, могут быть использованы на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, обучение, лечение и другие цели, предусмотренные дого­вором гранта. К косвенным относятся расходы на командировки, связанные с выполнением программы, оплата междугородных переговоров, расходы по обеспечению программ средствами орг­техники, канцелярскими товарами, плата за аренду помещений и автотранспорта и т.д.

Средства, полученные некоммерческой организацией в фор­ме бюджетных ассигнований, должны быть использованы непос­редственно на те цели, которые предусмотрены в программе. Бюджетные средства, использованные не по назначению, подле­жат взысканию в бюджет, из которого было произведено финан­сирование.

3. Расходы по осуществлению предпринимательской деятель­ности. Они учитываются раздельно от других расходов организа­ции. К ним относятся расходы, связанные с закупкой сырья и ма­териалов (при производстве продукции и оказании услуг), расхо­ды на оплату труда персонала, участвующего в осуществлении данной деятельности, уплату единого социального налога в госу­дарственные внебюджетные фонды, расходы для осуществления расчетов с кредиторами, на рекламу, транспортные расходы и т.д.

Порядок налогообложения некоммерческих организаций аналогичен порядку, применяемому в отношении коммерческих организаций. Однако он имеет ряд особенностей, связанных с тем, что некоммерческие организации не ставят в качестве ос­новной цели извлечение прибыли, а их предпринимательская де­ятельность должна служить достижению целей, ради которых создана некоммерческая организация.

Состав налогов, уплачиваемых некоммерческими организа­циями, зависит от того, осуществляют ли они предпринима­тельскую деятельность или нет. Если организация не занимается предпринимательской деятельностью, то она тем не менее упла­чивает налог на доходы физических лиц, единый социальный налог, налог на имущество, транспортный налог. При осущес­твлении предпринимательской деятельности некоммерческая организация, так же как и коммерческая, уплачивает все налоги (налог на прибыль организаций, на­лог на добавленную стоимость и другие региональные и местные налоги). При обложении налогом на добавленную стоимость не­коммерческих организаций применяется общий порядок, однако не подлежат налогообложению конкретные операции по реали­зации и выполнению работ применительно к отдельным органи­зациям (освобождены от уплаты налога операции, связанные с проведением ремонтно-реставрационных работ по восстановлению культовых зданий и сооружений, находящихся в пользовании религиозных организаций; реализация паев в пае­вых фондах кооперативов и паевых инвестиционных фондах; ре­ализация предметов религиозного назначения, и др).

В некоторых некоммерческих организациях (например, пот­ребительских кооперативах) после уплаты налогов в бюджеты и бюджеты государственных внебюджетных фондов, доходы, полу­ченные от предпринимательской деятельности, могут быть нап­равлены на создание различных фондов. Потребительские ко­оперативы вправе формировать неделимый фонд, фонд развития потребительской кооперации и резервный фонд.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 433; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.057 сек.