Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Управление государственным и муниципальным долгом




Государственный и муниципальный долг, его классификация.

Содержание, формы и методы государственных и муниципальных заимствований.

Государственные и муниципальные займы, являю­щиеся главным способом покрытия бюджетного дефицита, представляют собой передача в распоряжение заемщика средств путем приобретения заимодателями государственных и муниципальных ценных бумаг.

Самым распространенным видом государственных и муниципальных ценных бумаг является облигация. Облигация государственного или муниципального займа — это эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее держателя на получение от эмитента облигации в установленный срок ее номинальной стоимости и зафиксированного в ней процента или иного имущественного эквивалента.

Займы классифицируются по нескольким признакам.

В зависимости от субъекта, реализующего право эмиссии долговых обязательств, они подразделяются на государственные займы РФ, государственные займы субъекта Федерации (региональные) и муниципальные (местные).

По признаку держателей государственных и муниципальных ценных бумаг займы делятся на универсальные и специальные. Универсальные распространяются как среди физических, так и юридических лиц, специальные реализуются либо только среди населения, либо только среди организаций. Выпуск специальных займов обеспечивает защиту интересов соответствующей группы предполагаемых держателей облигаций займа. Например, если заем эмитируется специально для распространения среди физических лиц, то соответствующие меры препятствуют поглощению его организациями. Выпуск же универсальных займов способствует более успешному проведению заемных операций, поскольку возможные промахи в конструировании займов нивелируются за счет широкого круга потенциальных покупателей ценных бумаг.

В зависимости от источника заимствований, места реализации займов (национальный или внешний финансовый рынок), валюты займа государственные долговые обязательства делятся на внутренние и внешние.

По отношению к вторичному рынку займы подразделяются на рыночные и нерыночные. Рыночные займы свободно продаются и покупаются на вторичном рынке, таких займов — большинство. Они играют решающую роль в обеспечении государства дополнительными финансовыми средствами. Нерыночные займы после первичного размещения не обращаются на вторичном рынке. Они выпускаются для привлечения в бюджет ресурсов определенных инвесторов — негосударственных пенсионных фондов, страховых обществ и т. д.

В зависимости от формы выплаты доходов займы делятся на процентные, выигрышные, процентно-выигрышные, беспроцентные (целевые), беспроигрышные, дисконтные, процентно-дис-контные, твердодоходные. Владельцы облигаций процентного займа получают доход (ежегодно, раз в полугодие или квартал) путем оплаты купонов или при погашении займа путем начисления процентов к номиналу без промежуточных выплат. По выигрышным займам весь доход держатели облигаций получают в форме выигрышей в момент погашения облигаций, доход выплачивается не по всем облигациям, а только по тем, которые попали в тиражи выигрышей.

Условиями выпуска процентно-выигрышных займов предусматривается выплата части дохода по купонам, а другой части - в форме выигрышей. Беспроцентные выпуски займов гарантируют получение соответствующего товара, строительство в определенной местности моста, дороги, социально-культурного объекта, но не предусматривают выплаты доходов инвесторам. Беспроигрышные займы предполагают выплату выигрыша по каждой облигации в течение срока их обращения. По дисконтному займу доход составляет разницу между ценой погашения (продажи) и ценой покупки облигаций. Процентно-дисконтный заем предполагает получение и-дисконта, и процентного дохода. По твердо-доходному займу доход устанавливается в абсолютной сумме на каждую облигацию.

По методу определения купонного дохода займы могут быть с постоянным, фиксированным и переменным купонным доходом. По займам с постоянным купонным доходом получаемый доход устанавливается заранее условиями выпуска займа. Займы с фиксированным купоном являются разновидностью предыдущих с той лишь разницей, что купонный доход дифференцируется по годам. Процентный доход по займам с переменным купонным доходом привязывается к заранее установленной базе, ею может быть уровень доходности другого займа, средняя доходность всех государственных ценных бумаг и т.п. Государство во избежание потерь использует оба метода определения купонного дохода: фиксирование его величины в условиях выпуска займов и отказ от предварительной его фиксации. Второй метод находит большее применение в условиях нестабильного рынка, когда установление твердого или фиксированного купонного дохода может привести к повышенным выплатам процентов из бюджета (при тенденции к снижению доходности заимствований) или отпугнуть инвесторов, ожидающих повышения доходности облигаций.

По срокам погашения займы делятся на краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (до 5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет).

Второй формой государственных и муниципальных заим­ствований являются кредиты. Кредиты могут быть предоставлены госу­дарственными и коммерческими банками, другими кредитными организациями, иностранными государствами, их банками и фирмами, международными финансовыми организациями. При этом ЦБ РФ может прокредитовать только феде­ральное правительство, а органы местного самоуправления не имеют доступа к внешним источникам кредитования.

Коммерческие банки и другие кредитные организации креди­туют органы государственной власти и органы местного самоуп­равления как обычных заемщиков. За счет кредитов формируются 2/3 региональных и муниципальных заимствова­ний.

Правительства иностранных государств оказывают финансо­вую поддержку Российской Федерации и субъектам РФ в двух формах: форме межправительственных кредитов и путем предос­тавления гарантий по кредитам иностранных банков и фирм. За­долженность, формируемая за счет межправительственных кре­дитов, гарантированных правительствами стран-кредиторов, называется официальной. Официальные кредиты являются преи­мущественно связанными, т.е. предоставляются на осуществление конкретных программ и мероприятий и не могут быть использо­ваны на финансирование других потребностей.

Международные финансовые организации предоставляют не­финансовые (связанные) и финансовые (несвязанные) кредиты. По срокам заимствований и взимаемой процентной ставке кредиты международных финансовых организаций явля­ются самой выгодной формой внешних заимствований.

По методам проведения государственные и муниципальные заимствования подразделяются на добровольные и принудитель­ные. В условиях политической и экономической стабильности органы власти и органы местного самоуправления привлекают займы и кредиты на началах добровольного и взаимовыгодного сотрудничества со своими кредиторами. Государственные и му­ниципальные долговые инструменты свободно обращаются на финансовом рынке. К принудительным заимствованиям в чрезвычайных военно-политических и экономических условиях прибегают централь­ные органы власти, которые в силу закона размещают государ­ственные займы среди подписчиков в обязательном порядке.

Государственные и муниципальные заимствования проводят­ся в соответствии с ежегодно утверждаемыми программами. Программа государственных внешних заимствований Российской Федерации представляет собой перечень внешних заимствований Российской Федерации на очередной финансовый год с разделе­нием на несвязанные и целевые иностранные за­имствования. При этом для несвязанных займов и кредитов указываются источники привлечения, суммы заим­ствования и сроки погашения, а для целевых иностранных заим­ствований также — конечный получатель, цели заимствования и гарантии третьих лиц по возврату средств в фе­деральный бюджет (если такой возврат предусмотрен).

Государственный и муниципальный долг – долговые обязательства органов государственной власти и местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами (резидентами и нерезидентами), иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по предоставленным государственным и муниципальным гарантиям.

Классификация государственного имуниципального долга может проводиться по разным признакам. Обычно используются: экономический признака (степень охвата совокупности обязательств), тип заемщика, форма долговых обязательств, их срочность, рынок заимствований, тип кредитора, валюта заимствований, официальный (бюджетный) признак.

В зависимости от степени охвата совокупности обязательств (по экономическому признаку) государственный и муниципальный долг подразделяется на капитальный, основной и текущий. Капитальный долг представляет собой всю сумму выпущенных и непогашенных органами власти и органами местного самоуправления долговых обязательств и гарантированных ими обязательств других лиц, включая проценты, которые должны быть выплачены по этим обязательствам. Основной долг это номинальная стоимость всех выпущенных и непогашенных органами власти долговых обязательств и гарантированных ими заимствований других лиц. Текущий до лг составляют предстоящие расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам, принятым на себя органами власти, и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.

По типу заемщика долг делится на госдолг РФ, госдолг субъектов РФ, муниципальный долг. Госдолг РФ = задолженность прошлых лет + вновь возникшая.

По срокам – краткосрочные (до года), среднесрочные (1-5 лет), долгосрочные (больше 5 лет).

В зависимости от рынка – внутренний и внешний. По российской классификации это деление зависит от валюты. По МВФ – тип кредитора.

В РФ действуют два вида бюджетной классификации долгов: в отношении внешнего и внутреннего долга. В составе государственного и муниципального внутреннего долга выделяются отдельные его виды по следующим признакам: вид займа, вид ЦБ, недофинансирование из бюджета как основа признания задолженности, источник заимствований, вид долговой деятельности, форма долговых обязательств.

В зависимости от вида займов выделяются целевой заем, гос. внутренний заем, гос. сберегательный заем. По видам ценных бумаг: казначейские обязательства, государственные краткосрочные облигации, гос. казначейские векселя. Недофинансирование из бюджета стало основой появления таких долгов, как задолженность по агропромышленному комплексу в векселях Минфина, задолженность по финансированию затрат на формирование мобилизационного резерва в векселях Минфина и т.д. По источникам заимствований выделяется задолженность по авалированным векселям Агропромбанку. В зависимости от вида долговой деятельности – госгарантии РФ и муниципальные гарантии. По форме долговых обязательств разделяются на кредитные соглашения и договоры, зключенные от имени РФ, субъекта РФ, муниципального образования.

Гос.внеш.долг и гос.внеш.активы группируются по след.признакам:хар-р государственной кредитной деятельности, субъект кредитной деятельности, тип кредитора или заемщика, форма долговых обязательств и вид займа.

В результате в составе долгов РФ выделяются: государственный внеш.долг, внешний долг субъекта, внеш.долг перед РФ.

Наконец, внешний долг перед Россией в зависимости от типа заемщика делится на долг правительств иностранных государств и долг иностранных коммерческих банков и фирм.

 

Долг гос-ва может выступать как инструментом, так и объектом управления. В качестве инструмента управления гос. и муниципальный долг обеспечивает возможность органам говласти и местного самоуправления оказывать влияние на многие финансовые и экономические процессы (инвестиции, денежное обращение, финансовый рынок, занятость).

Когда он выступает в качестве объекта управления, государство определяет соотношения между видами долговых обязательств, их структуру по срокам и доходности, порядок выпуска и обращения займов, порядок предоставления гарантий и выполнения обязательств.

В процессе управления долгом решаются следующие задачи:

- привлечение гос. и муницип. заимствований в объемах, дополняющих доходы органов госвласти и местного самоуправления до размеров, необходимых для обеспечения исполнения всех финансовых обязательств.

- удержание величины долга на уровне, обеспечивающем экономической безопасности.

- минимизация стоимости долга на основе удлинения срока заимствований и снижения доходности ЦБ.

- сохранение репутации РФ как первоклассного заемщика.

- поддержание стабильности и предсказуемости рынка долговых обязательств.

- достижение эффективного и целевого использования заимствованных средств.

-диверсификация долговых обязательств по различным параметрам для удовлетворения потребностей различных групп инвесторов.

- координация действий федеральных органов госвласти и местного самоуправления на долговом рынке страны.

Различают стратегическое и оперативное управление гос. и муниципальным долгом. Стратегическое осуществляют Федеральное собрание РФ, Президент РФ, Правительство РФ, законодательная и исполнительная власти субъектов РФ, органы местного самоуправления. Оперативное управление – Правительство РФ, Центробанк РФ, Внешэкономбанк, Минфин РФ.

Этапы управления:

1. Обоснование предельных объемов заимствований. Формирование программы внутренних и внешних заимствований.

2. Формируется программа эмиссии гос. и муниципальных ценных бумаг и определяются конкретные параметры предстоящих заимствований по срокам, уровню доходности, ограничениям на владельцев.

3. Размещение облигаций и регулирование котировок по государственным и муниципальным долговым обязательствам на вторичном долговым рынке.

4. Проведение мероприятий, необходимость которых определяется наличием проблемных долгов.

5. Исполнение первоначальных графиков платежей по обслуживанию и погашению долгов.

Итак, под управлением государственным и муниципальным долгом следует понимать совокупность мер по регулированию его объема и структуры, определению условий и осуществлению новых заимствований, регулированию новых заимствований, реализации мер управления проблемными долгами, обслуживанию и погашению долга, предоставлению государственных и муниципальных гарантий, контролю за эффективным использованием заимствованных средств.

Эффективность управления гос. и муниципальным долгом – степень достижения основных параметров долга и способность органов власти удерживать их на уровне, максимально благоприятном для формирования макроэкономических условий, стимулирующих ускорение развития страны и рост благосостояния ее граждан.

Методы управления бывают административными: конверсия, консолидация, унификация, отсрочка погашения, списание долга, аннулирование долга и т.д. А также рыночные: реструктуризация, доразмещение облигаций, выкуп долга, его обмен и т.д.

Реструктуризация – основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих госдолг, с их заменой иными долговыми обязательствами, на других условиях обслуживания и погашения.

Конверсия – изменение доходности. Консолидация – увеличение сроков функционирования займов. Унификация – объединение нескольких ранее выпущенных займов в одном новом. Рефинансирование – погашение накопившейся задолженности путем размещения новых займов.

Создание единой системы управления госдолгом позволит:

- оптимизировать сроки обращения, погашения и уровень доходности ЦБ.

- минимизировать неблагоприятное воздействие колебаний курсов иностранных валют и процентных ставок на международных финансовых рынках на величину и стоимость гос. заимствований.

- оптимизировать бюджетные расходы на обслуживание госдолга.

- своевременно и в полном объеме выполнять обязательства перед внешними и внутренними кредиторами.

Методы управления государственным и муниципальным долгом можно условно разделить на административные и рыночные. К методам, характерным преимущественно для административных подходов регулирования долга, относятся, в частности, конверсия, консолидация, унификация, отсрочка погашения, списание долга, аннулирование долга и др. К методам управления, характерным для рыночной модели регулирования долга, относятся в первую очередь реструктуризация, доразмещение облигаций, выкуп долга, секьюритизация, обмен долга и др.

Характерным моментом для административного подхода к управлению долгом является одностороннее принятие эмитентом управленческого решения (без получения предварительного согласия кредиторов), а для рыночной модели управления долгом — переговорный процесс, который предшествует принятию управленческого решения и в процессе которого согласовываются позиции должника и кредиторов; либо эмитент в одностороннем порядке воздействует на рынок долговых обязательств государства, а кредиторы добровольно (руководствуясь собственными интересами) решают, принимать ли новые условия, предложенные эмитентом.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 2809; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.