Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 4.5/4.6. Норма права. Реализация права

 

План

 

1. Понятие, признаки, виды правовой нормы.

2. Структура правовой нормы. Гипотеза, диспозиция, санкция.

3. Понятие и формы реализации права.

4. Применение как особая форма реализации права.

5. Субъекты применения права. Принципы применения права. Стадии правоприменительной деятельности.

6. Действие нормативно-правовых актов. Акты применения правовых норм, их структура и виды.

7. Понятие пробела в праве и способы его восполнения. Аналогия закона и аналогия права. Юридические коллизии и способы их разрешения.

 

1. Понятие, признаки, виды и структура правовой нормы

 

Начальный элемент любой правовой системы составляют нормы права. Именно в них законодатель формулирует общеобязательные правила поведения, а по средствам норм, правовые идеи превращаются в общественные отношения. Иногда, фактически сложившиеся общественные отношения, закрепляются в нормах права. По мнению ряда юристов, право и есть совокупность норм.

Норма права - установленное или санкционированное государством, охраняемое им, общеобязательное, формально-определённое правило поведения, являющееся регулятором общественных отношений.

Нормы права, являясь разновидностями социальных норм, обладают рядом черт:

1) представляют собой правила поведения людей в обществе;

2) являются правилами поведения общего характера, т.е. рассчитаны на многократность применения, действуя непрерывно во времени и в отношении персонально-неопределённого круга субъектов;

3) являются результатом сознательно-волевой деятельности людей, т.е. возникают не случайно и не спонтанно, выражают волю господствующих или влиятельных в данном обществе социальных сил, волю народа.

Отличительными признаками норм права являются:

1) выступают в качестве общеобязательных правил поведения;

2) являются формально определёнными правилами поведения (внешне оформлены, закрепляют содержание правовой нормы в статье нормативно правового акта в письменном виде);

3) устанавливаются компетентными государственными органами или санкционируются ими и содержатся в официальных государственных актах;

4) охраняются принудительной силой государства, т.е. их реализация обеспечивается (в необходимых случаях) мерами государственно-властного принуждения;

5) системность норм права: они находятся в определённой связи и единстве с остальными социальными нормами, составляя институты, подотрасли и отрасли общей системы права.

Таким образом, нормы права регулируют наиболее важные общественные отношения, устанавливая границы дозволенного поведения субъекта права, выступая мерой свободы человека в обществе. Социальная ценность норм права заключается в том, что они стабилизируют общественные отношения, обеспечивая предсказуемость поведения всех участников правоотношений.

Все юридические нормы по различным критериям и основаниям можно разделить на несколько групп. Существует несколько классификаций правовых норм:

1) по предмету правового регулирования (какие общественные отношения регулирует):

а) конституционно-правовые;

б) гражданско-правовые;

в) уголовно-правовые;

г) семейно-правовые и другие.

2) по юридической силе:

а) нормы законов;

б) нормы подзаконных актов.

3) по характеру содержащихся в тексте правил поведения:

а) обязывающие: устанавливают обязанность совершать определённые положительные действия;

б) запрещающие: устанавливают обязанность не совершать запрещённых действий;

в) управомачивающие: предоставляют права на совершение определённых положительных действий;

г) поощряющие: стимулируют достижение каких-либо общественно-полезных результатов, превосходящих обычные требования (с этим видом согласны не все юристы).

4) по действию нормы во времени:

а) неопределённого длительного действия (в нормативно-правовом акте не указан период их действия во времени);

б) временные (период их действия определен в нормативно-правовом акте);

в) чрезвычайные (издают и действуют в силу и период чрезвычайных ситуаций).

5) по кругу субъектов:

а) общие (распространяются на всю группу субъектов права);

б) специальные (распространяются на конкретно определённый круг субъектов);

в) исключительные (распространяются на отдельных субъектов);

6) по пределам действия норм в пространстве:

а) нормы общего действия (действует по всей территории, подконтрольной данному органу власти);

б) нормы местного действия (действует на территории, определённой самим нормативно-правовым актом);

7) по способу установления правил поведения:

а) императивные (не допускают никаких отступлений от установленного правила);

б) диспозитивные (предоставляют субъектам право и возможность самим определять содержание своих прав и обязанностей);

8) по функциональному назначению:

а) материальные (регулируют содержательную сторону общественных отношений, выступают мерой юридических прав и обязанностей их участников);

б) процессуальные (регулируют порядок деятельности компетентных органов по реализации и защите нормы права);

9) по реализуемым функциям:

а) регулятивные (устанавливают права и обязанности субъектов права);

б) охранительные (определяют меры государственного принуждения, применяемые к нарушителям права, а также условия реализации этих мер).

Особую роль играют нормы-принципы (нормы-начала), нормы-дефиниции и закрепительные нормы.

В современной юридической науке выделяют так называемые каучуковые нормы - нормы неопределённого, эластичного содержания, включающие в себя формулировки, в которые может быть вложен различный смысл.

2. Структура правовой нормы. Гипотеза, диспозиция, санкция

 

Под структурой правовой нормы понимают её внутреннее строение, разделение на составные части и связь этих частей между собой.

Классическая структура нормы права включает в себя следующие элементы:

1) Гипотеза - часть правовой нормы, в которой определяются условия обстоятельства, при наличии которых норма подлежит применению.

Гипотеза не только описывает эти обстоятельства, но и предаёт им значения юридического факта.

Выделяют несколько классификаций гипотезы правовых норм:

1) в зависимости от степени определённости гипотезы:

а) абсолютно-определённые: точно указывают условия реализации нормы;

б) относительно-определённые: ориентируют правоприменительный орган на определение наличия или отсутствия этих условий в каждом конкретном случае.

2) в зависимости от числа условий нормы права:

а) простые: содержат одно условие реализации норм;

б) сложные: для реализации нормы требуется наличие нескольких условий;

в) альтернативные: реализация нормы ставится в зависимости от наличия одного из нескольких конкретных обстоятельств.

2) Диспозиция - часть правовой нормы, которая указывает на то, каким должно быть поведение людей при наличии предусмотренных гипотезой фактических обстоятельств.

Принято выделять следующие классификации диспозиций:

1) в зависимости от степени определённости диспозиции:

а) абсолютно-определённые: точно определяют права и обязанности субъектов в случае вступления нормы в действие;

б) относительно-определённые: в случае вступления нормы в действие, они устанавливают права и обязанности субъектов в самом общем виде, т.к. сохраняется возможность уточнять эти права и обязанности в конкретном случае;

2) в зависимости от числа вариантов законного поведения участников правоотношения, представленного нормой права:

а) простые: содержат один вариант поведения;

б) сложные: несколько вариантов поведения. в) альтернативные: из нескольких вариантов нужно выбрать один.

3) по способу выражения в нормативно-правовом акте:

а) описательные: формулируются правила поведения;

б) ссылочные: правила поведения не излагаются, а адресат отсылается к другой норме данного нормативно-правового акта;

в) бланкетные: правила поведения участников сформулировано в ином нормативно-правовом акте, на котором и содержится ссылка в норме.

3) Санкция - часть правовой нормы, предусматривающая меры воздействия, которые могут быть применены к нарушителю предписаний данной правовой нормы.

Санкция свидетельствует об отрицательном отношении государства к тому или иному нарушению требований норм права. Как правило, санкции - это не просто общие порицания нарушителей, они имеют конкретную форму мер ответственности (наказание, взыскание, возмещение ущербов).

Обычно выделяют следующие виды санкций:

1) в зависимости от степени определённости санкций:

а) абсолютно-определённые: чётное определение санкций;

б) относительно-определённые: предоставляют правоприменительному органу самому определять меру государственного принуждения с учётом тяжести совершённого правонарушения, личности правонарушителя;

2) в зависимости от характера предусмотренных последствий:

а) простые: устанавливают один вид неблагоприятных последствий;

б) сложные: устанавливают несколько мер воздействия одновременно;

в) альтернативные: правоприменительный орган имеет возможность выбирать одну из нескольких мер воздействий указанных в норме.

3) по способу охраны правопорядка:

а) правовосстановительные: направлены на принудительное исполнение обязанностей и нарушенных прав;

б) карательные: предусматривают ограничение каких-либо прав нарушителя норм, возложение на него специальных обязанностей или его официальное порицание.

Структура правовой нормы имеет внутреннюю логику, которую большинство юристов выражают следующей формулой «Если (гипотеза)…,то (диспозиция), иначе (санкция)».

Однако бывают случаи, когда кажется, что правовая норма содержит не три, а два элемента:

1) гипотеза и диспозиция (нормы Конституции РФ);

2) гипотеза и санкция (уголовно-правовые нормы).

Это, однако, не означает, что пропущенные элементы нормы вовсе не сформулированы законодателем, просто они не нашли полного словесного выражения в тексте нормативно-правового акта, но подразумеваются и их легко восстановить путём логических рассуждений.

 

3. Понятие и формы реализации права

 

Право создается для того, чтобы оно практически претворялось в жизнь, чтобы достигались те цели, на которые рассчитывал законодатель. В противном случае сам этот институт не имел бы смысла. Простое принятие все новых и новых правовых норм не может само по себе дать желаемого социального эффекта - необходимо добиваться их действительной реализации, логического конечного результата, реального воздействия на регулируемые отношения.

Реализация права – фактическое осуществление (воплощение) правовых предписаний в деятельности субъектов права.

Это, по сути, процесс воплощения юридических предписаний в правомерных действиях граждан, органов, организаций, учреждений, должностных лиц и всех иных участников общественных отношений.

Вне деятельности людей реализация права немыслима. Отсюда - значение целенаправленной организаторской деятельности субъектов права.

Можно иметь самое совершенное законодательство, прекрасные, мудрые законы, но если они никем не будут восприниматься и исполняться, то все это превращается в свод благих пожеланий; усилия законодателей, правотворческих органов будут сведены на нет. Закон силен не своими абстрактными достоинствами, а реальным, позитивным действием.

В проблеме реализации права важнейшее значение имеет социально-политический аспект - насколько полно и адекватно право выражает волю, потребности, устремления людей, иными словами, в какой мере оно легитимно. Отвечает ли право подлинным чаяниям, запросам, интересам членов общества, оправдывает ли их ожидания - этот вопрос является определяющим. Чем выше легитимность права, тем успешнее и полнее оно реализуется.

Если тот или иной нормативный правовой акт оказывается чуждым народному правосознанию, если последнее не воспринимает данный акт как "свой", он обречен на бездействие.

Процесс реализации права протекает под влиянием целого ряда факторов - социально-экономических, политических, культурных, нравственных, психологических, организационных и других. Немалую роль здесь играют и финансовые возможности, материальные стимулы, государственные гарантии. Задача заключается в том, чтобы создавать наиболее благоприятные условия, среду для нормального правового регулирования, а стало быть, и успешного проведения реформ.

В науке различают четыре основные формы реализации права:

1) соблюдение;

2) исполнение;

3) использование;

4) применение.

В основу такого деления положена степень активности субъектов по осуществлению правовых норм.

При соблюдении субъекты воздерживаются от совершения противоправных действий, иными словами, соблюдают требования правовых норм.

С правовой точки зрения поведение индивида может быть либо правомерным, либо неправомерным, либо юридически безразличным. Соблюдение правовых норм есть вид правомерного поведения и в то же время первая, главная и наиболее общая форма реализации права, ибо если люди ведут себя правомерно, спокойно живут, работают, ничего не нарушают, являются законопослушными гражданами, то тем самым достигаются те цели, на которые рассчитывал законодатель. Право реализуется, претворяется в жизнь.

Особенности соблюдения как формы реализации заключаются в следующем:

а) это в основном пассивная форма поведения субъектов - воздержание от совершения неправомерных действий;

б) это наиболее общая и универсальная форма реализации права, охватывающая всех без исключения индивидуальных и коллективных субъектов - от рядового гражданина до президента, от самых нижестоящих структур до парламента и правительства;

в) она касается главным образом правовых запретов;

г) осуществляется вне конкретных правоотношений;

д) происходит в большинстве случаев естественно, обычно, незаметно, никак не фиксируется.

При исполнении субъекты выполняют возложенные на них обязанности, функции, полномочия, реализуя тем самым соответствующие правовые нормы.

Спецификой данной формы реализации права является то, что она:

- распространяется в основном на обязывающие нормы;

- предполагает, в отличие от первой (пассивной) формы, активные действия субъектов;

- отличается известной императивностью, властностью, поскольку за неисполнение юридических предписаний могут последовать санкции;

- в большинстве случаев правоисполнительные действия, в отличие от первой, так или иначе, фиксируются, оформляются.

Использование - это такая форма реализации права, когда субъекты по своему усмотрению и желанию используют предоставленные им права и возможности, удовлетворяют законные интересы, осуществляют свою праводееспособность.

Характерный признак использования как формы реализации права - добровольность. Никто не может заставить гражданина во что бы то ни стало использовать свое право. Реализуются главным образом управомочивающие нормы.

Применение как форму реализации права следует рассмотреть более подробно.

 

 

4. Применение как особая форма реализации права

В повседневной жизни люди постоянно совершают разнообразные юридически значимые, дозволенные законом действия, вступают друг с другом, а также с организациями и учреждениями в определенные правоотношения, заключают разного рода гражданско-правовые сделки, договоры (продают, покупают, поступают и увольняются с работы, вступают в брак, разводятся и т.д.).

Для совершения подобных действий не требуется каких-либо специальных разрешений компетентных органов - достаточно того, что их разрешил сам закон. В то же время в некоторых случаях в целях полного и беспрепятственного осуществления гражданином своего права необходимо содействие (помощь) упомянутых органов или должностных лиц (к примеру, гражданин не может назначить сам себе пенсию, предоставить жилье, выдать зарплату, вручить паспорт, зачислить себя в вуз, освободить от должности или, скажем, оформить завещание, доверенность и т.д.). Требуется "вмешательство" надлежащих властных служб, структур, инстанций, наделенных соответствующими полномочиями

В процессе своей реализации нормы права не только соблюдаются, исполняются и используются, но и применяются уполномоченными на то органами и должностными лицами к соответствующим субъектам, фактам, событиям. Гипотеза любой правовой нормы как раз и указывает на условия, обстоятельства ее применения.

Применение – деятельность компетентных государственных органов по реализации правовых норм в конкретных жизненных ситуациях путём вынесения индивидуальных конкретных правовых предписаний – актов применения права.

Должностные лица в процессе применения права выступают от имени государства, выполняя возложенные на них специальные функции и полномочия. Перед нами - одна из форм государственной деятельности, направленной на претворение правовых предписаний в жизнь, практику.

Применять нормы права - это значит применять власть, а нередко - принуждение, санкции, наказание. Правоприменение осуществляют только специальные субъекты. Именно поэтому рядовые граждане не могут применять правовые нормы, иными словами, употреблять власть; такими прерогативами они не наделены, хотя вопрос этот в литературе небесспорный.

Характерные особенности применения права заключаются в следующем:

1) это - властно-императивная форма реализации права;

2) осуществляется компетентными, уполномоченными на то органами и должностными лицами;

3) носит процессуально-процедурный характер;

4) состоит из ряда последовательных стадий, т.е. отличается стадийностью;

5) имеет под собой соответствующие юридические основания;

6) связано с вынесением правоприменительных актов;

7) является разовым и индивидуально-определенным действием, касающимся персонифицированных субъектов;

8) направлено на урегулирование конкретных ситуаций.

Необходимость в применении правовых норм возникает при следующих обстоятельствах:

1) когда совершается правонарушение и требуется применить санкцию к нарушителю, привлечь его к ответственности;

2) когда нет добровольного исполнения обязательств (возврата долга, уплаты штрафа, налога, соблюдения условий договора);

3) когда появляется препятствие на пути реализации субъектом своего права (например, гражданин получил ордер на квартиру, но занять ее не может, так как она самоуправно занята другим лицом);

4) когда возникает спор о праве и стороны не могут сами найти согласованное решение, уладить конфликт (раздел имущества, домовладения; спор о детях, наследстве и т.д.);

5) когда те или иные юридически значимые действия в силу их особой важности должны пройти контроль со стороны государства с целью проверки их правильности, законности, достоверности (сделки по купле-продаже недвижимости, регистрация нотариальным учреждением завещания, выделение земельного участка, оформление доверенности на пользование автомашиной, заверение копий различных справок, документов, дипломов, аттестатов и т.д.);

6) когда определенные права и обязанности, соответствующие им правоотношения не могут возникнуть из односторонних действий самих субъектов и требуется вынесение компетентным органом или должностным лицом содействующего правоприменительного акта (представление гражданина к награде, назначение пенсии, вступление в должность, переход на другую работу, получение премии);

7) когда по закону необходимо официально установить (нередко через суд) наличие или отсутствие какого-либо факта, события, состояния (например, признание лица безвестно отсутствующим либо умершим; нахождение на воинской службе, в родстве, в браке; приобретение или утрату гражданства).

 

5. Субъекты применения права. Принципы применения права.

Стадии правоприменительной деятельности

Субъектами применения права (правоприменителями) являются:

- органы исполнительной власти: Правительство РФ, федеральные министерства и ведомства (в рамках своих полномочий), исполнительные органы субъектов РФ, исполнительные органы местного самоуправления (администрации, муниципалитеты, мэрии и т.п.);

- органы судебной власти (суды различных инстанций);

- органы прокуратуры;

- уполномоченные инспектирующие, контрольные органы,

- органы прокуратуры;

- общественные организации (при делегировании им подобных полномочий);

- администрации предприятий, организаций, учреждений и т.п.

Основным требованием, предъявляемым к правоприменительной деятельности, является требование соответствия выносимых правоприменительными органами решений принципам законности, обоснованности, целесообразности и справедливости.

Законность решения означает, что оно принято в точном соответствии со смыслом и содержанием правовых норм, в предусмотренном законом порядке и в пределах предоставленных правоприменительному органу полномочий.

Обоснованность решения означает, что оно основывается на всестороннем, полном и точном исследовании фактических обстоятельств дела, их объективной оценке и непредвзятом отношении к заинтересованным лицам.

Целесообразность принятого решения заключается в том, что последнее соответствует обстоятельствам дела, их сущности и правовой значимости.

Справедливость означает не только беспристрастное рассмотрение дела на основе правовых норм, но и нравственное обоснование принятого правоприменительным органом решения.

Применение права представляет собой процесс, состоящий из нескольких стадий.

Выделяют следующие стадии правоприменительной деятельности:

1) установление фактических обстоятельств дела: осуществляется сбор фактов, имеющих значение для вынесения решения по делу и отвечающих требованиям:

- относимости (должны непосредственно относиться к рассматриваемому делу);

- достоверности (должны быть подтверждены необходимыми доказательствами);

- полноты (должны быть установлены все факты, необходимые для принятия решения).

2) формирование юридической основы дела (юридическое квалифицирование):

- выбор правовой нормы;

- анализ правовой нормы;

3) вынесение решения по делу.

6. Действие нормативно-правовых актов.

Акты применения правовых норм, их структура и виды

 

Нормативно-правовой акт действует во времени, по территории, предметам действия и по кругу лиц, на которых распространяются нормы данного акта.

1. Действие нормативно-правового акта во времени

Нормативные акты действуют во времени, причем начало действия определяется моментом их вступления в силу. Действие нормативного акта во времени начинается с момента его вступления в закон­ную силу.

В одних случаях вступление нормативно-правового акта в силу связы­вается с датой его принятия или утверждения. Таковыми являются, на­пример, нормативные акты (указы, постановления, приказы и др.), прини­маемые в тех или иных странах в чрезвычайных или других экстремальных ситуациях. Таковыми были в СССР и союзных республиках - субъектах федерации - постановления правительства.

В других случаях вступление нормативно-правового акта в силу соот­носится с датой его опубликования (обнародования).

В Италии, например, законы и регламенты каждой из палат парламента вступают в силу на 15-й день после их опубликования, если в них не преду­смотрено иное. Что же касается большинства других нормативных актов, то они вступают в силу на следующий день после их опубликования.

Например, Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации", принятый в июле 1994 г., вступил в силу сра­зу же со дня его официального опубликования.

В третьих случаях срок вступления в силу нормативно-правовых ак­тов либо определяется самими актами, либо же указывается в других, спе­циально изданных актах для введения их в действие.

Сроки вступления в силу различных нормативно-правовых актов зави­сят от многих факторов. Нередко они определяются важностью и сложно­стью актов.

Необходимо отличать момент принятия нормативного акта от момента обретения им юридической силы, которая может возникнуть в день его подписания, если это прямо пред­усмотрено в законе. Но, как правило, вступление нормативного акта в действие отдалено во времени от дня его принятия. Нормативные акты регулируют общественные отношения в определенных пределах, ограниченных временем, пространством и кругом лиц.

В законодательстве РФ существует три способа установления этого момента:

1) нормативный акт вступает в силу со времени его принятия или опубликования:

- законы РФ – через 10 дней после опубликования;

- законы о поправках к Конституции РФ – со дня их опубликования;

- нормативные акты президента РФ – через 7 дней после их опубликования;

- акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов власти, а также организаций – через 7 дней после их опубликования;

- иные акты правительства – со дня их подписания;

- нормативные акты федеральных органов исполнительной власти – через 10 дней после их опубликования.

2) время вступления в силу определяется истечением установленного срока после опубликования акта;

3) нормативный акт вступает в силу с момента, прямо указанного в нем или в законе, утверждающем этот акт.

Продолжительность действия нормативного акта определяется временем, которое проходит с момента вступления его в силу и до момента прекращения действия. Прекращение действия нормативного акта, т. е. утрата им юридической силы, наступа­ет при его отмене; фактической замене данного акта другим, регулирующий тот же круг вопросов; при истечении срока, на который был принят нормативный акт.

Немалое значение имеют не только сроки, но и способы вступления в силу, или введения в действие, нормативно-правовых актов. В подавляю­щем большинстве случаев в настоящее время нормативно-правовые акты начинают действовать одновременно на всей территории (страны, субъек­та федерации, округа и т.п.), на которую они рассчитаны. Но не исключает­ся возможность в случае необходимости и постепенного введения их действие.

2. Действие нормативно-правового акта в пространстве

Пределы действия нормативного акта в пространстве очерчены территорией госу­дарства, которая включает в себя сухопутную территорию, водное пространство (территори­альное море шириной 12 морских миль от линии наибольшего отлива), воздушное простран­ство, недра, гражданские суда под флагом государства, в момент их нахождения в открытом море, военные корабли, где бы они не находились.

В зависимости от юридической силы и иных характеристик, нормативные акты могут распространять свое действие как на территорию всего государства (федеральные законы), так и на определенную его часть (акты Правительства г. Москвы) и в отдельных случаях за пределами государства. Как правило, действие нормативно-правовых актов охватывает ту территорию, которая подведом­ственна государственному органу, издавшему нормативно-пра­вовой акт.

3. Действие нормативно-правового акта по предмету

Границы действия нормативного акта по предмету определяются кругом общественных отношений, на который распространяются нормы, содержащиеся в данном акте.

В связи с этим неограниченное действие имеют нормы Основного Закона (Конституции). Они без исключения распространяются на все правовые отношения, существующие в обществе.

Действие отраслевых нормативных актов ограничено предметом определенной отрасли права. Например, гражданское законодательство распространяются только на имущественные и личные неимущественные отношения, субъекты которых равны, независимы и не нахо­дятся в состоянии соподчинения.

В свою очередь, в рамках определенной отрасли в пределах ее отдельных институтов специальные нормы имеют преобладающее значение по отношению к общим нормам. Например, если деяние обвиняемого подпадает под ст. 103 УК РФ "Умышленное убийство", то при вы­несении приговора будет применена именно эта специальная статья, а не ст. 7, устанавли­вающая общее понятие преступления, которая играет вспомогательную роль.

4. Действие нормативно-правового акта по лицам (субъектам)

Действие нормативного акта по лицам производно от порядка его действия по террито­рии и предмету. По общему правилу нормативный акт действует в отношении всех лиц, нахо­дящихся на территории его действия и являющихся субъектом отношений на которые он рас­пространяется.

Однако существуют и определенные исключения и особенности действия нормативных актов по лицам.

Иностранные граждане и лица без гражданства (апатриды) не могут быть субъектами определен­ных правоотношений (избирать и быть избранными в высшие представительные органы власти, быть государственными служащими и т. д.). Иностранные граждане и лица без гражданства, наделенные дипломатическим иммунитетом, не несут уголовной и административной ответственности. По­рядок, в соответствии с которым законы не распространяются на то или иное пространство или лиц, называется экстерри­ториальностью.

Уголовные законы имеют персональное действие, то есть распространяются на граждан данного государства независимо от места их нахождения.

Другие нормативно-правовые акты, имеющие юридическую силу на всей территории государства, действу­ют только в отношении определенного круга лиц (военнослу­жащих, пенсионеров, депутатов и т. д.).

5. Прекращение действия нормативно-правовых актов

Законы, как и другие нормативно-правовые акты прекращают свое действие с момента утраты ими юридической силы.

Согласно сложившейся практике, это происходит в результате следую­щих обстоятельств.

Во-первых,в результате истечения срока действия закона или иного нормативно-правового акта, который заранее указывается в самом акте. Та­кого рода акты с указанием сроков действия издаются, например, при вве­дении чрезвычайного положения на определенной территории и на опреде­ленный срок, при создании временных государственных органов, действующих в переходный период.

Во-вторых, в результате прямой отмены действующего нормативно-правового акта другим актом, изданным компетентным государственным органом. В законодательстве некоторых стран в связи с этим дается даже специальное разъяснение, каким образом и в силу каких причин соверша­ется отмена законодательных актов.

В-третьих, в результате замены действующего нормативного акта другим актом, устанавливающим в данной области новые правила поведе­ния. Юридическая сила прежнего акта утрачивается в момент введения в действие нового акта. Например, в связи с принятием новой Конституции Российской Федерации, вступившей в силу «со дня официального ее опуб­ликования по результатам всенародного голосования», а именно 23 декабря 1993 г., одновременно прекратилось «действие Конституции (Основного Закона) Российской Федерации – России, принятой 12 апреля 1978 года, с последующими изменениями и дополнениями» (Раздел второй Конститу­ции 1993 года).

В отдельных случаях мо­жет иметь место так называемое переживание закона, которое представляет собой применение отмененного, уже не действу­ющего нормативно-правового акта к тем правоотношениям, которые возникли еще в период его действия. В качестве при­мера можно привести действующие в настоящее время право­вые нормы, составляющие в своей совокупности такой право­вой институт, как банкротство. Основы этого института были заложены Законом РФ от 19 ноября 1992 г. «О несостоятель­ности (банкротстве) предприятий». Позднее, с изданием Фе­дерального закона от 8 января 1998 г. «О несостоятельности (банкротстве)», вступившего в силу 1 марта 1998 г., произош­ла косвенная отмена Закона 1992 г. Однако нормы последне­го подлежат применению при осуществлении процедур банк­ротства, введенных до 1 марта 1998 г. Таким образом, налицо переживание закона.

Однако бывает и наоборот: иногда вновь принятый норма­тивно-правовой акт распространяет свое действие на правоот­ношения, которые возникли до его вступления в юридическую силу. В таких случаях говорят об обратной силе закона. По общему правилу большинство законов обратной силы не име­ет. Исключение составляют уголовные законы: они могут иметь обратную силу, если устраняют наказуемость деяния или смяг­чают наказание.

Последней стадией правоприменительного процесса является вынесение решения по делу. На этой стадии происходит издание компетентным органом правоприменительного акта.

Акт применения права – официальный документ компетентного государственного органа, изданный на основе норм права и содержащий индивидуальное государственно-властное предписание по конкретному делу.

Акты применения права издаются в установленной законом форме и имеют следующие обязательные реквизиты:

- дату и место издания;

- наименование органа, издавшего акт;

- конкретного адресата акта;

- подпись ответственного лица.

Структура основного содержания акта применения права имеет три части:

1) описательную: излагаются фактические обстоятельства дела;

2) мотивировочную: даётся обоснование принятого решения;

3) резолютивную: содержит само решение.

В зависимости от характера регулирующего действия различают два вида правоприменительных актов:

1) исполнительные: определяют персональные права и обязанности конкретных лиц;

2) правоохранительные: определяют меру ответственности правонарушителей по гражданским, административным и уголовным делам.

В зависимости от субъектов, применяющих нормы права, правоприменительные акты делятся на следующие виды:

- акты представительных органов государственной власти;

- акты исполнительных органов государственной власти;

- акты правоохранительных и судебных органов (прокуратуры, судов и др.);

- акты органов государственного контроля (налоговых, таможенных и др.).

 

 

7. Понятие пробела в праве и способы его восполнения.

Аналогия закона и аналогия права. Юридические коллизии и способы их разрешения

При выборе и юридическом анализе правовой нормы, которая должна быть применена к конкретному случаю, иногда обнаруживается пробел.

Пробел в праве - это отсутствие правовой нормы при разрешении конкретных жизненных случаев, которые охватываются правовым регулированием и должны быть разрешены на основе права.

Пробелы можно рассматривать с нескольких сторон:

- пробел в позитивном праве, когда нет ни закона, ни подзаконного акта, ни обычаев, ни прецедента;

- пробел в нормативно-правовом регулировании, когда отсутствуют нормы закона и нормы подзаконных актов;

- пробел в законодательстве (в узком и точном смысле этого слова), когда отсутствует закон (акт высшего органа власти) вообще;

- пробел в законе, когда имеется неполное урегулирование вопроса в данном законе.

Подобно этому можно говорить о пробелах в иных нормативных актах, обычаях, прецедентах. Как правило, отсутствие или неполнота нормы в данном акте есть и его пробел, и пробел права в целом.

Потребность в новых нормах права редко очевидна сама по себе. Чаще всего требуются доказательства. Совокупность доказательственных действий и составляет содержание деятельности по установлению пробела. Установление пробелов не означает их выискивания. На практике оно начинается объективно: с того, что какой-то орган, должностное лицо затрудняются в решении дела из-за отсутствия правового инструмента, позволяющего ответить на все вставшие перед ним вопросы.
Деятельность по установлению пробелов тесно связана с правотворчеством. Связь эта состоит в следующем:

- в соотношении установления и устранения пробелов и правотворческой деятельности как части и целого;

- во вхождении в компетентный государственный орган с инициативой об издании акта, призванного закрепить новые отношения, что одновременно означает наличие существования пробела;

- в проверке обоснованности такого законодательного предложения, а это есть собственно процесс установления пробелов;

- в выработке компетентными органами проекта нормативного акта, т.е. в официальном оформлении гипотезы о существовании пробела и пути его устранения;

- в принятии нормативного акта, что означает положительный ответ на вопрос о существовании пробела, а также одновременно окончательное установление и устранение пробела.

Для того чтобы установить наличие пробела, исследуются содержание действующей системы права, материальные общественные отношения, классово-волевые отношения, правотворческая деятельность государственных, а иногда и общественных органов, правоприменительная практика, правосознание.

В условиях законности наличие пробелов в праве в принципе нежелательно. Это считается существенным недостатком действующей правовой системы, который обусловлен отсутствием достаточного внимания к совершенствованию законодательства, своевременному учету в нем тенденций развития общественной жизни, изъянами законодательной техники.

Чем меньше пробелов в законодательстве, тем оно совершенней, тем прочнее законность. В то же время пробелы в праве объективно возможны, а в некоторых случаях и неизбежны. Право после возникновения государства создается не сразу. Необходим какой-то период, на протяжении которого накапливаются опыт и знания для правильного и всестороннего регулирования основных вопросов общественной жизни. В этот период государственным органам зачастую приходится решать дела без соответствующих норм. Однако даже в развитой системе законодательства не исключается возможность наличия пробелов.

Основным способом восполнения пробела в праве является издание недостающей правовой нормы, необходимость которой обусловлена жизнью. В тех случаях, когда правотворческий орган не сумел устранить пробел, самое правильное - найти норму, которая регулирует наиболее близкое родственное (аналогичное) отношение, и решить дело в соответствии с её предписаниями. Решение дела на основании наиболее близкой по содержанию нормы, т.е. применение права к случаям, которые прямо нормой не регулируются, но аналогичны предусмотренным этой нормой, называется аналогией закона.

Применение права по аналогии не означает произвольного решения конкретных дел. Решение здесь принимается в соответствии с принципами законности и справедливости. Так, если в вещи, полученной как выигрыш в лотерее, обнаружены недостатки, то порядок их устранения определяется по аналогии с нормами, регулирующими порядок устранения недостатков вещи, которая куплена в магазине (договор купли-продажи).
Если же при наличии пробела аналогичной нормы не обнаружено, то применяется аналогия права.

Аналогия права - это принятие решения по конкретному делу на основе общих принципов и смысла права.

При этом следует помнить, что в правовой системе аналогия права должна применяться лишь в порядке исключения.

Применение права по аналогии в современных государствах ограничено. Прежде всего, это относится к разрешению уголовных дел. В сфере правового регулирования, касающегося правоохранительной деятельности, то или иное запрещённое деяние должно быть чётко, полно и недвусмысленно отражено в нормативном акте. Здесь главенствует основополагающий принцип, известный ещё со времён римского права: нет преступления, проступка - нет наказания и взыскания. Отсутствие применения аналогии права и аналогии закона при привлечении к уголовной, административной, дисциплинарной ответственности - гарантия неприкосновенности личности, стабильности правового регулирования, уверенности граждан в том, что они не будут привлечены к ответственности без законных на то оснований.

Важно, чтобы возможность и необходимость применения, как аналогии закона, так и аналогии права специально предусматривались в законе. Применение аналогии - это не восполнение пробела в праве, так как в результате такого применения пробел не ликвидируется. Восполнение пробела в праве относится к прерогативе правотворческих, а не правоприменительных органов.

В связи с постоянным совершенствованием и развитием законодательства применение права по аналогии становится редким исключением даже для тех отраслей права, где оно допускается.

Противоположностью пробелу является ситуация, когда в процессе применения права обнаруживается не одна, а несколько юридических норм, причём противоречащих друг другу. В этом случае говорят о юридической коллизии.

Юридические коллизииэто расхождения или противоречия между различными нормативно-правовыми актами, которые регулируют одни и те же или смежные общественные отношения, а также противоречия, которые возникают в процессе правоприменения и осуществления уполномоченными органами и должностными лицами своих действий.

Они привносят в правовую систему несогласованность, дефекты, являются причинами неудобств в правоприменительной практике, затрудняют использование законодательства.

Выделяют следующие причины юридических коллизий:

- объективные, в частности при отставании права от более динамично развивающихся общественных отношений (в этом случае происходит то, что одни нормы устаревают, а другие появляются, не всегда обязательно отменяя прежние и действуя зачастую одновременно с ними);

- субъективные, которые прежде всего возникают из-за недостатка опыта законодателя, а также низкого качества законов, непоследовательной систематизации нормативных актов и др.

Можно выделить следующие виды юридических коллизий в РФ:

1. между Конституцией и всеми другими нормативными актами (данная коллизия должна разрешаться в пользу Конституции);

2. между законами и подзаконными актами (должна разрешаться в пользу законов как актов большей юридической силы);

3. между общефедеральными актами и актами субъектов Российской Федерации (если последний принят в пределах ведения, то в соответствии с ч. 6 ст. 76 Конституции РФ действует именно он; если последний принят вне пределов ведения, то в силу вступает общефедеральный закон);

4. между актами одного и того же органа, но изданными в разные периоды времени (действует тот акт, который принят позже);

5. между актами, которые приняты разными органами (применяется тот акт, который обладает более высокой юридической силой);

6. между общим и специальным актами (если они приняты одним органом, то применяется последний; если разными органами – действует первый).

Существует несколько способов разрешения коллизий:

1. отмена старого акта;

2. принятие нового акта;

3. внесение изменений в действующие акты;

4. систематизация законодательства (деятельность судов);

5. референдумы;

6. переговоры через согласительные комиссии;

7. толкование и др.

Разрешить юридическую коллизию можно, анализируя практику реализации законов и оценки использования актов полностью или их отдельных норм. Зачастую это делается в ответ на запросы государственных органов разных уровней, а также по обращениям общественных организаций и отдельных граждан. Основной причиной запросов и обращений являются неясности в трактовке понятий и терминов, некоторых норм, различные позиции в отношении области их применения, круга субъектов, на которых должно распространяться их действие. Несогласованность в действиях различных органов и организаций также может дать повод для того, чтобы обратиться за официальной оценкой нормативного акта. Юристы, чтобы устранить коллизию, должны иметь высокий профессионализм, выполнять точный анализ обстоятельств дела, выбрать единственно возможный или наиболее целесообразный вариант решения.

 

Рекомендуемая литература

 

1. Багдасаров В.Ю. Теория государства и права: конспект лекций для самостоятельной работы студ. Всех форм обучения спец. 030501.65 «Юриспруденция» / В.Ю. Багдасаров – СКИ БУПК Ставрополь, 2009. – 128 с.

2. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова и А.В.Малько. 3-е изд. – М., 2004. – 214с.

3. Новиков Е.В. Теория государства и права: моногр./ Е.В. Новиков; рец. В.Н. Самсонов; В.П. Беляев – Белгород: Кооперативное образование, 2008. – 244 с.

4. Попова А.В. Теория государства и права / А.В. Попова – СПб.: Питер, 2008. – 208 с.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Кирилло-Мефодиевское общество и его роль в развитии украинского национального движения | Основные симптомы, синдромы и методы обследования при заболеваниях почек и мочевыводящих путей
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1050; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.211 сек.