Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сознание и познание. · Понятие общества. Специфика социального познания

· Понятие общества. Специфика социального познания.

Общество - это совокупная деятельность людей, направленной на производство, поддержание и воспроизводство жизни.

Еще Аристотель называл Человека общественным существом. Вне общества человек существовать не может.

Общество представляет собой открытую динамическую систему, которая осуществляет непрерывный обмен веществом и энергией с окружающей средой.

Общество непрерывно изменяет своё состояние, развивается во времени, причём это развитие носит вероятностный характер.

Если какое-либо конкретное общество теряет свою целостность (тотальность), то оно обречено на разрушение и исчезновение.

Философское понятие общества включает в себя два главных признака

Общество есть обособившаяся часть природы.

Будучи связанной, с целым, эта часть развивается по своим собственным специфическим законам, не сводимым к законам, которые изучает естествознание.

Наиболее разработанный моделью общества и общей теорией его развития является Исторический материализм, или материалистическое понимание истории.


· Социальная сфера общества, её структура, подсистемы общества.

Социальная сфера - система внутреннего устройства общества (социальные группы, нации, народности) основанная на разделении труда, собственности на средства производства и национальном факторе.

Основные элементы социальной структуры общества.

· Классы - группы собственников и не собственников;

· Страты - слои (западная философии) - социальная мобильность;

· Сословия (основанные не только на экономическом разделении, но и на традициях);

· Люди, города, и деревни;

· Представители физического и умственного труда;

· Социально-демографические группы (мужчины, женщины, старики, молодёжь);

· Национальные общества.

· Экономическая - базовая (производство, распределения, обмен, потребление материальных благ). Производительные силы (люди) средства производства (станки, машины) производственные отношения между людьми в процессе производства.

· Социальная

· Политическая - совокупность учреждений и организаций, которое вызывает интересы социальных групп, осуществляют руководство обществом основной вопрос политической жизни - вопрос о власти. Государство - система органов осуществляющих государственную власть (главный элемент политической системы общества) политические партии, профсоюзы, общественные организации.

· Духовная - общественное сознание, возникающее из общественной практики людей, их производственной семейно-бытовой и иной деятельности. Совокупность чувств, настроений, идей, теорий, взглядов отражающих все разнообразие бытия.

Формы общественного сознания.

· Политическое;

· Правовое;

· Моральное;

· Научное;

· Религиозное;

· Философское


 

· Личность и общество. Свобода личности и её ответственность. Условия и механизмы формирования личности.

Человек рождается индивидуумом. Это особое существо природы совмещающая в себе биологическое начало и социальное (общественное - высокая обучаемость успеваемость опыта и ЛР-)

Личность - это качества человека развитые и приобретённые в социальной среде, совокупность навыков, знаний, ценностей, целей. У личности социальное начало контролирующее биологическое.

Жизнь, развитие, воспитание в обществе - это ключевые условия для превращения индивидуума в личность.

Большое значение имеет практика, труд. Только в трудовой деятельности, которая отвечает интересам и склонностям человека, он раскрывает все грани своей личности.

Общество - активно воздействует на личность, через определенные институты - семья, школа, среднее или высшее учебное заведение, трудовой коллектив. А так же путём привития морали, ценностных атрибутов, чувство ответственности за свои поступки.

Личность обладает определёнными качествами:

Положительные качества Отрицательные качества  
1. Гуманизм 1. Честь 1. Совесть 1. Скромность; 1. Великодушие; 1. Справедливость; 1. Верность; 1. Воля; 1. Решительность; 1. Мудрость; 1. Умение; 1. Установки; 1. Убеждения; 1. Патриотизм. 1. Чванливость 1. Цинизм; 1. Грубость; 1. Тунеядство 1. Трусость;; 1. Нигилизм.

Воспитание личности - идёт через вышеперечисленные институты. Цель воспитания - подготовить человека к жизни в обществе (передать ему материальную, духовную культуру, опыт).

Развить общественно ценные качества личности.

Стереть или притупить осуждаемые в обществе качества.

Научить человека взаимодействию с другими людьми.

Научить человека труду. Свобода, права и ответственность личности. Свобода это осознанная необходимость для личности. Свобода есть, прежде всего, свобода выбора.

Свобода волеизъявления личности ограничивается принятыми нормами и запретами.

В полосе реальных возможностей человек свободен, делать свой выбор. Права и свободы человека составляют единый комплекс (Декларация прав человека.)

В свою очередь каждая личность, гражданин имеет свои обязанности перед обществом, государством и ответственность за свои поступки и деяния.

Ещё Демокрит понимал, что государство, в котором граждане наиболее повинуются законам, счастливо во время мира и незыблемо во время войны.


· Природа и общество, их взаимодействие. Экологические проблемы современности и пути их решения.

Планета Земля - носитель всех необходимых для возникновения жизни, которые за тив

в процессе эволюции.

Главные составные части природы.

Атмосфера - газовая оболочка вокруг Земли. 75% атмосферы до 10 км. высоты 25% объёма -30-50 км далее открытый космос, (защищает Землю от открытого космоса, излучений, содержит азот, кислород и др.)

Гидросфера - водяная оболочка земли Вода, виде морей, океанов - солёная, пресные озёра, реки, ледники покрывает землю на 70% площади - значение - зарождение жизни, пищевые вещества, вода.

Биосфера - среда существования живых организмов (входит вся атмосфера и гидросфера, нижние слои атмосферы - до 10-12 км., подземные слои до 10 км. вглубь, включая до 1 км. под дном океана - микроорганизмы).

Неосфера - среда человеческого разума или биотехносфера.

Экологическая проблема - зародилась из-за антропогенного влияния на природу - несоответствие безграничных потребностей человека с ограниченными возможностями человека.

1. Истощение недр;

2. Загрязнение Земли и атмосферы;

3. Уничтожение растительного и животного мира;

4. Применение атомной энергии - загрязнение и т.п.;

Пути выхода.

Планомерный выход человека в космос освоение других планет.


· Общество и глобальные проблемы XX века.

Современная техногенная эпоха добавила принципиально новую, никогда не существующую ранее тему - сохранение жизни на Земле и возникновение человечества.

Эти проблемы вызваны Глобальными проблемами современности, которая появилась в результате объективных причин развития общества,

Функция философии - сформировать мировоззрение и тем самым оказывать опосредованное влияние на процесс выработки практических решений. Только с Философских позиций представляется возможным увидеть общую тенденцию развития глобальных проблем, динамику их взаимодействия и взаимообусловленности, в которой находятся.

Глобальными проблемами называются те проблемы, которые затрагивают интересы и человечества в целом, и каждого отдельного человека в различных точках планеты, то есть те, которые носят общечеловеческий характер- Глобальные проблемы охватывают весь земной шар.

Особенности глобальных проблем:

1. По своей сути затрагивают интересы не только отдельных людей но и судьбы всего человечества в целом; Для их преодоления требуются целенаправленные, согласованные действия и объединения усилий по крайней мере большинства населения планеты; Эти проблемы являются объективным фактором мирового развития, Нерешённость глобальных проблем может привести в будущем к серьёзным возможно непоправимым последствиям для всего человечества и среды его обитания,

2. Первая - интернациональные: устранение войны из жизни общества и обеспечение справедливого мира, установление нового экономического порядка,

3. Вторая - возникают в результате взаимодействия общества и природы. Обеспечение людей энергией, топливом, пресной водой, сырьевыми ресурсами, освоение Мирового Океана и космического пространства,

4. Третья - связана с системой человек - общество. Это демографическая проблема, вопросы здравоохранения, образования и др.

Преодоление глобальных проблем дело очень серьёзное и нерешенное.

Однако многие исследователи связывают преодоление Глобальных кризисов (не проблем, а их резкого обострения) с формированием и укреплением в массовом сознании новой этики, с развитием культуры и её гуманизации.

Новый гуманизм должен включать в себя как минимум три начала:

1. Чувство глобальности;

2. Нетерпимости к насилию;

3. Любовь к справедливости.


 

· Культура как предмет философского рассмотрения

Культура - совокупность религий, традиций, материальных и духовной жизни. Культура это мир человека, только ему свойственный способ деятельности, в процессе которого он одухотворяет созданные им предметы, очеловечивает природу, среду его обитания. Культура зарождается, живёт и умирает.

Освальд Шпенглер выделяет восемь основных культур:

· Индийская$

· Китайская;

· Вавилонская;

· Египетская;

· Античная (Древне-греческая);

· Арабская;

· Русская;

· Западноевропейская.

Культура возникнув, начинает нести определённые функции:

· Познавательная деятельность человека;

· нормативная функция;

· информативная функция

· человеческая («даёт» личность),

· производство ценностей;

· отбор и селекцию общественного опыта;

· закрепление его в знаковых системах;

· культура есть память общества.

Необходимыми координатами бытия культуры, условием её нормального функционирования и развития является:

· единство продуктивной и репродуктивной, творческой и рутинной, новаторской и
традиционной деятельности.


 

· Современная цивилизация, её особенности и противоречие.

Арнольд Тойнби (1889 - 1975 гг.) определяет цивилизацию как устойчивую общность людей, объединённых духовными традициями, сходными образом жизни, географическими и историческими рамками.

Цивилизации делятся на Европейскую и не Европейскую, Техногенную. Яркий след оставили следующие цивилизации:

· Шумерская (Африка),

· Вавилонская;

· Эллинская (Греческая);

· Китайская;

· Индусская;

· Христианская.

Каждая цивилизация проходит стадии:

· Зарождение;

· Рост;

· Надлом;

· Дезинтеграция, завершающая смертью и полным исчезновением.

Причина гибели цивилизаций:

Неразрешенные внутренние противоречия сущность любой цивилизации составляет нормативная база (нормы противоречивы). Объединяющими началом выступает Верховная Власть (утрата доверия к власти, противоречия в нормах, разрешениях и запретах - вот внутренние противоречия, которые приводят к гибели.

Цивилизация (таким образом) есть способ воспроизводства общественной жизни, закреплённой в системе норм, регулирующих деятельность и отношения отдельных индивидов и социальных групп во всех подсистемах общества: экономической, политической, социальной, духовной.

Цивилизации различаются:

· Степенью их технико-экономической развитости.

· Скоростью экономических и социальных процессов.

· Особенностями господствующих религиозных и мировоззренческих установок.

· способами кодирования, хранения и передачи информации.


 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Сознание и познание. | Отечественная философия
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 285; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.087 сек.