Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дизайн как метод системного проектирования

 

Основные направления движения художественно-эстетической пост-культуры на рубеже нового тысячелетия:

  1. Организация эстетизированной среды обитания современного человека (уровень обыденной жизни);
  2. Организация массовых зрелищ, шоу, в которые активно вовлекаются и сами зрители, слушатели, участники (уровень массового неутилитарного досуга);
  3. Организация виртуальной реальности в киберпространствах электронных сетей (неутилитарные сэнсорно-интеллектуальные игры).

 

Эстетизация повседневной жизни человека, ее бытового уровня реализации, целостный, интегративно-комплексный подход к организации жизни на научно-рациональных началах предусматривает то, что градостроительство, архитектура, художественное проектирование (дизайн), искусство моды, садово-парковое искусство (включая аналогичный опыт Востока и модернистского лэнд-арта) объединяются на базе психологии, эргономики, эстетики, экологии и других наук с целью создания всеобъемлющей искусственной (культурной, антропоморфной) Среды обитания человека.

 

Последняя включает в себя город, жилище, офис, производственные помещения, лечебницы, детские учреждения, места отдыха и развлечений, спортивные и выставочные комплексы, сфера обслуживания, торговые, транспортно-коммуникативные пространства.

 

Известно, что Среда в большой степени оказывает одно из определяющих и формирующих воздействий на человеческую личность.

 

Средовой подход является сегодня доминирующим в градостроительной и архитектурной практиках, включающих в поле своей деятельности многие современные искусства. При этом предпринимаются активные попытки вовлечения широких слоев населения (обитателей Среды) к косвенному участию в ее модификации применительно к конкретным условиям и персонажам, ее населяющим, как в лпане утилитарного назначения, так и неутилитарного в качестве специально организованных арт-пространств (энвайронментальная эстетика А. Берлеанта).

 

Существенную роль в создании Среды сегодня играют электронные средства коммуникации массовой информации (СМИ), оказывая в том числе и с помощью художественно-эстетических средств манипулятивное воздействие на массовое сознание обитателей Среды.

 

Термин «дизайн» (применялся в мировой практике) или «художественное проектирование» (применялся в соответствующей сфере творческой деятельности в СССР) происходит от англ. Design – чертеж, проект, замысел (нем.- Gestaltung, итал.- disegno industriale, франц. - dessin industriel).

 

Он подразумевает особый метод проектирования, при котором объекту проектирования, кроме его основного предназначения, придаются качества красоты, экономичности, повышенной функциональности (или умножения числа функций), физиологического и/или психологического удобства (комфортности), четкой социальной ориентации.

 

Историческими предпосылками возникновения мирового дизайна в ХХ веке стали различные теоретические течении я направления научной и художественной мысли второй половины Х1Х в. в Англии («Arts and Crafts» - «искусство и ремесло») и в Германии.

 

Это были движения за возрождение эстетической значимости художественной промышленности и за соединение искусства и техники - декоративного искусства и промышленного производства. Теоретическая база движения – в высказываниях английских и немецких художников, философов, архитекторов и писателей: Джона Рескина, Огастеса Пьюджина, Уильяма Морриса, Густава Земпера. Они стали теоретиками нового движения и положили начало практическому применению своих идей в жизнь.

 

1861-1862 – У. Моррис основал художественно-промышленную фирму для производства кустарных бытовых изделий, а в 1890-1892 – Келмскотское художественное издательство;

В 1888 Чарльз Роберт Эшли основал в Лондоне Гильдию и Школу искусств и ремесел.

Это движение нашло широкий отклик в Европе и в Америке.

 

Как осознанное специальное проектирование дизайн появляется в конце 1910-х – начале 1920-х гг. в России (как производственное искусство) и в Германии, где его центром стала школа Баухауз (Веймар). Основное направление этого времени – достижение полифункциональности и экономичности в бытовом предмете, утвари, мебели.

 

Подготовкой специалистов в области дизайна в России стал ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские), учрежденный в Москве в 1920-1926 гг. Имел факультеты: художественные (живописный, скульптурный, архитектурный) и производственные (полиграфический, текстильный, керамический, деревообделочный, металлообработки). Обязателен был пропедевтический (предварительный) курс (авторы В. Фаворский, П. Павлинов, К. Истомин, И. Чайков, Н. Ладовский). Он имел целью обучение студентов общим основам формо- и цветообразования в пластических искусствах. Преподаватели: А. Архипов, П. Кузнецов, И. Машков, Д. Кордовский, А. Родченко, В. Татлин. Позднее был преобразован во ВХУТЕИН.

Имел огромное значение для развития методов дизайна и производственного искусства в России и за рубежом.

 

«Промышленным искусством» называли типизированные промышленные изделия (а также эстетические и производственные навыки их создания), выполнявшиеся индустриальными методами во многих равноценных экземплярах. Благодаря соей художественной выразительности они составили гармоничную эстетическую среду, окружавшую человека в его повседневной жизни, частном и общественном быту.

 

Следующий толчок развитию дизайна дал всемирный экономический кризис рубежа 1920-х-1930-х гг., когда было замечено, что более красивые изделия легче находят спрос. Центр «художественного» (по сути коммерческого) дизайна переместился в США. Особенно бурное развитие дизайна началось после окончания Второй мировой войны, когда он успешно проник в автомобиле- и машиностроение (индустриальный дизайн), области рекламы, упаковки, печатной продукции, товарных знаков (графический дизайн), а затем постепенно во все сферы проектирования.

 

В 1960-1970-е гг. благодаря удачному дизайну в области приборостроения, радиотоваров и электропромышленности лидером мирового дизайна становятся европейские компании «Оливетти» и «Филипс», определившие принципы художественного формообразования и «модные линии» в дизайне этого времени и в 1980-е гг.

 

В 1962 году в Москве был создан ВНИИТЭ, а также возник ряд его филиалов в союзных республиках (в том числе и в БССР), ставших позднее самостоятельными институтами. Препятствиями на пути развития дизайна в СССР стали государственная монополизация промышленности, отсутствие конкуренции, постоянный дефицит товаров народного потребления в стране, работавшей преимущественно на вооружение.

 

В конце 1980-х – начале 1990-х возникли творческие союзов дизайнеров, появилось большое количество самостоятельных дизайнерских ателье и студий, специализирующихся в конкретных узких областях творчества и производства (30 – в одной Москве), начали проводиться дизайнерские выставки. В 1993 году впервые была присуждена Госпремия в области дизайна.

 

Мировую практику современного дизайна определяет сознание того, что современный человек живет в среде полностью спроектированной и постоянно обновляемой путем проектирования.

 

Сегодня дизайн понимается как глобальный метод построения мира, включая и решение социальных проблем. А современная цивилизация определяется как эпоха проектной культуры, в которой дизайн является основным методом создания всей социальной, материальной и духовной среды, окружающей человека.

 

Универсальный метод системного проектирования, направленный на создание единой цельной культурной сферы жизни и бытия человека, как социальной, так и материальной среды.

 

Воплощение единства науки, техники и искусства (объемно-пластическое или графическое решение, промышленные технологии, эргономичность, наукоемкость).

 

Через проектирование и создание гармоничной предметной среды, окружающей человека, формирование самого нового (совершенного) человека – задача создание социальной утопии.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Телевидение как воплощение синтеза искусств | Принципы государственного управления
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 401; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.