Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Практикум. Лекция 1. Сущность и содержание маркетинга

Лекция 1. Сущность и содержание маркетинга

Содержание лекций по маркетингу.

План

Часа

1. Периодизация истории современной России. Последствия распада СССР.

2. Новая модель социально-экономического развития страны в 1990-е годы.

3. Политическая система России в 1990-е годы.

4. Внешнеполитическая концепция Российской Федерации в 1991-1999 годы.

5. Наука, культура и образование России в условиях формирования рыночных отношений.

6. Россия и глобализация мирового пространства в начале XXI века.

 

1. История современной России ведет отсчет с распада СССР и условно может быть разделена на два периода. Первый – охватывает 1990-е годы и связан с президентством Б.Н. Ельцина. По сути проводимых преобразований этот период часто делят на два взаимосвязанных этапа:

- 1992-1993 годы – этап перехода от плановой социалистической экономики к рыночным механизмам, заканчивается полным разрушением прежнего государственного устройства;

- 1994-1999 годы – продолжение курса реформ, главная цель которых - стабилизация внутриполитической обстановки в стране; результаты во многом сведены на нет спадом производства, низким уровнем жизни населения, кризисом 1998 года. Второй этап, продолжающийся до сегодняшнего дня, в основном приходится на президентство В.В. Путина, главной целью которого было строительство эффективного государства с развитым гражданским обществом и достойным уровнем жизни большей части населения страны.

В начале этого трудного пути был распад СССР, кардинально изменивший социально-экономическое и геополитическое положение новой страны. В начале 1990-х годов Россия потеряла почти четверть территории и практически половину населения. Существенно сократилась минерально-сырьевая база, утрачена значительная часть запасов нефти, газа, урана. Сократились территории, пригодные для выращивания хлопка.

Распад союзного государства нарушил систему народнохозяйственных связей и сделал невозможным нормальное функционирование экономики. Поэтому наряду с обновлением материально-технической базы необходимо заново выстраивать ее структуру, восполняя недостающие звенья.

Принципиально изменились геополитические характеристики страны. В своей европейской части Россия лишилась развитой системы выхода на незамерзающие морские коммуникации: протяженность морских границ РФ по сравнению с СССР на Балтийском море уменьшилась почти в 4 раза, на Черном море – в 4,5 раза. После распада социалистического блока Россия оказалась в окружении новых суверенных государств, с которыми необходимо было выстраивать отношения на принципиально новом уровне. Некоторые соседние с Россией государства в связи с расширением НАТО на восток стали местом пребывания хотя и не враждебных, но и не дружественных стране вооруженных сил. Если в 1949 году блок НАТО объединял 12 членов, то в 2004 году их стало 26, включая страны Балтии – бывшие республики СССР. Распад огромной державы усилил центробежные тенденции внутри самой Российской Федерации, которая всерьез оказалась на грани распада. Все эти факторы обусловили фактическое выпадение Российской Федерации из числа индустриально развитых стран. Сохранению статуса великой державы способствовало наличие значительного количества ядерного оружия, перешедшего к России как правопреемнице бывшего Союза.

Таким образом, смена модели общественного развития произошла в объективно неблагоприятной ситуации и требовала от руководства страны срочных адекватных мер. Стратегическими задачами в развитии новой России стали: построение правового демократического федеративного государства; переход к рыночной системе экономики; создание условий для формирования гражданского общества; строительство адекватной новым реалиям социальной структуры и возвращение статуса самостоятельного и полноправного партнера международных отношений.

2. Экономические преобразования в 1990-е годы. Неудача перестройки, то есть попытки внедрения отдельных элементов рынка и демократии в общий курс развития страны в условиях сохранения социалистических идеалов, побудило российское руководство к поиску новой стратегии развития. С конца 1991 года ею стало утверждение в стране либеральной экономической модели.

Перевод российской экономики на рыночные основы стал главной целью радикальных экономических преобразований, начатых командой под руководством вице-премьера правительства Е.Т. Гайдара. За основу реформ были взяты концепции, разработанные в США школой Сакса-Фридмена, позже получившие название «шоковой терапии». Правительственная программа предусматривала быстрое вхождение в рынок через отпуск цен, введение свободной торговли и последующей приватизации, сокращение необоснованных расходов, адресную систему социальной помощи; включение в мировую экономическую систему. Согласно указу президента от 2 января 1992 года предприятия получили право самостоятельно устанавливать цены на производимую продукцию, свободно сбывать и покупать сырье, а также была введена свобода деятельности негосударственных торговых предприятий. Кроме того, были резко сокращены государственные дотации, особенно в области военно-промышленного комплекса (ВПК), и установлен свободный валютный курс рубля. Недооценка реальной ситуации в экономике страны, самоустранение государства от поддержки отдельных отраслей промышленности и контроля за ценообразованием привели к печальным итогам. В начале 1992 года цены на товары выросли в 10-12 раз, обесценились сберегательные вклады, резко понизились уровень жизни и покупательская способность населения. Стремясь ослабить нараставшее недовольство населения, правительство решило насытить рынок импортными товарами широкого потребления, чему способствовала политика либерализации внешней торговли. Границы страны открылись для широкого ввоза иностранных товаров, качество которых государство более не контролировало. С насыщением рынка товарами рост цен существенно замедлился, свободная конкуренция сделала цены зависимыми, главным образом, от колебаний спроса и предложения. Оборотной стороной этого процесса стало падение спроса на отечественную продукцию, ее реализация оказалась сильно затруднена. Перенасыщение рынка импортными товарами привело к массовому закрытию предприятий легкой, электронной, машиностроительной и других отраслей промышленности в 1994 –1996 годах. Российская экономика стала зависеть от мировой экономической конъюнктуры и оказалась привязанной к экономике США.

Другим направлением реформы стало осуществление широкой программы приватизации – перевода государственной собственности в частную. Эта программа была направлена на то, чтобы в максимально короткий срок создать слой эффективных собственников - крупных и средних предпринимателей - как социальную опору власти. Программу возглавил председатель Государственного комитета по управлению имуществом А.Б. Чубайс. Приватизация осуществлялась в два этапа. На первом (1992–1993 гг.) все граждане страны могли получить приватизационные чеки (ваучеры) номинальной стоимостью 10 тысяч рублей, которые в дальнейшем можно было обменять на акции предприятий и получать дивиденды. На практике в результате массовой приватизации в 1992-1993 годах возник узкий слой частных собственников и множество негосударственных компаний. При этом продолжился спад производства, была разрушена технологическая база большинства предприятий, значительная часть которых оказалась под контролем различных финансовых групп, скупивших ваучеры у населения. В результате многие россияне почувствовали себя обманутыми, а руководители предприятий пополнили ряды оппозиции. Учитывая, что новые хозяева, как правило, уклонялись от уплаты налогов и не хотели вкладывать средства в развитие производства, создать слой эффективных собственников на этом этапе реформ не удалось.

С началом приватизации развернулся процесс ликвидации коллективных хозяйств советской эпохи. Колхозы и совхозы или преобразовывались в акционерные общества или расформировывались. На месте распавшихся коллективных хозяйств в ряде случае создавались хозяйства фермерского типа. Этому должен был содействовать изданный в 1993 году указ президента «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России», который вводил частную собственность на землю с правом ее купли-продажи. Однако масштабным фермерское движение так и не стало, в частности из-за отсутствия финансовых средств на развитие индивидуальных хозяйств и трудностей в реализации продукции. В результате численность коллективных хозяйств резко сократилась, а количество индивидуальных увеличилось незначительно. В наибольшей степени фермерский сектор сельского хозяйства достиг успехов в южных регионах Европейской (Ставропольский и Краснодарский края, Саратовская и Волгоградская области) и Азиатской (Алтайский край, Омская и Оренбургская области) частях страны. Основная часть угодий оказалась в собственности различных по типу сельскохозяйственных предприятий.

Всего в собственность граждан передано более 60% земельных угодий. Порядка 44 миллионов граждан России в 1990-е годы вели личное подсобное хозяйство на принадлежащих им земельных участках, которые часто оказывались главным источником доходов семьи. В республиках с высокой рождаемостью (на Северном Кавказе, в Калмыкии, Тыве) обострилась проблема аграрного перенаселения и безработицы.

В условиях свертывания производства сельскохозяйственной техники, распада инфраструктуры и массовой закупки правительством относительно дешевого, а значит и конкурентоспособного продовольствия за рубежом, валовая продукция сельского хозяйства существенно уменьшилась. Производство зерна сократилось на 46%, мяса и мясных продуктов - на 40%, молочных продуктов – на 29%. Ситуация в аграрном секторе оценивается как нарушение продовольственной безопасности страны.

Форсированное реформирование народного хозяйства грозило обернуться для страны непредсказуемыми экономическими, политическими и социальными последствиями. Поэтому в декабре 1992 года новым главой правительства стал В.С. Черномырдин, остававшийся на этом посту до конца марта 1998 года. Стратегический курс, направленный на утверждение в России либеральной экономической модели остался неизменным, но правительство сделало ставку на умеренные, поэтапные реформы, призванные поддержать развитие отечественной промышленности, особенно ее экспортных отраслей. В результате для выживания в новых условиях многие предприятия вынуждены были переориентироваться на обслуживание нефтегазового комплекса и естественных монополий в лице РАО ЕЭС, «Газпрома» и МПС. При этом происходило обвальное разрушение ВПК, закрывались или простаивали десятки предприятий легкой промышленности и машиностроения. Не оправдал надежд на пополнение бюджета и объявленный в 1994 году правительством второй этап приватизации. Он предполагал продажу предприятий и пакетов их акций по рыночной стоимости на открытых аукционах. Однако часто в результате сговора государственных чиновников и финансовых групп предприятия продавались по цене, на порядок ниже рыночной. В итоге бюджет недополучил ожидаемые финансовые вливания, а новая финансово-промышленная элита прибыль и доходы от сделок отправляла за рубеж. По некоторым подсчетам, начиная с 1994 года, из России ежегодно утекало около 17 миллиардов долларов, а общий объем «беглого» российского капитала на октябрь 1997 года составил от 125 до 140 миллиардов долларов. Бюджетный дефицит покрывался правительством за счет эмиссии (выпуск в обращение новых денег и ценных бумаг), что привело 11 октября 1994 года (так называемый «черный вторник») к резкому подорожанию доллара на 27% за один день. Падение рубля оказалось на руку отечественным экспортерам нефти, газа и предприятиям агропромышленного комплекса, однако вновь привело к росту цен. Кабинет В.С. Черномырдина был усилен рыночником А.Б. Чубайсом, назначенным первым заместителем премьер-министра. В 1995-1996 годах правительство продолжило поддержку экспортных отраслей экономики. На базе быстро развивающихся топливно-промышленных предприятий складывались крупнейшие в стране финансово-промышленные корпорации (ФПК), руководство которых стало оказывать серьезное влияние на политический курс страны. Большинство же областей России, не связанных с нефтегазовым комплексом и экспортом сырья, по-прежнему оставались в глубоком экономическом кризисе. Спад промышленного производства по стране составлял 4% в год, в то время как мир в целом демонстрировал темпы роста 2,2%, Западная Европа – 1,9%, США – 3,0%, КНР – 9,1%, Индия – 6,0%. Ситуация усугублялась тем, что реформы с самого начала разворачивались без создания соответствующей законодательной базы. Сокрытие доходов, рэкет, финансовые пирамиды, заказные убийства как форма устранения конкурентов - все это стало неотъемлемой частью экономической жизни станы.

Болезненное состояние президента после выборов 1996 года, частые перестановки в органах власти различных уровней, слабость федерального центра, который никак не решался приступить к решению наиболее острых экономических и социальных проблем, подрывали авторитет политической власти, которая все больше сосредотачивалась в руках так называемых олигархов. Возрастающая финансовая мощь позволяла им не только участвовать в управлении государством, но и начать подчинение своим интересам главных средств массовой информации. Между тем ситуация в стране продолжала ухудшаться. Промышленное производство за 1996 год снизилось на 5,5%, вложения в сельское хозяйство за тот же год уменьшились на 40%. Следствием дефицита бюджета стали задержки выплат зарплат и пенсий, массовые митинги и демонстрации протеста. Резко упало качество образования и бесплатной медицинской помощи. Следствием ухудшения качества жизни стали снижение ее продолжительности, рост смертности и убыль населения, угрожавшая вымиранием нации. В этих условиях в марте 1997 года правительство В.С. Черномырдина было укреплено двумя молодыми первыми вице-премьерами – Б.Е. Немцовым и А.Б. Чубайсом. «Молодые реформаторы» начали жестко регулировать финансовые и налоговые потоки, взяли под контроль деятельность РАО ЕЭС и «Газпрома», продолжили приватизацию в топливно-энергетической сфере. Правительство добилось новых иностранных займов от Парижского клуба стран-кредиторов, выплатило долги пенсионерам, привлекало инвестиции за счет выпуска государственных краткосрочных облигаций (ГКО) под высокие проценты. В августе 1997 года началась подготовка денежной реформы. Согласно президентскому указу с 1 января 1998 года была проведена деноминация (изменение нарицательной стоимости денежных знаков с обменом в определенном соотношении старых денежных знаков на новые) российского рубля в 1000 раз. Подобная мера способствовала укреплению национальной валюты и снижению инфляции.

Все три с небольшим месяца работы новое правительство во главе с С.В. Кириенко, пришедшего в марте 1998 года на смену В.С. Черномырдину, боролось с надвигающимся финансовым кризисом, ставшим элементом мирового экономического кризиса, разразившегося с конца 1997 года. На экономику страны усилилось давление внутреннего и внешнего долга. В качестве условия своего пребывания на российском рынке инвесторы с началом финансового кризиса, пришедшего к нам из Азии, требовали увеличения доходности ГКО. Правительство вынуждено было выпускать все новые и новые ГКО, чтобы с их помощью покрыть платежи по прежним выпускам. Возникла целая «пирамида» ГКО, которая неизбежно вела к краху всей экономики. В этот же период сильно упали цены на нефть, что еще больше снизило валютные поступления в резервы Центрального банка (ЦБ), который даже в условиях надвигавшегося кризиса отказывался понижать (девальвировать) курс рубля, удерживая его в узком коридоре. В итоге 17 августа 1998 года Правительство РФ и ЦБ РФ заявили о невозможности исполнять свои внешние и внутренние долговые обязательства, то есть признали банкротство страны. Следствием этого стало снижение реальных зарубежных инвестиций в российскую экономику, которые только за 1998 год снизились на 11,5%. Если валовой внутренний продукт (ВВП) России в 1997 году составлял 450 миллиардов долларов, то в 1998 – 277 миллиардов долларов. Инфляция в 1998 году составила 84%. Закрылось значительное количество предприятий и фирм, выросла безработица, наступил почти полный крах банковской системы.

23 августа 1998 года президент отправил правительство С.В. Кириенко в отставку и вновь предложил на должность премьер-министра В.С. Черномырдина. После того, как Государственная Дума дважды отказалась утвердить его кандидатуру, социально-экономический кризис дополнился правительственным кризисом. В сентябре 1998 года на посту председателя Правительства РФ был утвержден пользовавшийся большим авторитетом министр иностранных дел Е.М. Примаков. Новый кабинет проводил очень осторожную денежную политику. Вдвое были снижены государственные расходы и бюджетный дефицит, была ликвидирована задолженность по зарплате и пенсиям. Сокращение импорта укрепило позиции отечественных производителей. Повышение цен на нефть также способствовало росту экономики. Намерения Государственной Думы провести импичмент президента дали Б.Н. Ельцину повод для досрочной отставки правительства Е.М. Примакова, которого на посту премьера в мае 1999 года сменил министр внутренних дел С.В. Степашин. Из-за отсутствия собственной экономической программы и слабости команды уже в августе 1999 года С.В. Степашина на посту главы правительства сменил В.В. Путин, в мае 2000 года – М.М. Касьянов.

Таким образом, в 1990-е годы в России осуществлена намеченная реформаторами программа макроэкономической стабилизации: либерализованы ценообразование и внешняя торговля, проведена масштабная приватизация торгово-промышленных предприятий и сферы услуг. Однако экономика страны оказалась в глубоком кризисе, интегральным показателем которого является падение уровня внутреннего валового продукта. В 2001 году он составил 60% к ВВП 1990 года. Соответственно доля России в мировом промышленном производстве упала с 10% (РСФСР) в 1990 году до 3% в 2000 году. На 1 января 2002 года Россия имела колоссальный внешний долг – 130 млрд. долларов, что соответствует почти половине ее ВВП. По существу в стране произошла деиндустриализация. Именно с этими негативными последствиями и предстояло бороться руководству страны в начале XXI века.

Социальное развитие России в 1990-е годы. В 1990-е годы страна переживала процесс смены всего социокультурного облика. Если раньше социальная структура сводилась к двум основным классам (рабочие и колхозное крестьянство) и интеллигенции в качестве социальной прослойки, то теперь она стала рассматриваться с иной позиции – наличия в обществе большего числа социальных групп, имеющих свой статус и собственные интересы. К таким группам можно отнести предпринимателей (крупный, средний и мелкий бизнес), работников частных предприятий, фермеров, людей различных сфер индивидуально-трудовой деятельности. В конце XX – начале XXI века наблюдался рост удельного веса маргиналов, что особенно характерно для обществ, переживающих этап социально-экономической модернизации. По сравнению с СССР резко сократилась численность промышленных рабочих и инженерно-технической интеллигенции, больше стало работников сферы обслуживания. Но если на Западе уменьшение занятости в сфере производства и расширение сферы обслуживания связаны с широким использованием современной техники и новейших технологий в промышленности и сельском хозяйстве, то в России сокращение числа инженерных кадров стало результатом деиндустриализации, а рост непроизводственной сферы обусловлен паразитическим характером значительной части российского бизнеса, делающего деньги «из ничего». Начал зарождаться средний класс, для формирования которого необходима относительно устойчивая материальная обеспеченность населения в сочетании с высоким уровнем его образованности. Однако частые экономические кризисы и особенно дефолт 1998 года, резкое падение престижа образования на рынке труда создавали серьезные препятствия на пути формирования этого слоя населения. Не способствовала этому и сама модель либеральной экономики, которая помимо освобождения товарно-денежных и производственных отношений от доминирующего государственного регулирования предполагает передачу ряда социальных функций государства в руки самих граждан, развитых институтов гражданского общества. Сокращение государственных расходов на социальную сферу в рамках реализации такой модели экономики обернулось серьезными проблемами в развитии здравоохранения, образования, культуры, привело к росту безработицы, задержкам и невыплатам заработной платы, криминализации общества и властных структур. Необыкновенный размах приобрела коррупция, сращивание личных интересов чиновников, бизнеса и криминалитета наносило ущерб экономике, разрушало конкурентную среду для законной предпринимательской деятельности. Нарастало неравенство в развитии между отдельными регионами страны. Уровень жизни в самых благополучных и самых нищих субъектах Федерации различался в 10 раз. Чрезвычайно низкий ВВП и массовое уклонение крупного бизнеса от уплаты налогов не позволяли государству оказывать эффективную адресную помощь социально незащищенным слоям населения, что увеличивало численность российских граждан живущих за гранью прожиточного минимума или около него. Отрицательно сказывался на состоянии общества большой разрыв между богатыми и бедными. Если сравнить миллион самых богатых россиян с миллионом самых бедных, то разница в доходах - почти стократная. На Западе такой разрыв в несколько раз меньше. Одна из причин такой поляризации общества в современной России – высокая степень эксплуатации наемного труда. В 2000 году доля заработной платы, включая скрытую, в ВВП равнялась 40% (без скрытой 29%). Аналогичный показатель в США, Евросоюзе и Японии составляет 70-75% ВВП.

Падение уровня доходов привело к сокращению численности и снижению качества жизни населения. С 1991 по 2002 год численность населения страны уменьшилась на 4,3 млн. чел. (3,9%). Изменилась в худшую сторону структура питания россиян. Уменьшилось потребление мяса, молочных продуктов и овощей, возросло использование в пищу картофеля и хлеба. Калорийность питания в целом упала. В официальном ежегодном докладе ООН о качестве и продолжительности жизни в странах мира современная Россия занимает 72-73 место, пропуская вперед Доминиканскую Республику и Панаму.

Если попробовать выстроить социальную структуру российского общества к началу XXI века, то по данным социологических исследований на долю высшего слоя крупных бизнесменов, политиков и высших чиновников приходилось 0,5 % населения страны, богатые составляли 3-4 %, средний класс – 7-10%, бедные – около 60%, нищие, то есть, чьи доходы ниже прожиточного минимума, - более 25%.

Таким образом, социальная дифференциация в российском обществе в 1990-е годы была крайне мозаичной и в целом приблизилась к аналогичным процессам в развитых странах, вступивших на путь построения постиндустриального общества. Однако преобладание в российской действительности бедных и нищих слоев населения создало в начале XXI века угрозу социального взрыва и требовало от государства скорейшего решения основных социальных проблем, что невозможно сделать без возрождения российской промышленности, ее одновременной модернизации и как следствие этого - быстрого роста ВВП.

3. Политическая система России в 1990- е годы. Одной из острейших проблем российской действительности в самом начале 90-х годов стало сохранение целостности самой России. Причины, приведшие к распаду СССР, сказались на нарастании сепаратистских тенденций внутри Российской Федерации, которая в течение всего 1992 года была на грани распада. Десятки субъектов Федерации (например, Татарстан, Башкортостан, Якутия, Удмуртия) задерживали или вообще прекратили отчисление налогов в федеральный бюджет. Республики и другие национальные образования настаивали на особом статусе или, подобно режиму Д.М. Дудаева в Чечне, требовали полного отделения от России. Первым шагом на пути сохранения единства страны стало подписание 31 марта 1992 года субъектами Федерации, за исключением Татарстана и Чечни, Федеративного договора, в общих чертах разграничившего полномочия федерального центра и органов власти субъектов. В результате в стране снизилось внутриполитическое напряжение, частично прекратилась «война законов». В условиях слабости федерального центра Федеративный договор в 1994-1995 годах был дополнен 20 двусторонними договорами между российским правительством и отдельными субъектами федерации, которым были предоставлены дополнительные полномочия и преимущества. Только вопрос о статусе Чеченской республики потребовал силового разрешения и до конца 90-х годов оставался одним из главных дестабилизирующих факторов во внутриполитической ситуации в России.

В условиях борьбы за единство страны и начавшихся экономических реформ происходило законодательное оформление новой системы государственной власти. Этот процесс был осложнен противостоянием двух ветвей власти: законодательной, представленной Верховным Советом РФ и Съездом народных депутатов, которые во многом были наследием советского политического строя, и исполнительной - в лице президента и правительства. Их конфликт по поводу разграничения властных полномочий в рамках устаревшей, но все еще действующей Конституции РСФСР 1978 года, был неизбежен. Верховный Совет, вставший на защиту интересов директорского корпуса и большинства населения страны, часто блокировал законопроекты, предложенные правительством, а в декабре 1992 года VII Съезд народных депутатов добился отставки правительства Е.Т. Гайдара, которого на посту премьер-министра сменил В.С. Черномырдин. Отставка Е.Т. Гайдара, неудачи реформирования экономики и усиливающийся кризис в стране стали причиной резкой критики президентского курса. Весной 1993 года Верховный Совет РФ во главе с Р.И. Хасбулатовым потребовал отставки президента и изменения курса реформ. В апреле 1993 года по настоянию Б.Н. Ельцина был проведен референдум о доверии президенту. За доверие выбранному курсу проголосовало 58% россиян, участвовавших в голосовании. Однако конфликт не был преодолен и разгорелся с новой силой в процессе подготовки и обсуждения текста новой Конституции. Острая борьба развернулась вокруг формы правления в новой России – президентская или парламентская республика. Чтобы прекратить затянувшееся двоевластие 21 сентября 1993 года президент издал указ № 1400 «О поэтапной конституционной реформе», в котором объявил о роспуске Верховного Совета и Съезда народных депутатов и проведении 11-12 декабря референдума по новой Конституции и выборов в двухпалатное Федеральное собрание (Государственную Думу и Совет Федерации). Данный указ формально противоречил ряду статей действующей Конституции, чем воспользовалась оппозиция. 23 сентября Х Съезд народных депутатов отстранил Ельцина от должности и избрал исполняющим обязанности президента России вице-президента А.В. Руцкого. В итоге вооруженного столкновения сторон 3-4 октября сторонники парламента потерпели поражение, которое изменило политическую ситуацию в стране.

Согласно президентскому указу 12 декабря 1993 года состоялись выборы в новый парламент России. Впервые за многие десятилетия они проходили на многопартийной основе. Вопреки ожиданиям власти, проправительственный блок «Выбор России» потерпел фактическую неудачу (76 мест), в то время как ЛДПР во главе с В.В. Жириновским (63 места) и КПРФ во главе с Г.А. Зюгановым (45 мест) получили значительное число депутатских мест в Государственной Думе, оказавшейся по сути оппозиционной президенту. Вместе с выборами в Государственную Думу проходило голосование по проекту новой Конституции. За президентский проект, в котором после разгрома Верховного совета были увеличены полномочия главы государства, высказалось чуть более 50% россиян, участвовавших в референдуме.

По Конституции Россия - демократическое федеративное правовое и социальное государство с республиканской формой правления. Главой государства является избираемый всенародным голосованием президент. Хотя Конституция 1993 года наделяет российского президента очень большой властью, но она ни в коей мере не является абсолютной. Власть главы государства ограничена двухпалатным парламентом - Федеральным Собранием (состоит из нижней палаты - Государственной Думы, избираемой населением, и верхней палаты - Совета Федерации, в который субъекты федерации направляют по два своих представителя), который обладает всей полнотой законодательной власти. Волю президента ограничивают субъекты федерации, которые являются в полной мере самоуправляемыми, формируя собственные властные структуры, а также сама Конституция РФ, в которой зафиксированы демократические права и свободы граждан, пределы компетенции государственных органов. Глава высшего исполнительного органа власти страны – Правительства - назначается президентом, но с одобрения Государственной Думы. По представлению председателя Правительства президент назначает всех федеральных министров и, таким образом, фактически определяет политический курс развития государства. Подобный объем полномочий главы российского государства позволяет называть Россию президентской республикой. Однако своеобразие нашей страны состоит в том, что в соответствии с исторической традицией глава государства имеет более широкие полномочия, чем президенты типичных президентских республик. Такую форму правления иногда называют сверхпрезидентской республикой.

В состав Российской Федерации первоначально входило 89 субъектов: республики, края, области, автономные округа, автономная область и 2 города федерального значения – Москва и Санкт-Петербург, хотя с конца 1990-х годов наблюдается тенденция к объединению и укрупнению регионов. Конституция разграничивает полномочия между органами власти РФ и ее субъектами. В ведении федерального центра находятся внесение поправок в Конституцию, принятие общегосударственных законов, управление федеральной государственной собственностью, финансовая и внешняя политика. Субъекты федерации имеют право принимать свои законы, которые не должны противоречить общегосударственным, формировать собственные правительства и органы представительной власти, устанавливать местные налоги. Субъекты федерации имеют равное число представителей в Совете Федерации.

В Конституции законодательно закреплены политическая многопартийность, идеологический плюрализм, демократические права и свободы граждан, в том числе, право частной собственности. Регулярно проводившиеся в современной России парламентские и президентские выборы содействовали активному формированию многопартийной системы и парламентаризма РФ, а также служили индикатором настроений российских граждан. Так, неудовлетворительные итоги экономических реформ, спад производства в начале 1990-х годов обусловили рост оппозиционных настроений в российском обществе. Подтверждением этого стали результаты выборов в Государственную Думу в декабре 1995 года. Среди четырех партий, перешагнувших 5% барьер, больше всего голосов получила КПРФ (158 мест), в то время как проправительственный блок «Наш дом – Россия» во главе с В.С. Черномырдиным получил лишь 10% голосов избирателей. В целом ни одна партия не получила большинства, а Государственная Дума осталась оппозиционной правительственному курсу.

Явное полевение общественного настроения было опасным сигналом в преддверии новых президентских выборов, намеченных на июнь 1996 года. Перед страной стоял выбор пути дальнейшего развития: продолжение рыночных реформ и продвижение к демократии или возвращение коммунистов к власти. Шансы возврата к прошлому в условиях болезни президента Б.Н. Ельцина и его катастрофически низкой личной популярности (к началу 1996 года около 5%) были довольно высоки. Для того чтобы переломить ситуацию президентской командой был осуществлен целый ряд мер. Временно приостановили военные действия в Чечне, из состава правительства были выведены непопулярные министр иностранных дел А.В. Козырев и вице-премьер А.Б. Чубайс. Начали погашать долги по зарплате бюджетникам, были списаны долги агропромышленному комплексу и установлены льготы предприятиям ВПК, населению пообещали компенсацию сбережений, обесценившихся в начале 1990-х годов. В конечном счете, большинство россиян вновь поверили во многом пустым обещаниям власти и пошли за действующим президентом. Не последнюю роль сыграла и поддержка Б.Н. Ельцина со стороны представителей крупного российского бизнеса и международных политических кругов. Первый тур выборов не выявил явного победителя. За Б.Н. Ельцина проголосовало 35% избирателей, за Г.А. Зюганова – 32%, а за отставного генерала А.И. Лебедя – 14%. Благодаря включению А.И. Лебедя в свою команду, Б.Н. Ельцин одержал победу во втором туре, набрав более 53% голосов в противовес Г.А. Зюганову с 40% голосов. Итоги выборов свидетельствовали о нежелании большинства россиян возвращаться в прошлое и дали действующему президенту возможность для дальнейшего реформирования страны.

23 марта 1998 года неожиданно для всех правительство В.С. Черномырдина было отправлено в отставку. Возглавить новый кабинет было предложено молодому банкиру из Нижнего Новгорода С.В. Кириенко. Однако Государственная Дума целый месяц отказывалась утвердить его кандидатуру и согласилась на этот шаг лишь под угрозой роспуска. Своим неожиданным решением президент разрушил механизм компромисса с оппозицией и лишил новый кабинет всяческой опоры в российском обществе. 12 мая 1998 года новое правительство, сформированное в рамках проводимой административной реформы, приступило к работе. В его структуре исчезли 2 министерства, 6 госкомитетов, еще 3 комитета были реорганизованы, а в остальном существенных изменений правительство так и не претерпело. Главной заботой всех последующих правительств под руководством сначала Е.М. Примакова (сентябрь 1998 – май 1999), потом С.В. Степашина (май – август 1999) и В.В. Путина (август 1999 – май 2000) было проведение комплекса мер по скорейшему выводу страны из экономического кризиса и преодоление негативных последствий дефолта 1998 года.

Первым испытанием для правительства В.В. Путина стала операция федеральных войск в Чечне, вызванная вторжением боевиков в августе 1999 года на территорию Дагестана. Изменив тактику боевых действий против боевиков, федеральные силы к середине 2000 года заняли большую часть территории Чечни. В июне 2000 года главой администрации республики был назначен бывший главный муфтий Чечни А.А. Кадыров.

Решительные, выверенные действия премьера и успехи российских войск в Чечне резко повысили рейтинг В.В. Путина в обществе. В предстоящих парламентских выборах новому кабинету была необходима политическая опора, которой стал новый избирательный блок «Единство». Хотя на выборах 19 декабря 1999 года наибольшее количество голосов получила КПРФ – 24,3 % голосов, настоящим успехом стал второй результат блока «Единство» - 23,6 % голосов. Впервые за годы реформ правительство могло опереться на лояльный парламент и поддержку большинства населения. Такой политический успех В.В. Путина давал ему высокие шансы на победу в предстоящих президентских выборах.

За несколько часов до наступления нового 2000 года президент Б.Н. Ельцин в телеобращении к нации заявил о досрочном завершении своих полномочий и назначении В.В. Путина исполняющим обязанности президента России до новых выборов.

Итак, период непрерывной борьбы часто менявшихся во второй половине 90-х годов правительств с кризисным состоянием формирующейся рыночной экономики требовал новой стратегии дальнейшего политического и экономического развития страны. Первой необходимость выработки такой стратегии осознало правительство В.В. Путина.

4. Внешнеполитическая концепция Российской Федерации в 1991 – 1999 годы выдвигает в качестве первоочередных задач сохранение территориальной целостности и независимости страны, обеспечение благоприятных условий для развития рыночной экономики и включения в качестве равноправного члена в мировое сообщество. Распад СССР коренным образом изменил как всю геополитическую ситуацию в мире, так и балансы сил местного и регионального значения. Новая Россия, оставаясь второй по мощи ракетно-ядерной державой, не обладала прежними военно-политическими, дипломатическими и экономическими возможностями. В результате на смену биполярному пришел однополярный мировой порядок, где господствующее положение перешло к США, которые на протяжении всех 1990-х годов не раз демонстрировали свою доминирующую волю на международной арене, в том числе и в отношении самой России. С другой стороны, в рамках образовавшегося СНГ Россия сохранила роль ведущего центра, которому предстояло выстроить новую систему отношений с бывшими республиками СССР. Таким образом, в 1990-е годы можно выявить две главных сферы внешнеполитических интересов России – ближнее и дальнее зарубежье.

Отношения РФ со странами СНГ направлены на определение круга общих интересов и содействие их эффективной реализации, но сталкиваются с серьезными трудностями в связи с тем, что многие члены содружества не считают контакты с Россией приоритетным направлением собственной внешней политики, стремясь к сближению с НАТО (особенно Украина и Грузия). При формальном доминировании России в СНГ реально в нем на протяжении всех 1990-х годов действовали больше центробежные, чем объединительные силы. Этому способствовали сложное положение русскоязычного населения в государствах Балтии, а также в Молдавии и Киргизии; новая вспышка армяно-азербайджанского конфликта из-за Нагорного Карабаха в 1992 году, в результате которого Азербайджан вышел из СНГ; конфликт Грузии и Южной Осетии, в который вынуждены были вмешаться российские миротворческие силы. На протяжении всех 90-х годов сложными были отношения России и Украины по поводу статуса Черноморского флота и его пребывания в Севастополе. Лишь в 1997 году после многократных переговоров был подписан договор о дружбе и партнерстве между Россией и Украиной. Согласно его условиям Севастополь остался базой российского Черноморского флота на условиях аренды на 20 лет. Россия же признавала суверенитет Украины над Крымом, лишившись территории, которую считала своей. В последующие годы отношения между двумя странами оставались недоверчиво-конфликтными, а от окончательного их разрыва правящую украинскую элиту удерживала зависимость этой страны от российских энергоносителей.

По другому сценарию развивались отношения России и Белоруссии. После избрания президентом этой страны в 1994 году А.Г. Лукашенко началось сближение братских народов. В 1995 году был подписан договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве между двумя странами. Был взят курс на создание союзного государства, которое официально было оформлено Договором 1996 года и соглашением 1997 года, давшего новому сообществу название – Союз Суверенных Республик (ССР). В декабре 1999 года состоялось заседание Высшего Совета Союза России и Белоруссии, на котором стороны договорились о создании единого экономического пространства, проведении согласованной внешней политики, политики в области обороны, что особенно важно в условиях расширения НАТО на восток.

Несмотря на то, что СНГ в отличие от Европейского Союза не создало органов, наделенных надгосударственными полномочиями, и все решения здесь принимаются на основе взаимного согласия и признания права каждого члена содружества не подписывать общий документ, этому союзу удалось избежать полного развала в 1990-е годы. Не последнюю роль в этом сыграли настроения значительной части общества бывших республик СССР, настроенной на сохранение и упрочение отношений с Россией.

Связи России со странами дальнего зарубежья во многом определяются российско-американскими отношениями, хотя развитие контактов с Евросоюзом считается приоритетным направлением. Принципиально изменились отношения России с США. «Декларация президентов России и США» и Хартия российско-американского партнерства и дружбы, подписанные в 1992 году, заложили основу партнерским отношениям двух стран, строящихся на взаимном доверии и приверженности принципам демократии. Были сделаны шаги по увеличению объемов российско-американского товарооборота. В 1993 году было заключено соглашение о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2), которое не было выгодно России, лишавшейся по нему большей части межконтинентальных баллистических ракет. Неудивительно, что Государственная Дума оказалась его ратифицировать. Однако серьезной проблемой в отношениях двух стран стало стремление НАТО к расширению на восток, в том числе и за счет включения в альянс республик бывшего СССР и государств бывшего социалистического лагеря. Началась серия переговоров и консультаций, вылившаяся в создание Совместного постоянного совета «Россия-НАТО», преследовавшего цель найти разумные подходы и уменьшить негативные последствия продвижения НАТО к российским границам. Тем не менее, весной 1999 года в состав блока были приняты Чехия, Польша и Венгрия. Решение США и их союзников по НАТО о начале военной операции против Югославии в том же году ясно продемонстрировало пренебрежение Запада к интересам России и еще раз показало опасность подобных действий в рамках однополярного мира. Позитивные сдвиги произошли и в отношениях России с Европейским Союзом (ЕС). В середине 1990-х годов было заключено соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и ЕС, что создавало механизм политического, культурного, экономического и образовательного диалога между ними. Россия была принята в Совет Европы и вынуждена была присоединиться к базовому документу этой организации – Европейской конвенции по правам человека 1953 года. В соответствии с ней в России был введен мораторий (временный запрет) на смертную казнь. В этом же контексте следует рассматривать негативную реакцию Совета Европы на боевые действия в Чечне и проблемы нарушения прав человека в нашей стране. Россия стала одним из участников работы ОБСЕ (Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе), которая занимается поисками механизмов эффективного решения проблем обеспечения европейской безопасности. Однако в ряде случаев и здесь сказывались прямо противоположные геополитические интересы сторон и открытое давление США и других стран Запада на Россию.

Индия, Китай и мусульманский мир в начале 1990-х годов настороженно относились к России в связи со слишком явным следованием российской дипломатии в фарватере американской политики, однако к концу первого этапа реформ ситуация стала меняться. Россия начала активное сотрудничество в рамках регионального форума АСЕАН (Ассоциация государств Юго-Восточной Азии) по вопросам стабильности и преодоления конфликтов в данном регионе. Продолжились конструктивные контакты с Китайской Народной Республикой (КНР). Результатом многочисленных переговоров стало подписание в 1997 году российско-китайской декларации о многополярном мире и формировании нового международного порядка. Стороны договорились о значительном увеличении торгового оборота и активизации сотрудничества в области образования, культуры и космических технологий. В том же году было подписано соглашении об установлении четкой границы на местности между нашими странами. Позитивные сдвиги наметились и в отношениях с Японией, хотя территориальные претензии этой страны на четыре острова Курильской гряды мешают эффективному сотрудничеству двух стран.

В целом можно констатировать, что Россия как правопреемница СССР в 1990-е годы не сумела найти свое новое место в изменившемся мире, которое соответствовало бы ее статусу великой державы. Однако в этот период был осуществлен несомненный прорыв в отношениях с Западом. Наша страна была принята в ряд международных организаций, ранее для нее закрытых по политическим причинам. Признанием значимости России на международной арене стало вхождение ее лидера в 1997 году в состав регулярно собиравшихся для обсуждения глобальных вопросов глав государств и правительств ведущих стран мира – так называемой «семерки» (США, Англия, Германия, Франция, Италия, Канада, Япония), превратившаяся с приходом России в «восьмерку».

Таким образом, Россия к началу XXI века пытается занять соответствующее место в системе глобальных международных отношений. Необходимым условием достижения желаемого статуса является восстановление экономического потенциала страны и его быстрое развитие на основе новейшей техники и технологии.

5. Состояние духовной сферы современной России своеобразно. Главной характеристикой культурной жизни стала свобода творчества, выразившаяся в стилевом многообразии, существовании разных направлений и жанров в искусстве. В первой половине 1990-х годов в связи с резким сокращением государственного финансирования стали закрываться музеи, театры, библиотеки, стремительно упали тиражи газет и журналов. Резко упало качество образования и бесплатной медицинской помощи. Почти в два раза сократилось количество занятых в науке. По некоторым оценкам, к 1996 году за рубеж эмигрировало более 70 тысяч научных работников, из которых около 17% - сотрудники Российской Академии наук. Были приостановлены или вообще свернуты многие программы фундаментальных научных исследований.

В этот период бум популярности переживает телевидение, в изобилии предлагающее своей аудитории информационные и развлекательные программы, телевизионные проекты и нескончаемые телесериалы. Быстрыми темпами развивалась массовая культура, ориентированная на заимствованные западные идеалы и ценности. Расцвела индустрия досуга – коммерческие развлекательные центры, ночные клубы, деятельность которых стала одной из динамичных и прибыльных сфер экономики. Ответом на пропаганду здорового образа жизни стали разнообразные фитнес-центры, в то же время закрывались спортшколы и клубы, резко сократились возможности для бесплатных занятий спортом. Лидерами книжных продаж стали переводные зарубежные издания, на экран выходили в основном зарубежные фильмы, рассчитанные на массовую аудиторию. Появилось большое количество глянцевых изданий, широкое распространение в литературе получили детективный жанр, любовные романы и фантастика. Значительную часть телевизионного эфира стала занимать легкая развлекательная музыка (попса), все более доминировавшая и на эстраде, и в кино. Главной чертой массовой культуры является ее коммерческая направленность, поэтому в условиях ее широкого распространения традиционные объекты культуры – театр, кино, музеи, библиотеки – вынуждены были вживаться в новую реальность.

Театральное искусство нашло выход в рождении антрепризы – временные творческие коллективы, создаваемые под конкретную постановку, экспериментальные студии и разнообразные фестивальные проекты. Такая форма создавала новые формы общения со зрителем, позволяла продолжать ставить новые работы в условиях рыночных отношений и сохранять театральные труппы. К концу 1990-х годов театральное искусство во многом вернулось к идее К.С. Станиславского о том, что театр должен показывать «жизнь человеческого духа». Начинается возвращение к классическому репертуару, часто в сочетании с модернистскими приемами подачи содержания произведений. Наряду с возрождением прежних столичных и провинциальных театров собирают большую аудиторию и новые – Р.Г. Виктюка, О.П. Табакова, П.Н. Фоменко и других. Широко известны спектакли Малого драматического Санкт-Петербургского театра под руководством Л.А. Додина (так называемый «Театр Европы»), а также работы Новосибирского академического молодежного театра «Глобус».

В развитии художественного творчества все 90-е годы шел поиск новых форм и нового пространства, в котором можно было бы отобразить современные реалии действительности. Одной их таких форм стали перформансы – представления, в которых замысел художника разворачивается перед зрителем в режиме реального времени. Кроме того, широкое распространение получили вернисажи, выставки картин и скульптур, художественные акции и биеннале (выставочный проект, организуемый один раз в два года) с участием известных и молодых авторов самых разных направлений. Под выставочные комплексы переоборудовались объекты городского хозяйства (вестибюли метро, неиспользуемые производственные помещения). Полем художественного творчества становилось само городское пространство и природная среда, ярким примером тому служит развитие граффити.

В литературе поиск новых идеалов и героев проходил в рамках постмодернистских тенденций, которые оформились на Западе в 1970-е годы как протест против общества потребления. В России постмодернизм стал новым направлением, построенным на игре литературных образов, цитат, в чем-то отрицающим старые идеалы и смыслы (Т.Н. Толстая, В.О. Пелевин, Л.С. Петрушевская и др.). Развиваются традиции отечественного реализма, объясняющего человека социально и исторически (В.П. Астафьев, Д.А. Гранин, Ю.М. Поляков). Новой тенденцией в развитии литературы стал ее частичный уход с бумажных носителей в электронный вид и в Интернет. Здесь читатель становится как бы соавтором литературного произведения и может предлагать свои сюжетные варианты. Огромный интерес у читателей вызвала публикация ранее неизвестных или запрещенных произведений отечественной философской мыли - Н.А. Бердяева, И.А. Ильина, В.С. Соловьева, С. Н. Булгакова и др. Знаковым событием стало возвращение российскому читателю наследия русских писателей, поэтов «первой волны» эмиграции, позволившее говорить о начале процесса восстановления общего поля русской культуры ХХ века.

Основными характеристиками развития музыкальной культуры в России 1990-х годов являлись многообразие и открытость. Российские музыканты стали полноправными соавторами мирового музыкального пространства. Ярким примером этому служат многочисленные триумфальные зарубежные гастроли выдающихся отечественных музыкантов, таких, как В.И. Федосеев, Ю.Х. Темирканов, В.Т. Спиваков, М.В. Плетнев, В.А. Гергиев и возглавляемых ими музыкальных коллективов. В последние годы особой популярностью в молодежной среде пользуется так называемая клубная музыка, а также «мега-концерты», рассчитанные на многотысячную аудиторию под открытым небом или на закрытых стадионах. Не уменьшается интерес к классической и камерной музыке.

Пройдя этап механического подражания западной массовой кинопродукции в начале 90-х годов, отечественный кинематографии постепенно вышел на новый уровень развития. Продолжали развиваться реалистические традиции российского киноискусства, чему во многом способствовала работа таких старых мастеров-режиссеров, как А.Г. Герман, С.С. Говорухин, Н.С. Михалков, А.А. Сокуров, П.Е. Тодоровский, К.Г. Шахназаров и др. С другой стороны, шли поиски новых форм выражения, развивалось экспериментальное кино, появлялись новые имена – Т.Э. Кеосаян, Е.А. Кончаловский, В.П. Тодоровский и др. Зарубежные боевики вытеснялись с российских экранов качественными отечественными фильмами, сериалами, программами о путешествиях и природе. В то же время телевидение все еще изобиловало сценами насилия, жестокости, криминала, что порождало в обществе ответную агрессивную реакцию и соответствующую ей манеру поведения.

Заметное влияние на всю духовную жизнь современной России оказало вступление страны в глобальное информационное пространство и рост возможностей доступа к различным источникам информации и виртуального взаимодействия через Интернет. По данным на конец 2007 года в России число пользователей Интернетом достигло 28 миллионов человек (25% населения старше 18 лет). Это заметно меньше, чем в европейских странах – Швеция -77%, Германия – 61% по состоянию на 2005 год. Однако в настоящее время в России наблюдается динамичный рост числа пользователей мировой сетью, а также растет число приверженцев электронных изданий и художественных сайтов.

Расширение информационного пространства открыло новые возможности в развитии научного творчества. Переходный этап негативно отразился на состоянии российской науки. Многие ученые, особенно естественнонаучных и инженерных специальностей, уехали за рубеж, происходило быстрое старение научных кадров. Если в СССР расходы на науку составляли 4% ВВП, что было самым высоким показателем в мире, то в 1992 году они сократились до 0,94% ВВП, что соответствовало 27 месту в мире. В 2001 году удельный вес этих ассигнований уменьшился еще почти в 2 раза, а расходы на фундаментальные исследования составили всего 0,26% ВВП. Учитывая, что отечественная наука на 95% финансировалась из государственного бюджета (ассигнования со стороны коммерческих структур практически отсутствовали), неудивительно, что доля России на мировом рынке наукоемкой продукции составляла 0,3%, что в десятки раз ниже, чем доля индустриально развитых стран.

Тем не менее, продолжались научные исследования, начало которых уходит еще в советские времена. В частности, их вел Объединенный институт ядерных исследований в городе Дубне, где был введен в действие новый ускоритель ядерных частиц. Большим успехом ученых явилось создание суперкомпьютера мощностью 1 триллион операций в секунду. Отечественные ученые-физики пополнили Периодическую систему Менделеева новыми элементами. Трое российских ученых – Ж.И. Алферов, А.А. Абрикосов и В.Л. Гинзбург – стали лауреатами Нобелевской премии. Существенный шаг в развитии сделали общественный науки. Освободившись от идеологического диктата и получив доступ к ранее засекреченным материалам, ученые смогли создать значительное число новаторских работ, которые заставили общество по-иному взглянуть на историческое развитие своей страны. Высокими темпами происходила дальнейшая интеграция российских научных центров в систему мировой науки. Так, в настоящее время на околоземной орбите находится международная космическая станция, в создании которой активную роль играла наша страна. Разрабатывается проект отправки международного космического корабля на Марс. При этом учитывается уникальный опыт отечественной космонавтики. Россия остается в числе мировых лидеров в разработке ряда фундаментальных проблем физики, математики, химии, физиологии, медицины, аэрокосмической техники, средств связи и телекоммуникаций; российские специалисты создают высококачественные программные продукты для ЭВМ.

Развитие научного потенциала во многом обусловлено развитием национальной системы образования. Постоянные социально-экономические потрясения 1990-х годов пагубно отразились на системе российского образования. Недостаточность финансирования сказывалась на материальном обеспечении образовательного процесса в школах и вузах, низкие зарплаты снижали престиж педагогического труда. Задержки выплаты заработной платы и ее несвоевременная индексация вызывали массовые акции протеста в педагогической среде.

В связи с принятием нового закона «Об образовании» в 1992 году наметились некоторые позитивные тенденции в развитии этой сферы. Провозглашенные в законе принципы деидеологизации и вариативности образования привели к постепенному обновлению содержания и методики преподаваемых дисциплин, число и разнообразие которых увеличивалось год от года. Свобода педагогического творчества позволила педагогам-новаторам реализовывать на практике свои наработки, замыслы, идеи. Стали возникать новые виды образовательных учреждений – гуманитарные гимназии, лицеи, профильные школы, работа которых часто строилась на платной форме обучения. Несмотря на то, что по данным ЮНЕСКО Россия к середине 90-х годов по качеству образования занимала 13-е место в последней, третьей группе слаборазвитых стран, по оценкам той же организации, Россия находилась на 3-ем месте по числу завоеванных на школьных олимпиадах наград. Это свидетельствовало о том, что система общего образования сохранила свой высокий образовательный потенциал. В последнее время активно развивается система религиозного образования для представителей наиболее массовых конфессий России (православие, ислам, иудаизм, буддизм), что свидетельствует о росте религиозного самосознания российских граждан.

Высшая школа быстрее адаптировалась к новым условиям. Все 90-е годы шел бурный рост негосударственных учебных заведений. Вводилось платное образование в государственных вузах. Это позволило высшей школе в основном сохранить преподавательский состав и поддержать на минимальном уровне свою материальную базу. Наиболее популярными специальностями были - экономист, финансист, юристы, менеджер. Именно их и выпускали негосударственные вузы. С середины 1990-х годов вновь начала расти престижность высшего образования. В 2000 году численность студентов превысила 4 миллиона человек против 2,8 миллиона в 1991 году. На Всемирной универсиаде по информационным технологиям, в которой участвовали 2600 вузов со всего мира (в том числе, в финале – Калифорнийский, Массачусетский и Оксфордский университеты), российские студенты получили золотую и серебряную медали. Таким образом, в лице подрастающих поколений современная Россия сохраняет значительный интеллектуальный потенциал.

В начале XXI века наметились перемены к лучшему в области государственной политики по отношению к культуре, науке и образованию, которые относятся к числу приоритетных направлений в развитии страны. Вместе с тем серьезной проблемой в этих сферах остаются кадровый вопрос, обновление содержания образовательных программ и материальной базы образовательных учреждений всех уровней, повышение престижа педагогического труда и соединение науки с производством через создание системы технопарков и новых наукоградов, сохранение и приумножение культурного наследия страны, что требует от государства больших финансовых расходов.

6. Россия и глобализация мирового пространства в начале XXI века. В начале нового XXI века мировое развитие все более ощущает на себе влияние процессов глобализации экономического, политического и культурного и образовательного пространства. Представления о глобализации возникли, в первую очередь, в связи с пониманием нарастания всеобщей взаимосвязанности мира: международная кооперация в производственной сфере и в деятельности транснациональных корпораций (ТНК), в разработке и внедрении научно-технических достижений, интенсификация деятельности на морских пространствах, в воздухе и космосе, влияние отдельных стран на экологию огромных регионов мира, формирование единой информационной среды посредством сети Интернет. Постоянного международного сотрудничества и формирования единой стратегии управления требуют глобальные проблемы современности, угрожающие существованию всего человечества. К наиболее острым относятся проблема сохранения мирного развития и предотвращения ядерной войны, сокращение разрыва между развитыми капиталистическим странами (государства золотого миллиарда) и странами третьего мира (так называемая проблема «Север-Юг»). Это и целый комплекс экологических проблем (загрязнение окружающей действительности, опустынивание, сокращение лесных массивов, исчезновение отдельных популяций и видов живых организмов и т.д.), с которыми тесно связаны демографическая проблема (рост численности населения Земли, причем прирост населения идет неравномерно по различным регионам земного шара) и угроза голода, особенно в странах Африки и Латинской Америки. Трудности возникают в борьбе с массовыми заболеваниями (появляются принципиально новые виды вирусов или происходят мутации уже известных заболеваний, например, птичий и свиной грипп и т.д.). В самом начале столетия появилась проблема мирового терроризма, ярко проявившаяся в трагических событиях 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке, где террористами-смертниками были атакованы здания Всемирного торгового центра, что в корне изменило формат международных отношений. Наконец, технологический прогресс и все большее углубление научных исследований в тайны вселенной начинают угрожать существованию человека как биологического вида, который в ближайшем будущем может столкнуться с созданным им искусственным интеллектом. Все эти и многие другие процессы приводят к пониманию того, что формируется единый мир, единая социальная система человечества, что характеризуется сложным термином «глобализация».

Российская Федерация для сохранения вновь приобретенных в 1990-е годы позиций на международной арене и укрепления своего положения в ряду ведущих мировых держав должна найти свое место в подобных глобальных процессах. Для этого, несмотря на все кризисные явления 1990-х годов, у российского государства имеются значительные ресурсы.

Страна участвует вместе с наиболее развитыми государствами в освоении космоса. Российская культура продолжает вносить большой и достойный вклад в развитие мировой цивилизации. Российская наука сохраняет немалый потенциал. У российского народа сохранилась тяга к знаниям, к культуре, способность к творческому мышлению, которая в ряде случаев проявляется в успешном предпринимательстве. Не следует забывать и о природно-ресурсном потенциале России, который является едва ли не самым впечатляющим в мире. Собственно, природно-ресурсный потенциал и человеческий капитал – это две опоры, два основных элемента, которые могут обеспечить прорыв России в число наиболее развитых государств мира.

Вместе с тем на этом пути в настоящее время сохраняется множество проблем. По степени развития рыночных механизмов в экономике Россия находится еще в начале пути. Многие социально-экономические проблемы приходится решать одновременно с построением рыночной экономики и демократического правового государства. Нерешенной остается во многом проблема самоидентификации для нашего народа (понимания того, что собой представляет наш народ и наше общество) после распада Советского Союза. Нет четкой стратегии внешней политики страны, которая была бы подкреплена соответствующим уровнем социально-экономического развития. Наконец, в общественном сознании отсутствует объединяющая идея, которая бы носила не утопический характер, а основывалась на исторических традициях и анализе возможных вариантов развития России в контексте мировой цивилизации.

Политическое развитие в новом столетии. Многие из этих проблем пыталось решить российское руководство в период двух президентских сроков В.В. Путина (2000-2008 годы). Главными направлениями внутренней политики согласно ежегодным посланиям Президента Федеральному Собранию РФ должны были стать борьба с бедностью, укрепление федеративных отношений и государственной власти, оттеснение олигархов от рычагов политической власти, строительство демократического общества и продолжение рыночных реформ.

Первоочередной задачей стало укрепление «вертикали власти», начавшееся с приведения в соответствие нормативно-правых актов субъектов федеральному законодательству и, прежде всего Конституции РФ. К концу 2001 года в ходе реформы в стране было восстановлено единое правовое пространство и созданы общие механизмы взаимодействия федеральных и региональных законодательств. Следующей мерой стало разделение страны на 7 федеральных округов, во главе каждого из которых был поставлен полномочный представитель президента. В мае 2000 года была проведена реформа Совета Федерации, в результате которой верхняя палата стала постоянно действующим органом законодательной власти, губернаторы лишились неприкосновенности и должны были сосредоточиться на решении проблем своих регионов. Их место в верхней палате заняли постоянные представители регионов, которых назначают сюда органы исполнительной и законодательной власти субъектов. В стране был воссоздан Государственный Совет, призванный обеспечить диалог между президентом, губернаторами и правительством в процессе принятия важнейших политических решений. В 2001 году по инициативе президента были ужесточены требования к программным установкам политических партий, их финансированию и ответственности перед избирателями. Завершились реформы государственного строительства в 2000 году окончательным оформлением государственной символики новой России в виде бело-сине-красного флага, двуглавого орла в качестве герба и музыки А.В. Александрова для гимна СССР с позднее утвержденными новыми стихами С.В. Михалкова.

Укреплению государственной власти способствовало и постепенное отстранение олигархов от управления страной. Летом 2000 года Генеральная прокуратура начала следствие против В.А. Гусинского и Б.А. Березовского, которым вскоре были предъявлены обвинения в мошенничестве и спекуляции. Таким образом, власть дала понять крупному бизнесу, что в дальнейшем не потерпит его вмешательства в политическую жизнь страны.

Важным направлением стало принятие новых законов. Осенью 2001 года Государственная Дума приняла Земельный кодекс, позволивший приобретать гражданам землю в частную собственность, а также ряд законов, направленных на проведение пенсионной реформы. Отныне пенсия гражданина по старости зависела от его зарплаты и трудового стажа и должна была индексироваться с учетом инфляции. В конце 2001 года был принят Трудовой кодекс, разграничивший права и обязанности ра

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 12. Современная Россия | Лекция 3 Анализ потребителей
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 409; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.073 сек.