Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности работы СППС с различными категориями воспитанников и их семьями




Содержание деятельности и взаимодействие специалистов в составе СППС.

Цель, задачи, принципы, функции и основные направления деятельности СППС.

Создание социально-педагогической и психологической службы учреждения образования. Состав, руководство и организация работы СППС.

Тема 3. Социально-педагогическая и психологическая служба учреждения образования

Механизм социальной защиты в Республике Беларусь

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

 
 

 

 

 
 

 


                   
   
     
 
 
   
 
 
 
   

 

 

 

 


 

1.Создание социально-педагогической и психологической службы учреждения образования. Состав, руководство и организация работы СППС.

2. Цель, задачи, принципы, функции и основные направления деятельности СППС.

3. Содержание деятельности и взаимодействие специалистов в составе СППС.

4. Особенности работы СППС с различными категориями воспитанников и их семьями.

5. Функционирование СППС учреждения образования с учетом особенностей социума.

6. Планирование и документирование работы СППС. Критерии оценки работы СППС.

 

Рекомендуемая литература:

 

1. Никончук, А.С. СППС в системе непрерывного воспитания / А.С. Никончук // Сацыяльна-педагагiчная работа. – 2008. – № 4. – С. 22–29.

2. Методические рекомендации о деятельности социально-педагогической и психологической службы учреждения образования: письмо Мин. образования РБ от 22.05.2008 № 12-01-05/3871-2 // Адукацыя i выхаванне. – 2008. – № 7. – С. 13–21; № 8. – С.5–12; № 9. – С. 3–12.

3. Организация социально-педагогической работы в учреждениях образования: учеб.-метод. пособие / авт.-сост. Т.С. Капелевич. – Минск: Новое знание, 2007. – 346 с.

4. Положение о социально-педагогической и психологической службе учреждения образования: постановление Министерства образова-ния Республики Беларусь от 25.07.2011 № 116 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http//www.minedu.unibel.by

5. Якжик, В.В. Социально-педагогическая работа в учреждениях образования Республики Беларусь / В.В. Якжик // Сацыяльна-педагагiчная работа. – 2010. – № 2. – С. 7–11.

Профессия «социальный педагог» создана для решения социальных проблем человека и общества, в числе которых: кри­зисные ситуации, нужда, безработица, профессиональная адаптация, инвалидность, жилищные проблемы, профилактика правонарушений, воспитание детей в семьях, находящихся в социально опасном положении, охрана детей и защита их прав и др. Будучи сотрудниками соответствующей службы, социальные педагоги являются защитниками со­циально уязвимых групп населения, в первую очередь защитниками детского населения.

Введение в 1996 г. в типовые штаты общеобразовательных школ и иных учреждений образования нашей республики должностей социального педагога и педагога-психолога соответствовало международным подходам в области охраны детства и защиты прав детей в педагогической практике в различных странах ближнего и дальнего зарубежья.

В соответствии с постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 27 апреля 2006 г. № 42 «Об утверждении Положения о социально-педагогической и психологической службе учреждения образования» в учреждениях образования были созданы социально-педагогические и психологические службы (СППС). В новой редакции Положение было принято 25.07.2011 № 116. Объединение специалистов (педагога социального и педагога-психолога) в СППС направлено на интеграцию и координацию их деятельности, повышение результативности социально-педагогического и психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса, а также развитие контактов с учреждениями социальной защиты населения, системы здравоохранения, внутренних дел, иными государственными и общественными организациями, благотворительными фондами и частными лицами в интересах эффективной поддержки детства.

Создание СППС содействовало систематиза­ции работы социальных педагогов, постепен­ному неуклонному превращению их в основ­ных субъектов, разрабатывающих и реализую­щих в условиях учреждения образования со­временную стратегию и тактику разрешения актуальных проблем детей и учащейся мо­лодёжи. Основные усилия социальных педагогов стали направляться на обеспечение успешной социализации учащихся, сохранение и укре­пление их здоровья, предупреждение откло­нений в развитии и поведении, социально-педагогическое сопровождение их жизненно­го самоопределения, создание благоприятного климата в учреждении образования и окру­жении. Вовремя помочь ребёнку, выявить про­блему и скорректировать действия всех участ­ников образовательного процесса – главная цель в работе социального педагога.

На основании «Положения…» каждое учреждение образования разрабатывает и в установленном порядке утверждает свое Положение о СППС. Согласно Положению СППС учреждения образования создается, реорганизуется и ликвидируется приказом (распоряжением) руководителя учреждения с соблюдением трудового законодательства, коллективного договора и уведомлением профсоюзного комитета.

В своей деятельности СППС учреждения образования руководствуется международными актами в области защиты прав детей, Кодексом Республики Беларусь об образовании, иными актами законодательства Республики Беларусь, «Положением о социально-педагогической и психологической службе учреждения образования …», положением о СППС, разработанным в учреждении образования и учредительными документами учреждения образования (а также приказами, распоряжениями руководителя учреждения).

Состав СППС учреждения образования определяется в соответствии с пунктом 10 главы 3 «Положения…». Специалистами службы являются, прежде всего, педагог социальный и педагог-психолог. По усмотрению руководителя учреждения в состав СППС учреждения образования могут быть включены педагог-организатор, дефектолог, медработник, юрист, методист, валеолог. Конкретные наименования и численность специалистов СППС учреждения образования определяются руководителем учреждения образования в пределах общей штатной численности, определенной в установленном порядке на основе типовых штатов и нормативов численности работников или согласованной с вышестоящей организацией и финансовым органом штатной численности соответствующего учреждения образования. Содержание работы этих специалистов в составе СППС учреждения образования определяется их должностными обязанностями.

Общее руководство деятельностью СППС учреждения образования осуществляется в соответствии с пунктом 3 Главы 1 «Положения…» руководителем учреждения образования. Заместитель руководителя по воспитательной работе координирует и направляет деятельность СППС.

Из числа наиболее опытных специалистов СППС руководителем учреждения образования может назначаться специалист, ответственный за ее работу. В обязанности ответственного специалиста входит непосредственная организация деятельности СППС.

Организация работы СППС представлена в Главе 3 «Положения…».

Деятельность СППС учреждения образования осуществляется на основе плана работы СППС учреждения образования.

План работы СППС учреждения образования является разделом плана воспитательной работы учреждения образования.

Мероприятия по воспитанию и защите прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, реализуются СППС учреждения образования в соответствии с планом воспитательной работы и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, и индивидуальными планами защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении.

СППС учреждения образования работает в тесном контакте с СППС других учреждений образования по принципу интеграции работы по оказанию социально-педагогической и психологической помощи.

Координацию деятельности педагогов социальных и педагогов-психологов СППС учреждения образования по индивидуальной профилактической работе с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении, и их семьями в соответствии с пунктом 18 Главы 3 «Положения…» осуществляют социально-педагогические центры (СПЦ), которые оказывают им организационную и методическую помощь.
До планирования работы на очередной учебный год проводятся районные (городские) совещания СППС с участием специалистов СПЦ, на которых определяются приоритетные направления деятельности СППС учреждений образования, их взаимодействие.

На работников СППС распространяются правила внутреннего трудового распорядка учреждения образования. Распределение рабочего времени по направлениям деятельности педагога социального, педагога-психолога и других специалистов СППС осуществляется на основании их должностных инструкций и планов работы. Графики работы специалистов СППС утверждает руководитель учреждения образования.

Информация о работе специалистов СППС учреждения образования должна систематически доводиться до сведения учащихся, их родителей, педагогов. Для этого используются информационные стенды в учебных кабинетах и общих коридорах, родительские собрания, индивидуальные и групповые консультации для родителей, встречи с учащимися в классах и группах.

Объем, формы, продолжительность социально-педагогической и психологической помощи определяются специалистами СППС учреждения образования с учетом возраста обучающихся, характера проблем, анализа и перспектив их решения.

Социально-педагогическая и психологическая помощь может оказываться индивидуально или в составе группы.

СППС учреждения образования оказывает социально-педагогическую помощь несовершеннолетним обучающимся с согласия и во взаимодействии с родителями или другими законными представителями обучающихся, с учетом мнения самого несовершеннолетнего.

Оказание психологической помощи участникам образовательного процесса осуществляется в порядке, установленном Законом Республики Беларусь от 1 июля 2010 года «Об оказании психологической помощи» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 170, 2/1708) и иными актами законодательства Республики Беларусь.

Распределение рабочего времени педагога социального, педагога-психолога выглядит следующим образом.

В пределах 40 часов рабочего времени в неделю специалисты СППС самостоятельно планируют свою работу для выполнения должностных инструкций, утверждаемых руководителем учреждения образования на основании квалификационных характеристик педагога социального и педагога-психолога (утверждены постановлением Министерства труда от 28 апреля 2001 г. № 53). Работа в библиотеке с научно-методической литературой, участие в семинарах, заседаниях методических объединений и другая работа по профессиональному совершенствованию входит в рабочее время специалистов. Это время согласовывается с руководителем учреждения образования.

Цели, задачи, принципы и функции деятельности СППС раскрываются в Главе 2 «Положения…». Рассмотрим их подробнее.

Целью деятельности СППС учреждения образования является социальная адаптация обучающихся и оптимизация образовательного процесса.

Основные задачи СППС учреждения образования (по «Положению…»):

Ø обеспечение социально-педагогической поддержки обучающихся;

Ø оказание психологической помощи обучающимся.

Положение о СППС, разрабатываемое в каждом конкретном учреждении образования, трактует задачи специалистов службы, как правило, в более развернутом виде, например:

Ø совершенствование работы специалистов СППС по оказанию своевременной комплексной социально-педагогической, психологической и правовой помощи учащимся и их семьям посредством использования инновационных подходов, современных информационных технологий;

Ø создание условий для предупреждения и раннего выявления семейного неблагополучия, реабилитации семей, находящихся в СОП; активизация воспитательной деятельности семьи;

Ø проведение с учащимися системной работы по профилактике противоправного поведения, суицидальных проявлений, алкогольной, никотиновой и других видов зависимостей;

Ø формирование у детей ответственности за свою жизнь и здоровье, чувства собственного достоинства, уважения к закону, правам и свободам других людей, культуры самопознания и саморегуляции, нравственно-ценностных ориентаций;

Ø содействие формированию в учреждении образования единого информационного пространства, способствующего неконфликтному взаимодействию педагогов, детей, родителей;

Ø повышение психолого-педагогической и правовой культуры субъектов образовательного процесса.

Принципы деятельности СППС учреждения образования (по «Положению…»):

• законность;

• уважение и соблюдение прав, законных интересов и свобод участников образовательного процесса;

• добровольность получения социально-педагогической и психологической помощи;

• доступность получения социально-педагогической и психологической помощи;

• конфиденциальность;

• научная обоснованность;

• профессионализм.

СППС учреждения образования (иной организации, индивидуального предпринимателя) в пределах своей компетенции выполняет следующие функции (по «Положению…»):

ü содействие в обеспечении защиты прав и законных интересов обучающихся;

ü изучение условий жизни и воспитания обучающихся в семье;

ü выявление и учет обучающихся, нуждающихся в социально-педагогической и психологической помощи;

ü информирование администрации учреждения образования (иной организации, индивидуального предпринимателя), заинтересованных органов о нарушении прав и законных интересов обучающихся и лицах, его допустивших;

ü осуществление профилактической работы по предупреждению социального сиротства, семейного неблагополучия, торговли людьми и насилия в отношении обучающихся;

ü участие в формировании у обучающихся навыков здорового образа жизни, безопасного и ответственного поведения;

ü изучение индивидуально-психологических особенностей обучающихся, иных участников образовательного процесса, особенностей развития коллективов обучающихся и педагогических работников;

ü организация личностно ориентированной социально-педагогической, психологической и правовой помощи обучающимся, имеющим проблемы в общении, обучении, развитии, социализации;

ü участие в разработке и реализации индивидуальных планов защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении;

ü участие в разработке и реализации планов защиты прав и законных интересов детей, признанных нуждающимися в государственной защите;

ü участие в подготовке обучающихся к самостоятельной и семейной жизни, выполнению социальных ролей гражданина, семьянина;

ü повышение психологической и правовой культуры участников образовательного процесса;

ü оказание социально-педагогической и психологической помощи обучающимся в условиях интегрированного обучения и воспитания;

ü участие в анализе образовательной деятельности, осуществляемой учреждением образования;

ü участие в организации социально значимой деятельности обучающихся, содействие в развитии детских и молодежных инициатив, их творческого потенциала и самодеятельности;

ü изучение и обобщение опыта работы по оказанию социально-педагогической и психологической помощи;

ü разработка информационно-аналитических материалов по вопросам развития, воспитания, обучения и социализации обучающихся, защиты и охраны детства.

Социальный педагог, социальный работник, оказывая помощь клиенту, реализует при этом следующие функции (по В.Г. Бочаровой):

♦диагностическая – специалист изучает способности человека, вы­являет позитивные и негативные влияния, проблемы;

♦организаторская – специалист помогает в трудоустройстве, профессиональной ориентации и адаптации;

♦прогностическая – специалист участвует в про­граммировании и прогнозировании процесса социаль­ного развития;

♦предупредительно-профилактическая и соци­ально-терапевти-ческая – специалист участвует и при­водит в действие социально-правовые, юридические и психологические механизмы предупреждения и пре­одоления негативных влияний, организует социотерапевтическую помощь нуждающимся, обеспечивает за­щиту прав;

♦организационно-коммуникативная – специа­лист налаживает взаимодействие меж­ду различными социальными институтами в их работе с клиентом;

♦охранно-защитная – специалист использует весь арсенал правовых норм для защиты интересов клиентов.

Исходя из названных функций, социальные педагоги и педагоги-психологи службы участвуют в реализации таких основных направлений деятельности СППС учреждения образования, как диагностика, профилактика, просвеще­ние, консультирование, коррекционно-развивающая работа, защита прав и законных интересов детей, организационно-методическая работа.

 

Основные направления деятельности СППС

I. Диагностическая работа

Ø изучение процесса адаптации учащихся (1,5, 10 классы);

Ø индивидуально-психологическая диагностика одаренных учащихся;

Ø индивидуально-психологическая диагностика учащихся с ОПФР;

Ø изучение профессиональной направленности выпускников;

Ø социально-психологическая диагностика допризывников;

Ø индивидуально-психологическая диагностика по запросу (определение возможных причин проблемной ситуации).

II. Мероприятия по профилактике

Ø зависимого поведения учащихся (вредные привычки, компьютерная зависимость);

Ø психоэмоционального неблагополучия, суицидального поведения;

Ø отклоняющегося поведения, правонарушений;

Ø семейного неблагополучия;

Ø эмоционального выгорания (для педагогов).

III. Просвещение учащихся, родителей, педагогов по вопросам

Ø возрастных особенностей школьников;

Ø детско-родительских отношений;

Ø оптимизации педагогического взаимодействия;

Ø профориентации;

Ø ценностно-смыслового самоопределения;

Ø формирования правового самосознания.

IV. Консультирование учащихся, педагогов, родителей

Ø тематическое (по определенным темам, согласно плану);

Ø индивидуальное (по запросам).

V. Коррекционно-развивающая работа

Ø интерактивные, тренинговые занятия с учащимися по формированию определенных качеств, форм поведения, содействующих преодолению возникших проблем.

VI. Работа по защите прав и законных интересов несовершеннолетних

Ø сопровождение детей и реабилитация семей, находящихся в социально опасном положении;

Ø работа с учащимися, состоящими на учете в ИДН, на ВШК;

Ø сотрудничество с ИДН, СПЦ.

VII. Организационно-методическая работа

Ø планирование, анализ и обобщение работы, построение перспектив и прогнозов;

Ø профессиональное самосовершенствование.

Таким образом, работа СППС учреждения образования, должна быть направлена на повышение эффективности его деятельности посредством гармонизации психического развития учащихся, предупреждения отклонений в их развитии и поведении, защиты их прав и законных интересов.

 

Предмет оказания службой комплексной помощи — ситуация развития ребенка как система его отношений с миром, окружающими сверстниками и взрослыми, а также с самим собой. В этом отношении от специалистов СППС школы требуется способность к си­стемному анализу проблемных ситуаций, программированию и планированию инициативной деятельности, направленной на их разрешение, к соорганизации собственных усилий с деятельностью всех участников образовательного процесса.

Приоритетными направлениями социально-психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса, осуществляемого специалистами СППС, являются:

• в начальной школе — определение готовности к обучению, содействие в адаптации, предупреждение отклонений в развитии и поведении, развитие самостоятельности и самоорганизации, содействие развитию способностей и склонностей;

• в базовой школе — обеспечение адаптации при переходе в среднее звено школы, поддержка учащихся в решении задач личностного, ценностно-смыслового и профессионального самоопределения и саморазвития, помощь в выборе профиля обучения, формировании жизненных навыков, построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками, профилактика асоциального поведения и вредных привычек, поддержка талантливых школьников;

• в старших классах школы — это оказание по­мощи в профильной ориентации и профессиональном самоопре­делении, поддержка в решении проблем самопознания, достижения личной идентичности, развитии психосоциальной компетентности.

Консультативная помощь специалистами СППС учреждения образования оказывается участникам образовательного процесса (учащимся, родителям, педагогам) по вопросам развития, воспитания, обучения, профессионального становления и социализации обучающихся, воспитанников.

Одно из важнейших направлений социально-педагогической и психологической работы — профилактика и просвещение. Оно предполагает проведение мероприятий по устранению, предупреждению причин, условий и факторов, которые вызывают те или иные отклонения в развитии детей, формированию установок на здоровый образ жизни, сохранению и укреплению здоровья участников учебно-воспитательного процесса. Педагог социальный ведет также просветительскую работу среди родителей, родственников по вопросам воспитания детей.

Методическая работа сотрудников СППС предполагает изучение и обобщение опыта социально-педагогической и психологической работы, участие в работе районных (городских) методических объединений педагогов социальных и педагогов-психологов, семинаров, конференций; разработку методических материалов по вопросам развития, воспитания, обучения и социализации обучающихся, воспитанников, проблемам семьи, защиты детства; накопление методических материалов.

В процессе разработки и реализации комплексных программ социально-педагогической и психологической помощи, коррекции, реабилитации и развития педагог социальный оказывает коррекционную помощь детям.

В рамках данного направления педагог-психолог на основании собственных наблюдений, наблюдений классных руководителей, педагогов-предметников, педагога социального, родителей, а также на основании результатов диагностических мероприятий выделяет группы детей, нуждающихся в коррекционной поддержке, мотивирует учащихся и их родителей на посещение коррекционных мероприятий, направляет учащихся на консультации или в коррекционные группы, работающие в региональных центрах, в том числе центрах социально-педагогических, центрах внешкольной работы, центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации и т. д. Поддерживает связь с ведущими коррекционных групп, собирает информацию о происходящих изменениях (ведет учет, базу данных).

Педагог-психолог проводит коррекционно-развивающую работу в классах, ориентированную на коррекцию межличностных отношений, содействие преодолению кризисных периодов в жизни учащихся (например: переход в среднюю школу, в профильные классы, вступление в подростковый возраст, подготовка к сдаче экзаменов и т. п.) через систему больших психологических игр, малых тренингов с коллективами классов.

В то же время у педагога социального и педагога-психолога существует ряд самостоятельных направлений деятельности, связанных с профессиональной спецификой и функциональной загруженностью.

Педагог социальный совместно с педагогическим коллективом, широкой общественностью организует процесс социального воспитания, содействует его протеканию в семье, по месту жительства, в детском и молодежном объединениях; изучает условия развития воспитанников (учащихся, студентов) в семье, учреждении образования, по месту жительства, вникает в мир их интересов, потребностей. Педагогу социальному важно знать как положительные, так и отрицательные факторы воздействия на детей, учитывать их в работе с ребенком, группой, коллективом. При этом особое внимание уделяется использованию воспитательного потенциала микросоциума, его влиянию на поведение детей и учащейся молодежи, а также действия и поступки взрослых.

Педагог-психолог проводит психолого-педагогическое изучение индивидуальных особенностей личности ребенка для выявления причин возникновения проблем в обучении и развитии; определения сильных сторон личности ребенка, ее возможностей, на которые можно опираться в ходе коррекционной работы; раннего выявления профессиональных и познавательных интересов, особенностей детско-родительских отношений и др.

Для педагога социального самостоятельными направлениями работы являются: прогностическое, охранно-защитное, организаторское.

Прогностическая работа социального педагога включает участие в создании региональных (локальных) программ социального воспитания, проектировании и модернизации социальной сферы микросоциума, целевых комплексных программ по работе с детьми, молодежью, родителями.

Охранно-защитная деятельность педагога социального направлена на защиту прав и законных интересов детей. Данное направление включает работу по защите прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства (дети, находящиеся в социально опасном положении, дети-инвалиды, дети с особенностями психофизического развития, дети, проживающие на загрязненных территориях после аварии на Чернобыльской АЭС, и др.).

Организаторская деятельность педагога социального включает участие в организации социально значимой деятельности обучающихся, воспитанников, содействие в развитии детских и молодежных инициатив, их творческого потенциала и самодеятельности, включение воспитанников в мероприятия профилактического и коррекционного характера.

Для педагога-психолога самостоятельным профессиональным направлением деятельности является психологическое обеспечение управленческих процессов, предполагающее проведение мониторинговых исследований социально-психологического климата в коллективе педагогов, продуктивности управленческой коммуникации в системах администрация — учителя, администрация — учителя — ученики, учителя — ученики.

Совпадения и различия в направлениях работы педагога социального и педагога-психолога учитываются при организации работы специалистов, СППС в целом, их взаимодействии, а также при планировании работы СППС и выборе формы плана работы.

В целом, общими направлениями и методами профессиональной деятельности педагога социального и педагога-психолога являются:

1. Изучение социально-психологических ценностей личности, социально-педагоги­ческих влияний микросреды на растущего человека (наблюдение, беседа, опрос экспертов, интервьюирование, анкетирование, невербальный диагноз, изучение документов, контент-анализ).

2. Организация воспитательно-образовательных взаимодействий с проблемной личностью, нуждающейся в помощи (отношения участия, содействие в решении проблем, посредничество в лич­ностной самореализации, побуждение личности к самоорганизации и самостоятельности).

3. Социально-психологическая помощь и поддержка личности в кризисных ситуациях (выбор программы и плана действий, помощь в организации выхода из проблемы, координация усилий ближайшего окружения личности).

4. Коррекция отношений, спосо­бов социального действия, по­средничество в разви­тии личности (организация диалога, моделирование сфер деятельности).

Социальная педагогика – это процесс педагогического влияния на социальное действие ребенка в различных сферах его микроструктуры. Взаимосвязь социальной педагогики и социальной работы, особенно в практической деятельности, настолько тесна, что стала одной из причин их подмены друг другом. Например, в США термин социальная педагогика практически не используется. Широкое распространение там получили социальная работа в школе, социальная ра­бота с родителями, социальная работа в общине. В условиях нашей системы образования социальный педагог, по сути, осуществляет также социальную работу, которая направлена на оказание помощи определенным категориям детей и молодежи, а также их родителям.

Как правило, в СППС учреждения образования оказывается медико-социально-педагогическая и правовая помощь и поддержка следующим категориям детей, на которых специалисты службы составляют банк данных:

· дети, находящиеся в социально-опасном положении и нуждающиеся в государственной защите;

· дети из семей, родители которых злоупотребляют алкоголем, уклоняются от выполнения родительских обязанностей;

· дети из многодетных семей;

· дети из неполных семей;

· дети из малообеспеченных семей;

· дети, проживающие без законных представителей у родст-венников;

· воспитанники опекунских семей;

· воспитанники приёмных семей;

· дети из семей, где родители вышли из мест лишения свободы;

· дети из семей переселенцев, беженцев;

· дети из семей, где родители инвалиды и психически больные;

· дети несовершеннолетних матерей, родившихся вне брака;

· дети – инвалиды;

· дети с особенностями психофизического развития;

· дети, родители которых злоупотребляют родительскими правами;

· дети из семей, где родители жестоко с ними обращаются;

· дети с психоэмоциональными проблемами;

· дети, оказавшиеся в неблагоприятных условиях, экстремальной жизненной ситуации;

· дети, возвратившиеся из приюта;

· несовершеннолетние совершившие антиобщественные действия, административные правонарушения и состоящие на учёте в инспекции по делам несовершеннолетних;

· дети, склонные к бродяжничеству;

· дети с проблемами в учёбе;

· дети, употребляющие алкоголь, наркотические и токсические вещества.

Последние четыре категории детей демонстрируют, как правило, девиантное поведение. Работа педагога социального с такими детьми включает в себя следующие формы:

групповые. Открывают возможность фор­мирования в актуальных для всех и каж­дого жизненных ситуациях получения но­вого опыта нормальных человеческих вза­имоотношений, стимулируют вновь воз­никающие «Я-концепции», новые модели идентификации; обеспечивают формиро­вание чувства принадлежности к ближним, исключающего изоляцию в окружающей среде; защищают от хронического стрес­са; расширяют временные перспективы (упражнения — ролевые игры, тренинги и т. п. — направлены на получение нового опыта при взаимодействии с окружающи­ми путём включения разнообразных ощу­щений чувств);

индивидуальные. Включают в себя кор­рекцию поведения и широкий диапазон воздействий — от групповых тренингов до интересной, предметной (в том числе трудовой) деятельности, профессионально ориентирующей его, способствующей по­строению позитивного взаимодействия с окружающими).

В то же время большая часть названных выше категорий детского населения имеет проблемы, связанные с неблагополучным существо-ванием в условиях семьи, пребыванием в социально опасном положении, когда нарушаются основные права детей и наблюдается реальная угроза не только их благополучию, но и здоровью и жизни.

Отсюда на первый план сегодня в работе педагога социального выходит его охранно-защитная функция, направленная на защиту прав и законных интересов детей в соответствии с законодатель­ством Республики Беларусь. Одним из важ­нейших аспектов этой работы является ней­трализация антипедагогического воздействия на ребёнка, обучение его способам самозащиты. Данное направление включает работу по защите прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, несовершеннолет­них, нуждающихся в помощи государства (де­ти, находящиеся в социально опасном поло­жении, дети-инвалиды, дети-сироты, дети с особенностями психофизического развития, дети, проживаю­щие на загрязнённых территориях после ава­рии на Чернобыльской АЭС, дети мигрантов и беженцев и др.).

В системе работы учреждения образова­ния социальному педагогу принадлежит не­маловажная роль в осуществлении функции опеки и попечительства, сопровождения опе­кунских и профессиональных замещающих се­мей.

В этом отношении существенна роль социальных педагогов в обеспечении реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 24.11.2006 г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной за­щите детей в неблагополучных семьях». Рабо­та социальных педагогов направлена на созда­ние условий для социальной защиты семьи и сохранения ребёнка в семье. С этой целью совместно с пе­дагогическим коллективом учреждения, государственными органами и организациями они участвуют в реализации следующих мер:

v государственная поддержка социально незащищённых семей;

v укрепление авторитета благополучной семьи в обществе, пропаганда социаль­ных норм семей, создающих условия для удовлетворения основных жизненных потребностей учащихся;

v повышение ответственности родителей за создание благоприятных условий для развития детей в семье (уголовной, административной, материальной);

v раннее выявление семейного неблагопо­лучия;

v осуществление контроля за всеобучем детей в микрорайоне;

v выявление учащихся, находящихся в со­циально опасном положении, подготов­ка документации и ходатайство перед комиссией по делам несовершеннолет­них о признании детей нуждающимися в государственной защите, составление проекта плана по защите прав и закон­ных интересов несовершеннолетних.

Именно социальные педагоги играют глав­ную роль в организации работы учреждений образования по выявлению детей, находящих­ся в социально опасном положении, подго­товке и реализации планов помощи несовер­шеннолетним, признанным находящимися в социально опасном положении, привлекая к ней классных руководителей, других специа-листов СППС, работников ИДН, специалистов других ве­домств. Особую роль здесь играет комплексный подход к работе специалистов СППС с учащимися и их семьями, построенный с учетом специфики доминирующего фактора неблагополучия семьи (см. приложение 1).

Социальная защита и опека учащихся в работе социального педагога подразумевает знание законов и документов, регулирующих права ребенка в нашем государстве. Основным документом, регламентирующим эти права, является Закон РБ «О правах ребенка» от 19.11.1993 с изменениями и дополнениями, принятыми в 02.10.2000, а также Конституция РБ, Конвенция ООН о правах ребенка 1989 г.

Исходя из этих законодательных актов,работа социального педагога по защите прав детей в учреждениях образования включает:

v правовое просвещение учащихся;

v помощь в обеспечении социальных гарантий (оказание целевой материальной помощи);

v защиту прав ребенка, находящегося в неблагоприятной жизненной ситуации;

v создание необходимых условий для полноценного развития личности (на основе работы с учебным коллективом, педагогами, семьей).

Рассмотрим подробнее названные направления деятельности.

 

Основные направления социальной защиты детей
Правовое просве-щение учащихся, педагогов, родителей Целевая социальная защита Защита процесса формирования личности (созда-ние необходимых условий для развития
Помощь в обеспе-чении социальных гарантий (соглас-но Законодатель-ству РБ) Защита ребенка, находящегося в неблагоприятной жизненной ситуации
Формы работы: •консультирова-ние по правовым вопросам (уча-щихся, родите-лей, педагогов); •проведение кон-силиумов, семи-наров, лекций для педагогов; •участие в прове-дении родитель-ских собраний; •проведение со-циально-педаго-гических занятий с учащимися Категории учащихся:   •дети-инвалиды; •дети с ОПФР; •дети, лишенные родительской опеки; •дети, пострадав-шие от аварии на ЧАЭС; •дети из малообес-печенных, непол-ных, многодетных семей; •дети, имеющие родителей-инвали-дов Ситуации защиты: •одиночество ребенка; •конфликты с ок-ружающими и в семье; •развод родите-лей; •потрея или смерть близких людей; •насилие; •алкоголизм; •наркомания; •другие виды ад-диктивного пове-дения учащегося Основные условия: •наличие необхо-димых бытовых условий для учебы и внеучебной дея-тельности; •наличие кружков, клубов, информа-ции о деятельно-сти внешкольных учреждений; •помощь ребенку и его поддержка при прохождении «критических пе-риодов» развития
Взаимодействие с педагогическими работниками учреждения образования, другими организациями
Зам. директора по воспитатель-ной работе, пси-холог, преподава-тели общество-ведческих дис-циплин Органы охраны детства, директор учреждения обра-зования, совет по защите прав уча-щихся, совет профилактики Психолог, кл. рук., куратор, мед. уч-реждения, органы охраны правопо-рядка, соц.-пед. учреждения, ЦКРО и Р Директор учреж-дения образова-ния, зам. директо-ра по хоз. части, культорганизатор, психолог, кл. рук., кураторы, мастера учебных групп,
Роль социального педагога
•Просветитель •Консультант •Воспитатель •Посредник (ребе-нок – социальные институты; семья–социальные ин-ституты) •Адвокат (защит-ник) •Социальный терапевт •Реабилитатор •Посредник (ребе-нок – родители, мед. учреждения, органы правопо-рядка, ЦКРО и Р •Эксперт-консультант •Посредник (ребенок – руково-дители кружков, секций, учрежде-ния внешкольного обучения и воспи-тания

 

Правовое просвещение является предпосылкой успешности всей деятельности по защите прав ребёнка, поскольку оно направлено, пре­жде всего, на изменение отношения к себе как носителю права и к другим субъектам права. Оно необходимо как самим учащимся для понимания прав человека вообще, осознания собственных прав, а в будущем – для реализации прав собственных детей в соответствии с усвоенными нормами, так и взрослым (педагогам и родителям) для адекватного восприятия принципа приоритета детства, уважения прав ребенка.

Содержание работы по правовому просвещению учащихся предполагает использование интерактивных форм обучения, поскольку знания должны быть личностно значимыми, апробированными на практике. При этом необходимо создание атмосферы доверительно­сти и психологического комфорта при общении с учащимися.

В работе по предупреждению девиантного поведения при изуче­нии законодательства с учащимися, особенно с дезадаптированными и сиротами, социальные педагоги должны принимать во внимание, что:

v закон «О правах ребенка» обращен в первую очередь к миру взрослых, но подросток имеет право на получение информации о своих правах, а также на свободное выражение мнения;

v этот закон по-новому регулирует отношения между поколениями;

v именно взрослые являются гарантами реализации прав детей, но подростки имеют право на принятие самостоятельных решений, которые касаются непосредственно их личности.

Принципы и нормы закона, осознанные и усвоенные в детском и юношеском возрасте, дадут возможность воспитанникам в будущем вести себя по отношению к собственным детям соответственно этим нормам и принципам. Они предполагают и права, и обязанности, и ответственность.

Усвоение учащимися своих прав невозможно представить без воспитания у них понимания ценности себя как личности и уважения прав других людей. Право на автономность отдельной личности дает возможность сформировать ответственность человека. Если ребенок не усвоил, что граждане обладают одинаковыми правами, а, следова­тельно, ответственностью и обязанностью соблюдать эти права по от­ношению к другому человеку, то жить в соответствии с законом он не будет. Права эти носят универсальный характер.

Для того чтобы занятия по просвещению учащихся, педагогов и родителей были успешными, необходимо знание социальным педа­гогом законодательства Республики Беларусь по защите прав несовер-шеннолетних.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 3258; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.707 сек.