Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Категории обслуживаемых лиц и порядок предоставления социальных услуг

Цель, основные задачи и структура территориальных центров социального обслуживания населения (ТЦСОН).

Тема 8. Организация и основные направления деятельности территориальных центров социального обслуживания населения

 

1. Цель, основные задачи и структура территориальных центров социального обслуживания населения (ТЦСОН).

2. Категории обслуживаемых лиц и порядок предоставления социальных услуг.

3. Основные направления деятельности отделения первичного приема, информации, анализа и прогнозирования.

4. Работа отделения социальной помощи на дому. Помещение граждан в интернатные учреждения.

5. Деятельность отделений дневного пребывания, социальной адаптации и реабилитации, срочного обслуживания населения.

Рекомендуемая литература

 

1. Григорьев, А.Д. Социальная работа на Беларуси: история, опыт, проблемы: учеб. пособие / А.Д. Григорьев. – Минск: Дизайн ПРО, 2000. –240 с.

2. О социальном обслуживании: Закон Республики Беларусь от 22 мая 2000 г. N 395-3: принят Палатой представителей 19 апреля 2000 г.: одобр. Советом Респ. 12 мая 2000 г. // Copyright © [Электронный ресурс] / Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2000. – 2/ 170.

3. Примерное положение о территориальном центре социального обслуживания населения: постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, 17 сентября 2007 г., № 114 // Copyright © [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – 2009.

4. Пантюк, И.В. Теоретические основы социальной работы / И.В. пантюк. – Минск: Амалфея, 2010. – 388 с.

 

Территориальные центры являются государственными учреждениями социального обслуживания, деятельность которых направлена на организацию комплексного социального обслуживания граждан (семей), находящейся в трудной жизненной ситуации.

Центры подчиняются управлению по труду, занятости и социальной защите городских и районных исполнительных комитетов, которые является органами государственного управления. Центральный орган управления социальной сферой – Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь – выполняет организационную, экспертную научно-методическую работу, определяет финансирование и материально-техническое обеспечение учреждений социальной защиты населения.

Первый ТЦСОН появился в Минске в 1998 г. Позднее ТЦСОН были созданы в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 мая 2003 г. № 724 «О мерах по внедрению системы государственных социальных стандартов по обслуживанию населения республики» в каждом административном районе. Всего в республике функционирует 156 ТЦСОН, из которых 2 являются городскими центрами социального обслуживания семьи и детей (в г. Минске и г. Гомеле).

На территории Мозырского района функционируют два территориальных центра социального обслуживания населения:

1) Территориальный центр социального обслуживания населения Мозырского района (д. Козенки, ул. Спортивная, д.51);

2) Мозырский территориальный центр социального обслуживания населения (Мозырь, ул. Комсомольская,1)

Цель деятельности ТЦСОН – осуществление организационной, практической, методической деятельности по социальному обслуживанию и оказанию социальных услуг гражданам (семьям), оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Основными задачами деятельности ТЦСОН являются:

ü участие в отслеживании социальной и демографической ситуации, в прогнозировании социальных процессов и выработке предложений по совершенствованию социального обслуживания населения региона;

ü выявление и дифференцированный (по категориям) учет граждан, нуждающихся в социальной поддержке, определение необходимых им форм помощи и периодичности ее предоставления;

ü оказание гражданам социально-бытовых, психологических, правовых, консультационных услуг, материальной помощи, содействие в социальной адаптации и реабилитации граждан и оказание иных услуг;

ü сотрудничество с государственными, общественными и религиозными организациями, включая международные и зарубежные, в решении вопросов оказания социальной помощи и поддержки нуждающимся гражданам;

ü обобщение и внедрение современных технологий социального обслуживания населения в зависимости от характера нуждаемости и местных социально-экономических и демографических условий;

ü информационно-просветительская деятельность по актуальным вопросам социальной политики и социального обслуживания;

ü проведение мероприятий по повышению профессионального уровня работников Центра.

Основная задача специалистов ТЦСОН – помочь человеку независимо от возраста, пола, социального положения осознать проблему, которая мешает нормальной жизнедеятельности, и содействовать решению этой проблемы посредством использования социально-психологических, социально-педагогических, социально-экономических и других методов. Критерием эффективности социальной работы в этом случае является степень реабилитации клиента, т.е. восстановление его прежних способностей, и в целом, его полноценное возвращение в социум.

В связи с этим специалистами ТЦСОН оказываются разные услуги: гума­нитарная помощь в салонах «Милосердие»; услуги «соци­ального такси», услуги нянь, сиделок; юридические кон­сультации; оказывается помощь по «телефону доверия»; психологическое консультирование, тестирование, группо­вой и индивидуальный тренинг; различные культурно-мас­совые мероприятия для пожилых граждан, инвалидов и многодетных семей и т.д.

Структура Центра определяется местным исполнительным и распорядительным органом с учетом местных социальных и демографических особенностей. В структуре Центра могут создаваться отделения:

- первичного приема, информации, анализа и прогнозирования;

- срочного социального обслуживания;

- социальной адаптации и реабилитации;

- социальной помощи на дому;

- дневного пребывания для инвалидов;

- дневного пребывания для граждан пожилого возраста;

- круглосуточного пребывания для граждан пожилого возраста и инвалидов;

- служба юрисконсульта.

Руководство Центром осуществляет директор, назначаемый на должность и освобождаемый от должности приказом органа по труду, занятости и социальной защите по согласованию с комитетом по труду, занятости и социальной защите и местным исполнительным и распорядительным органом. Директором утверждаются Правила внутреннего трудового распорядка Центра. Порядок обслуживания граждан утверждается директором по согласованию с руководителем соответствующего органа по труду, занятости и социальной защите.

Структурные подразделения Центра возглавляют заведующие, назначаемые директором Центра по согласованию с соответствующим органом по труду, занятости и социальной защите

Штатными работниками ТЦСОН являются социальные работники, психологи, инспектора, юрист, медицинские сестры отделения социальной помощи на дому. Имеется также штат технических работников (заведующий хозяйственной частью, уборщики помещений, рабочие по ремонту и обслуживанию здания, водители и др.).

С целью обеспечения доступности социального обслуживания для граждан в Центре могут создаваться социальные пункты, в отдельных случаях – с применением выездной формы работы.

Социальный пункт – это обособленное помещение, расположенное вне места нахождения Центра, и предназначенное для размещения работника (работников) Центра, обеспечивающих оказание социальных услуг, либо отделения (части отделения, нескольких отделений) Центра, обеспечивающих выполнение части функций Центра на закрепленной территории.

Социальный пункт создается решением директора Центра по согласованию с органом по труду, занятости и социальной защите в пределах средств, предусмотренных на содержание Центра, а также в пределах численности, установленной в соответствии с прилагаемыми штатными нормативами территориальных центров социального обслуживания населения.

Служба юрисконсульта создана для оказания квалифицированной помощи клиентам по различным отраслям права: жилищному, гражданскому, трудовому, семейному законодательству; социальному праву, правовым гарантиям и льготам граждан Республики Беларусь.

Общими направлениями деятельности всех структурных подразделений Центра являются:

– выявление и учет по категориям граждан, нуждающихся в социальных услугах;

– содействие активизации у граждан, обслуживаемых Центром, возможностей самореализации своих потребностей;

– осуществление принципа преемственности в предоставлении различных форм и видов социальной помощи;

– содействие обслуживаемым гражданам в реализации их прав и преимуществ, установленных действующим законодательством;

– привлечение к сотрудничеству организаций различных форм собственности, физических лиц для оказания материальной, моральной и другой поддержки гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Помещения Центра обеспечиваются всеми видами коммунально-бытового благоустройства применительно к условиям его месторасположения, оснащаются телефонной связью и должны отвечать санитарно-гигиеническим и противопожарным требованиям, требованиям охраны труда и техники безопасности.

 

В целом социальная работа специалистами ТЦСОН ведется с категориями населения, которые можно отнести к категории «социального риска»: малообеспеченные и многодетные семьи; неблагополучные семьи; одинокие пожилые граждане; инвалиды; переселенцы и беженцы; люди, инфицированные ВИЧ, граждане, вернувшиеся из мест лишения свободы и др. При этом под основными названными категориями понимают:

Пожилые граждане – женщины 55 лет и старше, мужчины 60 лет и старше.

Одинокие граждане – нетрудоспособные граждане, не имеющие трудоспособных членов семьи, обязанных по закону их содержать.

Одиноко проживающие граждане – нетрудоспособные граждане, проживающие отдельно от трудоспособных членов семьи, обязанных по закону их содержать.

Малообеспеченные граждане – граждане, имеющие по объективным причинам среднедушевой доход ниже бюджета прожиточного минимума.

С 2002 г. услуги, оказываемые отделениями социальной помощи на дому, стали предоставляться как бесплатно, так и на платной основе. В соответствии с постановлением Сове­та Министров Республики Беларусь от 8 июня 2001 г. № 858 социальные услуги предоставляются бесплатно:

ü одиноким малообеспеченным пожилым гражданам (супружеским парам) и одиноким малообеспеченным инвалидам 1 и 2 групп (семьям, состоящим из инвалидов 1, 2 групп);

ü одиноко проживающим малообеспеченным пожилым гражданам (супружеским парам) и одиноко проживающим малообеспеченным инвалидам 1 и 2 групп (семьям, состоящим из инвалидов 1 и 2 групп), не имеющим на территории Республики Беларусь трудоспособных членов семьи, обязанных содержать их по закону.

Ежемесячный размер частичной оплаты в размере 50% от полной стоимости социальных услуг взимается с одиноких и одиноко проживающих пожилых граждан и одиноких и одиноко проживающих инвалидов 1 и 2 групп (с пожилой супружеской пары или семьи, состоящей из инвалидов 1 и 2 групп, – в размере 40% от полной стоимости социальных услуг с каждого члена семьи). Социальные услуги предоставляются на условиях полной оплаты гражданам, имеющим в населённом пункте проживания трудоспособных членов семьи, обязанных содержать их по закону, а также гражданам, проживающим в семьях, имеющих в своём составе трудоспособных членов семьи.

Тарифы на социальные услуги устанавливаются органа­ми государственного управления на местах и дифференциро­ваны в зависимости от группы двигательной активности обслуживаемых граждан.

Одним из ведущих направлений в деятельности ТЦСОН является социальное обслуживание семей. При этом объектами социальной поддержки являются не все се­мьи, а лишь те, которые действительно нуждаются в этом, которые или не в состоянии самостоятельно справиться с возникающими в их жизни проблемными ситуациями, иле справляются с ними лишь с большим и чрезвычайным на­пряжением, или таким образом, что это негативно сказыва­ется как на семье, так и на отдельных ее членах. Соци­альная поддержка — это работа с различными типами семей, имеющих специфические потребности и испытывающих спе­цифические трудности.

Рассмотрим порядок зачисления граждан на обслуживание и условия предоставления социальных услуг.

При зачислении граждан на обслуживание им необходимо предоставить ряд документов. Так, например, обслуживание граждан специалистами отделения социальной адаптации и реабилитации осуществляется на основании:

Ø личного заявления гражданина или ребенка (родителей, детей или лиц их заменяющих, а также по направлению органов охраны детства, либо учреждений образования) о предоставлении им социальных услуг;

Ø документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорт, справка об освобождении – для лиц, освободившихся из мест лишения свободы, иные выдаваемые в установленном порядке документы, удостоверяющие личность гражданина);

Ø акта обследования бытового положения (при необходимости заполняется в процессе работы).

Документы могут быть предоставлены в подлинниках или копиях, заверенных в установленном порядке. При необходимости они обновляются, с обязательным сохранением в личном деле первичных документов.

Обслуживание граждан отделением социальной адаптации и реабилитации производится на основании регистрации обращения в специальном журнале и в соответствии с резолюцией директора Центра.

Порядок и условия предоставления социальных услуг следующий.

Социальные услуги гражданам оказываются отделением на безвозмездной и платной основе штатными работниками отделения. Разовые услуги, оказываемые в отделении социальной адаптации и реабилитации, предоставляются бесплатно. Повторные (более одного раза за полугодие) консультации психолога, оказываются на платной основе и оплачиваются сразу после проведения консультации.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Работа с биологическими родителями воспитанников приемных и опекунских семей, детских домов семейного типа | Основные направления деятельности отделения первичного приема, информации, анализа и прогнозирования
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 1331; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.