Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 10. Социально-педагогическая и психологическая помощь и поддержка инвалидов




Пенсионное обеспечение в Республике Беларусь.

Современное общество должно быть нацелено не толь­ко на то, чтобы помочь людям пожилого возраста преодо­леть неудовлетворительное состояние здоровья, малообеспеченность и одиночество, но и как можно дольше сохра­нить свое социальное лицо в отношениях «индивид–социальная среда».

Обострение социальных проблем пожилых людей по­требовало перемен в их социальной защите, совершенст­вовании ее законодательной базы, и, прежде всего, в об­ласти пенсионного обеспечения. Пенсионное обеспечение является важнейшей составляющей системы социальной защиты населения и осуществляется в соответствии с за­конодательством Республики Беларусь. Финансирование расходов при назначении пенсий осуществляется из теку­щих страховых платежей нанимателей и работающих граж­дан, аккумулируемых в Фонде социальной защиты насе­ления. Пенсионная система предусматривает механизм кор­ректировки (индексации) размеров пенсий, который поз­воляет, в зависимости от повышения минимальной и рос­та средней заработной платы производить перерасчеты пен­сий и поддерживать их в сложившемся соотношении с уров­нем заработной платы в республике.

Тем не менее, состояние пенсионной системы в рес­публике характеризуется невысоким уровнем размеров пен­сий и недостаточной их дифференциацией в зависимости от трудового вклада в прошлом. Закон РБ «О пенсионном обеспечении» принятый в 1992 г. сохранил уравнительно-распределительный характер и не обеспечивает для большинства пенсионеров надежной социальной защиты. Проблемы, связанные с пенсионным обеспечением, обусловлены не только нормами законодательства. Многие из них имеют экономические причины, которые находятся за пределами самой пенсионной системы.

Первая причина заключается в кризисе трудовых отношений, выражающимся в низком уровне оплаты труда, что неизбежно приводит к такому же низкому уровню пенсионного обеспечения.

Вторая причина состоит в снижении доли заработной платы в общей структуре денежных доходов населения, что сужает базу для начисления страховых взносов. В то же время доля поступлений доходов от собственности и предпринимательской деятельности, например, за 1990–2004 гг. увеличилась и с 10,7% до 21,9%. В частном секторе распространена практика компенсации за труд без начисления заработной платы. В результате значительная часть заработной платы скрывается от начисления страховых взносов.

Третья причина – сокращение численности занятых в экономике. Например, за период 1990–2004 гг. эта численность уменьшилась на 16 %, а численность получателе5й пенсий, наоборот, возросла на 14%. Если в 1990 г. на 100 пенсионеров приходилось 217 работающих, то в 2004 г. – 166. Для сравнения: в экономически развитых европейских странах доля работающих в полтора раза выше.

Все эти факторы говорят о целесообразности проведения в респуб­лике работы по реформированию системы пен­сионного обеспечения с целью увязки уровня трудовых пенсий с объемом участия каждого конкретного застрахо­ванного в финансировании пенсионной системы. Основ­ные направления подобной деятельности изложены в Кон­цепции реформы пенсионного обеспечения в Республике Беларусь, которая предусматривает необходимость раз­вития трехуровневой системы: социальные, трудовые (страховые) и дополнительные негосударственные пен­сии. С 1 января 2003 года началось введение пенсионно­го обеспечения, основанного на страховых принципах, с сохранением прав, приобретенных по ранее действовав­шей пенсионной системе. Речь идет о введении индивидуаль­ного (персонифицированного) учета не только нынеш­них, но и будущих пенсионеров.

В Республике Беларусь право на государственное пенсионное обеспечение в старости, при наступлении инвалидности и потере кормильца и в других случаях, предусмотренных законодательством, гарантируется Конституцией республики Беларусь. Право на пенсионное обеспечение имеет каждый нетрудоспособный член общества. Это право peaлизуется через систему государственного социального страхования и пенсионного обеспечения.

Вопросы пенсионного обеспечения регулируются:

• Законом Республики Беларусь от 17 апреля 1992 г. № 1596-ХП «О пенсионном обеспечении»;

• Законом Республики Беларусь от 6 января 2009 г. № 9-3 «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиа­ционных аварий»;

• Законом Республики Беларусь от 17 декабря 1992 г. № 2050-XII «О пенсионном обеспечении военнослужа­щих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычай­ным ситуациям и органов финансовых расследований»;

• Законом Республики Беларусь от 31 января 1995 г. № 3563-ХП «Об основах государственного социального страхования» и другими.

Государственное пенсионное обеспечение предоставляется людям, постоянно проживающим в республике, независимо от гражданства. Согласно Закону Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» в Республике Беларусь назначаются следующие виды пенсий:

• трудовые (по возрасту, по инвалидности, по случаю по­тери кормильца, за выслугу лет, за особые заслуги пе­ред республикой);

• социальные пенсии.

Право на трудовую пенсию имеют лица, которые в период работы или занятия иными видами деятельности подлежали государственному социальному страхованию, если за них или же ими самими в предусмотренных законодательством о государственном социальном страховании случаях уплачивались страховые взносы.

Право на социальную пенсию имеют нетрудоспособные лица, которые не получают трудовую пенсию. Это дети-инвалиды в возрасте до 18 лет; инвалиды I и II групп, в том числе с детства; дети-сироты (при отсутствии у умерших родителей трудового стажа); лица в возрасте старше пенси­онного и другие.

Право на пенсию по возрасту на общих основаниях имеют мужчины – по достижении 60 лет и при стаже рабо­ты не менее 25 лет; женщины — по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 20 лет.

В трудовой (страховой) стаж засчитывается работа, в период которой работник подлежал государственному соци­альному страхованию и за него, а также им самим уплачи­вались страховые взносы. При этом, если фактический зара­боток, из которого уплачены страховые взносы, за кален­дарный год оказался ниже минимально допустимого уровня оплаты труда, стаж работы для назначения пенсии опреде­ляется с применением поправочного коэффициента.

Кроме периодов фактической уплаты страховых взносов, в трудовой стаж засчитываются иные периоды, когда взно­сы не вносились. Это — служба в армии (обязательная и по контракту); обучение в учебных заведениях (учили­ща технические, средние специальные и высшие учебные заведения) и на курсах по подго­товке кадров, повышению квалификации и переквалифика­ции, в аспирантуре, клинической ординатуре, докторантуре; уход за детьми до достижения возраста 3 лет (не более 9 лет в общей сложности); получение пособия по безработице, временной нетрудоспособности и другие виды деятельности.

Пенсия исчисляется из индивидуального фактического заработка за любые 5 лет подряд (по выбору обратившегося за пенсией) из последних 15 лет работы независимо от име­ющихся перерывов (исключение установлено для лиц, име­ющих небольшой стаж работы, например при назначении пенсии по инвалидности). Начиная с 1 января 2000 г. ежегодно при назначении пенсии указанные 5-летний и 15-летний периоды увеличиваются на 1 год. Заработок для исчисления пенсии корректируется в связи с ростом средней заработной платы в республике при условии, что этот рост составляет более 10 %. На основании откорректированного заработка производятся соответствующие перерасчеты пен­сий. Дополнительная индексация пенсий в связи с измене­нием стоимости жизни не производится.

Социальные и минимальные трудовые пенсии перерас­считываются 4-е раза в год в связи с ежеквартальным измене­нием бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения (кроме того, минимальные, как и другие трудо­вые пенсии перерассчитываются в связи с ростом средней заработной платы в республике).

Пенсионное обеспечение государственных служащих в республике осуществляется в соответствии с Законом Рес­публики Беларусь от 14 июня 2003 г. № 204-3 «О государ­ственной службе в Республике Беларусь».

К государственным служащим Республики Беларусь от­носятся граждане Республики Беларусь, занимающие в установленном законодательством порядке государственную должность, наделенные соответствующими полномочиями и выполняющие служебные обязанности за денежное вознаг­раждение из средств республиканского или местных бюдже­тов либо других предусмотренных законодательством источ­ников финансирования.

Назначение пенсий производится районными отделами социальной защиты. Заявление о назначении пенсии пода­ется в отдел социальной защиты, как правило, через адми­нистрацию предприятия по месту последней работы.

Выплата пенсий производится органами социальной за­щиты (через предприятия связи и банковские учреждения) без учета получаемого пенсионером заработка (дохода), кро­ме пенсий за выслугу лет, выплата которых не осуществля­ется при поступлении пенсионера на работу, дающую право на эту пенсию, а также пенсий безработным, которые не выплачиваются при возвращении безработного к трудовой деятельности. Пенсии обложению налогами не подлежат. Пенсии, назначенные в Республике Беларусь (кроме пенсий вследствие трудового увечья или профессионального заболе­вания), при выезде на постоянное жительство за границу не выплачиваются, если иное не установлено соглашениями о социальном обеспечении между Республикой Беларусь и дру­гими государствами.

 

6. Государственная социальная поддержка пожилых людей, ветеранов, лиц, пострадавших от последствий войн.

В соответствии с мероприятиями Республиканской ком­плексной программы социальной поддержки пожилых лю­дей, ветеранов и лиц, пострадавших от последствий войн, на 2006–2010 годы, утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19 декабря 2005 г. № 1488 проводятся обследования условий жизни одиноких и одино­ко проживающих пожилых людей, ветеранов и лиц, постра­давших от последствий войн, и принимаются меры по реше­нию их проблем. Координирует деятельность республикан­ских органов государственного управления, местных испол­нительных и распорядительных органов, общественных объединений по реализации мероприятий данной Програм­мы Межведомственная комиссия, созданная при Министер­стве труда и соцзащиты. Рассмотрим различные виды оказания социальной помощи названным категориям населения.

Социальная поддержка ветеранов и пожилых людей.

По состоянию на 1 июля 2009 г. в Республике Беларусь проживало 47,2 тыс. ветеранов Великой Отечественной вой­ны (из них участников Великой Отечественной войны – 34,5 тыс. человек, в том числе инвалидов Великой Отече­ственной войны I и II групп – 10,2 тыс. человек), членов семей погибших в годы войны – 4,2 тыс. человек, одиноких пожилых людей – 149,5 тыс. человек.

В соответствии с Указом Президента Республики Бела­русь от 30 апреля 2009 г. № 224 «Об оказании материаль­ной помощи отдельным категориям граждан в связи с празднованием 65-й годовщины освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков» в период с 1 июня по 1 июля 2009 г. оказывалась единовременная матери­альная помощь ветеранам Великой Отечественной войны, членам семей погибших в годы войны и инвалидам с детства вследствие ранения, контузии и увечья, связанных с боевы­ми действиями в период Великой Отечественной войны либо с их последствиями. Материальная помощь на общую сумму 9936,8 млн. рублей выплачена 53 835 получателям.

Одной из важных форм социальной защиты граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, является усиление социальной защищенности, повышение качества жизни путем совершенствования системы социального обслужи­вания в стационарных условиях.

В настоящее время в Республике Беларусь сеть стацио­нарных учреждений социального обслуживания включает в тебя 70 домов-интернатов для престарелых и инвалидов, находящихся в коммунальной собственности, в том числе 20 для престарелых и инвалидов, 41 – психоневрологи­ческий, 9 – для детей-инвалидов с особенностями психофизического развития. В указанных учреждениях проживает 17 тыс. человек. Проживающие окружены постоянной заботой и вниманием со стороны государства, в домах-ин­тернатах им предоставляется необходимый комплекс соци­ально-бытовых, реабилитационных и медицинских услуг.

Наряду с учреждениями социального обслуживания ком­мунальной собственности, особое место в республике зани­мает построенный по инициативе П.М. Машерова ГУ «Республиканский интернат ветеранов войны и труда», ко­торый по праву является лучшим в республике стационар­ным учреждением социального обслуживания. В интернате проживают заслуженные люди, внесшие весомый вклад в защиту Родины в годы Великой Отечественной войны и развитие народного хозяйства страны в мирное время. ГУ «Республиканский интернат ветеранов войны и тру­да» создан в 1974 г. Он расположен в Минском районе в п. Ждановичи. Интернат содержится за счет средств республи­канского бюджета и рассчитан для проживания 180 человек. Первых проживающих учреждение приняло 3 июля 1974 г. В 2009 г. было торжественно отмечено 35-летие функционирования данного учреждения.

Санаторно-курортное лечение и оздоровление ветеранов войны, труда и инвалидов.

Для организации санаторно-курортного лечения и оздо­ровления ветеранов войны, труда и инвалидов в системе Ми­нистерства труда и социальной защиты функционируют че­тыре санатория на 724 места. Содержание этих санаториев осуществляется за счет средств республиканского бюджета.

Санатории системы Минтруда и соцзащиты прошли го­сударственную аттестацию и подтвердили статус санаторно-курортных организаций второй категории. Все санатории оснащены современной диагностической аппаратурой и ме­дицинским оборудованием для обследования ветеранов и инвалидов, разработаны методы лечения и обслуживания, адаптированные к данному контингенту. Названные учреж­дения являются единственными в республике санаторно-курортными организациями, которые предназначены для оздоровления ветеранов войны, труда и инвалидов с различ­ными профилями заболеваний. В санаториях «Белая Вежа», «Ясельда» и «Вяжути» создана безбарьерная среда для проживания и организации лечения инвалидов-колясочников.

С целью дальнейшего улучшения жилищно-бытовых ус­ловий, укрепления материально-технической базы намечены дальнейшие меры по строительству, обустройству и реконст­рукции указанных санаторно-курортных организаций. Ежегодно в указанных учреждениях поправляют свое здоровье более 11,5 тыс. человек.

ГУ «Республиканский санаторий «Березина» для ве­теранов войны труда и инвалидов» (Минская область, г. Борисов) рассчитан на 300 мест для оздоровле­ния граждан с заболеваниями сердечно-сосудистой системы. Функционирует санаторий с 1981 г. Санаторий расположен в живописном уголке вдоль реки Березина в 2 км от г. Борисова и 65 км от г. Минска, что обеспечивает хоро­шую транспортную доступность. Условия проживания: бла­гоустроенные корпуса с одно- и двухместными номерами. Медицинское обслуживание включает кабинеты: иглорефлексотерапии, функциональной диагностики, физиотерапев­тический, лабораторный, спелеотерапии, ингаляторий и т.д. Всего в санатории отпускается 116 видов процедур.

В ноябре 1999 г. были приняты первые отдыхающие в ГУ «Республиканский санаторий «Белая Вежа» для вете­ранов войны, труда и инвалидов» (Брестская область, Каменецкий район, п. Приозерский). Вместимость санатория составляет 142 места. В этом санатории поправляют свое здоровье ветераны войны труда и инвалиды, страдающие заболеваниями органов кровообра­щения, пищеварения, дыхания, опорно-двигательного ап­парата. Размещен санаторий в живописном лесном массиве, практически на территории Беловежской пущи. В санатории создана современная лечебно-диагностическая база: клини­ческий, диагностический, биохимический, ультразвуковой кабинеты, кабинеты электролечения, теплолечения, фито­терапии, ингаляторий, спелеокомната и другие.

ГУ «Республиканский санаторий «Яселъда» для вете­ранов войны, труда и инвалидов» (Брестская область. Пинский район, д. Почепово,) рассчитан на 150 мест для оздоровления граждан с гастроэнтеро-логической и опорно-двигательной патологией. Санаторий расположен в живописном уголке в 10 км от Пинска около д. Почепово. Временное медицинское оборудование позволяет на высо­ком уровне производить диагностику и лечение больных с заболеваниями опорно-двигательного аппарата и желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой системы, щитовидной железы, кожных заболеваний и т.д.

К услугам оздоравливающихся представлен широкий пе­речень диагностических, физиотерапевтических процедур. В водолечебнице санатория отпускаются различные ванны и души, душ-массаж, подводный массаж. Грязелечебница предназначена для отпуска общих и местных грязевых процедур с применением сапропелевых грязей озера Дикое.

В 2000 г. начал функционировать ГУ «Республиканский санаторий «Вяжути» для инвалидов с нарушениямиопорно-двигательного аппарата» (Минская область, Молодечненский район, п/о Пруды) на 132 места. В этом санатории также поправляют свое здоро­вье инвалиды и престарелые люди с заболеваниями нервной и сердечно-сосудистой систем. Санаторий расположен в 25 км от г. Молодечно на живописном берегу реки Вилия и естественного водоема в сосновом бору в экологически чис­той зоне. Названный санаторий является цехом здоровья и отдыха, где создана современная лечебная база для оздоров­ления граждан с заболеваниями опорно-двигательного ап­парата и сердечно-сосудистой системы. В санатории функционируют следующие медицинские кабинеты: водолечебница, озокерито-парафинолечение, электролечение, ингаля-торий, массажный кабинет и т.д. В 2008 г. начата реконструкция лечебного корпуса. Строительство планируется завершить в 2010 г.

Адресная социальная помощь.

В ходе реализации Программы при определении нуждаемо­сти одиноких граждан пожилого возраста и ветеранов в соци­альной поддержке применяется выявительный подход, что позволяет обеспечить адресность предоставляемой помощи.

Сегодня создана система социальной защиты ветеранов и пожи­лых людей, в соответствии с которой указанным категори­ям граждан предоставляются, в соответствии с законода­тельством, различные льготы и социальные гарантии. Например, оди­ноким гражданам пенсионного возраста за счет средств мест­ных бюджетов устанавливаются индивидуальные пожарные извещатели, приборы учета расхода воды.

Система государственной адресной социальной помощи, созданная в Республике Беларусь в 2001 г., направлена на оказание временной материальной поддержки малообеспе­ченным гражданам и семьям, содействие в преодолении трудной жизненной ситуации.

На протяжении всего времени механизм ее предоставле­ния совершенствовался. Так, установлен единый порядок учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи, отме­нен категориальный подход к оказанию помощи, введен но­вый вид поддержки – единовременное социальное пособие.

В соответствии с Указом Президента Республики Бела­русь от 14 декабря 2007 г. № 638 «О некоторых мерах государственной поддержки населения» увеличен критерий нуждаемости для предоставления государственной адресной социальной помощи: с 60 до 100 % БПМ – при назначении ежемесячного социального пособия и до 120 % БПМ – при назначении единовременного социального пособия.

Реализация мер, предусмотренных Указом, позволяет оказывать государственную поддержку нуждающимся мало­обеспеченным семьям и гражданам, основываясь исключительно на принципе адресности. Об эффективности данных мер свидетельствует значительный рост числа получателей государственной адресной социальной помощи и увеличение охвата такой поддержкой малообеспеченных слоев населе­ния. Так, в 2008 г. помощь предоставлена 286 тыс. человек на общую сумму около 49 млрд. рублей. Необходимую поддержку в 2008 г. получил каждый третий малообеспе­ченный (в 2007 г. – только каждый 12-й).

На 1 июля 2009 г. государственная адресная со­циальная помощь назначена 107,9 тыс. человек на сумму 20 321 003,2 тыс. рублей.

Одним из компонентов государственной системы соци­альной защиты населения является общественное вспомоществова­ние. Под общественным вспомоществованием понимается финансирование из бюджетных средств жизненно важных потребностей отдельных лиц или групп населения, при ко­тором в качестве ориентира выступает их индивидуальная нуждаемость. Эта деятельность направлена на поддержание уровня жизни бедных независимо от уплаты страховых взно­сов. Такая социальная помощь рассматривается как вре­менная поддержка и может осуществляться как в денеж­ной, так и в натуральной форме.

Это направление социальной защиты населения в Рес­публике Беларусь реализуется, прежде всего, посредством системы государственной адресной социальной помощи, которая в нашей стране была введена в 2001 г. Целью этой системы является оказание малообеспечен­ным гражданам (семьям) материальной помощи для преодо­ления или смягчения трудной жизненной ситуации, в кото­рой они оказались, и потому их среднедушевые доходы стали ниже гарантированного уровня бюджета прожиточного мини­мума (БМП), т.е. ниже критерия нуждаемости. Размер адресной социальной помощи равен разнице между критерием нуждаемо­сти и среднедушевым доходом семьи или гражданина.

Основные нормативные правовые акты, регулирующие выделение адресной социальной помощи:

♦ Указ Президента Республики Беларусь от 14 декабря 2007 г. № 6 № 638, согласно которому государство гарантирует поддержку в форме адресной социальной помощи наиболее нуждающимся слоям населения;

♦ Положе­ние о порядке учета доходов и расчета среднедушевого и совокупного дохода семьи (гражданина) для предос­тавления государственной адресной социальной помо­щи и безналичных жилищных субсидий: постановление Совета Министров Республики Бела­русь от 11 марта 2008 г. № 374;

♦ «О внесении измене­ний в постановления Совета Министров Республики Бе­ларусь от 6 августа 2004 г. № 951 и от 14 декабря 2005 г. № 1449»: постановление Совета Министров Республики Бела­русь от 25 апреля 2007 г. № 526, отменяющее категориальный подход при назначении государственной адресной социальной по­мощи: право на получение данного вида социальной поддержки получили все граждане (семьи), оказавшие­ся в трудной жизненной ситуации, при условии непре­вышения их среднедушевого дохода над критерием нуж­даемости;

♦ постановление Министерства труда и социальной за­щиты от 14 января 2008 г. № 10 об утверждении формы журнала регистрации заявлений о назначении государ­ственной адресной социальной помощи;

♦ Закон Республики Беларусь от 14 июня 2007г. № 2393 «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан», значительно сокративший круг лиц, которые могут рассчитывать на поддержку со стороны государства;

♦ постановле­ние Совета Министров Республики Беларусь от 11 марта 2008 г. № 374 «О некоторых вопросах поддержки насе­ления;

♦ Приказ Министерства здравоохранения РБ от 14 марта 2008 г. № 198, которым предусмотрено осуществление льготного отпуска лекарственных средств по картам учета льготного отпуска лекарственных средств и перевязочных материалов.

К 2011 г. предполагается довести критерий нуждаемос­ти до уровня основного критерия признания граждан мало­обеспеченными – бюджета прожиточного минимума. По оп­ределению Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, бюджет прожиточногоминимума это стоимостная величина минимального набора материаль­ных благ и услуг, необходимых для обеспечения жизнедея­тельности человека и сохранения его здоровья, а также обязательные платежи и взносы.

Этот показатель используется для определения размера государственной социальной помощи малообеспеченным гражданам (семьям), обоснования минимальных государ­ственных социально-трудовых гарантий, расчета пособий, размера пенсий, норматива индексации денежных доходов населения, для определения права на бесплатное обеспече­ние продуктами питания детей первых двух лет жизни.

Другим критерием малообеспеченности является минимальный потребительский бюджет — это расходы на приоб­ретение набора потребительских товаров и услуг для удовлет­ворения основных физиологических и социально-культурных потребностей человека. Он утверждается ежеквартально для 18 социально-демографических групп населения. Данный по­казатель служит основой для определения права граждан на получение льготных кредитов и субсидий на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений.

С 1 августа 2009 г. в связи с изменением бюджета про­житочного минимума в среднем на душу населения произведены перерасчеты минимальных трудовых пенсий, надбавок повышений к ним, социальных пенсий. Минимальный размер пенсии но возрасту на данный момент составляет 176 720 бел. руб.

7. Организация медицинской, социальной и психиатрической помощи лицам пожилого и старческого возраста.

Социальная работа с пожилыми людьми осуществляется органами социальной защиты. Система учреждений и организаций социальной защиты населения, в том числе пожилых людей включает:

- Министерство социальной защиты Республики Беларусь;

- областные, городские, районные исполнительные комитеты;

- учреждения социальной защиты.

Механизм социальной защиты пожилых людей в Беларуси реализуется на государственном уровне (общества в целом и местном).

На общественном уровне обеспечивается гарантированное предоставление законодательно установленных размеров пенсий, пособий, услуг и льгот. На местном уровне помощь пожилым оказывается районными отделами социальной защиты, которые решают вопросы дополнительного повышения уровня обеспе­чения, предоставления пожилым людям дополнительных услуг с учетом местных условий.

Районные исполнительные комитеты включают два отдела, которые занимаются социальной защитой пожилых людей:

- отдел социального обслуживания;

- отдел социальной защиты.

Отдел социального обслуживания в основном занимается обслуживанием в надомных условиях одиноких пожилых людей, нуждающихся в посторонней помощи, вследствие частичной или полной утраты способности к самообслуживанию. Последнее время при таких отделах созданы Территориальные Центры социального обслуживания населения, в том числе пожилых. Это государст­венные учреждения, осуществляющие свою деятельность на тер­ритории района. Здесь оказываются комплексные виды помощи нуждающимся в социальной поддержке, включающие медицинскую, социальную и психиатрическую помощь лицам пожилого и старческого возраста. Изучение деятельности ТЦСОН показывает, что медико-социальное обеспечение лиц пожилого возраста имеет три основные формы:

ü стационарное;

ü полустационарное обслуживание;

ü обслуживание на дому.

Одной из важнейших проблем развития системы медико-социальной помощи является координация действий между ведомствами, ее обеспечивающими: Минздравом, Минтруда и социальной защиты, Обществом Красного Креста, Фондом социального страхования, а также между иными структурами и ведомствами, имеющими специализированные учреждения и средства, используемые в интересах пожилых граждан. В комплексе мер медико-социального характера, направ­ленных на охрану здоровья пожилых людей, особое место занимают внебольничные формы помощи пожилым как наи­более экономичные в финансовом и кадровом отношении. Среди них выделяют:

♦ гериатрические кабинеты в поликлиниках;

♦ геронтологические и гериатрические центры, амбула­торные гериатрические отделения, медико-социальные отделения в ЛПУ;

♦ стационарозамещающие (дневные стационары в ЛПУ, стационары на дому, койки дневного пребывания при стационарах);

♦ центры медико-социальной реабилитации инвалидов;

♦ систему врача общей практики;

♦ службы органов социальной защиты (центры социаль­ного обслуживания, отделения скорой помощи, соци­альной помощи на дому, отделения дневного и времен­ного пребывания, социальные жилые дома);

♦ службы, организуемые Обществом Красного Креста, Дома милосердия, хосписы и другие общественные организации.

Можно выделить следующие приоритетные направле­ния практических мероприятий по достижению улучшения социального положения и внедрения инноваций в социальном обслуживании пожилых:

♦ обеспечение безопасных условий для пожилых людей;

♦ недопущение проявлений дискриминации по признаку пола, возраста, укрепление солидарности поколений;

♦ сохранение самостоятельности в пожилом возрасте че­рез предоставление социальных услуг;

♦ налаживание партнерства на всех уровнях.

Для улучшения функционального статуса и независимос­ти пожилых людей специалисты отмечают, что им необходимы следую­щие виды помощи:

♦ лечебные/физиологические; устранение боли и диском­форта; функциональные мероприятия;

♦ когнитивные меры;

♦ аффективные меры;

♦ социальные контакты;

♦ социальное участие;

♦ мероприятия, способствующие возникновению чувства удовлетворения помощью, окружающей обстановкой.

Для оценки функционального состояния пожилых людей важны медицинский, психологический, социально-экономи­ческий аспекты их жизнедеятельности, определяющие нужды и потребности медико-социальной помощи пожилым людям.

Социальная работа с пожилыми должна быть тесно свя­зана с вопросами защиты их прав, утвержденными в Декла­рации прав человека. Принципиально новыми подходами в социальной работе является использование возможностей Интернета и электронной почты для обучения персонала, членов семей, студентов и потребителей услуг социальных служб, для общения и поиска дополнительных ресурсов заботы социальных служб.

 

 

 

1. Проблемы инвалидности в Республике Беларусь. Социальная значимость проблемы детской инвалидности.

2. Показатели первичной инвалидности населения Беларуси. Здоровье детей и структура первичной детской инвалидности.

3. Медико-социальная экспертиза: задачи, порядок проведения и организации.

4. Установление причин инвалидности и степени утраты трудоспособности. Критерии степени нарушения здоровья детей.

5. Проблемы реабилитации инвалидов в стране.

6. Законодательные основы социальной защиты и социальная помощь инвалидам в Беларуси.

7. Особенности психологической и профессиональной реабилитации детей-инвалидов.

8. Проблема реабилитации детей-инвалидов, страдающих ДЦП.

 

Рекомендуемая литература

 

1. Григорьев, А.Д. Социальная работа на Беларуси: история, опыт, проблемы / А.Д. Григорьев. – Минск: изд-во «Дизайн ПРО», 2000. – С.192– 198.

2. Кунгурова, Н.И. Социальная работа / Н.И. Кунгурова, В.К. Терехов. – Минск: МФЦП. – 2007. – С. 175–180; 219–225.

3. Пантюк, И.В. Теоретические основы социальной работы / И.В. Пантюк. – Минск: Амалфея, 2010. – С.104–170.

4. Социальная работа: теория и организация: пособие для студентов вузов / П.П. Украинец [и др.]; под ред. П.П. Украинец, С.В. Лапиной. – 2-е изд. – Минск: ТетраСистемс, 2007. – С.106–111.

 

1. Проблемы инвалидности в Республике Беларусь. Социальная значимость проблемы детской инвалидности.

Особую группу в структуре населения РБ представляют ин­валиды, численность которых в настоящее время составляет 507,4 тыс. человек, в том числе 26,4 тыс. детей-инвалидов в возрасте до 18 лет.

Инвалидность в современном понимании характеризует нарушение взаимосвязей человека с ограниченными жизнен­ными возможностями и общества. В то же время инвалид­ ность отражает социальную зрелость, экономическую само­стоятельность, нравственную полноценность общества и яв­ляется одним из важнейших показателей национального благосостояния и здоровья населения.

В условиях устойчивого демографического старения населения, тенденций роста онкологических заболеваний, заболеваний сердечно-сосудистой, нервной, дыхательной систем ежегодно около 45–46 тыс. человек впервые признаются инвалидами.

В связи с этим возникает необходимость создания условий для независимого проживания инвалидов, требует улучшения ситуация с обеспечением инвалидов современными техническими средствами социальной реабилитации, расширения сети реабилитационных учреждений для удовлетворения потребностей инвалидов в реабилитационных услугах.

На современном этапе развития общества решение проблем инвалидности является одним из приоритетных направлений социальной политики государства и заключается в создании правовых, экономических и социальных условий для охраны здоровья граждан, удовлетворения потребностей инвалидов в средствах реабилитации и проведения реабилитационных мероприятий.

В настоящее время значительно возросла роль ин­валидности в оценке качества жизни и здоровья населения, усовершенствованы имеющиеся и разработаны новые мето­ды статистического изучения инвалидности.

Так в Беларуси в 90-е гг. XX в. коренным образом пересмот­рены подходы к определению инвалидности. Принята совре­менная, отвечающая международным нормам, концепция инвалидности. Она сформулирована в Законах Республики Беларусь «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь» (1991), «О предупреждении инвалидности и реа­билитации инвалидов» (1994). В соответствии с законода­тельством в стране действует новый принцип установления инвалидности, в основу которого положено ограничение раз­ных сторон жизнедеятельности человека, а не только нару­шение профессиональной трудоспособности, как это было ранее.

В БелНИИ экспертизы трудоспособности и организации труда инвалидов разработана информационная система «Ин­валидность». На основании этой системы в республике гото­вится государственная статистическая отчетность, издается сборник «Показатели инвалидности». В систему показате­лей государственного текущего наблюдения инвалидности включены статистические данные, классифицируемые по полу, возрасту, занятости, месту проживания, нозологичес­кой причине и степени тяжести инвалидности.

В последние годы в стране наблюдается увеличение чис­ла инвалидов: например, численность инвалидов всего в 1990 г. – 347 994 чел.; в 2000 г. – 412 981 чел.; в 2001 г. – 409 288 чел.; в 2003 г. впервые признаны инвалидами 49 687 чел. Республика Беларусь относится к числу стран со средним уровнем первичной инвалидности населения.

За период с 1990–1997 гг. средний показатель первич­ной инвалидности населения в трудоспособном возрасте уве­личился несущественно: с 49,2 % до 50,1 %. Установлено, что с 1990–1993 гг. наблюдался рост показателей, а с 1993 по 1997 гг. – их снижение. При этом значительно превы­шали показатели инвалидности населения старше 60 лет над показателями инвалидности в трудоспособном возрасте. Это связано с высоким удельным весом населения пенсионного возраста среди первично признанных инвали­дами. Рост показателей первичной инвалидности пенсионе­ров начался с 1992 г. в связи с выходом Закона «О соци­альной защите инвалидов в Республике Беларусь». Пре­доставление льгот привело к тому, что число лиц пенсион­ного возраста в структуре первичной инвалидности посто­янно увеличивается.

Особую тревогу вызывает в республике детская инвалидность.

Инвалидность в детском возрасте рассматривается как значительное ограничение жизнедеятельности, приводящее к социальной дезадаптации вследствие нарушения развития и роста ребенка, снижения способности к самообслужива­нию, передвижению, ориентации, контролю над своим пове­дением, обучению, трудовой деятельности в будущем. По­этому особое внимание специалистам систем здравоохранения и образования необходимо уделять детям, имею­щим недостатки в умственном и физическом развитии, так как реабилитационные мероприятия в детском возрасте наи­более эффективны.

Детская инвалидность – сложная, многообразная и со­циально значимая проблема, требующая всестороннего изу­чения причин инвалидности, создания единых реабилитаци­онных технологий, включающих медицинские, психологи­ческие, профориентационные, профессиональные, соци­альные, юридические аспекты. За последние годы значитель­но вырос удельный вес детей-инвалидов, имеющих врожден­ную патологию. Если в 1985 г. в РБ число детей-инвалидов с врожденной патологией составляло 8,4% в структуре пер­вичной детской инвалидности, то в 1995 г. оно выросло до 16 %, а в 2001 г. составило 25%. Увеличилась численность детей-инвалидов в возрасте до 16 лет (с 2000 г. – до 18 лет) в 1990 г. – 9749 чел.; в 2000 г. – 29 115 чел.; в 2001 г. – 29 538 чел.; в 2003 г. – 30839 чел. Эта негативная тенденция свидетельствует о недостаточности мер первичной профилак­тики детской инвалидности в нашей стране.

Безусловно, государство уделяет большое внимание ока­занию помощи семьям, воспитывающим детей-инвалидов, финансированию научных и практических проектов, на­правленных на максимально полную всестороннюю реаби­литацию юных членов нашего общества.

Документом, подтверждающим инвалидность и степень утраты здоровья, является выписка из акта освидетельство­вания в Медико-реабилитационной экспертной комиссии (МРЭК).

 

2. Показатели первичной инвалидности населения Беларуси. Здоровье детей и структура первичной детской инвалидности.

Анализ показателей первичной инвалидности позволяет констатировать, что в последние годы происходит их рост по всем классам болезней. Повышение показателей первич­ной инвалидности является общей и одной из главных за­кономерностей, характерных для большинства хронических болезней.

В структуре причин первичной инвалидности населения Беларуси домини­рует инвалидность по общему заболеванию (93,1%). Инва­лидность с детства составляет 2,5 %. Инвалидность вслед­ствие аварии на ЧАЭС в структуре причин инвалидности рас­тет у лиц старше 16 лет (0,4 % в 1994 г. и 1,6 % в 1998 г.) и лиц трудоспособного возраста (0,7 % и 1,8 % соответствен­но). В структуре заболеваний, обусловивших наступление инвалидности у жителей Беларуси, основными являются: болезни системы кровообращения (43,8 %), новообразова­ния (13,0 %), болезни нервной системы и органов чувств (11,2 %).

Структура возрастного распределения впервые при­знанных инвалидами мужчин и женщин существенно разли­чается. В возрасте моложе трудоспособного основные причи­ны инвалидности – болезни нервной системы и органов чувств (35,9 %), врожденные аномалии (17,4 %), психичес­кие расстройства (15,4 %). В трудоспособном возрасте основ­ными причинами первичной инвалидности населения явля­ются: болезни системы кровообращения (26,3 %), новообра­зования (17,7 %), болезни нервной системы и органов чувств (12,8 %). В возрасте старше трудоспособного две причины – болезни системы кровообращения и новообразования состав­ляют 73,2 % всех случаев первичной инвалидности.

В структуре тяжести первичной инвалидности насе­ления вследствие болезней системы кровообращения 11,9 % составляют инвалиды I группы, 67,2 % – инвалиды II груп­пы и 20,7 % – инвалиды III группы. Лица в трудоспособ­ном возрасте составляют 10,2 % среди инвалидов I группы, 20,1 % – среди инвалидов II группы и 49,9 % – среди инвалидов III группы.

Главной особенностью динамики показателей первич­ной инвалидности населения Республики Беларусь являет­ся смена ее тенденции на рубеже 1993 г. Политика распре­деления социальных льгот через инвалидность стимулиро­вала повышенную обращаемость граждан в МРЭК и в 1990–1997 гг., как следствие сформировался значительный поток инвалидов, основную массу которого составляли лица в воз­расте старше трудоспособного.

Таким образом, ведущее место в формировании первич­ной инвалидности населения страны принадлежит послед­ствиям терапевтических, неврологических и онкологичес­ких заболеваний; главной нозологической причиной пер­вичной инвалидности являются болезни системы кровообра­щения; новообразования являются второй по значимости причиной инвалидности и третьей – болезни нервной систе­мы и органов чувств.

Здоровье детей в Республике Беларусь.

В структуре детской заболеваемости на первом месте болезни органов дыхания (71 %), инфекционно-паразитарные заболевания (8 %), затем заболевания нервной систе­мы и органов чувств (5 %). Самый высокий уровень заболе­ваемости отмечается в Минской области.

В последние годы увеличилось число детей часто и длительно болеющих. Медицинская статистика показывает, что хронические патологии имеет каждый четвертый ребенок до 14 лет и каждый третий подросток.

Негативные тенденции наблюдаются в состоянии здоро­вья детей, проживающих на загрязненных территориях. У них регистрируется высокий показатель уровня общей заболеваемости и хронических патологий ЛОР-органов, бо­лезней сердечно-сосудистой системы. По сравнению со свои­ми сверстниками из более благополучных регионов эти дети отличаются более низкой умственной работоспособностью.

Интенсификация отрицательно сказывается на состоя­нии здоровья учащихся. В процессе обучения к 5-му классу количество детей с I группой здоровья снижается на 54 %, количество детей с III группой здоровья возрастает до 84 %. Кроме того, в процессе обучения у детей нарушается осанка и острота зрения, и к окончанию школы только 7 % могут считаться здоровыми. Установлено, что до 45 % детей, поступивших в первый класс, уже имеют отклонения и их уже можно отнести к группе риска.

В последние годы наблюдается омоложение «венеричес­ких» болезней. С 1992 по 1996 год заболеваемость у подро­стков возросла в 6 раз, а за последние 10 лет – в 50 раз.

Структура первичной детской инвалидности.

По данным единовременного учета детей с недостатками умственного и физического развития, состояние стойкого ограничения жизненных и социальных функций, т.е. инва­лидность, имеют 77,6 % детей с нарушениями умственного развития, 71 % детей со слуховыми нарушениями и 56,7 % детей с нарушениями зрения.

При изучении возрастной структуры нарушений психо­физического развития установлено, что по мере увеличения возраста растет и удельный вес детей, имеющих нарушения психофизического развития, т.е. по терминологии ВОЗ «дезабильных». Если в возрасте от 0 до 4 лет удельный вес «дезабильных» детей с умственными и физическими недо­статками составляет 5221,2 на 100 000 детей данного воз­раста, то в возрастном диапазоне 10–14 лет он возрастает в 2,9 раза и составляет 15 168,1 на 100 000 детей. У значительного числа детей при первичном освидетельство­вании инвалидность определяется на большой срок, что говорит о тяжести нарушений функций организма.

В структуре первичной детской инвалидности (ПДИ) ли­дирующие позиции занимают: болезни нервной системы и органов чувств (24,7 % от всей первичной инвалидности); инвалидность вследствие врожденных аномалий (25 %); психических расстройств (11,9 %); новообразований (9,2 %). Увеличивается уровень первичной детской инва­лидности по болезням системы кровообращения, болезням органов пищеварения, врожденным аномалиям, болезням эндокринной системы, мочеполовой, болезням костно-мышечной системы и соединительной ткани.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 723; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.