Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Защита прав несовершеннолетних, вступивших в конфликт с законом




Специальные учебно-воспитательные и лечебно-воспитатель-ные учреждения для несовершеннолетних правонарушителей: сущность и специфика работы педагога социального.

Тема 11. Социально-педагогическая и психологическая помощь и поддержка отдельным категориям граждан

 

1. Специальные учебно-воспитательные и лечебно-воспитательные учреждения для несовершеннолетних правонарушителей: сущность и специфика работы педагога социального.

2. Защита прав несовершеннолетних, вступивших в конфликт с законом.

3. Коррекционно-реабилитационная работа с осужденными несовершеннолетними в закрытых воспитательных учреждениях. Социальная реинтеграция осужденных подростков.

4. Проблема насилия в семье в отношении женщин. Организация службы кризисной помощи женщинам.

5. Основные социальные услуги, оказываемые семье и детям.

6. Медико-психологические и социальные проблемы населения Беларуси после аварии на ЧАЭС.

7. Государственные меры Республики Беларусь по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС и социальная защита пострадавших граждан.

 

Рекомендуемая литература

 

1. Бедулина, Г.Ф. Ресоциализация несовершеннолетних право-нарушителей в учебных заведениях закрытого типа / Г.Ф. Бедулина // Сацыяльна-педагагiчная работа. – 2007. –№ 9. – С. 16–20.

2. Кунгурова, Н.И. Социальная работа / Н.И. Кунгурова, В.К. Терехов. – Минск: МФЦП. – 2007. – С. 227–263.

3. Пантюк, И.В. Теоретические основы социальной работы / И.В. Пантюк. – Минск: Амалфея, 2010. – С.172–186; 204–220.

4. Социальная педагогика: курс лекций / М. А. Галагузова [и др.]; под общ. ред. М. А. Галагузовой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – С. 319–342.

 

Специальные учебно-воспитательные учреждения для несовершеннолетних правонарушителей можно разделить на следующие виды:

· специальные общеобразовательные школы;

· специальные профессионально-технические училища;

Также существуют специальные лечебно-воспитательные учреждения. К ним относятся специальные (коррекционные) общеобразовательные школы и специальные (коррекционные) профессионально-технические училища для детей и подростков с отклонениями в развитии (задержкой психического развития и легкими формами умственной отсталости), совершивших общественно опасные деяния.

Как правило, создаются отдельные учреждения для мальчиков и девочек. Основной функцией специального учебно-воспитательного учреждения для несовершеннолетних правонарушителей является обеспечение их психологической, медицинской и социальной реабилитацией, включая коррекцию их поведения и адаптацию в обществе, а также создание условий для получения ими начального, базового, общего среднего и профессионального образования.

Учреждения могут быть открытого и закрытого типа. Учреждения открытого типа выполняют профилактическую функцию и создаются для следующих категорий детей и подростков:

1) с устойчивым противоправным (девиантным) поведением;

2) подвергшихся любым формам психологического насилия;

3) отказывающихся посещать общеобразовательные учреждения, испытывающих трудности в общении с родителями. Учреждения открытого типа могут быть государственными, муниципальными или негосударственными.

Учреждения закрытого типа создаются для несовершеннолетних с делинквентным поведением, т.е. совершивших общественно опасные деяния, предусмотренные Уголовным кодексом РБ, нуждающихся в особых условиях воспитания и обучения и требующих специального педагогического подхода. Такие учреждения могут быть только государственными.

Основной задачей указанных учреждений является коррекция поведения, обучение и подготовка к общественно полезной деятельности несовершеннолетних путем применения к воспитанникам педагогических методов с обязательным охватом общеобразовательным и профессиональным обучением и привлечением их к труду. При этом проведение воспитательной, культурно-массовой и спортивной работы сочетается с определенным режимом содержания.

В Республике Беларусь существует три учебных учреждения образования закрытого типа, где находятся малолетние правонарушители: Могилевское государственное специальное профессионально-техническое училище № 2 деревообработки, Могилевская государственная специальная средняя школа закрытого типа, Петриковское государственное специальное профессионально-техническое училище № 1 легкой промышленности. А также одно специальное лечебно-воспитательное учреждение (общеобразовательная школа для учащихся с ОПФР) закрытого типа для мальчиков в Кричеве.

Обязательным условием для направления несовершеннолетнего в специальные учебные заведения является постановка его на учет и проведение профилактической работы по месту его жительства со стороны сотрудников внутренних дел соответствующего уровня (города, района и т.д.). Этим занимается городской (районный) отдел по профилактике правонарушений несовершеннолетних (ОППН), существующий в УВД.

Если возникает необходимость направления несовершеннолетнего в специальное учебное заведение сотрудники ОППН оформляют заявку на получение путевки для такого ребенка, которая направляется в Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДН) при городской (районной) администрации. Комиссия, рассмотрев заявку, выносит постановление о направлении несовершеннолетнего в специальное учреждение (11–14 лет – в специальные школы, 14–18 лет – в специальные профессиональные училища) и выписывает ему путевку.

Направление подростков в специальные учебные учреждения осуществляется через приемники-распределители для несовершеннолетних правонарушителей, где они находятся со времени оформления сотрудниками ОППН заявки до получения выписанной Комиссией путевки в специальное учреждение.

После получения путевки сотрудники ОППН доставляют несовершеннолетнего в специальное учебное учреждение, а затем в течение всего периода его пребывания там осуществляют непосредственное взаимодействие с воспитанником и педагогическим коллективом учреждения, тесным образом сотрудничая с социальным педагогом учреждения.

Роль социального педагога в закрытом учебном заведении состоит в сопровождении личностного развития и осуществлении социальной реабилитации учащихся, проведении поддерживающих коррекционных мероприятий, осуществлении паспортизации учащихся-сирот, оформлении пенсии по случаю потери кормильца, открытии личных счетов, оформлении документации на каждого учащегося. В функции социального педагога входит также решение вопросов, связанных с организацией взаимодействия с государственными структурами.

Специфика обязанностей социального педагога в закрытом учебном учреждении состоит в следующем:

1) оформление ходатайства о лишении родителей родительских прав;

2) подготовка запросов по поводу недостающих документов, о переводе пенсий и пособий;

3) оформление прописки учащихся;

4) рассылка писем и звонки родственникам;

5) связь с КДН по месту жительства воспитанника;

6) решение вопросов о закреплении жилья за детьми-сиротами, их трудоустройство.

Социальный педагог также представляет интересы детей в КДН, в суде по вопросам, связанным с выводом или продлением срока нахож-дения для получения образования и специальности. Особого внимания требует работа по взысканию денежных средств с родителей детей – социальных сирот, поступивших в учебное учреждение закрытого типа.

Основополагающим моментом социально-педагогической поддержки является создание новой среды обитания, отличной от той, в которой подросток был до сих пор, и осуществление коррекционно-реабилитационной деятельности. Важная педагогическая задача этой работы – оказание помощи в период адаптации к условиям закрытого учебного заведения, обеспечение социальной защиты прав учащихся в государственных и общественных организациях, КДН, ИДН и судах.

Уголовный кодекс Республики Беларусь от 9 июля 1999 г. вступил в действие 1 января 2000 г. Учитывая особенности психологии несовершен-нолетних, в УК введен специальный раздел V «Особенности уголовной ответственности лиц, совершивших преступления в возрасте до восемнадцати лет». Это является существенным шагом на пути реализации требований Минимальных стандартных правил Организации Объединенных Наций, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (утверждены Генеральной Ассамблеей ООН 29 ноября 1985 г.). Эти правила предписывают в рамках каждой национальной юрисдикции «предпринять усилия для принятия комплекса законов, правил и положений, которые относятся непосредственно к несовершеннолетним правонарушителям...»

В разделе пятом УК определены:

1) виды и размеры наказаний, применяемых к лицам, совершившим преступления в возрасте до 18 лет;

2) особенности назначения наказания;

3) порядок применения принудительных мер воспитательного характера;

4) условия освобождения от уголовной ответственности и замены наказания более мягким;

5) особенности погашения судимости.

Необходимость специальных норм об ответственности несовершеннолетних в уголовном праве вытекает из принципов справедливости и гуманизма.

С целью наиболее полного обеспечения прав и законных интересов несовершеннолетних подозреваемых (обвиняемых) законодательством наряду с общими гарантиями предусмотрены ряд дополнительных. К ним относятся нормы Уголовно-процессуального кодекса РБ (УПК):

■ обязательность предварительного следствия по всем делам о преступлениях, совершенных несовершен­нолетними (часть 2 ст. 181, ст. 189 УПК);

■ обязательное участие защитника (п. 2 части 1 ст. 45 УПК);

■ участие в производстве по уголовному делу законно­го представителя (ст. 436, 437 УПК);

■ участие при допросе педагога или психолога (часть 1 ст. 435 УПК);

■ расширенный предмет доказывания (ст. 89 УПК);

■ сокращенная максимальная продолжительность допроса (часть 1 ст. 434 УПК);

■ особенности применения задержания и мер пресече­ния (ст. 432 УПК);

■ возможность назначения разбирательства уголовно­го дела в закрытом судебном заседании (часть 2 ст. 23 УПК);

■ недопустимость применения сокращенного порядка судебного следствия (часть 2 ст. 326 УПК);

■ удаление несовершеннолетнего обвиняемого из зала судебного заседания (часть 1 ст. 438 УПК).

Как известно, предварительное расследование протека­ет в двух формах: дознание и предварительное следствие. Общепринятой считается точка зрения, согласно которой права участников наиболее полно гарантированы при осу­ществлении предварительного расследования в форме пред­варительного следствия.

В правиле 12.1 Минимальных стандартных правил Организации Объединенных Наций, касающихся отправления правосудия в отношении несо­вершеннолетних (Пекинские правила, приняты резолюци­ей 40/33 Генеральной Ассамблеи от 29 ноября 1985 г.), содержится рекомендация заниматься расследованием дел о преступлениях несовершеннолетних наиболее подготов­ленным сотрудникам правоохранительных органов.

В соответствии с частью 2 ст. 181, ст. 189 УПК по уголовным делам о преступлениях, совершенных несовер­шеннолетними, обязательно предварительное следствие.

Участие защитника (адвоката) по делу о преступлении несовершеннолетнего обязательно независимо от того, дос­тиг ли обвиняемый совершеннолетия к моменту расследо­вания и судебного разбирательства. Это же правило приме­няется и когда лицо обвиняется в преступлениях, одно из которых совершено в возрасте до 18 лет, а другое – после достижения совершеннолетия (п. 8 постановления Плену­ма Верховного Суда Республики Беларусь от 28 июня 2002 г. № 3 «О судебной практике по делам о преступлениях не­совершеннолетних» 1, с изм. и доп. от 25 сентября 2003 г. № 11, 28 сентября 2006 г. № 9).

Обязательное участие защитника по делам несовершен­нолетних вызвано тем, что обвиняемый (подозреваемый) в силу своего возраста не в состоянии самостоятельно осуще­ствлять полноценную защиту своих интересов. Оно направ­лено на создание действительного процессуального равно­правия между стороной защиты и стороной обвинения.

Несоблюдение судом требований закона об обязатель­ном участии защитника (адвоката) по делам о преступле­ниях несовершеннолетних признается в соответствии с п. 4 ст. 391 УПК существенным нарушением уголовно-процессуального закона и влечет отмену обвинительного приговора (часть 4 п. 8 постановления Пленума Верхов­ного Суда Республики Беларусь от 28 июня 2002 г. № 3 «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних»).

Законное представительство вытекает из обязанности родителей, усыновителей, опекунов и попечителей по за­щите прав и законных интересов несовершеннолетних во всех учреждениях, в том числе следственных и судебных.

Судебная практика исходит из того, что содержащийся в части 1 ст. 56 УПК перечень лиц, которые могут быть законными представителями, является исчерпывающим. Однако если несовершеннолетний не имеет родителей и про­живает один или у лица, не назначенного надлежащим образом его опекуном или попечителем, суд в качестве закон­ного представителя несовершеннолетнего должен вызвать представителя органа опеки и попечительства. Очевидно, что в названных случаях аналогичная обязанность лежит и на следователе.

Если несовершеннолетний воспитывается в детском доме или школе-интернате в связи с сиротством или лише­нием родителей родительских прав, законным представите­лем является представитель воспитательного учреждения. Законными представителями несовершеннолетнего обвиня­емого не могут быть признаны родители (усыновители), лишенные родительских прав; опекуны или попечители, освобожденные органами опеки и попечительства от вы­полнения своих обязанностей; лица, признанные недееспо­собными; лицо, которому вменяемым обвиняемому деяни­ем, предусмотренным уголовным законом, причинен вред. Если указанные препятствия возникли после признания лица законным представителем несовершеннолетнего обви­няемого, суд решает вопрос о прекращении участия данно­го лица в судебном разбирательстве и принимает меры к замене его другим законным представителем.

Законный представитель может участвовать в деле в качестве защитника несовершеннолетнего, а также в качестве гражданского ответчика.

При допросе несовершеннолетнего обвиняемого или по­дозреваемого участие педагога или психолога обязательно (часть 1 ст. 435 УПК).

Перед допросом несовершеннолетнего следователь, про­курор, судья должны разъяснить педагогу или психологу его права и обязанности. Согласно части 1 ст. 62 УПК педагог или психолог являются специалистами и, следова­тельно, имеют права и несут обязанности специалиста.

Педагог или психолог вправе с разрешения следовате­ля, прокурора или суда задавать вопросы подозреваемому или обвиняемому, а по окончании допроса знакомиться с протоколом допроса или с соответствующей частью прото­кола судебного заседания и делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей.

Исходя из требований ст. 435 УПК, показания несовер­шеннолетнего обвиняемого, подозреваемого в отсутствие педагога или психолога не имеют юридической силы, в со­ответствии с частью 5 ст. 105 УПК признаются недопусти­мыми и не могут быть положены в основу обвинения.

Прекращение участия педагога или психолога при до­стижении обвиняемым 18-летнего возраста во время судеб­ного следствия не допускается.

Успешное решение задач уголовно-процессуального до­казывания во многом предопределяется четким представле­нием о предмете данной деятельности – предмете доказыва­ния. Под предметом доказывания понимается совокуп­ность обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголов­ному делу.

Предмет доказывания включает такие обстоятельства, которые непременно должны быть установлены посредством специальной процедуры судебного доказывания.

В соответствии с частью 1 ст. 89 УПК при производстве дознания, предварительного следствия и судебного разби­рательства уголовного дела подлежат доказыванию:

• наличие общественно опасного деяния, предусмотрен­ного уголовным законом (время, место, способ и другие об­стоятельства его совершения);

• виновность обвиняемого в совершении преступления;

• обстоятельства, влияющие на степень и характер от­ветственности обвиняемого (обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность, характеризующие личность обвиняемого).

Уголовно-процессуальное законодательство также предписывает при производстве предварительного следствия и судебного разбирательства обращать особое внимание на выяснение следующих обстоятельств:

• возраст несовершеннолетнего (число, месяц, год рождения);

• условия жизни и воспитания;

• причины и условия, способствовавшие совершению преступления несовершеннолетним;

• наличие взрослых подстрекателей и иных соучастников.

Справедливым наказанием в отношении несовершеннолетнего будет то наказание, которое наилучшим образом обеспечивает его исправление. При этом наказание не должно быть чрезмерно строгим.

Допрос несовершеннолетних ограничен четырьмя часами в день, и при этом обязателен перерыв после первых двух часов допроса. Данное положе­ние вызвано тем, что само по себе вовлечение несовершен­нолетнего в уголовный процесс может стать причиной психологической травмы подростка. В случае же длитель­ного допроса несовершеннолетнего негативное воздействие усилится.

При решении вопроса о применении меры пресечения в отношении несовершеннолетних подозреваемого или обви­няемого в каждом случае должна обсуждаться возможность применения такой меры, как отдача несовершеннолетнего под присмотр (ст. 432 УПК).

Отдача несовершеннолетнего под присмотр родителей, усыновителей, опекунов или попечителей регулируется ст. 123 УПК и является, по существу, поручительством лиц, на которых возложены обязанности по его воспита­нию и которые находятся с ним в близких родственных отношениях. Это усиливает воздействие данной меры на обвиняемого и подозреваемого.

Отдача под присмотр может быть осуществлена по письменному ходатайству лиц, которым подросток отдается под присмотр. При этом должны быть собраны данные об от­ношении этих лиц к воспитанию, выяснено, имеют ли они возможность в силу состояния здоровья, характера работы и других обстоятельств осуществлять присмотр. Обязатель­ства о присмотре может принять на себя один из родите­лей. Участие его в деле в качестве законного представителя не исключает возможности принять такое обязательство.

О принятии под присмотр дается подписка, в которой лицо, берущее на себя присмотр, обязуется обеспечить ус­ловия, при которых несовершеннолетний не скроется, бу­дет являться по вызовам органа, ведущего уголовный про­цесс, не будет препятствовать предварительному расследо­ванию дела или рассмотрению его судом, в том числе путем оказания незаконного воздействия на лиц, участвующих в уголовном процессе, сокрытия или фальсификации матери­алов, имеющих значение для дела, не будет заниматься противоправной деятельностью, будет надлежаще вести себя в семье, в быту, по месту работы или учебы. Лицу, которое берет на себя обязательства о присмотре, разъяс­няется характер преступления, в котором обвиняется или подозревается несовершен-нолетний, ответственность за не­выполнение обязательства. Об этом также указывается в подписке.

Отдача несовершеннолетних под присмотр администра­ции специальных детских учреждений применяется в отно­шении подозреваемых (обвиняемых), воспитывающихся в этих учреждениях (детские дома, школы-интернаты, спец­школы и специальные ПТУ, приемники-распределители).

Законодательство Республики Беларусь, воплощая его в жизнь, предусматривает по делам о преступлениях, со­вершенных лицами, не достигшими 16-летнего возраста, возможность проведения закрытого судебного разбиратель­ства. Этот принцип защищает несовершенно-летнего от огласки сведений, способных отрицательно повлиять на его будущую жизнь, позволяет «избежать причинения ему вре­да из-за ненужной гласности или из-за ущерба репутации» (п. 8.1 Пекинских правил).

При наличии оснований для рассмотрения уголовного дела в отношении несовершеннолетнего обвиняемого в за­крытом судебном заседании судья при назначении судебно­го разбирательства указывает об этом в постановлении с обязательным обоснованием такого решения (часть 1 п. 6 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 28 июня 2002 г. № 3 «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних»).

В судебное заседание вызываются законный представи­тель, педагог (часть 3 ст. 435, ст. 437 УПК). Вместе с тем неявка законного представителя несовершеннолетнего об­виняемого, надлежащим образом извещенного о рассмотре­нии уголовного дела и не заявившего ходатайства об его отложении, не препятствует рассмотрению уголовного дела, если суд не найдет его участие необходимым (часть 3 ст. 437 УПК).

Необходимо также отметить, что уголовно-процессуаль­ным законом не предусмотрен вызов для участия в судеб­ном разбирательстве представителей комиссий и инспекций по делам несовершеннолетних, а равно представителей учебно-воспитательных учреждений и трудовых коллекти­вов, в которых учился или работал несовершеннолетний. Работники этих органов, учреждений и организаций могут быть допрошены судом в качестве свидетелей, если это тре­буется для выяснения обстоятельств дела и данных о лич­ности несовершеннолетнего.

Судебное разбирательство должно отвечать интересам несовершеннолетнего и осуществляться в атмосфере пони­мания, что позволит несовершеннолетнему участвовать в нем и свободно излагать свою точку зрения (п. 14.2 Пекин­ских правил).

Все дела о преступлениях несовершеннолетних рассматриваются коллегиально (судья и два народных заседателя с обязательным участием защитника. В зале суда также должны находиться педагог или психолог.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 1741; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.