Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальное служение Белорусской Православной Церкви

Сегодня православная церковь возрожда­ет партнерские отношения с системой государственного образования. Государственная власть обратила внимание на положительную объединительную роль церквей как носителей общемировых ценностей, а церковь стала рассматривать политику как средство достижения конк ­ ретных социальных, просветительских и религиозных целей, которые стоят перед ними. Следовательно, как государство, так и церковь могут преследовать общие ин­тересы, заключающиеся в решении социаль­но-духовных проблем в обществе. Их об­щей целью является содействие развитию положительных тенденций в обществе, стремление к социальной справедливости и гражданской солидарности.

С учетом сложившихся реалий можно выделить следующие области взаимодействия государства и церкви в социально-духовной сфере:

• миротворчество намеждународном и гражданском уровнях, содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми,народами и государствами;

• забота о нравственностив обществе;

• духовное, культурное, нравственное ипатриотическое воспитание;

• дела милосердия иблаготворительности, развитие совместных социальных программ;

• охрана, восстановление и развитие исторического икультурного наследия, включаязаботу об охране памятников ис­тории и культуры;

• диалог с органами власти любых вет­вей и уровней повопросам, значимым для церкви и общества, в том числе в связи свыработкой соответствующих законов, под­законных актов, распоряжений и решений;

• духовно-нравственное воспитание со­трудников правоохрани-тельных учреждений;

• профилактика правонарушений, попе­чение о лицах, находящихся в местах ли­шения свободы;

• наука, включающая гуманитарные иссле­дования;

• здравоохранение;

• культура и творческая деятельность;

• работа церковных и светских средств массовой информации;

• деятельность по сохранениюокружа­ющей среды;

• экономическая деятельность на пользуцеркви;

• поддержание института семьи, мате­ринства и детства;

• противодействие деятельности псевдо­религиозных структур, представляющих опасность для личности и общества.

Как правило, политика контролирует светскую, а христианство – духовную жизнь обще­ства. Церковь пытается выполнять соци­альные функции: участие в деле образова­ния подрастающего поколения, в деле бла­готворительности и т.д. Как и государство, она решает задачи, жизненно важные не толь ­ ко для отдельных социальных групп, но и для общества в целом. Таким образом, особенно важным является со­циальное партнерство, сотрудничество меж­ду религиозными организациями и госу­дарством в различных сферах общественнойжизни.

Существует область совпадения интересов церкви и государства в социаль­ной сфере – это участие церкви в благо­творительности, возрождение службы мило­сердия, духовно-нравственное воспитание молодого поколения и т. д. Церковь видит свою задачу в по­мощи нуждающимся гражданам подняться, найти себя, дать возможность укрепиться душой. Для церкви сегодня существует возможность широкой благотворительности, которая издавна была свойственна право­славию. До революции под эгидой церкви была создана широкая сеть антиалкоголь­ных обществ, кружков, союзов. Они в сво­ей деятельности преследовали цель не только помощи, но и попечительства над семьей пьющего или сбившегося с пути.

Со временем характер религиозной деятель­ности менялся. Сегодня это не только исповедание веры, но и активная социальная, миссио­нерская, предпринимательская и иная дея­тельность. Церковь помогает детским домам, домам престарелых; активно участвует в создании детских приютов, в разных го­родах верующие оказывают помощь в уходе за тяжелобольными, инвалида­ми, престарелыми, священнослужители с беседами посещают колонии строгого режима, где осужденные собирают деньги на строительство храмов.

Таким образом, религиозные организации приносят пользу не только обществу, но и государству, для ко­торого выполнение этой функции – кон­ституционная обязанность. Церковь актив­но содействует тому, чтобы ветераны Вели­кой Отечественной войны, участники афган­ской войны и члены их семей, престаре­лые, инвалиды, дети, лишенные родителей и пораженные недугом, особенно в резуль­тате чернобыльской трагедии, были окруже­ны милосердием, состраданием, любовью и заботой. Такого рода деятельность может быть более эффективной при оказании со стороны государства реальной организацион­ной и материальной поддержки.

Итогом возобновившегося в диалога между светской системой образования и Белорусской Пра­вославной Церковью (БПЦ) стало подписанное 31 марта 2004 г. соглашение о сотрудни­честве между Министерством образования Республики Беларусь и Белорусской Пра­вославной Церковью по вопросам духовно-морального воспитания учащейся молоде­жи. Программа сотрудничества была разработана на основе Конституции Республики Бела­русь, законов Республики Беларусь «Об образовании в Республике Беларусь» (ныне отмененном в связи с ведением Кодекса РБ об образовании), «О правах ребенка», «О свободе совести и религиозных организациях», других норма­тивных актов Республики Беларусь, а так­же в соответствии с международным пра­вом, Соглашением о сотрудничестве меж­ду Республикой Беларусь и Белорусской Православной Церковью от 12 июня 2003 г. и ранее подписанными Министерством об­разования Республики Беларусь и Белорус­ской Православной Церковью документами.

В настоящее время принята и действует Программа сотрудничества между Министерством образования Республики Беларусь и Белорусской Православной Церковью на 2011–2014 гг.

В 1997 г. в Минске было создано диаконическое агентство «Круглый стол» по межцерковной помощи в республике. Аген­тство в качестве приоритетных направлений определило помощь пострадавшим от аварии на ЧАЭС, а также проблемы просвещения и образования, социальной реабилитации и медицинской помощи обездоленным и нуждающимся. Представительство в созданной координационной группе получили члены зарубежных диаконических агентств, представители евангельских христиан-баптистов, лютеранской и православной церквей.

В Минске по благо­словению митрополита Минского и Слуцко­го Филарета состоялся Учредительный съезд по созданию Республиканского обще­ственного объединения «Родители и учите­ля – за возрождение православного обра­зования» (РОО «РУВПО»). Цели этого объединения изложены в его Уставе, приня­том на съезде: содействовать изучению тра­диций православного образования в Белару­си, России и других странах, исповедую­щих православие, лучшему ознакомлению с православной культурой, историей, литера­турой, философией, педагогикой, традиция­ми и обычаями православных народов.

Совершенно новым явлением для Белорусской Православной Церкви стал богословский факультет Европейского гуманитарного университета в Минске (ныне Ин­ституттеологии БГУ), который возрожда­ет традиции православного просвещения,способствует созданию христианских духовных, культурных и образовательных структур, учебных и религиозных центров.

Расширяются контакты и сотрудничество с ведущими богословскими школами и университетами России, Западной Европы и всего мира. Международное сотрудничества Института теологии осуществляется через программы Республиканского образовательного фонда имени святых Мефодия и Kи рилла. Поддерживаются контакты с Петербургской и Московской духовными академиями, Российским православным университетом, Богословским Свято-Тихоновским институтом, Библейско-Богословским институтом имени Святого апостола Андрея, где курс обучения проходят студенты, стажируются преподаватели, а также сМГУ им. М. В. Ломоносова, факультетом теологии Латвийского университета. Проект по разработке школьных программ нравственного воспитания детей и подростков связывает Институт теологии и Богословский Свято-Тихоновский институт. Деятельность фонда подтверждает возможность и необходимость развития сотрудничества христианских организаций, учебных заведений различных стран.

Наблюдается оживление подобной дея­тельности и на региональном уровне. Так, в Гомеле ведется определенная работа по воспитанию подрастающего поколения в пра­вославных традициях. С этой целью по бла­гословению архиепископа Гомельского и Жлобинского Аристарха организован Право­славный духовно-просветительский центр, включающий в себя храм, церковно-приходскую гимназию, иконописную школу, биб­лиотеку духовной литературы с читальным залом. Городские власти выделили для них двухэтажное здание. Возглавляет просвети­тельский центр священник Вадим Кочан. Это учебное заведение действует по образцу школьных групп продленного дня. В про­грамму внешкольных занятий входят пред­меты духовно-нравственного содержания, та­кие, как история отечества, жития святых, церковнославянский язык, православная эти­ка. Есть сугубо церковные направления твор­чества: кружок иконописи, детский хор ду­ховной музыки. Новый приход занимается миссионерской деятельностью: посещаются детские дома, интернаты, дома престарелых. Дети готовят под руководством режиссера выездные спектакли. Проводится работа с родителями с целью профилактики наркома­нии, алкоголизма и т. д. По инициативе священника Вадима Кочана создана право­славная газета для семейного чтения «Лам­пада». Подобная духовно-нравственная, рели­гиозно-просветительская деятельность церкви очень важна, так как она будет способство­вать смягчению нравов в обществе, устойчи­вости семейной жизни и брака, включению христианских принципов в государственное законодательство.

В последнее время многие религиозные организации также активно участвуют в организации оздоровления учащихся. Они имеют право с разрешения местных испол­нительных и распорядительных органов от­крывать оздоровительные лагеря.

Следующее направление, где происходит взаимодействие с церковью – это вооруженные силы. Сегодня ведется сотрудниче­ство по проблеме «Служба в вооруженных силах и церковь». Взаимодействие вооружен­ных сил и религиозных организаций отве­чает необходимости реализации права свобо­ды вероисповедания граждан Республики Беларусь, находящихся на военной службе, а также решения воспитательных задач в воинских коллективах, в том числе с ис­пользованием духовно-нравственного потенци­ала религии. Такое взаимодействие способ­но обогатить практику патриотического и нравственного воспитания военнослужащих.

Так, в мае 1998 г. состоялась первая научно-практическая конференция внутренних войск МВД Республики Беларусь «Воинская служба и Православная Церковь в Респуб­лике Беларусь», на которой рассматривали вопросы необходимости сотрудничества церкви и внутренних войск республики. Результатом конференции стало Соглашение о сотрудничестве по следующим направлениям:

ü патриотическое воспитание воинов,

ü нравственное и духовное просвещение, реализация религиозных потребностей военнослужащих,

ü социальное попечительство военнослужащих и членов их семей,

ü сохранение историко-культурного и духовного наследия.

С 1994 г. осуществляется сотрудничество Белорусского экзархата, МВД Республики Беларусь и международных организаций со штаб-квартирами в США: Международным тюремным братством, Фондом поддержки церквей в СНГ. За пять лет взаимодействия был накоплен опыт духовной и материальной помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы.

Таким образом, в различных сферах общественной жизни задачи государства и церкви совпадают. Церковь, как и государство, может вести диалог с обществом, в числе с другими конфессиями и вероисповеда-ниями, находя новые принципы общежития – терпимость, солидарность, ненасилие. Может играть духовную роль, утверждая и пропагандируя необходимые обществу ценности – достоинство личности, ее права, свободу, любовь.

В целом, реализация религиозной деятельности в республике проводится по следующим направлениям:

ü поддерживая проведение государством политических, образовательных, социальных реформ, церковь способствует духовному возрождению государства, принимает участие в деле образования ивоспитания граждан;

ü благотворительность и социальное служение всегда были приоритетной сферой деятельности религиозных организаций, ими накоплен в этом огромный опыт. Отсюда религиозные организации способны внести вклад в решение проблем, связанных с психологическим личностным кризисом, с потребностью в духовной поддержке, в восстановлении системынравственных ориентиров;

ü государство может создать условия для полной реализации возможностей церкви в разрешении важных проблем: наркомании, алкоголизма, социальной реабилитации зак­люченных, беженцев, профилактики детс­кой и подростковой преступности, укрепле­ния семейно-брачного института.

Таким образом, участвуя в деле образо­вания, воспитания подрастающего поколе­ния, церковь, как и государство, выполня­ет задачи жизненно важные не только для отдельных социальных групп, на которые распространяется ее деятельность, но и для общества в целом.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Организация волонтерского движения. Специфика волонтерской деятельности с различными категориями людей | Питання № 2. Соціальна політика – це система програм, служб та заходів, спрямованих на досягнення соціальних цілей
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 1620; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.