Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Культура как основа социальной жизни

Лекция 3

 

 

Природные, демографические и экономические основы социальной жизни. Понятие «культура». Типология культур. Социальные функции культуры. Основные элементы культуры. Социокультурный процесс. Культура как фактор социальных изменений. Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры.

 

Природные, демографические и экономические основы социальной жизни. Социальная жизнь — это не что иное, как жизнь человека среди себе подобных. Особенность ее состоит в том, что люди создают не только материальный мир (орудия труда, жилище, мосты, машины и т. д.), но и мир взаимоотношений, поддержание которых невозможно без установления определенных правил поведения людей.

Каковы же предпосылки социальной жизни, природа законов, которые движут развитием общества, взаимодействием людей, образованием групп, институтов и организаций? Что это — реализация природных инстинктов или особое изобретение человека? Ведь животные тоже собираются в стаи, образуют семьи, имеют вожаков и подчиненных. Животные, как доказывают современные ученые, тоже обладают внеинстинктивными формами ориентации.

Решение этой проблемы принципиально важно для социологии по двум основным обстоятельствам. Если мы будем объяснять социальные явления природно-биологическими причинами (климат, рельеф местности, гены, инстинкты и т. д.), то, во-первых, придадим этим причинам внесоциальный, неподконтрольный людям смысл и начнем использовать законы биологии (например, поведение животного в стаде) для объяснения социальных явлений (например, поведение человека в группе). Во-вторых, абсолютизация природных причин (например, естественный отбор, естественно-природная неизбежность закипания воды при 100°С) приведет к такому же пониманию и объяснению социальных процессов.

В социологии сложились традиции в решении вопроса о соотношении природного и социального. Остановимся на трех основных подходах к решению этой проблемы.

Первый подход — биолого-географический редукционизм (ре­дукция — это сведение сложного к более простому), который тяготеет к абсолютизации природно-биологических факторов. Его называют первой «детской» болезнью социологии, которая и сегодня проявляется отдельными симптомами. Такой подход был характерен прежде всего для социологов XIX века. Например, Конт рассматривал общество как часть природы, как социальный организм и считал наиболее близкой и родственной социологии наукой биологию. Спенсер обосновал эволюционно-организмическую концепцию, согласно которой общество рассматривалось по аналогии с живым многоклеточным организмом. По Спенсеру, общество, как и биологический организм, наращивает массу (численность населения, материальные ресурсы и др.). Масса приводит к усложнению структуры общества, дифференциации функций его частей и т. д. Наряду с этим Спенсер использовал термин «надорганизм», подчеркивая отличие общества от биологического организма.

Биолого-географический редукционизм представлен в российской социологии XIX века[17]. Такие идеи развивались Александром Ивановичем Строниным (1826–1889) и Павлом Федоровичем Лилиенфельдом (1829–1903). Стронин полагал, что социология должна быть аналогична физиологии. Общество, по Лилиенфельду, состоит из клеток — человеческих индивидов — подобно тому, как из клеток состоит любой организм.

Идеи географического направления изложены в работе российского ученого-географа и социолога Льва Ильича Мечникова (1838–1888), которая называется «Цивилизация и великие исторические реки». Мечников искал источник эволюции цивилизации в отношении между средой и способностью населяющих данную среду людей к кооперации и солидарности. Полагая, что главным компонентом географической среды является так называемый гидрологический фактор (воздействие водных ресурсов на деятельность людей), он вычленил в мировой истории три основных эпохи для цивилизации: речную, морскую и океанскую (или «всемирную»).

Социал-дарвинистскую концепцию в контексте идей Спенсера обосновал польский социолог XIX века Людвиг Гумплович (1838–1909). Он подчеркивал, что биологические аналогии никакого значения для социологии не имеют. Гумплович обосновал положение о несводимости общественных явлений к природе индивида, рассматривал индивида реальностью второго порядка, являющейся продуктом группового опыта. Вместе с тем, он считал, что общество является продуктом завоевания одних групп другими. По его мнению, людям от рождения присуща взаимная ненависть, определяющая отношение между группами, народами, племенами и расами. По мере развития общества межгрупповые конфликты не исчезают, а лишь приобретают иные формы.

Более современными формами биологического направления в социологии являются фрейдизм (неофрейдизм), бихевиоризм и др. Так, по З. Фрейду, эстетические, творческие потребности — это по сути некие проявления либидо. В концепции Фрейда культура (или общество) изначально предстает как чуждая, враждебная человеку внешняя сила. Современные психосоциологические теории строятся на переосмыслении или реформации психоанализа (А. Адлер, К. Юнг, К. Хорни, Э. Фромм).

Бихевиористы всю систему социального научения строят по аналогии с животным механизмом, выявленным И. П. Павловым («стимул-реакция»).

По сути своей все натуралистические теории пытаются объяснить социальные явления естественно-биологическими свойствами человеческой природы или влиянием внешней среды на человека.

Наряду с этим в социологии сложился другой подход в оценке соотношения природного и социального. Его классическим выразителем был Э. Дюркгейм, который настаивал на объективном подходе к социальной действительности и трактовал социальные явления как «вещи», признавая их независимое от субъекта существование. Он противопоставлял свой подход попыткам объяснить социальную жизнь биологическими законами. Дюркгейм провозгласил, что социальное — это реальность особого рода, которая не сводится к другим видам реальности.

Основу третьего подхода к решению проблемы соотношения природно-биологического и социального в общественной жизни составляет представление о человеке как биосоциальном существе. У человека и животных много сходного, но есть и принципиальное отличие. Оно состоит в том, что человек удовлетворяет свои потребности способами, не имеющими аналогов в животном мире. Человек способен к научению и обучению, что у животных может проявляться только фрагментарно и ситуативно. Человек, как правило, удовлетворяет свои потребности посредством объединения усилий с другими людьми. Человек, что особо важно, обладает сознанием, являющимся особой способностью отражать и (мысленно) активно преобразовывать мир, ориентироваться в окружающей среде.

Благодаря способности человека предвидеть последствия своих действий для себя и других, способности побуждать себя к действиям или воздерживаться от них формируются внеинстинктивные формы регуляции жизни людей. Сознательная регуляция поведения людей на основе взаимных обязательств является основой социальной жизни.

В социальной жизни неминуемо проявляются природные связи (биологическая программа, законы биологической наследственности, инстинкты, рефлексы и т. д.). Но определяющую роль в социальном взаимодействии людей играет социокультурное наследие, которое генетически не передается, а осваивается человеком. Этот подход преобладает в современной социологии.

Современная социология исходит из того, что социальная жизнь сопряжена с условиями внешней природно-географической среды. Общество погружено в эту среду. Влияние географической среды очевидно (уровень жизни, быт, обычаи, уклад жизни, тип хозяйственной деятельности и т. д.). Общество должно быть адаптировано к природно-климатическим условиям. Географическая среда может содействовать или препятствовать социальному развитию. Люди используют механизмы принудительного или формирующего воздействия на природно-географическую среду. Степень интенсивности усилий человека зависит от того, где он живет — в тундре или в степях, в пустыне или в плодородной долине.

Одна и та же географическая среда может по-разному сказываться на жизни людей. Чем совершеннее общество как социокультурная система, тем слабее способность географического фактора влиять на социальную жизнь.

Выявление демографических основ социальной жизни — одна из сторон социологического изучения общества. Слово «демография» происходит от греческого слова «демос», означающего «народ». Демография — изучение населения, его численности, территориального размещения и состава, закономерностей их изменений, в особенности рождаемости, смертности, миграции и связанной с этим деятельности людей.

Социология использует демографический подход для изучения того, как тенденции развития народонаселения воздействуют на общество, его социальную структуру, социальные институты и процессы.

Одним из самых драматических показателей народонаселения мира являются темпы его роста. За последние полвека оно увеличилось более чем вдвое. Если в 1950 году население мира составляло 2,5 млрд. человек, то в 1996 году — 5,7 млрд. человек.

В Европе (без России) в 1950 г. — 392 млн. человек, в 1996 г. — 728 млн. человек. В Азии (без России) в 1950 г. — 1,3 млрд., в 1996 г. — 3,5 млрд. человек[18]. То есть за полвека в Европе население увеличилось почти в два раза, в Азии — в три раза.

Вторая половина ХХ столетия характеризуется небывалым ростом населения, глубокими изменениями рождаемости и смертности, возрастной и семейной структур, ростом урбанизации и миграции населения, значительными региональными различиями в развитии мирового населения.

В ХХ веке нашли яркое отражение такие явления как «демо­графический взрыв» и «демографический кризис», «демографическое старение» и др.

Демографический взрыв ХХ века имеет главной особенностью то, что в Европе быстрое увеличение населения было обусловлено социально-экономическими изменениями, т. е. следовало за экономическим ростом и изменениями в социальной сфере. В развивающихся же странах, где проживает около 80% мирового населения, быстрый рост населения значительно опережает экономическое и социальное развитие. Это усугубляет и без того сложное положение развивающихся стран (проблемы занятости, продовольствия, экологии).

Демографический взрыв ХХ века затрагивает все мировое сообщество, превратился из серии локальных проблем в одну из глобальных проблем современности.

Наряду с наблюдаемым во второй половине ХХ века демографическим взрывом в конце столетия проявился демографический кризис, затронувший в первую очередь ряд промышленно развитых стран. Суть демографического кризиса заключается в заметном ухудшении развития народонаселения, что проявляется в следующем: 1) уменьшении темпов роста численности населения в развитых странах, а в некоторых из них снижении этого показателя до нулевой отметки (последнее наблюдается с 1992 г. в России); 2) трансформации института семьи; 3) демографическом старении; 4) некотором ухудшении качества развития населения (в частности, в повышении доли людей с ограниченными интеллектуальными возможностями).

Все эти проявления ставят перед обществом серьезные социально-экономические, социально-медицинские, социально-психологические и этические проблемы, которые требуют решения на государственном и общественном уровнях, а также должны учитываться в повседневной практике.

Важными демографическими проблемами являются урбанизация и миграция населения. Суть урбанизации состоит в неуклонном повышении доли городского населения, росте городов, особенно больших. Первые города возникли примерно 5-6 тысяч лет назад в долинах рек — это создавало благоприятные условия для развития торговли и контактов с другими народами. В начале XXI века на нашей планете было уже 315 городов, достигших численности населения 1 млн. жителей, из них 14 городов — с населением 10 млн. человек и более (Токио — 26,5 млн. человек, Нью-Йорк — 16,3 млн.). В Москве — около 9 млн.

Постоянно увеличиваются масштабы мировой миграции. В 90-е годы в Западной Европе, например, почти 62% ее общего прироста населения приходилось на чистую миграцию (против 36% в 60-е и 48% в 70-е годы). Характерной чертой современной международной миграции является увеличение среди мигрирующих доли интеллектуалов и специалистов, а также «утечка мозгов» как безвозвратная эмиграция высококвалифицированных специалистов.

На миграцию людей оказывают воздействие экономическая необходимость, осознание новых возможностей, связи с родственниками, вооруженные конфликты.

Итак, демографические основы социальной жизни касаются народонаселения, проблем семьи и брака, рождаемости и смертности, здоровья и заболеваемости, распределения, урбанизации, миграции, проблем равенства и равноправия мужчин и женщин и др.

Существует взаимосвязь между народонаселением, устойчивым экономическим ростом и стабильным развитием. Поэтому демографические факторы должны учитываться при определении экономических и социальных стратегий. Важнейшее значение приобретают демографические прогнозы, в основе которых лежат расчеты численности и возрастно-половой структуры населения. Эти прогнозы помогают оценить количество и структуру будущих трудовых ресурсов, возможные потребности различных социально-демографических групп общества в товарах и услугах, рассчитать показатели потребления, спланировать размещение объектов социальной сферы, подготовку кадров.

Сегодня азбучная истина — то, что глубинным двигателем истории человечества является производство материальных благ. Социальная жизнь может существовать и развиваться лишь благодаря непрерывному возобновлению и повторению производственных процессов. Поэтому экономика является фундаментом всякого общества.

В общественной жизни основополагающее место занимают экономические отношения, которые в своей простейшей форме являются отношениями по поводу рационального, эффективного использования имеющихся ресурсов. Экономические ресурсы — это природные, людские и произведенные человеком ресурсы, которые используются для производства товаров и услуг. Все экономические ресурсы можно разделить на материальные ресурсы (земля, капитал) и людские ресурсы (труд и предпринимательская способность). Общим их свойством является ограниченность, вследствие чего и объем производства продуктов ограничен. В этих условиях общество добивается наибольшего удовлетворения потребностей при экономном использовании ресурсов.

Как уже отмечалось, не естественно-природная основа человеческого бытия предопределяет своеобразие социальной жизни человека, а люди, которые на основе своей природы изобрели многообразные вариации человеческого существования. Каждое общество обладает своей культурой, и ни одно общество не может существовать без нее.

Понятие «культура». Понятие культуры имеет множество трактовок. Культура — это интегрированный социальный опыт, «социальная наследственность» человечества. В самом широком смысле культура понимается как совокупность результатов материальной и духовной деятельности людей, т. е. все то, что производится, социально усваивается и разделяется членами общества. Все социальное наследие можно рассматривать как синтез материальной и духовной культуры. Материальная культура состоит из произведенных человеком предметов (здания, автомобили, одежда, украшения, мебель и т. д.). Духовная культура включает понятия, знания, идеи, привычки, обычаи, верования, ценности и др.

Культура — это прежде всего характерный для членов данного общества образ мыслей и образ действий. В социологическом понимании культура регулирует взаимоотношения людей в обществе. Культура внеприродна. К культуре относят те элементы человеческой жизни, которые качественно отличают человека от природы. Это явления, возникающие лишь в обществе и не встречающиеся во внешней природе (язык, мораль, наука, транспорт, одежда, обычай дарить подарки, изготовление орудий труда и т. д.). К культуре относят те качества человека, которые не наследуют генетически и не регулируются биологическими инстинктами.

Культура представляет собой символическую адаптацию людей к окружающим условиям.

Чтобы лучше приспособиться к окружающему миру, люди придумывают, изобретают. Исследователи обнаружили, что культура людей в разных обществах всегда учитывает универсальную психофизиологическую природу человека, универсальную логику существования организма в данной природной среде. Физическое единство внешней природы, биологическое единство человека как рода, единство принципов социальных взаимодействий людей с себе подобными создает множество культурных универсалий (запрещение убийства, осуждение воровства, лжи, организация защиты от враждебного окружения, чувство групповой сплоченности и т. д.).

Наряду с культурными универсалиями существует многообразие вариантов действий, принятых в разных культурах по одному и тому же поводу. Например, японцы, рассказывая о печальном событии, улыбаются, чтобы не огорчить слушателя. Мусульманин будет поражен, увидев алкогольные напитки на христианских поминках за столом.

Что же является источником внеприродного, что делает возможным надынстинктивное в жизни людей? Все это так или иначе порождено сознанием. Но культура — это не вообще сознание, а символический способ, метод оценочного освоения действительности и ориентации в ней. Культура — это восприятие, взгляд на мир сквозь призму добра и зла, полезного и вредного, прекрасного и безобразного, умного и глупого и т. д.

Устойчивое, специфически определенное восприятие мира и практическая деятельность в нем — это ментальность.

Социология имеет свой ракурс изучения культуры — исследование ее роли, ее функций в формировании и развитии социальных систем (социальных институтов, групп, общества в целом).

Социальная природа культуры характеризуется прежде всего тем, что культура создается и реализуется в социальных взаимодействиях. Она выступает символическим механизмом обеспечения соорганизованности индивидов.

Культура имеет две основные социальные функции: 1) интегративную, связанную с объединением людей в единое общество или общность на основе единых стандартов поведения, норм, ценностей, традиций; 2) регулятивную; выступая нормативной системой, культура упорядочивает, направляет и ориентирует действия людей.

Основные элементы культуры:

— символы — это объекты, которые имеют установленное значение и несут установленное содержание, понятное для других.

язык как код, шифр, с помощью которого передается информация, осуществляется общение, а также выделение «своих» из окружающего мира;

ценности — это обобщенные критерии оценки реальных явлений, это желательное, предпочтительное для социального объекта;

нормы, регулирующие поведение людей в соответствии с ценностями культуры.

Социокультурный процесс, т. е. функционирование культуры как социального явления, имеет две противоречивые тенденции: тенденцию к сохранению, преемственности и тенденцию к изменениям. Преемственность культуры обеспечивается в процессе социализации новых поколений, ее воспроизводства в жизнедеятельности людей.

Изменение культуры происходит в результате саморазвития (со­циокультурного отбора, селекции, распространения и закрепления инновации) и в результате культурных взаимодействий (добровольного, вынужденного, принудительного).

Современная культура характеризуется многообразием составляющих ее культур. В масштабах человечества существует многообразие социокультурных суперсистем. Анализируя великие культуры человечества, большинство исследователей (О. Шпенглер, Н. Данилевский, А. Тойбни) особое внимание уделяли различиям между цивилизациями, определенными группами народов.

В современном мире обнаруживаются две основные социокультурные тенденции, две великие мировые традиции, различие, целостность и самобытность которых идет из глубины веков, это — Запад и Восток.

Типология культур. Культура современного общества имеет множество культурных компонентов. Доминирующая, или всеобщая, культура — это совокупность культурных образцов общества, которые принимаются и разделяются всеми членами общества.

Субкультура — тесно связанная с доминирующей культурой, но в то же время отличающаяся от нее, например, высокая (элитарная) культура, народная культура (фольклор), профессиональная, городская, молодежная культура и т. д.[19].

Контркультура — субкультура, не только отличающаяся от доминирующих образцов, но и противостоящая им.

* * *

Культура является основой социальной жизни. В широком смысле культура понимается как совокупность результатов материальной и духовной деятельности людей. В узком смысле культура означает характерный для членов данного общества образ мыслей и образ действий. Основными элементами культуры являются символы, язык, ценности, нормы. Культура создается и реализуется в социальных взаимодействиях. Она имеет две основные социальные функции: интегративную и регулятивную.

Современная культура характеризуется многообразием составляющих ее культур (доминирующая, массовая, этническая, субкультура, контркультура и т. д.). Социокультурный процесс имеет две противоречивые тенденции: тенденцию к сохранению и тенденцию к изменениям.

 

 

 
 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Общество и его структура | Личность как деятельный субъект
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 1522; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.