Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предмет социологии




Социология

Василий Николаевич Сыров

Экзамен

Форма теста – зачет, экзамен – устно

Слово «социология»: Происхождение из двух слов древне греч. и лат. «социос»: товарищ, сообщество, «логос»: знания. Знания об обществе, сообществе.

Сама наука создана, в 30-40 е годы XIX века мыслителем фр. Огюстом Контом, родоначальник «позитивизма». Позитивные знания, социология – наука, которая опирается на строгий фактический фундамент, создает настоящую науку, цель – получение законов, которые опираются на прочный фундамент, опирающийся на факты.

Слово придумано в начале XIX века, в словарях пишут Огюст, некоторые специалисты: мыслитель фр. Анри Сен-Симон у которого Огюст был секретарем. Огюст стал слово использовать, создал, разработал науку.

Социология обладает объектом изучения, предметом изучения, структурой, соответствующей научному знанию, стандарту знания, методы.

Объект – фрагмент социальной реальности. Не все в обществе социология изучает.

Объект (социологического интереса):

1) действия людей, групп, направленное на создание сообществ или объединений.

2) поведение людей, групп, но обусловленных не их психическим состоянием, характером, а тем местом, которое они занимают в системе взаимоотношений (пример: продавец улыбается покупателю, потому что требует закон, менеджеры). Это и есть социальные отношения, позиции которые человек занимает в обществе, ценности групп.

3) как влияет социальное отношение на остальные сферы общественной жизни, на экономику, политику, духовную жизнь (престижное потребление: не потому что нужны, а потому что определяют социальное положение; чем дороже, тем лучше).

4) как люди используют те или иные сферы общественной жизни, чтобы изменить свое социальное положение (религию, экономику, политику, армию; церковь)

Предмет наиболее существенное свойство в изучаемом объекте. Социология стандартная наука.

Предмет – формулировка закономерностей социальной жизни. Любой закон – выявление связей (пример: М.Вебер определенный тип религии может выступать активатором к активной экономической деятельности - протестантизм).

Соответственно социология формулирует 3 типа закономерностей:

1. структуры общества, типов общества, элементов и отношений между элементами; расчленяем на детальки и наблюдаем как друг с другом они находятся (низший, средний, высший классы в обществе).

2. функционирования, устойчивые, постоянные, обратимые действия, один элемент структуры осуществляет по отношению к другим элементам или по отношению к системе в целом, наиболее доминирующая.

3 типа функций:

1. стать явным, декларируется социальным элементом и выполняется им же

2. латентная (скрытая, неявная), могут осуществляться и другие задачи (пример: раньше студенты – собирать урожай, преподаватели – покосы, совмещение интеллектуального и физического труда, неявная функция – все перезнакомились, некоторые поженились; демонстрации – функция социального контроля, студентов отчисляли).

3. дисфункция – обратно или противоположна тем, что задумывалось (пример: на заводах «Форд) ввели конвейер, повысилась производительность труда, объем продукции, но затем обнаружилась текучесть очень высокая, а затраты на обучение новых сотрудников повысилась, конвейерная система не учитывала потребности индивида, нет доверия и участия сотрудников.

Функции: Понимать смысл вещей исходя из того как они работают, что они делают.

3. изменений – приобретение (необратимое), утрата обществом, элементом общества, свойств, которыми до этого не обладал (не было государства когда то; общество раскалывается на разные социальные группы).

Социология обладает структурой, состоит из 2 компонентов: теоретическая, эмпирическая.

1) Теория – совокупность высказываний, утверждений, о наиболее существенных свойствах изучаемых объектов. Теория - абстракция, не реальность (средний класс, мы не можем это увидеть; электроны – не увидишь). Научить человека оперировать абстракциями, понимать их.

2) Эмпирическая часть – совокупность факто, наблюдений, экспериментов, источников.

2 функции: 1. источник построения теории – откуда и на основании чего.

2. способы доказательства или опровержения теоретических суждений.

Методы социологии:

2 типа: количественные, качественные.

Количественные – предполагают статистическую обработку материала, по заранее определенным параметрам и не подлежащим изменениям, массовый характер (анкетирование, контент-анализ текста).

Качественные – предполагают интерпретацию исходного материала, способность в единичном увидеть типичное (включенное наблюдение, увидеть изнутри). Метод фокус-групп, собираются специалисты по проблеме и обсуждают.

Функции:

  1. познавательная – «шире смотреть на вещи» в противовес сложившимся стереотипам, позволяет понимать многообразие факторов, неявных, влияющих на поведение людей, групп.
  2. практическая – на основании полученного знания, влиять, формировать поведение людей, групп.



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 274; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.