Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социология личности




Способы разрешения конфликтов

 

- консенсунс – взаимное удовлетворение сторон

- компромисс – соглашение путём взаимных уступок

- конфронтация – взаимное противостояние сторон

- коллапс – катастрофа.

 

Творческий – способность к созданию нового.

 

Потенциал – скрытые, нереализованные возможности.

Творческий потенциал.

 

Способность – талант – гениальность

Способность – индивидуальная особенность личности, являющаяся условием успешного осуществления определённого рода деятельности.

Не сводятся к знаниям, умениям, навыкам.

Выявляется в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами. Закладывается генетически. Обладают все люди.

 

Талант – высшее проявление способности.

 

Гениальность – наивысшая степень проявления творческих сил человека. Связана с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.

 

Гениальность существует вне времени и национальностей

 

Впервые слово «индивидуальность» употребил древнеримский государственный деятель и оратор Цицерон. «Индивид» в переводе - атом. Индивидуальность - то, что отличает одного человека от другого, какие-то яркие, особенные, неповторимые черты характера. Не только люди, но и эпохи имеют свою неповторимость и индивидуальность. В человеке всегда воплощается в единстве типичное и неповторимое.

У каждого человека свой темперамент - индивидуально своеобразная, природно обусловленная совокупность динамических проявлений психики. Еще со времен - Гиппократа ученые разделили людей на 4 типа: холериков, сангвиников, флегматиков и меланхоликов.

Нервная система характеризуется следующими свойствами - «сила - слабость», «уравновешенность - неуравновешенность», «подвижность - инертность». Различные сочетания этих свойств дают тип нервной системы:

1) Сангвиник - сильный, уравновешенный, подвижный.

2) Флегматик - сильный, уравновешенный, инертный.

3) Холерик - сильный, неуравновешеный, возбудимый.

4) Меланхолик - слабый.

Человек находится в постоянном движении, занимается какой-либо деятельностью. Деяние - это не просто человеческий поступок, общественно значимая деятельность. Деятельность человека отличается от поведения животных, которые тоже взаимодействуют со средой, но животные приспосабливаются к природе при помощи инстинктов, а человек сам приспосабливает природу. Он сам определяет и ставит себе цель, и, если нужно, может ее изменить. Целеполагание присуще только человеку.

Структура деятельности состоит из субъекта - того, кто осуществляет деятельность и объекта - то, на что она бывает направлена. Прежде чем что-то осуществить, необходимо поставить цель (это осознанный образ предвосхищаемого результата). Если цель соответствует реальным возможностям, она достижима. Долгие годы люди мечтали о ковре-самолете,но только в начале ХХ века их мечта сбылась.

Возникают и развиваются социологические теории, исследующие понятие «современной личности». Классическое исследование в этой области про­ведено в 70-х годах под эгидой Гарвардского проекта по соци­альным и культурным аспектам развития. Сравнительное изу­чение шести развивающихся стран (Аргентина, Чили, Индия, Израиль, Нигерия и Пакистан) позволило построить аналити­ческую модель современной личности. Ей присущи следующие черты.

1. Открытость экспериментам, инновациям и изменениям. Это может выражаться в различных формах: в готовности принять новое лекарство или прибегнуть к новому методу оздоровления, воспользоваться новым средством передвижения или средством информации, принять новую форму брачной церемонии или новый тип обучения молодежи.

2. Готовность к плюрализму мнений и даже к одобрению этого плюрализма. Современный человек способен признавать существование разных точек зрения. Он не боится, что взгляды других изменят его собственное видение мира. Он также не считает, что общественное мнение должно формироваться сверху.

3. Ориентация на настоящее и будущее, а не на прошлое, экономия времени, пунктуальность.

4. Уверенность современного человека в том, что он способен организовать свою жизнь так, чтобы преодолевать создаваемые ею препятствия. Это относится и к возможности покорения природы, и к контролю над политическими, экономическими и другими социальными проблемами.

5. Планирование будущих действий для достижения предполагаемых целей как в общественной, так и в личной жизни.

6. Вера в регулируемость и предсказуемость социальной жизни (экономические законы, торговые правила, правительственная политика), позволяющие рассчитывать действия.

7. Чувство справедливости распределения, т. е. вера в то, что вознаграждение не зависит от случая, а по возможности соответствует мастерству и вкладу.

8. Высокая ценность формального образования и обучения.

9. Уважение достоинства других, включая тех, у кого более низкий статус или кто обладает меньшей властью.

Американская исследовательница К. Дьюбойс назвала личность, обладающую общими для данного общества чертами, “модальной” (от взятого из статистики термина “мода”). Под модальной личностью Дьюбойс понимала наиболее часто встречающийся тип личности, обладающий некоторыми особенностями, присущими культуре общества в целом.

Возникают и развиваются социологические теории, исследующие понятие «современной личности». Классическое исследование в этой области про­ведено в 70-х годах под эгидой Гарвардского проекта по соци­альным и культурным аспектам развития. Сравнительное изу­чение шести развивающихся стран (Аргентина, Чили, Индия, Израиль, Нигерия и Пакистан) позволило построить аналити­ческую модель современной личности. Ей присущи следующие черты.

1. Открытость экспериментам, инновациям и изменениям. Это может выражаться в различных формах: в готовности принять новое лекарство или прибегнуть к новому методу оздоровления, воспользоваться новым средством передвижения или средством информации, принять новую форму брачной церемонии или новый тип обучения молодежи.

2. Готовность к плюрализму мнений и даже к одобрению этого плюрализма. Современный человек способен признавать существование разных точек зрения. Он не боится, что взгляды других изменят его собственное видение мира. Он также не считает, что общественное мнение должно формироваться сверху.

3. Ориентация на настоящее и будущее, а не на прошлое, экономия времени, пунктуальность.

4. Уверенность современного человека в том, что он способен организовать свою жизнь так, чтобы преодолевать создаваемые ею препятствия. Это относится и к возможности покорения природы, и к контролю над политическими, экономическими и другими социальными проблемами.

5. Планирование будущих действий для достижения предполагаемых целей как в общественной, так и в личной жизни.

6. Вера в регулируемость и предсказуемость социальной жизни (экономические законы, торговые правила, правительственная политика), позволяющие рассчитывать действия.

7. Чувство справедливости распределения, т. е. вера в то, что вознаграждение не зависит от случая, а по возможности соответствует мастерству и вкладу.

8. Высокая ценность формального образования и обучения.

9. Уважение достоинства других, включая тех, у кого более низкий статус или кто обладает меньшей властью.

Американская исследовательница К. Дьюбойс назвала личность, обладающую общими для данного общества чертами, “модальной” (от взятого из статистики термина “мода”). Под модальной личностью Дьюбойс понимала наиболее часто встречающийся тип личности, обладающий некоторыми особенностями, присущими культуре общества в целом.

Главными факторами, определяющими процесс формирования личности, безусловно, являются групповой опыт и субъективный, уникальный личностный опыт. Эти факторы в полной мере проявляются в процессе социализации личности.

Зачатки социальной организации существуют у пчел, муравьев, они живут коллективно, у них наблюдается разделение труда, оборона территории, контроль порядка, сложившаяся система отношений. Поведение животных, ведущих коллективный образ жизни, хотя и похоже на человеческое, но происходит инстинктивно.

Инстинкт - это биологические программы действия, которые являются врожденными и передаются генетически. Чем примитивнее существо, тем большую роль в его поведении играют инстинкты.

Например, у насекомых поведение практически на 100% инстинктивно. У слонов, волков уже меньше инстинктов и больше т.н. приобретенного поведения, которое передается родителями. У обезьян еще меньше инстинктов, чем, скажем, у тигров.

Однако у животных нет социализации. У человека, по мнению некоторых исследователей, поведение более чем на 80% - социально приобретаемое. Чем больше в своем поведении живое существо руководствуется инстинктами, тем меньшую роль в его «научении» принимают родители. Так, у насекомых, функцию родителей выполняет природа. Период подготовки к взрослой жизни в наибольшей степени затянут у человека. Раньше считалось, что он ограничивается детством, сегодня в него включают период юности и молодости. Почти треть своей жизни человек учится жить в мире общественных отношений.

На рубеже XX в. в научных и общественных кругах превалировало мнение о том, что человеческая природа определяется биологическими факторами. Чарльз Хортон Кули (1864 - 1929)выступил с резкой критикой этого утверждения. Он полагал, что люди преобразуют себя в процессе социальных взаимодействий, группового опыта и выдвинул теорию «зеркального Я». Согласно этой теории, в процессе «зеркального Я» индивид мысленно принимает на себя точку зрения других людей и видит себя как бы их глазами. Как отражение в зеркале дает образ физического “Я”, так восприятие реакции других людей на собственное поведение или внешность дает образ социального “Я”.

Данный процесс происходит в три фазы. Во-первых, индивид представляет себе, как он выглядит в глазах других людей. Например, он может решить, что поправляется и становится «жирными». Во-вторых, индивид воображает, как другие люди будут оценивать его внешность. В-третьих, он вырабатывает некий тип внутреннего самоощущения, например, чувство гордости или стыда, и на его основе формирует представление о том, что думают о нем прочие люди.

Следствием этого может явиться застенчивость. Застенчивые люди постоянно находятся под самоконтролем, кажутся слишком поглощенными проблемой собственной адекватности и адекватности своего поведения. В результате у индивида может развиться подавленность - внутренняя модель поведения, не дающая человеку достичь собственного уровня навыков и способностей под воздействием социального давления. Так, мы часто осознаем ситуации, в которых от нас ожидают успешной демонстрации умений.

Например, известно, что в финальной и решающей игре чемпионата, в чемпионате на кубок мира игроки - хозяева поля имеют тенденцию стушевываться и, следовательно, оказываются в невыгодном положении. Местные болельщики обычно реагируют на промахи и успехи своей команды аплодисментами, криками и свистом, в то время как голы, забитые командой гостей, сопровождаются угрюмым молчанием или криками разочарования. В обычных играх сезона такое поведение болельщиков может служить источником вдохновения для местной команды, но на чемпионате страх местных игроков проиграть его перед лицом поддерживающей их аудитории оказывает на игроков дополнительный “нажим” и усиливает самоконтроль. В результате они становятся “зажатыми” и склонными к совершению не типичных для них ошибок.

Другая важная концепция Кули - это концепция первичной группы. Первичные группы - это группы из непосредственного окружения, играющие ключевую роль в отношениях конкретного человека с обществом.

Кули, как и Мид, отвергал бихевиористический подход, согласно которому люди слепо и бессознательно реагируют на внешние стимулы. Они считали, что люди обладают сознанием, самостью и что обязанность социолога - изучение этого аспекта социальной реальности.

Американский социолог Джордж Герберт Мид (1863 - 1931) продолжил разработку идей Кули и сделал множество собственных открытий. Ему принадлежит понятие «обобщенного другого». Согласно его концепции, в процессе выработки полного самосознания дети, как правило, проходят три стадии: «стадию ролевой игры», «коллективной игры» и «обобщенного другого». На первой стадии ребенок в игре берет на себя роль только одного человека и «примеряет» на себя модель его поведения. Это проявляется, когда дети играют в куклы и принимают на себя родительскую точку зрения, как его отец или мать. На второй стадии коллективных игр ребенок уже принимает в расчет множество ролей. Это напоминает случай организованной спортивной игры, в которой каждый индивид должен учитывать роли большого числа людей.

Например, если в бейсболе игрок с битой отбивает мяч на третью базу, игрок первой базы должен хорошо представлять себе действия питчера, подающего на третьей базе, и “гасителя” мячей. Каждый игрок должен представлять свою роль во взаимодействии со всеми остальными игроками. То же происходит и в жизни. Детям предстоит познакомиться с ожиданиями, связанными с множеством ролей, если они хотят научиться успешно играть собственные роли.

На третьей стадии дети осознают, что они принадлежат к более крупному сообществу людей и это сообщество придерживается вполне определенных взглядов на то, каким должно быть его поведение. Социальная группа, дающая индивиду сознание цельности собственной личности, называется «обобщенный другой». Благодаря ей контроль преобразуется в самоконтроль.

Каждый из нас знает ощущение, когда после нелепого случая человек со смущением представляет себе, как он выглядел в глазах остальных. Он ставит себя на их место и представляет, что они думают о нем.

Согласно воззрениям Мида, социальное целое предшествует индивидуальному разуму как логически, так и во времени. Мыслящий, обладающий самосознанием индивид невозможен без первичной социальной группы. Сначала идет социальная группа, и она приводит к развитию мыслительных процессов самосознания.

Уточнением данной концепции является концепция «значимого другого» А. Халлера.

«Значимый другой» - это та личность, одобрение которой добивается индивид и чьи действия он по преимуществу принимает. В качестве «значимых других» могут выступать родители, учителя, друзья, популярные личности.

Следует отметить, что процесс усвоения мнения «обобщенного другого» о человеке, и формирования его «зеркального Я» лежит в основе интернализации (от лат. internus - внутренний) - превращения внешних норм во внутренние правила поведения.

Таким образом Дж. Мид сформулировал основные подходы к проблеме социализации личности, которая была развита Р. Минтоном и Т. Парсонсом.

Зигмунд Фрейд (1856 - 1939) предложил свое обоснование процесса формирования личности. Он объединил основные потребности с вли­янием общества, чтобы создать модель личности, состоящую из трех частей: Ид, Эго и Суперэго. Ид (от лат. «оно») воплощает основные влечения человеческого су­щества, которые бессознательны и требуют немедленного удовлетворения. Уходя корнями в биологию, Ид существует при рождении, превращая новорожденного в сплошное требование внимания к себе, прикосновения и пищи. Но общество противостоит центрированному на себе Ид, и потому одно из первых слов, какое выучивает ребенок, - «нет».

Чтобы избежать фрустрации, ребенок должен научиться реалистически подхо­дить к миру. Это осуществляется через Эго (от лат. «я»), которое есть сознатель­ные усилия индивида, направленные на уравновешивание врожденных влечений к по­иску наслаждения с требованиями общества. Эго развивается, когда мы осознаем себя, но также понимаем, что не можем получить всего, чего хотим.

Наконец, в человеческой личности развивается Суперэго (от лат. «над» или «помимо» эго), которое представляет собой культурные ценности и нормы, интернализированные индивидом. Суперэго выступает нашей совестью, объясняя нам, почему мы не можем получить всего, чего хотим. Оно начинает формироваться, когда ребенок осознает родительский контроль, и созревает, когда человек прихо­дит к пониманию, что поведение каждого должно учитывать культурные нормы.

В процессе своего развития ребенок сталкивается с оше­ломляющим потоком физических ощущений, которые либо приятны, либо болез­ненны. Однако с развитием Суперэго он выучивает моральные понятия должного и недолжного. Иными словами, сначала дети способны ощущать добро только физически, но к 3-4 годам они воспринимают добро и зло в согласии со своей оцен­кой собственного поведения применительно к культурным нормам.

Ид и Суперэго конфликтуют, но у хорошо приспособленного индивида Эго уравновешивает эти противоборствующие силы. Если конфликты не разрешают­ся в детстве, то в дальнейшем они могут всплывать на поверхность в виде рас­стройств личности.

Культура, выступая в форме Суперэго, подавляет эгоистичные требования, за­ставляя людей считаться с другими. Часто бывает, что противоречивые требова­ния «Я» и общества выливаются в компромисс, который Фрейд назвал сублимаци­ей. Она преобразует эгоистичные стремления в социально приемлемое поведение. Сексуальные желания, например, приводят к браку, тогда как агрессия выплески­вается в соревновательных видах спорта

Подведем итог и сформулируем ряд определений, с помощью которых можно охарактеризовать социализацию. Итак, социализация:

· Идентифицирует человека не только как «существо разумное», но и как «существо социальное».

· Способствует становлению социального «Я». Все человеческое поведение - прежде всего результат научения, или социализации.

· Является процессом приобретения статусов и обучения ролевому поведению.

В широком смысле, социализация - это процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе.

Процесс социализации охватывает все фазы развития любого человеческого существа, которые называют жизненными циклами. Таких циклов можно выделить четыре:

· детство (от появления на свет до полового созревания) - освоение элементарных навыков человеческого общежития;

· юность (от 12 - 14 до 18 - 20 лет) - подготовка к активному трудовому периоду;

· зрелость (от 18 - 25 до 60 лет) - активный трудовой период;

· старость (60 лет и старше) - выход из активного трудового периода.

Этими жизненным циклам соответствуют четыре основные фазы (этапы) социализации:

· первичная (детская) социализация - этап младенческого возраста;

· вторичная социализация - этап, совпадающий с получением формального образования;

· социализация зрелости - этап превращения индивида в самостоятельного экономического агента и создания им собственной семьи;

· социализация старости - этап постепенного отхода от активной трудовой деятельности и превращение в своеобразного «иждивенца» (государства или собственных детей - в зависимости от уровня развития общества).

Каждый из этих этапов связан с обретением нового статусного набора и освоением новых ролей.

Значение именно ранних воздействий, развивающих личность и интеллект, подчеркивается, в частности, следующими фактами (Р. Бергинс): до 20% будущего интеллекта приобретается к концу первого года жизни, 50% - к четырем - 5 годам, 80% - к 8 годам, 92% - до 13 лет. По мнению некоторых психологов, примерно в 7 - 9 лет ребенок усваивает до 50% того объема информации, который ему предстоит усвоить в течение всей его жизни. Одна из главных функций этого этапа - общая подготовка индивида к предстоящей ему в дальнейшем жизнедеятельности в образовательных институтах и получение формального и неформального образования.

Вторичная социализация выполняет и ряд латентных (скрытых) функций. Одной из таких функций является выработка навыков функционирования в условиях формальной организации. Можно утверждать, что вторичная социализация начинается еще до школы - для тех детей, которых приводят в детский сад или даже ясли. Так или иначе, к моменту завершения вторичной социализации родители и ближайшее окружение ребенка уже передают ему не только значительный объем информации о мире, в котором ему предстоит жить, но также и нормы, ценности и цели своих групп и своего социального класса (во всяком случае - того класса, с которым они себя идентифицируют).

Исследования показывают, что классовое положение родителей влияет на их методы воспитания детей. От классового положения зависит не только количество денег, расходуемых родителями на детей, но и то, чего они ожидают от них. Из опросов становится понятно, что после просьбы выбрать из перечня личностных черт те, что наиболее желательны в ребенке, представители низших классов в США предпочитают послушание и конформность. В отличие от них люди с достатком выбирают разумность и креативность. Эта разница объясняется тем, что люди, стоящие на низших ступенях социальной лестницы, обычно малообразованы и выполняют несложные работы, которые тщательно контролируются.

Дэвид Мак-Клелланд попытался проанализировать «мотивацию достижения», как качество личности, являющееся социальной предпосылкой высокой экономической активности и преуспевания. В поведенческом аспекте мотивация достижения связана с мобильностью, направленной вверх: частыми поездками, долгими часами работы, желанием накопить капитал, надеждой на образование детей, предпринимательской активностью. В области социальных установок наблюдаются стремление к новшествам, высокое чувство ответственности, планирование действий, рациональный расчет, готовность к риску.

Как рождается и развивается этот крайне важный синдром личности? Ключ предлагается искать в области социализации, в соответствующих требованиях, предъявляемых к воспитанию и обучению детей. С ранних лет им необходимо прививать уверенность в себе, настойчивость в достижении цели, уважение к напряженному труду. Как говорит Мак-Клелланд, посеяв мотивации достижения, пожнешь урожай экономического роста.

Однако такой подход не учитывает ситуацию, когда желание достичь успеха огромно, но средства для того, чтобы реализовать это желание в предпринимательстве, либо отсутствуют, либо недоступны. Скорее всего, следствием этого будет глубокий кризис надежд и ожиданий, что может привести к пассивности и апатии.

Вступление человека в стадию социализации зрелости затягивается до 25-летнего возраста, а то и старше.

Для традиционных обществ это было бы равносильно гибели, однако для индустриального общества, это, в силу более чем двукратного увеличения средней продолжительности жизни, вполне нормально. Литературные памятники указывают на то, что в эпоху европейского Возрождения старыми считались мужчины в возрасте за 40 лет.

Для этого этапа характерна активная интеграция индивида в общество. Появляется желание найти в нем свое место. Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если этого не происходит, то возможно следующее:

· сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий (взаимоотношений) с людьми и обществом;

· изменение себя, «стать как все»;

· конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.

Задачи будущего развития, стоящие перед индивидами в возрасте от 18 до 30 лет, как правило, концентрируются вокруг главных целей, которые Зигмунд Фрейд определил, как любовь и работа. Через дружбу, сексуальные взаимоотношения и трудовой опыт молодые люди приходят к первым представлениям о самих себе как о взрослых индивидах.

В связи с этим, социализация зрелости как правило характеризуется следующими двумя моментами.

Первый - это освоение роли самостоятельного экономического агента. Если на двух предыдущих этапах все физическое и культурное существование индивида материально обеспечивали другие люди (родители, воспитатели, опекуны), то на третьем этапе человек должен научиться самостоятельно заботиться о добыче средств для своего существования.

Второй - обзаведение собственной семьей. Если на первых двух этапах своей социализации человек - лишь объект чьего-то обучающего и воспитывающего воздействия, то с наступлением третьего этапа он сам превращается в агента социализации. От него требуется освоение новых ролей - мужа (жены), отца (матери), воспитателя, наставника, опекуна.

Каждый этап жизненного цикла сопровождается взаимодополняющими друг друга процессами: десоциализацией - процессом отучения от старых норм, ролей и правил поведения, и ресоциализацией - процессом обучения новым ценностям, нормам, ролям и правилам поведения взамен старых.

В наиболее общей форме ресоциализация происходит каждый раз, когда мы узнаем что-то, не совпадающее с нашим прежним опытом. Новый начальник, который требует работать по-иному, ресоциализирует нас. Такая ресоциализация является мягкой и незначительной модификацией уже знакомых нам процедур. Однако ресоциализация может быть интенсивной; например, на людей, вступающих в Общество анонимных алкоголиков, обрушивается поток информации, которая свидетельствует о деструктивных последствиях пьянства. Поступая в университет после окончания школы, некоторые молодые люди сталкиваются с интенсивным процессом ресоциализации, особенно в первые обескураживающие дни адаптации к новой среде.

Неполная социализация означает, что человек из всего необходимого объема знаний и культуры овладел только их частью. Близко к понятию неполной социализации понятие “частичная социализация”. Частичная социализация означает, что из необходимого и достаточного объема знаний и культуры человек овладел только какой-то его частью.

Например, вопреки советам учителей и родителей, ребенок вдруг ощутив в себе талант спортсмена, начинает уделять большое внимание именно занятиям спортом. Возможно, он достигнет неплохих спортивных результатов, но это будет только частичная социализация.

Близка к частичной социализации так называемая односторонняя социализация. В этом случае в полном и даже сверх того объеме социализирован какой-то один участок жизни человека.

Одностороннее развитие вундеркиндов, например, в области математики, делает их частично социализированными. Их способности в других областях жизни значительно снижаются. Дети художников, артистов, музыкантов и пр., как правило, наследуют данный вид деятельности, поскольку они более всего социализированы именно в этой области.

По содержанию к полной социализации близка актуальная социализация. При актуальной социализации объем и содержание социального знания и культуры полностью соответствуют тем, которые присущи той или иной социальной группе. Социализация может быть неактуальной, но полной. Например, человек может быть хорошо социализирован, но со временем его социализация все больше расходится с требованиями общества и становится все менее актуальной.

Соответственно существует быстрая и медленная социализация. В детском возрасте, когда кривая потребления знания резко рвется вверх, темпы социализации самые высокие. Наблюдать за ребенком в это время одно удовольствие, насколько он внимателен, напорист в получении знаний, активен в познании мира и какие быстрые успехи делает. Иногда, но весьма редко, такие темпы сохраняются и в последующие годы. И тогда мы говорим о выдающихся способностях и даже о таланте человека. Дети всегда талантливы, так называемые вундеркинды - пример быстрой социализации.

Бывает и медленная социализация, когда темпы потребления знания весьма низкие, и общее развитие растягивается на длительное время. Тогда говорят о замедленном развитии ребенка, при этом он может вовремя или с небольшим запозданием все-таки достичь полной социализации. В этом случае говорят о позднем развитии человека.

Агенты социализации - это структурные группы или окружения, в которых протекают важнейшие процессы социализации. Во всех культурах важнейшим агентом первичной социализации для ребенка является семья. Однако на более поздних стадиях жизни вступает в действие множество других агентов социализации. Агентами вторичной социализации индивида являются школа, вуз, армия, церковь.

Кроме того, большое социализирующее воздействие на человека оказывают группы сверстников, и средства массовой информации. Развитие средств массовой коммуникации увеличило число возможных агентов социализации. Распространение массовых печатных изданий было позднее дополнено средствами электронной коммуникации.

Социализация как процесс обучения общепринятым способам действий и взаимодействий является важнейшим процессом обучения ролевому поведению, в результате чего индивид становится действительно частью общества.

Каждый индивид в течение своей жизни обучается исполнять самые разные роли: ребенка, ученика школы, студента, отца или матери, тренера, организатора на производстве, офицера, члена определенного социального слоя и т.д.

Основные положения ролевой теории личности были сформулиро­ваны американскими социологами Дж.Г. Мидом и Р. Минтоном, актив­но разрабатывались Р. Мертоном и Т. Парсонсом, а также западно­германским социологом Р. Дарендорфом.

В качестве базовой единицы социальной системы Парсонс использовал статусно-ролевой комплекс, как структурный компонент социальной системы. Статус является структурной позицией в пределах социальной системы, а роль есть то, что человек делает, занимая данную позицию, рассматриваемую в контексте ее функциональной значимости для системы в целом. Следовательно актор рассматривается Парсонсом не более чем набор статусов и ролей.

Человек может иметь несколько статусов. Но чаще всего только один определяет его положение в обществе. Этот статус называется главным, или интегральным. Часто бывает так, что главный или инте­гральный, статус обусловлен его должностью (например, директор, профессор). Социальный статус отражается как во внешнем поведении и облике (одежде, жаргоне и иных знаках социальной и профессио­нальной принадлежности), так и во внутренней позиции (в установках, ценностных ориентациях, мотивациях и т. д.).

Социологи отличают предписанные и приобретенные статусы. Предписанный - это, зна­чит, навязанный обществом вне зависимости от усилий и заслуг лично­сти. Он обусловливается этническим происхождением, местом рожде­ния, семьей и т. д.

Приобретенный (достигнутый) статус определяется усилиями самого человека (например, писатель, генеральный секре­тарь, директор и т. д.). Выделяются также естественный и профессио­нально-должностной статусы. Естественный статус личности предпо­лагает поло-возрастные характеристики че­ловека. Профессионально-должностной - это базисный статус личности, для взрослого человека, чаще всего, являющийся основой интеграль­ного статуса. В нем фиксируется социальное, экономическое и произ­водственно-техническое положение (банкир, инженер, адвокат и т. д.).

Следует различать социальные и личные статусы одного и того же человека. Личный статус - это позиция, занимаемая человеком в его непосредственном окружении, оценка, которую дают ему его родственники, коллеги, друзья. Различные люди, обладающие одинаковым социальным статусом, могут иметь разные личные статусы, и наоборот. Можно было бы провести и такое различие: личный статус - это положение, которое человек занимает в малой (как правило, первичной) группе, а социальный - позиция, занимаемая им в большой общности.

Социальный статус обозначает конкретное место, которое за­нимает индивид в данной социальной системе. Совокупность требова­ний, предъявляемых индивиду обществом, образует содержание со­циальной роли.

Социальная роль - это совокупность действий, кото­рые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. Каждый статус обычно включает ряд ролей. Со­вокупность ролей, вытекающих изданного статуса, называется роле­вым набором.

Социальную роль следует рассматривать в двух аспектах: ро­левого ожидания и ролевого исполнения. Между этими двумя ас­пектами никогда не бывает полного совпадения. Но каждый из них имеет большое значение в поведении личности. Наши роли опреде­ляются прежде всего тем, чего ожидают от нас другие. Эти ожидания ассоциируются со статусом, который имеет данная личность. Если кто-то не играет роли в соответствии с нашим ожиданием, то он всту­пает в определенный конфликт с обществом.

Например, родитель должен заботиться о детях, близкий друг должен быть неравноду­шен к нашим проблемам и т. д.

Ролевые требования (предписания, положения и ожидания соответствующего поведения) воплощаются в конкретных социаль­ных нормах, сгруппированных вокруг социального статуса.

Главным связующим звеном между ролевыми ожи­даниями и ролевым поведением служит характер индивида.

Поскольку каждый человек исполняет несколько ролей в мно­жестве различных ситуаций, между ролями может возникнуть кон­фликт. Ситуация, в которой человек сталкивается с необходимостью удовлетворять требования двух или более несовместимых ролей, называется ролевым конфликтом. Ролевые конфликты могут возникнуть как между ролями, так и внутри одной роли.

Например, работающая жена находит, что требования ее основной работы могут прийти в конфликт с выполнением ею домашних обязанностей; или женатый студент должен примирять требования к нему как мужу с требованиями, предъявляемыми к нему как студенту; или работник милиции иногда должен выбирать между выполнением им своего должностного долга и произведением ареста близкого друга. Примером конфликта, происходящего в пределах одной роли, может служить положение руководителя или общественного деятеля, публично провозглашающего одну точку зрения, а в узком кругу объявляющего себя сторонником противоположной, или индивида, который под давлением обстоятельств исполняет роль, не отвечающую ни его интересам, ни его внутренним установкам.

В итоге можно сказать, что каждая личность в современном обществе в силу неадекватной ролевой подготовки, а также постоянно происходящих культурных изменений и множественности играемых ею ролей испытывает ролевое напряжение и конфликт. Однако она имеет механизмы бессознательной защиты и осознанного подключения общественных структур для избежания опасных последствий социальных ролевых конфликтов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 1147; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.104 сек.