Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Э. Дюркгейм и его теория эволюционного развития общества




Органическая теория общества Г. Спенсера и психологические теории классического периода.

Социология О. Конта, его закон об интеллектуальной эволюции человеческой мысли.

Характеристика классического этапа развития социологии.

ПЛАН.

5. «Понимающая» социология М. Вебера.

Рекомендуемая литература:

1. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. – М., 1993.

2. Волков Ю.Г. и др. Социология: Курс лекций: Учебное пособие. 2-е изд. – Ростов-на –Дону, 2006.

3. Вебер М. Избранные произведения. – М., 1994.

4. Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. История и рациональность: социология М. Вебера и веберовский ренессанс. – М., 1991.

5. Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии. – М., 1997.

6. Гофман А.Б. Эмиль Дюркгейм в России. – М., 2001.

7. Громов И., Малкевич А., Семенова В. Западная социология. – СПб., 1997.

8. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. – М., 1991.

9. Дюркгейм Э. Самоубийство. – М., 1994.

10. Конт О. Курс позитивной философии /Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. ХIХ в. – М., 1995.

11. Коломийцев В.Ф. Социология Г. Спенсера //Социологические исследования. – 2004. – №1.

12. Кравченко А.И., Анурин В.Ф. Социология: Учебник для вузов. – СПб., 2007.

13. Осипова Е.Г. Огюст Конт и возникновение позитивной социологии. – М., 1995.

14. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: Курс лекций. 3-е изд. – М., 2006.

15. Смелзер Н. Социология. – М., 1994.

16. Фролов С.С. Социология: Учебник для вузов. – М., 2007.

17. Фрейд З. Психология бессознательного. – М., 1990.

1). Люди издавна пытались понять, как возникает и развивается человеческое общество. До начала ХIХ века в социальной философии сложились свои проявления рационального и иррационального. Иррациональное чаще связано с теологическими концепциями, рациональное же понимание истории распадается на два самостоятельных течения. Это абстрактно-рациональное истолкование общественного бытия (от Платона и Аристотеля до Гегеля и Канта) и эмпирико-рациональное естественно научное познание и натуралистические теории. При этом социальные теории представляют собой широкий спектр различных воззрений, в которых проявляются разнообразные интересы (частная собственность – общественная собственность, рыночная – плановая экономика, закрытое – открытое общества, консерватизм – либерализм, классовая борьба – классовый мир, реформизм или эволюционизм – революционизм или быстрое преобразование общества и т.д.).

Протосоциологический период окончился в 30-х годах ХIХ века в связи с появлением термина социологии и оформлением ее как науки об обществе. С середины ХIХ века начинается первый, классический этап развития социологии, период теоретического оформления новой науки, ее понятийного аппарата и течений. С чем было связано появление новой науки об обществе?

Дело в том, что к середине ХIХ века выяснились, сколь глубоки противоречия западной цивилизации, какие потрясения несет миру капитализм. Классовая борьба, революции, расслоение людей на кучку богачей и основную массу нищих и обездоленных – все это создавало, казалось бы, безвыходную ситуацию. Как альтернативный путь развития общества возник марксизм, обещавший всем грядущее справедливое общественное устройство. Но философы и ученые стремились найти свой путь выхода из кризиса. Ответом на этот животрепещущий вопрос и стало рождение новой науки об обществе, взявший на себя сразу же огромную и трудную задачу – найти возможные пути разрешения всех назревших проблем без насилия, крови и революций, при помощи человеческого разума и здравомыслия.

Классический этап развития социологии связан с именами О.Конта, Г. Спенсера. К. Маркса, Э. Дюркгейма, М. Вебера, В. Парето. Знаменем ее становится позитивизм, главная черта которого – натуралистическая трактовка социальных явлений. Принципы натурализма заключаются в 2-х основных моментах:

а) природные и социальные процессы однородны, изучать их можно на основе методов естественных наук;

б) социологию следует строить аналогично моделям физических наук (бихевиористская социология).

Сразу появились две формы социологического позитивизма: механицизм, где человек и общество уподобляются машине и подчиняются физическим законам (Д. Милль, В. Парето), и органицизм, в котором общество развивается по аналогии с человеческим организмом (Г. Спенсер, Э. Дюркгейм).

2). Основоположником новой науки явился французский ученый Огюст Конт (1798–1857 гг.), изложивший в четырехтомной «Системе позитивной политики» теоретические положения позитивизма, направленные на развитие эмпирического, опытного знания, на повсеместное использование наблюдения, эксперимента, описания реальных событий и процессов. Конт жил, когда Францию потрясали экономические катаклизмы, политические перевороты и революции (директория, консульство, империя, реставрация, революция 1830 года, июльская монархия, революция 1848 года, вторая республика, вторая империя). На коротком промежутке времени перед ним разыгрывались необычные социальные общественные процессы. Сотрясаемое раздорами общество, нуждалось в лекарстве, и такую функцию призвана была выполнить социология.

Конт совершил коперниковский переворот в социологии, выдвинув идею позитивного метода. Учение Конта состояло из двух частей, он подразделил социальную науку на два больших раздела: статику (общество представлено как целое, части которого взаимосвязаны) и динамику (общество рассматривается в развитии). Развитие обществ и государств он поставил в зависимость от «состояния человеческих умов» – теологического, метафизического и научного (позитивного).

На первой ступени в обществе господствует религия, жрецы, наиболее приемлемая форма правления монархия, все вопросы решаются при помощи войн и насилия. Для этой стадии характерно мифологизированное сознание, сначала господствует анимизм – наделение явлений природы душой (вода, солнце, ветер имеют душу), потом фетишизм – приписывание предметам магических сверхъестественных свойств и качеств, политеизм – многобожие, и монотеизм (единобожие, что характерно для мировых религий). Этот период длится до 13 века. На второй ступени (13 – 18 века) решающим становится философское, метафизическое сознание, власть оказывается в руках философов, юристов, публицистов, но эта «критическая эпоха» порождает другую крайность – революции, анархические республики с приходом некомпетентных людей. И лишь на третьей ступени (середина 19 века) научное, позитивное сознание вытесняет военный дух и на смену аристократии приходит «социократия» промышленной эпохи. Эта эра ликвидирует патологии – революции. Править теперь стали философы-ученые, банкиры, промышленники и специалисты. «Порядок и прогресс» – вот достижения такого общества. Главное по Конту – социальная солидарность, исчезновение ее, означает распад общества. Он выступает за сильную власть, против демократии и либерализма. Конт отвергал рыночную экономику, конкуренцию, отрицательно относился к специализации труда, полагая, что это превращает человека в однобокого уродца. Государство по Конту – блюститель порядка, индивид должен подчиняться ему во всем. Основной принцип жизни – жизнь для других. Он исповедовал также принцип разделения политической и моральной власти. Выступал также за гармонию в обществе, понимая ее как единство между частями и целым. Главным в обществе по О. Конту должно быть воспитание и образование его членов, каковы люди, таким будет и общество.

3). Сторонником социального детерминизма, дарвинизма в социологии являлся английский ученый Герберт Спенсер (1820 –1903 г.г.), родоначальник органического направления в социологии. У Спенсера приоритет отдается личности, но говорится, что государство – «необходимое зло», при этом различается два типа государств – военный, основанный на принуждении и промышленный, где процветает сотрудничество, свобода, инициатива личности. Он уподоблял общество человеческому организму на сновании того, что и те и другие в процессе роста увеличиваются в своей массе; усложняются; их части приходят в зависимость друг от друга и продолжают жить как единые целые, хотя части их постоянно появляются и исчезают. В «Основных началах» он пишет о социальной эволюции – прогрессивном развитии общества по пути совершенствования социальных институтов, выделяя при этом три момента: интеграцию (переход от простого к сложному); дифференциацию (от однородного к разнородному); возрастание порядка (от неопределенного к определенному).

Механистическое направление раннего позитивизма выражал Г.Кэрн (1793–1879 гг.), писавший в «Основаниях социальной науки» о том, что законы управляют и физической, и социальной материей и человек является молекулой общества.

Итальянская политическая социология конца ХIХ – начала ХХ веков была представлена Вильфредо Парето (1848–1923 гг.) и Гаэтано Моска (1858–1941 гг.), известных как основоположников теории элит. Они кладут в основу своей теории закон дихотомии, согласно которому во всех обществах присутствуют два класса – правящего меньшинства (элиты) и многочисленный класс управляемого большинства. По Парето элита делится на «лис», управляющих хитростью и «львов», базирующих власть на подавлении. Наилучший вариант – сочетание того и другого.

Многие социологи того времени утверждали, что история движется, благодаря биоимпульсам, реликтам, а не благодаря осознанной деятельности, можно даже говорить о некотором господстве психологизма в ранней социологии.

Австрийский профессор Людвиг Гумплович (1838–1909 гг.) причину возникновения государств видел в насилии, войнах, которые он называет «повивальными бабками государств». Основным элементом общественного организма он объявил расу (не отдельного человека, а группу людей). Антагонизм рас и движет, по его мнению, историей.

Психологическое направление в социологии было представлено французским исследователем Г. Тардом (1843–1904 гг.), создавшим закон подражания (повторения), по которому общественная жизнь складывается через диалектику традиций и инноваций. Американец Ч.Х.Кули (1864–1929 гг.) явился автором теории «Зеркального Я», следуя которой человек осознает себя, наблюдая за другими людьми. Интересен взгляд психолога – экспериментатора Вундта (1823–1920 гг.) о том, что человек смотрит на себя в зеркало, часто не узнавая себя, или видит себя другими глазами. Представители психологического эволюционизма – американцы Л. Уорд (1841–1913 гг.) и Ф. Гиддингс (1855–1931 гг.) видели главное отличие и специфику общественного развития в проявлении осознанных актов человеческой психики. Телезис, писал Гиддингс, это цель, которая и движет общественный прогресс. Задача социология – выявлять такие цели. Таким образом, основным объектом социологии становился человек, индивид. Но другие исследователи человеческой психики высказывали прямо противоположную точку зрения – о превосходстве скрытых, бессознательных мотивов в действиях людей, о наличии так называемого подсознания.

Одним из главных представителей такого подхода был Зигмунд Фрейд (1856–1939 гг.), описавший Эдипов комплекс и комплекс Электры (любовь на определенном этапе маленького сына к матери и ревность, ненависть его к отцу, и, наоборот, любовь девочки к отцу и ревность ее к матери), роль сексуального либидо для жизни человека, структурный конфликт между нормативной сферой личности (Супер-Эго) и подсознанием (Идо). Французский исследователь Г. Лебон (1841–1931 гг.) продолжил изучение сознательного и бессознательного в человеке.
Он пришел к выводу, что толпе присуще инстинктивное, стихийное, слепое поведение, где человек утрачивает личностные качества. И социология должна предвидеть и предотвращать подобные вещи, так как это нивелирует творчество и влечет гибель цивилизации.

4). Данные теории не были вполне научными и потому, на рубеже ХIХ и ХХ веков остро ощущалась потребность в синтетической теории, которая дала бы миру цельную картину развития и функционирования общества. Вскоре Эмилем Дюркгеймом (1858–1917 гг.), французским ученым и были сформулированы принципы социологии, ставшие хрестоматийными. В его понимании социологии прослеживаются 2 тенденции: натурализм и социологический реализм. Первая говорит о том, что общество – часть природного мира, вторая – о специфике общества. Социальные факты он стал рассматривать, как вещи, которые могут быть наблюдаемы, объективны, материальны и в то же время связаны между собой отношением причинности. При изучении общества социолог должен быть свободен от личных пристрастий. Дюркгейм выступил против чрезмерной индивидуализации истории, полагая, что общество – целостная автономная система, функционирующая по своим законам. В этом плане социология предстала как общетеоретическая, общеметодологическая наука.

Наряду с этим он исследовал и конкретные социальные явления, например, самоубийства (эгоистическое самоубийство – индивид остается наедине с самим собой; альтруистическое – человек поглощается обществом; аномическое, оно обусловлено состоянием аномии в обществе). Аномия, по его мнению, это болезненное состояние общества, при котором в нем атрофированы все положительные и позитивные функции, царит идеологический вакуум. Она возникает, когда индивиды перестают следовать общепринятым нормам.

Краеугольным камнем учения Э. Дюркгейма стала теория о социальной солидарности. Он писал, что на заре человечества личности не было, но зато господствовало коллективное сознание. Людей притягивают общие верование и чувства, коллективное сознание – особо почитаемая ценность. В примитивных обществах, основанных на механической солидарности, личность не принадлежит себе. В развитом обществе, основанном на органической солидарности, личность и коллектив дополняют друг друга. Чем примитивнее общество, тем больше люди похожи друг на друга (кто видел одного туземца Африки, видел всех). В цивилизованном обществе два индивида отличаются с первого раза, действует классовая солидарность. В современном обществе частная жизнь личности неприкосновенна. Спарта регулировала даже прическу женщин, в Афинах им запрещалось иметь при вступлении в брак более трех платьев.

5). Но Дюркгейму не удалось ответить на все поставленные жизнью
вопросы в области социологии, и следующий философ – В. Дильтей (1833–1911 гг.) говорит, что общественные науки должны стремиться не к объяснению, как естественные, а к пониманию, необходимо понять людей, социальные законы, столь непохожие на законы природы. Так зародилась «понимающая» социология (Г. Зиммель, Ф. Теннис, М. Вебер).

«Понимающая» социология М. Вебера (1864–1920 гг.) – немецкого социолога, историка и философа состояла в исследовании предметно-осмысленного социального целерационального действия, смысловой связи поведения индивидов. Задачи «понимающей» социологии М. Вебера: 1). Выяснить, благодаря каким осмысленным действиям люди пытаются осуществить свои стремления, в какой степени и по каким причинам им это удавалось; 2). Какие понятные социологу последствия имели их стремления для осмысленного поведения других людей.

Краеугольным камнем его теории стала концепция идеальных типов, которая послужила методологическим обоснованием плюрализма. Идеальный тип, по его мнению, это своеобразная утопическая конструкция, характерная для того или иного общества, идеальная модель, которая отвечает его интересам в тот или иной период времени. Идеальные типы выражают как бы сущность оптимальных общественных состояний и не всегда совпадают с тем, что есть в обществе.

Он считал, что главное – поиск мотивов: почему человек поступил так, а не иначе? Так М. Вебер подошел к созданию теории социального действия и выделил следующие типы:

ü целерациональный (когда человек ясно представляет себе цель и пути ее достижения, учитывает возможную реакцию других людей);

ü ценностно-рациональный (когда действие совершается через сознательную веру в этическую, эстетическую, религиозную ценность);

ü аффективный (действие происходит подсознательно, в состоянии аффекта);

ü и традиционный (действие осуществляется через привычку).

Два последних не входят в предмет социологии, так как только первые два совершаются осознанно.

По Веберу религия может быть великой силой, что он демонстрирует на примере протестантизма («Протестантская этика и дух капитализма»). Он один из первых рассмотрел феномен бюрократии периода начала ХХ века, охарактеризовав ее как рациональную и в высшей степени эффективную.

Наконец, он создал знаменитую теорию 3 типов политического господства: легального, где правит бюрократия и законы; традиционного, где царит подчинение и послушание; и харизматического, в котором правитель отождествляется с Богом. Идеи М. Вебера пронизывают все здание современной социологии, составляя ее фундамент.

 

 

ЛЕКЦИЯ 3.

Общесоциологическая теория К. Маркса
и Ф. Энгельса и современность (1 час)

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 1924; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.