Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальное действие и поведение




План

Формирование социальных отношений.

Основные вехи развития социологии в России

Этапы Примерные временные рамки Основные характеристики
1 - й период середина XIX в. – начало 1920 х. возникновение и многостороннее развитее отечественной социологии как полноценной части общемировой социологической науки.
2 - й период начало 1920 х – начало 1930 х Развитее социологии в русле маркситско – ленинской идеологии, в интересах социализма и мирового коммунистического движения
3 – й период 1930 е годы – конец 1950 х. Практическая ликвидация социологии; полная идеологизация всей общественной жизни страны
4 – й период с конца 1950 х (особенно с конца 1970 х Постепенное и трудное возрождение отечественной социологии и расширение круга проблем для научных исследований

 

2.Социальное взаимодействие: типология, формы.

3.Социальный конфликт: сущность и основные причины.

Социальная структура – анатомический скелет общества. Под структурой в науке принято понимать совокупность функционально взаимосвязанных элементов, составляющих внутреннее строение объекта.

Один из основателей социологии МАРКС ВЕБЕР (1864 – 1920) определил социологию как науку, изучающую социальное действие, под которым он понимал любое действие, ориентированное на мотивы других людей. Оно обладает двумя обязательными чертами: осознанная мотивация и ориентация на других (ожидание).

Вебер полагал, что без учета мотивов социология не в состоянии установить причинные связи, которые только и позволяют создать крупномасштабную и объективную картину социального процесса.

Мотивация - субъективно подразумеваемый смысл действия.

Итак, сделаем первый вывод: стремясь познать общество, социолог, по мнению крупнейшего авторитета М. Вебера, должен начинать с индивида. Но изучать не его душу и эмоции, и совершаемые им действия. Их следует считать социальными только и если только они имеют осознанную цель и мотивацию.

Поведение, обладающее указанными критериями, называется целерациональным.

Целирациональное действие, совершаемое вопреки здравому смыслу и собственным интересам. Назовем его отрицательной целью. Оно выпадает из поля зрения социологии, хотя остается объектом психоанализа. По соседству примостилось аффективное действие, у которого вообще нет цели.Оно совершается при сильном раздражении, вспышке гнева, стрессе или агрессии. Им занимается традиционная психология.

В жизни немало ситуаций, когда человек явными действиями маскирует неявные цели. Иначе говоря, обманывает, ловчит. Можно ли и такие действия называть целерациональными? Должен ли их изучать социолог? Конечно, да, отвечает Вебер. Если индивид ясно осознает свою цель, но под схему целенаправленного действия. Понять смысл действия значит понять самого действующего.

Середину веберовской шкалы занимают ценнострациональные и традиционные действия.

Традиционное действие – это действие, совершаемое автоматически, в силу привычки.

Ценностнорациональное действие основано на сознательной вере в то, что наш поступок имеет эстетическую, этическую и религиозную или какую – либо иную ценность.

В социологии принят специальный термин, обозначающий социальное взаимодействие, - ИНТЕРАКЦИИ. Его надо запомнить.

Однако далеко не все, что мы делаем во взаимосвязи с другими людьми, к социальному взаимодействию. Если автомобиль сбил прохожего, то это обычное дорожно-транспортное происшествие. Но оно становиться социальным взаимодействием, когда водитель и пешеход, разбирая происшедшее, отстаивают каждый свои интересы как представители двух больших социальных групп.

Итак, наш первый вывод: взаимодействие – двунаправленный процесс обмена действиями между двумя или более индивидами. Стало быть, действие всего лишь однонаправленное взаимодействие.

Действие можно подразделить на четыре вида:

­ физическое действие, например пощечина, передача книги, запись на бумаге;

­ вербальное, или словесное действие, например, оскорбление, выражение приветствия «здравствуйте»;

­ жесты как разновидность действия: улыбка, поднятый палец, рукопожатие;

­ мысленное действие выражается только во внутренней речи.

Итак, сделаем второй вывод: первая типология социального взаимодействия основана на видах действия, а вторая – статусных системах.

Все многообразие видов социального взаимодействия и складывающихся на их базе социальных отношений принято делить на две сферы – первичную и вторичную.

Первичная сфера – область личных отношений и взаимодействия, существующих в малых группах: среди друзей, в группах сверстников, в кругу семьи. Вторичная сфера – это область деловых, или формальных отношений и взаимодействие в школе, магазине, театре, церкви, банке, на приёме у врача или юриста. Деление на первичную и вторичную сферы интеракции удобно тем, что благодаря ему устанавливается соответствие между социальным взаимодействием и социальными отношениями, с одной стороны, социализацией и социальными группами – с другой.

Принято различать три основные формы взаимодействия – кооперацию, конкуренцию и конфликт.

Кооперациясотрудничество нескольких индивидов (групп) ради решения общей задачи.

Конкуренция – индивидуальная или групповая борьба за обладание дефицитными ценностями (благами).

Конфликт – скрытое или открытое столкновение конкурирующих сторон

 

Объективно людям всегда лучше ладить друг с другом, однако всеобщего и вечного мира на деле не получается. Людям нужно, но трудно жить вместе. Различия между ними, противоречие их интересов, позиций и жизнен­ное соперничество неизбежно вызывают кон­фликты. К о н ф л и к т (от лат. conflktus - столкновение) можно определить как серьезное разногласие, или острый спор, вызываю­щие борьбу интересов, взглядов, стремлений людей. Условия и причины конфликтов весьма многообразны и часто сложно пере­плетаются.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 584; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.