Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Главные проявления мирового социального прогресса




 

 

Устойчивость общества обеспечивается не каким-то од­ним, а рядом социальных факторов, важнейшим из кото­рых является структура общества.

Социальная структура общества — это строение и форма организации общества, относительно устой­чивые взаимосвязи составляющих его элементов.

Социальная структура общества формируется на основе взаимной и, как правило, многосторонней связи его элемен­тов. За счет механизмов обратной связи, как положительной, так и отрицательной, происходят процессы самоорганизации и развития системной целостности. Социальная структура скла­дывается из людей, которые выступают носителями определенного социокультурного содержания. Основа структуры, в первую очередь, складывается из индивидов.

В силу обладания определенного содержания люди как индивиды общества занимают определенные позиции (ста­тус) и выполняют определенные социальные функции (роли). Процесс выполнения функций приводит к объединению этих индивидов в социальные, территориальные, этнические и иные общности (семья, социальные слои, классы, расы, на­ции, народности и т.п.).

Для социальной структуры приоритетными являются суб­ординационные связи (по вертикали) по отношению к ко­ординационным (по горизонтали), в результате чего она приобретает форму «социальной пирамиды». Примерами могут служить:

• социальная «вертикаль» общества (немногочисленная эли­та, опирающаяся на высшие, средние и низшие слои общества, численный состав которых растет в геомет­рической прогрессии по мере удаления от социальной «вершины»);

• система образования (общеобразовательные школы, ПТУ, техникумы, колледжи, институты, университеты);

• семья (глава семьи, члены семьи, ближайшие род­ственники, дальние родственники);

• производственный коллектив (собственник, менеджер, инженерно-технические работники, рабочие).

«Пирамидальное» строение основных социальных струк­тур обеспечивает оптимальное сочетание их устойчивости и изменчивости, при очевидном приоритете устойчивости. Поэтому развитие социальных структур происходит, как правило, постепенно и достаточно медленно. Вместе с тем в этом процессе можно выделить периоды быстрого и ра­дикального изменения. Так было, например, при переходе от демократического общества в довоенной Германии к то­талитарному и от тоталитарного — к демократическому, примером которого может служить воссоединение бывших ГДР и ФРГ.

Дело в том, что в отличие от окружающей нас природы, развивающейся по объективным законам, социальные изменения являются объективными, но не самопроизвольными. Они, в конечном счете, представляют собой результат активной деятельности конкретных людей и социальных групп, преследующих свои политические, экономические и соци­альные интересы. И если эти интересы оказываются узко эго­истичными, не совпадают с общей тенденцией развития того или иного конкретного общества, а прямо противоположны ей — возникает опасность нежелательных изменений соци­альных структур, которая при определенном стечении объек­тивных и субъективных обстоятельств может стать трагич­ной реальностью.

Третья отличительная черта достаточно зрелого общества — его автономность и самодостаточность. Автономность общества проявляется в его способности создавать необходи­мые условия для удовлетворения разнообразных потребно­стей индивидов и предоставлять им возможности для самореа­лизации. Только в обществе человек может заниматься узко­профессиональной деятельностью, зная при этом, что он всегда сможет удовлетворить другие свои потребности за счет такой же узкопрофессиональной деятельности других людей

В обществе человек может приобрести необходимые на­выки и приобщиться к достижениям материальной и духовной культуры, науки и т.п. Общество обладает той самодоста­точностью, которая обеспечивает его относительную авто­номность и позволяет ему выполнять свое основное предназначение — предоставлять людям такие формы организа­ции жизни, которые облегчают им достижение личных целей, Самодостаточность общества проявляется в отсутствии потребности во внешних управленческих импульсах. Обще­ство регулируется и управляется теми социальными инсти­тутами и на основании тех норм и принципов, которые возникают и создаются внутри него самого.

Четвертая отличительная черта общества заключаетсяего способности интегрировать различные ингредиенты в системное целое. В процессе социализации каждое новое поколение людей включает общество в сложившуюся систе­му общественных связей и отношений, приобщает к нормам

И правилам поведения. Благодаря указанному качеству, обще­ство оказывается восприимчивым к нововведениям, органичновключает в себя новые институты и социальные нормы, обеспечивая тем самым преемственность своего развития.

Общество — это самовоспроизводящаяся, саморе­гулирующаяся универсальная форма социального взаимодействия людей, обеспечивающая удовлет­ворение их основных потребностей.

Общество представляет собой результат деятельности конкретных людей. Любой социальный институт, любая сис­тема ценностей и норм выполняет свою роль только в том случае, если они реализуются в действиях и поступках лю­дей. Вот почему проблема существования, функционирования и развития общества — это также проблема существова­ния, функционирования и развития индивида в обществе. Социальные изменения происходят только в том случае, когда начинают активно действовать конкретные носители разно­направленных социальных интересов.

Все мыслимое и реальное многообразие сообществ лю­дей, существовавших прежде и существующих сейчас, со­циологи разделяют на определенные типы.

Типология обществ — это классификация, кото­рая позволяет выделить несколько типов общества, объединенных сходными признаками, но имеющих различия.

Одно общество может отличаться и отличается в дей­ствительности как явно (язык общения, культура, географи­ческое положение, политический строй, способ хозяйствова­нии, уровень благосостояния), так и неявно (степень стабильности, глубина социальной интеграции или дезинтег­рации). Данное обстоятельство создает проблему форми­рования критериев, на основе которых можно было бы классифицировать социальные системы. Для решения этой проблемы различные признаки, присущие обществу, высту­пают в роли критериев, превращающихся в основу для клас­сификации. В принципе, каждая классификация выполняет свою познавательную роль.

Если в качестве главного признака выбирается пись­менность, то все общества делятся на дописьменные и пись­менные.

Если в качестве главного критерия выступает число уровней управления и степень социального расслоения, об­щества делятся на простые и сложные. В простых обществах нет руководителей и подчиненных, богатых и бедных таковы первобытные племена. В сложных обществах несколько уровней управления, несколько социальных слоев. Возникшее социальное неравенство закрепляется юриди­чески, экономически, политически и религиозно.

Сложные общества появились примерно 6 тыс. лет на зад. Большую часть своей истории человечество прожило в простых обществах.

В мировой социологии широкое распространение по лучило деление обществ на «традиционные» (аграрные), индустриальные и постиндустриальные.

Под «традиционным» понимается общество с преимущественно аграрным способом хозяйствования, с малоподвижными социальными структурами и с основанным на патриархальных традициях способом саморегуляции. В нашем сегодняшнем понимании традиционное общество воспринимается как примитивное и отсталое. Для него характерны крайне низкие темпы развития производства, которые могут удовлетворять потребности людей лишь на минимальном уровне. Но главное в том, что «традиционное общество» крайне инерционно, а потому и маловосприимчиво к нововведе­ниям. Поведение индивидов в таком обществе строго контролируется и регламентируется обычаями и консервативными нормами. Обычаи, нормы, социальные институты, освященные традициями, считаются незыблемыми, не допускается даже мысль о каком-либо их изменении. Таким образом, выполняя свою интегративную функцию, они в то же время объективно способствуют подавлению свободы Человека, которая является одним из необходимых условий постоянного обновления общества.

Термин «индустриальное общество» ввел в научный обо­рот А. Сен-Симон. Важными чертами индустриального обще­ства являются гибкость его социальных структур, высокая Социальная мобильность, развитая система коммуникаций. Иными словами, это такой тип организации социальной жиз­ни, который осуществляется не на основе жесткого контроль над деятельностью и поступками людей и не путем уни­фикации их социального облика, а путем создания гибких структур, позволяющих разумно сочетать свободу и интере­ сы индивида с общими принципами, регулирующими совмест­ную деятельность людей.

В 60-х гг. XX в. для обозначения третьей исторической ступени в развитии общества был введен термин «пост­индустриальное общество». Концепция постиндустриально­го общества активно разрабатывается в американской и за­падноевропейской социологии. Структурные изменения в эко­номике и культуре наиболее развитых стран заставили по иному взглянуть на само общество в целом. Прежде всего, резко возросла роль науки, знаний и информации.

Получив необходимое образование, имея доступ к новейшей информации, индивид вместе с тем получает преимуще­ственные шансы в продвижении по лестнице социальной иерархии. Свободный творческий труд становится основой успеха и процветания как отдельно взятого человека, так и общества в целом.

Однако на фоне технического, технологического и ин­формационного прогресса в постиндустриальном обществе наблюдаются процессы, вызывающие серьезную тревогу. Го­сударство, его правящая элита, имея преимущественный доступ, в частности, к важнейшей социально-политичес­кой информации и к средствам коммуникации, получает невиданную ранее возможность оказывать влияние на созна­ние людей.

Таким образом, «постиндустриальное общество» — это не только качественно новая общественная система, обес­печивающая приоритет знаний и образования, но и реаль­ная угроза усиления государственного контроля над лично­стью, причем в достаточно скрытой, а потому и в более опасной форме.

В середине XIX в. К. Маркс предложил свою типоло­гию обществ. В отличие от рассмотренной типологии общества, основу которой составляют технические и технологи­ческие факторы, марксизм исходит из того, что различные общества отличаются по уровню своей зрелости способом производства материальных благ. При этом под способом их производства понимается противоречивое единство уровня развития производительных сил и характера производствен­ных отношений, прежде всего, отношений собственности средства производства и иные ресурсы экономического вос­производства.

Такой подход позволяет представить общественное развитие в виде последовательной смены общественно-экономи­ческих формаций, каждой из которых присущ свой способ производства. Маркс выделил пять общественно-экономичес­ких формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую феодальную, капиталистическую и коммунистическую. Каж­дая формация обладает спецификой, она развивается за счет развития внутренних противоречий, обладая набором системных свойств. К ним великий мыслитель относил способпроизводства, политические, моральные, правовые, эстетические и другие социальные процессы.

Основными социальными противоречиями Маркс считал противоречия между классами, поскольку одни классы производят материальные блага, необходимые для потребления, а другие их присваивают. В результате жесткого разделения труда, свойственного всем классовым форма­циям, люди отчуждаются от культуры. Конечным итогом бесклассового развития, о котором писал Маркс, являлось и преодолениеотчуждения людей от культуры на основе пла­нового и мобильного разделения труда.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 2408; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.