Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социологические концепции личности

Семья как малая социальная группа и социальный институт

Особое место среди институтов общества занимает институт семьи. Именно семья является основным носителем культурных образцов, наследуемых из поколения в поколение. Семья является необходимым условием социализации личности. Именно в семье человек обучается социальным ролям, получает основы образования, навыки поведения.

Понятия «брак» и «семья» не тождественны.

Брак — юридически оформленный союз между двумя и более индивидами разного пола, санкционированный обществом. Выделяют: церковный брак (перед лицом Бога), гражданский брак (зарегистрированный в ЗАГСе), сожительство, пробный брак.

Промискуитет — неупорядоченная смена половых партнеров. В некоторых странах невесту выбирают путем выкупа (образованная стоит меньше, т.к. менее хозяйственна)

Типология брака

1. выбор партнеров: экзогамия (партнер выбирается из чужой группы); эндогамия (партнер выбирается из своей группы)

2. размер брачной группы: групповой брак (брачный союз нескольких мужчин с несколькими женщинами); парная семья (выделение пары из группы, хотя продолжительность брака недолговечна); полигамия (брачный союз более чем 2х партнеров: полигиния — многоженство; полиандрия — многомужество); моногамия (брачный союз одного мужчины с одной женщиной: пожизненный или допускающий развод)

Социальные функции: репродуктивные (воспроизводство); сексуальное удовлетворение; эмоциональное удовлетворение.

Альтернативные формы брака: нерегистрируемые браки (сожительство — незаконный брак, половой союз, не оформленный в соответствии с законом данной страны); сепаратные браки (переходная к разводу ситуация, раздельное проживание супругов, которые неудовлетворенны браком, но не оформляют развод по каким-либо причинам); открытые браки (регулярно-раздельный, Годвин-брак); гостевые браки (дистанционные отношения из-за за далекого места работы); однополые браки; фиктивные браки; серийная моногамия (веерная: брак с постоянными разводами); свингинг (собрачный секс; социальные и эмоциональные узы сохраняются, но брак утрачивает сексуальную исключительность).

Семья — это группа связанных отношениями брака или родства людей, которая обеспечивает воспитание детей и удовлетворяет другие общественно значимые потребности.

Признаки:

‘ Пространственная локализация (дом, жилище)

‘ Собственность

‘ Общесемейная деятельность, выходящая за горизонты быта и потребительства.

Типология семьи:

1. Количество поколений: расширенная (3 и более поколений); нуклеарная (2 поколения)

2. Число родителей: полная (2); неполная (1)

3. Число детей: бездетная, 1детная, малодетная (2), многодетная (более 3);

4. Господство: патриархальная (экономическое господство); матриархальная (хозяйственное господство)

5. Доминирование: патернальная (социально-ролевое доминирование мужчины); матернальная; эквилетарная (равноправие социальных ролей)

Социальные функции семьи:

1. Социально-статусная: общественная функция (формирование социологической структуры общества); индивидуальная функция (определение социального статуса индивида и гражданства).

2. Хозяйственно-бытовая: поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми; получение услуг одних членов семьи от других.

3. Репродуктивная: биологическое воспроизводство, налаженный контроль за сменой поколения; удовлетворение потребности в детях.

4. Социологизации: контроль за воспитанием личности и гражданства; воспитание своих детей как опоры в старости.

5. Экономическая: экономически поддерживаются несовершеннолетние и нетрудоспособные члены семьи; материальные выгоды от других членов семьи.

6. Эмоциональная: психологическая терапия, эмоциональная стабилизация индивида; получение технической поддержки, защиты, удовлетворение потребности в любви и счастье.

В социологии семьи изучается брачное поведение, сексуальное, репродуктивное поведение и социальные проблемы брака и семьи.

Факторы, влияющие на брачное поведение:

‘ Социологические (возраст, социальный статус, интеллект, внешний вид, совместимость биологических часов);

‘ Психологические (влияние родителей, закон комплементарности: противоположностей; соотношение цены и стоимости обмена — квартира, з/п; соседство)

‘ Культурные (эндо-, экзогамия).

Проблема супружеской совместимости:

M Духовная совместимость — общность мировоззрений, убеждений, интересов.

M Психологическая — взаимодействие характеров, темпераменты, личностно-ролевые особенности супругов.

M Сексуальная — гармоничность в интимном общении супругов.

Современная семья: Четкое разделение дом/работа; Родство отделяется от семьи, уступая первенство целям индивида; Внесемейная мобильность детей; Система института семьи уступает место системе эгоцентризма; Переход к нуклеарной семье; Повышение доли престарелых одиночек, получаемых уход вне семьи; Современная семья — супружеская; Снижение брачности = сожительство = внебрачные дети; Повышение доли семей с одним родителем и детьми; Распространение повторных браков мужчин, в малой степени женщин; Повышение доли семей смешанного типа, где есть дети от повторных браков и предыдущих браков каждого из супругов; Исчезают традиции пожизненного брака; Частые разводы по инициативе женщин.

Научные парадигмы о будущем семьи:

1. Либерально-прогрессисткая семья переживает кризис, дезорганизацию; это не гибель семьи, а возникновение новых семейных структур;

2. Консервативно-кризисная емья: полный крах семьи как социального института, так как существуют сбои; термин семья можно заменять на термин «домохозяйство»

Социальные проблемы семьи:

‘ Проблема Адюльтера (измены): растет их количество

‘ Семейное насилие (физическое, эмоциональное, финансовое, сексуальное)

‘ Развод (прекращение брака при жизни супругов)

 

Личность

‘ В философии: произведение природы, Бога или общества, которое может лишь познать себя, но не изменить (человек адаптирующийся); творец, который изменяет условия и управляет собой (человек самовоспроиводимый); деятель, который развивает себя с помощью предметной активности.

‘ В психологии: говорят об индивидуальных особенностях людей (личность = индивид+индивидуальность)

‘ В социологии личность — устойчивая система социально значимых качеств индивида, позволяющая ему как члену общества играть в социальном мире самостоятельную роль.

Элементы структуры личности:

1. Социальные статусы и роли: объективные социальные условия жизнедеятельности.

2. Социальное самосознание личности, социальная «Я – концепция» личности: субъективные представления человека о себе как социальном существе.

3. Направленность поведения и деятельности личности: основные цели, жизненные программы, планы человека.

Личность — продукт общества, культуры — встает вопрос о социализации личности (процесс освоения социальных ролей, культурных ценностей и норм общества, к которому принадлежит индивид)

Макросоциологические теории:

1. По Линтону выделяют нормативную (та, черты которой лучше всего выражает черты культуры) и модальную личность (тип отклоняющийся от идеала, вариация).

2. В связи с этим выделяется типология личностей по Р. Мертону (по отношению к целям и средствам):

M конформист (культурные цели, средства, одобряемые в обществе; является лояльным членом общества);

M новатор (пытается достигнуть культурных целей; законные и незаконные средства);

M ритуалист (ритуалы, церемонии и правила для него являются основой поведения)

M изолированный тип (отходит как от традиционных целей, так и от институциональных средств, необходимых для их достижения: алкоголики)

M мятежник (нерешительность относительно как средств, так и культурных целей, желает создать новую систему норм и ценностей)

3. Дарендорф ввел термин: человек социологический, наряду с человеком трудящимся, ч- потребителем, человек универсальный, человек, зависящий от государства.

Микросоциологические концепции (проблематика личности, находящейся вполе межличностного взаимодействия):

1. Психоаналитические теории (З.Фрейд): выделил в структуре личности три элемента Оно (Ид), Я (Эго), Сверх-Я (Супер-Эго); Оно - это наше подсознание, невидимая часть айсберга, где господствуют бессознательные инстинкты. По Фрейду, фундаментальными являются две потребности: либидозная и агрессивная. Я - это сознание, связанное с бессознательным, которое время от времени прорывается в него. Эго стремится реализовать бессознательное в приемлемой для общества форме. Сверх-Я - нравственный «цензор», включающий совокупность моральных норм и принципов, внутренний контролер. Поэтому наше сознание пребывает в постоянном конфликте между проникающими в него бессознательными инстинктами, с одной стороны, и моральными запретами, диктуемыми Сверх-Я - с другой. Механизмом разрешения этих конфликтов выступает сублимация (вытеснение) Оно.

2. Ролевая концепция личности (Т.Парсонс, Я. Морено) — концепция, отождествляющая жизненные ситуации с игрой и сводящая деятельность человека к разыгрыванию определенных стандартных ролей в стандартных ситуациях. Различают два типа социальных ролей: конвенциальные и межличностные. Первые означают предписанный образец поведения, которое ожидается и требуется от человека в данной ситуации. Вторые определяются взаимодействием людей друг с другом.

3. Статусная концепция личности: характеристика места личности в системе общественных отношений, ее деятельность в основных сферах жизни и оценка деятельности личности со стороны общества, выражающуюся в определенных количественных и качественных показателях (зарплата, премии, награды, звания, привилегии), а также самооценку, которая может совпадать с оценкой общества или социальной группы. Социальный статус - это соотносительное положение (позиция) индивида или группы в социальной системе. В зависимости от того, занимает человек данную позицию благодаря наследуемым признакам (раса, социальное происхождение) или благодаря собственным усилиям (образование, заслуги), различают соответственно "предписанный" и "достигаемый" статусы.

4. Теория «зеркального Я» (Ч. Кули, Дж. Мид): наше Я рассматривается прежде всего как социальное образование. Самосознание человека — это результат социального взаимодействия, в ходе которого индивид приучается смотреть на себя как на внешний объект, усваивая мнения и оценки других людей о себе. Индивид, включаясь в социальное взаимодействие, научается «брать роли другого», т.е. осваивать общие значения, предвидеть реакции другого на свои действия, ставить себя на его место. Личность индивида: социальное Я (результат освоения различных ролей) и индивидуальное (спонтанное Я).

5. Теория референтной группы (Р. Мертон): влияние значимой социальной группы на поведение человека. Референтной является группа, ценности и нормы которой личность разделяет, идентифицирует себя с ней, ориентирует на нее свое поведение.

6. Диспозиционная концепция личности (В.А. Ядов):предрасположенность личности, их влияние на социальное поведение человека. Человек предрасположен к тому или иному поведению. Иерархическая система: Низший уровень (элементарные фиксированные установки); Второй уровень (социальные фиксированные установки, связанные с включением человека в контактные группы); базовые социальные установки (общая направленность интересов личности); Доминирующая направленность (связана с профессиональной деятельностью, семьей); ценностные ориентации.

7. Наиболее глубоко проблему структуры личности изучил М.Вебер в теории социальных действий: целерациональное действие (субъект имеет ясную цель и реализует ее); ценностно-рациональное действие (человеку выжжен не результат, он верен определенным ценностям); аффективное действие (эмоции); традиционные действия (основаны на привычке).

Социологические теории личности дополняют друг друга, описывая сложный механизм социального формирования и развития личности.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Этносы как социальные общности, их статусные позиции и идентичность | Половая стратификация общества. Гендерная социология
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 349; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.