Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Механизм мышечного сокращения




Классификация

Самостоятельная работа

Вопросы для самопроверки

1. Оцените значение развития средств транспорта для общества на рубеже XX-XXI вв.

2. Определите влияние средств транспорта на политику, экономику, культуру стран.

3. Охарактеризуйте особенности развития железнодорожного, водного, воздушного транспорта, ракетной техники.

4. Объясните, какую роль для стран играют достижения современной ракетной техники?

5. Сделайте общие выводы о значении новых конструкционных материалов в металлургии и химической промышленности. Приведите конкретные примеры.

6. Объясните значение понятия «модернизация». Вспомните, какие типы модернизации вам известны? К какому из них относилась Россия?

7. Чем обусловлено выделение этапов развития технического прогресса? Охарактеризуйте особенности развития технологий новой эпохи (рубежа XX-XXI вв.).

 

1. Работа с дополнительной литературой, Интернет-ресурсами. Проанализировать материал с целью определения примеров воздействия достижений в одной из областей науки и техники на их развитие в других областях.

2. Выступить на семинарском занятии по теме «Технологии новой эпохи».

 

План семинарского занятия:

1. Технологии новой эпохи.

1.1.1. Этапы развития технического прогресса.

1.1.2. Новые конструкционные материалы в химической промышленности и металлургии.

2. Развитие биотехнологий.

2.1. Достижения генной инженерии.

2.2. Генная инженерия человека.

2.3. Проблемы клонирования.

3. Развитие компьютерных технологий.

3.1. Глобальные компьютерные системы связи.

По форме По отношению По располо- По направлению По функции
    к суставам жению в теле волокон    
алинные (на односусглавные; поверхностные; круговые: дыхательные;
конечностях): двусуставные; глубокие: параллельные: жевательные:
короткие многосуставные передние; лентовидные; мимические;
(глубокие   задние; веретенообразные сгибатели;
мышцы   наружные; косые: разгибатели;
спины);   внутренние 1) одноперистые; отводящие;
широкие (на   латеральные 2) двуперистые; приводящие;
туловище);   медиильные 3) многоперистые супинаторы;
ромбовидная.       пронаторы:
квадратная;       сфинктеры:
круглая       расширители
и другие        

 

Вспомогательный аппарат мышц

Различные по строению, но топографически тесно связанные с мышцами и облегчающие их работу анатомические обра­зования.

I. Фасции

Мышцы и группы мышц окружены фасциями (fascia — по­вязка, бинт). Фасции состоят из неоформленной плотной со­единительной ткани и образуют вокруг мышц футляры — фиб­розные влагалища, а также перегородки, разделяющие отдель­ные группы мышц, которые в разных местах тела прикрепля­ются к костям. При этом футляр образован не только фасцией, но и костью — костно-фиброзное влагалище. Фасции покрыва­ют также целые области тела и конечностей и получают назва­ния по этим областям (фасции груди, плеча, предплечья, бедра и т. д.). Н.Й. Пирогов назвал фасции «мягким скелетом тела». Они уменьшают трение мышц, образуют опору для брюшка при сокращении и способствуют изолированному сокращению мышц. Различают поверхностные фасции, лежащие под кожей в толще клетчатки (окружают целиком каждую часть тела), соб­ственную фасцию, покрывающую сосуды и нервы между ске­летными мышцами, а также некоторые внутренние органы (поч­ки и др.), и глубокую в тех областях тела, где мышцы располо­жены в несколько слоев.

II. Синовиальные сумки

Это плоские мешочки вблизи суставов под мышцами и су­хожилиями, заполненные жидкостью и выполняющие ту же функцию, что и синовиальные влагалища сухожилий. Некото­рые из них соединяются с суставной полостью.

III. Костные и фиброзные блоки

Если в месте, где сухожилие перекидывается через костный выступ, покрытый хрящом, лежит синовиальная сумка, то об­разуется костный блок, через который перекидывается сухожи­лие. Он является опорой сухожилию, изменяет его направление и увеличивает рычаг приложения силы. Есть и фиброзные бло­ки, образуемые фасциальными связками.

IV. Сесамовидные кости

Например, надколенник, гороховидная кость. Также, как и блоки мышц, увеличивая угол прикрепления мышцы к кости, увеличивают силу мышц.

 

 

Основные физиологические свойства скелетных мышц

1.Возбудимость. Способность мышцы отвечать на действие раздражителя самой мышцы или двигательного нерва измене­нием физиологических свойств и возникновением возбуждения.

2.Проводимость. Способностъ проводить возбуждение, воз­никшее в каком-либо участке мышечного волокна, по всему во­локну.

3.Рефрактерность. Временное снижение возбудимости мыш­цы, которое возникает в результате возбуждения.

4.Лабильность. Количество возбуждений за единицу време­ни, зависящее от уровня обменных процессов.

5.Сократимость. Способность изменять свою длину или напряжение при возбуждении. Это основная функция скелет­ном мышцы. В период относительного покоя скелетные мыш­цы полностью не расслаблены, а умеренно напряжены. Такое Состояние называется мышечным тонусом и объясняется редкими импульсами от двигательных нейронов, которые попере­менно возбуждают нейромоторные единицы. При изотоническом сокращении укорачивается мышечное волокно, а напряжение не изменяется; при изометрическом сокращении длина мыш­цы не изменяется, а напряжение возрастает.

Как только поступает сигнал о необходимости сокращения данного симпласта, митохондрии выбрасывают нужное коли­чество энергии, а из эндоплазматической сети на миофибриллы — ионы кальция. Это запускает биохимическую реакцию, в результате которой химическая энергия превращается в меха­ническую. Тонкие нити актина перетягиваются вдоль толстых за счет поперечных актиномиозиновых мостиков. Z-линии как бы сдвигаются за счет сужения Н-зоны. За счет укорочения всех саркомеров укорачивается, то есть сокращается вся мышца. Расслабление мышечного волокна связано с работой особого механизма — «кальциевого насоса», который обеспечивает от­качку ионов Са2+ из миофибрилл обратно в трубочки саркоп-лазматического ретикулума. На это также тратится энергия. Основной источник энергии АТФ, при расщеплении которой выделяется энергия. Если АТФ израсходована, начинается гли­колиз: распад глюкозы с выделением энергии. Если уровень глюкозы в крови падает, то расщепляется гликоген. Химичес­кие процессы в мышце могут происходить как с участием кис­лорода (аэробный обмен), так и без кислорода (анаэробный обмен). В аэробных условиях происходит окисление углеводов до конечных продуктов обмена: воды и углекислоты. Этот об­мен преобладает при кратковременной интенсивной мышечной работе. Без кислорода гликолиз происходит с образованием АТФ и молочной кислоты. Анаэробный обмен обеспечивает длительную умеренную мышечную деятельность. В скелетных мышцах поддерживается относительно постоянная концентра­ция АТФ. Расходование ее инициирует компенсаторные про­цессы: повышается активность окислительных ферментов. Уг­леводы, свободные жирные кислоты и аминокислоты окисля­ются в митохондриях. При этом освобождается энергия, кото­рая идет на ресинтез АТФ. В процессе сокращения не вся хими­ческая энергия переходит в механическую, 40% ее превращает­ся в тепловую.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 403; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.