Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристика признаков текста и организация работы над ними




2.1. Тематическое единство текста. Содержание любого текста подчиняется его теме и главной мысли. Тема - это то, о чем говорится в тексте: о чем в нем повествуется, что описывается, о чем рассуждает автор. Тема представляет собой свернутое содержание, главный предмет речи, для раскрытия которого привлекаются другие предметы, находящиеся с ним в разнообразных отношениях. Широта охвата темы определяется набором подтем (микротем), в которых раскрывается более полно и глубоко тема в соответствии с замыслом автора.

Тема текста раскрывается через опорные, ключевые, слова. Они отражают основное содержание текста и помогают восстановить его при пересказе. Опорные слова занимают в предложениях текста коммуникативно значимые позиции, благодаря чему выделяются логическим ударением в устной речи. В тексте-повествовании опорными являются наименования участников событий, действий и предметов; в тексте-описании - наименования предметов и их признаков (в том числе процессуальных); в тексте-рассуждении опорными являются глагольные лексемы со значением объяснения и абстрактные имена существительные.

Главная мысль текста - это то, что хотел сказать автор по данной теме. Тема и главная мысль текста связаны с его прагматической установкой, т. е. с предполагаемым воздействием текста, которое может быть информативным, информативно-регламентирующим,информативно-оценочным или информативно-императивным. Эти различия находят отражение в характере заголовка текста. В информативных текстах он может быть тематическим («Метель») или сообщающим («Спать хочется»), В текстах, рассчитанных на эмоциональную или эстетическую реакцию воспринимающего, заголовки обычно содержат эмоционально-оценочную окраску восприятия содержания текста («Браво, белорусский балет!», «Танцующие таланты»), В текстах, прагматическая установка которых - воздействовать на волю, поступки адресата речи, заголовки побудительные («Все на каток!»).

Таким образом, знакомят учащихся с заголовками, необходимо раскрывать их разнообразие: одни из заголовков отражают тему текста, другие - его главную мысль.

Осмысление учащимися такого признака текста, как тематическое единство, осуществляется при выполнении заданий, формирующих коммуникативные умения определять тему и главную мысль текста, выделять в нем опорные слова, устанавливать тип текста по опорным словам, подбирать к нему заголовки:

1. Прочитайте текст. На какие слова в предложениях текста падает логическое ударение? Выпишите опорные слова. Какова тема текста?

2. По данным опорным словам установите тему текста.

3. Сравните два текста. Сформулируйте тему и главную мысль каждого из них.

I. Осень. Солнце ещё греет, только в нем нет летней яркости. Опавшие листья плотно лежат на земле и шуршат под ногами. На стволы осин лось надел белые браслеты. Заяц-беляк переоделся в белую шубку и дрожит круглыми сутками.

II. Ранняя осень - что за прекрасное время года! Жара спала, но ещё тепло. Воздух чистый-чистый, он напоен запахом созревших хлебов, конопли и свежего сена. Деревья стоят в полной своей красе, но уже на земле лежат пожелтевшие листья. (М. Фарутин.)

Главная мысль первого текста: осенью в природе происходят изменения; второго - изменения, происходящие осенью в природе, вызывают восторг.

4. Какие из предложенных опорных слов намечают тему текста, а какие - основную мысль: осенний лес, прогулка, цветной ковер, чистый воздух?

5. Какие из предложенных заголовков связаны с темой текста, а какие - с его основной мыслью?

6. Определите содержание будущего текста по опорным словам.

7. По опорным словам установите тип речи текста:

Петух красивый, смелый; огненное ожерелье; пышный хвост; сине-черные перья; бронзовая грудь.

Иметь собаку; не только радость, но и забота; надо выводить гулять; надо обучать; не выдерживают; не дрогнула рука; не дрогнуло сердце.

Два воробья; один перепорхнул на кадушку; стал пить; поглядывал на другого; перекликался с ним; братушка слетел к кадушке; напился.

8. Озаглавьте текст так, чтобы заголовок отражал тему текста.

9. Озаглавьте текст так, чтобы заголовок был связан с главной мыслью текста.

10. Обдумайте объем и границы предложенной темы; подберите подтемы, которые нужны для её раскрытия; приведите опорные слова, которые необходимы для раскрытия темы.

11. Прочитайте. Докажите, что данный текст имеет такой признак, как тематическое единство.

2.2. Развёрнутость текста. Признак тематического единства текста тесно связан с другим его признаком - развернутостью, т. е. с тем механизмом, который обеспечивает развитие темы (Т) текста.

Развертывание темы текста и воплощение его основной мысли осуществляются с привлечением подтем (ПТ), которые участвуют в формировании содержания текста.

Средством развертывания подтем являются соответствующие микротемы (МТ). Порядок микротем предопределяет глубину раскрытия подтемы и её относительную завершенность. Другими словами, тема и подтемы - это то, о чем говорится в тексте: микротемы - это то, что говорится о главном предмете и предметах, с ним связанных. Процесс развертывания темы текста осуществляется на уровне микротем, когда создаются умозаключения, вступающие в разнообразные отношения друг с другом в соответствии с требованиями и правилами логики (сравнение, сопоставление, противопоставление, отождествление и т. д.).

В развертывании его темы принимают участие ключевые предложения, которые несут его основной смысл. Например: в тексте К. Паустовского «Ласточка» выделены в качестве ключевых такие предложения, в которых описываются повадки ласточки с помощью глаголов-сказуемых несовершенного вида. В остальных предложениях говорится о том, кто наблюдал за поведением птицы и кто объяснил причину «преследования» ею человека, что выражается с помощью глаголов совершенного вида в предложениях, раскрывающих побочные темы.

Однажды днем в лугах ко мне пристала ласточка. Она кружилась около меня, задевала за плечо, кричала жалобно и настойчиво, будто я у неё отнял птенца, и она просила отдать его обратно. Она летала за мной, не отставая, два часа, и, в конце концов, мне стало не по себе

Я не мог догадаться, что ей нужно.

Я рассказал об этом знакомому деду Митрию, и он посмеялся надо мной... Я дал ему покурить, и он открыл мне простую истину: когда человек идет по нескошенному лугу, он спугивает сотни кузнечиков и жуков, и ласточке незачем выискивать их в густой траве - она летает около человека, ловит их на лету и кормится без всякой заботы.

Отношения между ключевыми предложениями и теми, которые их конкретизируют, поясняют, детализируют, называют отношениями по горизонтали.

В тексте, кроме того, формируются отношения и по вертикали: они устанавливаются между ключевыми предложениями. Основу связи между ключевыми предложениями составляют сочинительные отношения, которые реализуются с помощью синонимов, антонимов и описательных оборотов, единства видовременных форм глаголов-сказуемых (в нашем случае, в тексте К. Паустовского в ключевых предложениях преимущественно употреблялись глаголы движения: кружилась, задевала, летала и др.).

Таким образом, «вертикаль» раскрывает сюжет, название текста, его основную мысль. «Горизонталь» распространяет, конкретизирует содержание ключевых предложений. (См. статью Т. В. Романовой «Анализ текста как средство развития речи учащихся» [1, 9-13].

Для формирования коммуникативных умений, связанных с обучением развертыванию темы текста, можно использовать такие задания:

1. Прочитайте текст. Определите его тему. Найдите ключевые предложения, непосредственно участвующие в развертывании темы текста.

2. Глаголами какого вида выражены сказуемые ключевых предложений?

3. Назовите предложения, конкретизирующие, детализирующие ключевые предложения.

4. Глаголами какого вида выражены сказуемые предложений, распространяющих ключевые?

5. Какие смысловые отношения складываются между ключевыми предложениями и конструкциями, их детализирующими (пространственные, временные, причинно-следственные, сравнительные, сопоставительные и т. д.)?

6. К данной теме сформулируйте ключевые предложения.

7. По данным ключевым предложениям определите тему текста и его тип. Расширьте текст за счет распространителей ключевых предложений.

8. Составьте текст на указанную тему, реализуя схему: тема - ключевые предложения - предложения, конкретизирующие ключевые предложения.

9. Составьте текст на избранную тему по схеме: тема - подтемы - микротемы.

2.3. Последовательность текста. Наличие данного признака текста характеризует его структуру, которую называют композицией текста. Композиция - это группировка элементов содержания по определенной схеме. Общепринято, что структура текста состоит из трех частей: вступления, главной части, заключения.

Во вступлении обозначается тема текста и к ней привлекается внимание читателей.

В главной части раскрывается тема текста. Широта её освещения обеспечивается отбором подтем, а глубина - привлечением соответствующихмикротем. Задача главной части с психологической точки зрения - поддерживать интерес к излагаемому.

В заключении подводятся итоги, формулируются выводы, делаются обобщения

Трёхчастность структуры обнаруживается на уровне ССЦ, в котором различают зачин (начало мысли-темы), среднюю часть (развитие темы), концовку (итог развития темы ССЦ). Например:

Старый скрипач любил играть у подножия памятника Пушкину. (Зачин.)

Поднявшись по ступенькам к самому пьедесталу, старый музыкант обращался лицом на бульвар и трогал смычком струны на скрипке. У памятника сейчас же собирались дети, прохожие, чтецы газет из местного киоска, и все они умолкали в ожидании музыки, потому что музыка утешает людей, она обещает им счастье и славную жизнь. (Средняя часть.)

Уходил домой он поздно, иногда уже в полночь, когда какой-нибудь случайный одинокий человек слушал его музыку. (Концовка.) (По А. Платонову.)

Такая композиция ССЦ типичная, но необязательная: в тексте ССЦ может отсутствовать зачин или концовка, что обусловлено своеобразием содержания.

Предложение-зачин может иметь и такую специфику: в нем есть слово (или слова), вмещающее все содержание последовательно перечисляемых компонентов сложного синтаксического целого:

Вспоминается мне ранняя погожая осень...Помню раннее, свежее, тихое утро... Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и запах антоновских яблок, запах мёда и осенней свежести... (По И. Бунину.)

ССЦ, как и предложения, не существуют в речи изолированно. В тексте они сопоставляются, противопоставляются, участвуя в развитии темы. Как предложения внутри ССЦ играют неодинаковую роль, точно так же неодинаковы функции ССЦ во фрагменте, который состоит из двух или нескольких ССЦ, объединенных развитием одной темы и связанных с помощью специальных синтаксических средств. Фрагмент имеет ту же композиционную схему, только в роли зачина выступает не предложение, как в ССЦ, а ССЦ. Такие ССЦ называются ключевыми; внутренние ССЦ, развивая, поясняя, иллюстрируя тему, намеченную в ключевом ССЦ, образуют среднюю часть фрагмента.

Фрагменты могут объединяться в более крупные речевые целые. Основной способ организации крупных текстов - дистантная семантико-синтаксическая связь зачинов фрагментов, что создает смысловой и синтаксический каркас текста.

В зависимости от характера развертывания мыслей Г. Я. Солганик [2] выделяет такие виды логических единств; определение-объяснение, умозаключение-рассуждение, характеристика-описание и сообщение-повествование.

С учетом характера логических единств (у других авторов - способов раскрытия темы) различают три основных типа речи: описание, повествование, рассуждение. Тип речи обладает общесмысловым значением и стабильной структурой.

 

Различают значения:

- предмет и его признаки (описание предмета);

- место и расположенный на нем предмет (описание места);

- лицо и его действия (повествование);

-лицо (живое существо) и его состояние (описание состояния человека, животного);

- среда и её состояние (описание состояния среды, природы).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 2646; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.